Методическая разработка урока по теме "Лесные пожары"
рабочая программа на тему
Открытый урок по междисциплинарному курсу "Охрана и защита леса", тема "Лесные пожары"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_lesnye_pozhary.docx | 40.63 КБ |
rabochaya_programma_pm.01.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку по междисциплинарному курсу «Охрана и защита леса».
Тема: «Лесные пожары»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в изучаемой теме: вводный урок.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная слайд – презентация, информационные листы.
Используемые методы: словесный (объяснение, рассказ, беседа), частично – поисковый (проблемные вопросы), наглядно - образный ( мультимедийная презентация).
Формы работы: общеклассная (эвристическая беседа)
индивидуальная (информационные листы, Синквейн)
Технологии: мультимедийная технология (презентация), технология Синквейн.
Развитие познавательной деятельности студентов реализуется через использование материалов мультимедийной презентации, беседу с опорой на личный опыт студентов, дополнительный материал.
Цели урока:
1. Дать определение лесного пожара; перечислить причины и условия возникновения лесных пожаров; научить различать виды пожаров; назвать последствия лесных пожаров
2. Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять опорные конспекты, развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы, составления синквейна.
3.Показать важность выбранной профессии ; побудить студентов к активности; укреплять навыки самостоятельной работы; прививать и укреплять навыки самостоятельного поиска нужной информации
Объяснение нового материала, закрепление материала сопровождается мультимедийной презентацией, опорой на раздаточные материалы.
По ходу объяснения учебного материала студенты заполняют информационные листы.
Одним из приемов в ходе закрепления учебного материала – использование технологии синквейн, который предполагает анализ изученного материала, выделение главного.
Тема урока: «Лесные пожары».
Цели:
Дидактические:
- дать определение лесного пожара;
- перечислить причины и условия возникновения лесных пожаров;
- различать виды пожаров;
- назвать последствия лесных пожаров.
Развивающие:
- учить выделять главное;
- развивать умения работать в диалоговом режиме;
- учить сравнивать;
- учить ставить и разрешать проблемы;
- развивать внимание и зрительную память;
Воспитательные:
- показать важность выбранной профессии ;
- побудить студентов к активности;
- укреплять навыки самостоятельной работы;
- прививать и укреплять навыки самостоятельного поиска нужной информации.
Вид урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Организационная форма обучения: традиционное занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Межпредметные связи: информатика, безопасность жизнедеятельности.
Средства обучения
ПК, мультимедийный проектор
Дидактические материалы: лист самооценки; раздаточный лист
План урока
1. Организационный момент - 1 мин
2. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин (отображается на слайде).
3. Актуализация знаний – 3 мин
Метод: репродуктивный, с использованием показа слайдов.
4. Изучение нового материала – 25 мин
Метод: репродуктивный, информационный с использованием показа слайдов
5. Закрепление нового материала – 10 мин
Метод: репродуктивный с использованием слайдов
6. Подведение итогов. Рефлексия – 2 мин
7. Домашнее задание – 2 мин (отображается на слайде).
Сценарий урока по междисциплинарному курсу « Охрана и защита леса»
Тема: «Лесные пожары».
На фоне слайда 1 преподаватель приветствует группу и проводит проверку готовности студентов и аудитории.
Преподаватель: Сегодня вы начинаете изучение нового
междисциплинарного курса « Охрана и защита леса». Как вы думаете, от чего или кого надо охранять и защищать лес? (Студенты дают свои ответы).
Преподаватель (если не скажут студенты): лес охраняют от пожаров и браконьеров, защищают от болезней и вредителей.
На сегодняшнем уроке мы начнем говорить об охране леса.
Прочитайте стихотворение (слайд 2).
О чем сегодня на уроке пойдет речь?
Тема урока «Лесные пожара» (слайд 3)
На фоне слайда записывается тема урока.
На фоне следующего слайда 4 преподаватель сообщает цели урока.
