Методическая разработка учебного занятия по теме "Меры содействия естественному возобновлению"
методическая разработка по теме

Прохорова Ирина Юрьевна

Материал содержит план занятия, презентацию, конспект  и раздаточный материал для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_.docx54.29 КБ
Office presentation icon mery_sodeystviya_1.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  УЧЕБНОГО  ЗАНЯТИЯ  

        

По междисциплинарному курсу:  ЛЕСОВОДСТВО

        

Тема:   Системы мероприятий по возобновлению леса (меры СЕВ)   

Цели:  

Дидактическая:             Формирование знаний по теме  «системы мероприятий по возобновлению леса», изучить меры содействия естественному возобновлению леса, технологию и нормативы мер СЕВ,  выработать умение применять полученные знания на практике.

Развивающая:              Научить выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательная:     Научить работать в коллективе и индивидуально, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы.   

Вид занятий (тип урока):        Урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Методы обучения:          Комбинированный.

Организационные формы обучения:    Групповая, индивидуальная.

Средства обучения:          Раздаточный материал, презентация, учебники, правила заготовки древесины, утвержденные Приказом МПР России от 16. 07.2007 № 184.

Вид и формы контроля знаний:     Письменный опрос.

Средства контроля:                 Задание для опроса в виде презентации.

Внутрипредметные связи:      Опираемся на ранее изученный материал по теме: рубки спелых и перестойных лесных насаждений.

Межпредметные связи:     Лесоведение, почвоведение, дендрология, ботаника, лесные культуры, экономика отрасли.

Виды самостоятельной работы студентов:  Работа с книгой, нормативной документацией, выполнение поставленной задачи.

Домашнее задание:        С.Н. Сеннов стр.26 – 36, В.Г Атрохин стр. 256 – 263; прочитать, конспект выучить.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент (~5мин).
  2. Обоснование значения темы и цели урока(~5мин).
  3. Повторение материала изученного по дисциплине лесоведение и лесоводство (дать определение подроста, его классификацию: по времени появления, по происхождению и в зависимости от участия человека. Типы сосновых и еловых лесов их краткая характеристика . (~ 10 мин)
  4. Изучение нового материала (~60мин):
  1. Выполнение пункта 1 задания и проверка выполнения (работа с учебником).
  2. Выполнение пункта 2 задания и проверка выполнения (работа с учебником).
  3. Показ презентации к пункту 3 и выполнение задания (работа с учебником).
  4. Показ презентации к пункту 4  и выполнение задания (работа с учебником).

При выполнении пункта 4.1 и 4.2 студенты работают в мини группе по 2 человека и могут   совещаться друг с другом.

  1. Проверка качества усвоения изученного, обобщение, выводы:
  1. Выполнение  задания представленного в виде презентации. (~5 мин)
  2. Самостоятельная проверка качества выполнения задания, выставление оценок. (Студенты обмениваются выполненными заданиями, проверяют работы друг друга и сами выставляют оценки. Каждый правильный ответ отмечается знаком +, не правильный ответ знаком -. Количество знаков + суммируется и получается соответствующий балл). (~ 5мин)
  3. Проверка выполненного задания коллективная, ответы показаны на соответствующих слайдах

 6.  Задание на дом.

Конспект учебного занятия

Меры СЕВ

  1. «Идея постоянства пользования лесом осуществляется через идею возобновления» - Г. Ф. Морозов

«+» естественного возобновления:

  • Сохранение видового разнообразия
  • Сохранение генофонда и экотипа
  • Более сложная возрастная структура формирующихся древостоев
  • Сохранение естественного направления динамических процессов

  1. Условия для появления естественного лесовозобновления на вырубках:

  • Нормальный тепловой режим почвы и приземного слоя воздуха.
  • Нормальный водный и воздушный режимы почвы.
  • Обеспеченность элементами питания.

  1. Успешность естественного возобновления

 в таежной зоне по типам леса:

Е Л Ь Н И К

БРУСНИЧНИК     ЧЕРНИЧНИК     ДОЛГОМОШНИК     КИСЛИЧНИК    ТРАВЯНЫЙ        СЛОЖНЫЙ  

             Ухудшение успешности естественного возобновления хвойных пород

С О С Н Я К

ЛИШАЙНИКОВЫЙ         БРУСНИЧНИК   ДОЛГОМОШНИК    СФАГНОВЫЙ    ЧЕРНИЧНИК   КИСЛИЧНИК     СЛОЖНЫЙ  

  1. Основные меры СЕВ:

        

  • Использование различных источников обсеменения вырубок

- Стены леса

- Семенные деревья или группы семенных деревьев

- Семенные куртины

- Семенные полосы

  • Подготовка почвы
  • Сохранение подроста
  • Очистка лесосек соответствующим образом
  • Подсушка осины

Дополнительные меры СЕВ: 

  • посадка на пень сильно поврежденного подроста твердолиственных пород,
  • вырубка подлеска, мешающего возобновлению леса;
  • вырубка подроста малоценных пород;
  • вырубка неперспективного подроста хозяйственно-ценных пород;
  • огораживание вырубок;
  • посев, посадка сеянцев или саженцев целевых пород в дополнение к естественному возобновлению.                           

                           

Раздаточный материал для студентов

Меры СЕВ

  1. «Идея постоянства пользования лесом осуществляется через идею возобновления» - Г. Ф. Морозов

«+» естественного возобновления:

  • ……………………………………………
  • ………………………………………………
  • ……………………………………………………
  • ………………………………………………………………….

  1. Условия для появления естественного лесовозобновления на вырубках:

  • ………………………………………………………………..
  • ………………………………………………………………....
  • ………………………………………………………………….

  1. Успешность естественного возобновления

 в таежной зоне по типам леса:

Е Л Ь Н И К

                                  ЧЕРНИЧНИК                                        КИСЛИЧНИК                                      СЛОЖНЫЙ  

              Ухудшение успешности естественного возобновления хвойных пород

С О С Н Я К

ЛИШАЙНИКОВЫЙ                                            ДОЛГОМОШНИК                                       ЧЕРНИЧНИК                                            СЛОЖНЫЙ      

  1. Основные меры СЕВ:
  • Использование различных источников обсеменения вырубок

          Источники обсеменения вырубок

- ………………………….

- …………………………

- ………………………….        

- …………………………

  • ………………………
  • …………………………
  • ……………………………..
  • Подсушка осины

Дополнительные меры СЕВ: 

  • посадка на пень сильно поврежденного подроста твердолиственных пород,
  • вырубка подлеска, мешающего возобновлению леса;
  • вырубка подроста малоценных пород;
  • вырубка неперспективного подроста хозяйственно-ценных пород;
  • огораживание вырубок;

посев, посадка сеянцев или саженцев целевых пород в дополнение к естественному возобновлению. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...