Преподаватель: Красивая легенда рассказывает, что огонь людям подарил Прометей. Ночью он тайно пробрался в колесницу бога Солнца Гелиоса и прикоснулся сломанной веткой к оси колесницы. Ветка загорелась, и с ней Прометей спустился на Землю и зажег людям первый костер, который полыхает до сих пор.
Изучение нового материала
Изложение нового материала ведется с использованием ПК и проектора
- Определение лесного пожара (слайд 5), схема лесного пожара (слайд 6)
(Студенты записывают определение в конспект.)
Преподаватель: На территории России наибольшие площади лесных пожаров находятся на территории Якутии (Республика Саха), Амурской, Иркутской, Читинской, Новосибирской областей и Красноярском крае (слайд7) На активно охраняемой территории лесного фонда России ежегодно регистрируется от 10 до 35 тысяч лесных пожаров, охватывающих площади от 0,5 до 2,5 млн. га. С учетом горимости лесов на неохраняемых и эпизодически охраняемых территориях северных районов Сибири и Дальнего Востока общая величина пройденной огнем площади составляет от 2,0 до 5,5 млн. га.
Преподаватель: все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Попробуйте сами назвать причины, по которым возникают лесные пожары.
( Студенты самостоятельно называют причины)
– брошена горящая спичка, окурок;
– охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;
– тракторист оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности (ТБ), курил рядом с заправляемой машиной и т.д.;
– люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках; костер оставленный без присмотра
– люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;
– осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ;
- искры из глушителя транспортного средства.
Преподаватель: эти факторы называются антропогенными. (Слайд 8)
АНТРОПОГЕН – греческое слово (гр. anthrṏpos – человек + genos- рождение) (Слайд 9)
Есть также естественные факторы: от вспышки молнии, от замыкания высоковольтной линии. (Слайд 8)
Записать в конспект причины лесного пожара.
Лесные пожары возникают чаще всего вблизи населенных мест, у железных дорог, грунтовых дорог, около лесных преприятий, лесозаготовительных участков.
В зависимости от расстояния до населенных мест меняются причины возникновения лесных пожаров. Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по берегам судоходных рек. В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70 % пожаров, 10 км — от 80 до 93 %, а за пределами 20 км — лишь от 3 до 10 % пожаров
Преподаватель: как вы думаете - какие условия способствуют возникновению лесных пожаров? (Студенты отвечают, если знают)
Большое влияние на возможность возникновения пожаров играют погодные условия данной территории. Чем выше плюсовая температура и меньше количество осадков в пожароопасный период (с апреля по октябрь), тем больше вероятность возгорания.
Одной из основных причин возникновения лесных пожаров являются метеорологические условия. Погода является фактором либо способствующим, либо препятствующим распространению пожаров: жара и ветер создают прямую угрозу выгоранию леса на больших площадях, затрудняют борьбу с огнем: обложные дожди, сырая, ненастная погода предотвращают лесные пожары. После длительной жары и бездождья летние грозы часто бывают причиной загорания леса — удары молний в землю там, где есть сушняк или сухая трава, создают очаги пожара, и если ливень при грозе не потушит их, то пожар может охватить огромную площадь. Особенно опасны для леса так называемые «сухие грозы», когда разряды атмосферного электричества между облаками и землей не сопровождаются выпадением дождя. Очень часто эти явления наблюдаются в Сибири, становясь виновниками возникновения лесных пожаров. Лесники Хабаровского края утверждают, что почти 50 % всех очагов пожара в крае возникает из-за «сухих» гроз. Погода в значительной степени влияет на пожароопасность и скорость распространения пожара. При этом она является самым непредсказуемым фактором. В зависимости от местности, погода может измениться в течение короткого времени. Слабый ветер может превратиться в сильные шквалы или же направление ветра может перемениться. Поэтому очень важно непрерывно и как можно более точно фиксировать метеорологические данные. Значимыми метеофакторами, оказывающими влияние на вероятность воспламенения горючего материала, являются: солнечное облучение, осадки, температура воздуха, сравнительная влажность воздуха и ветер. Наличие сильного ветра при пожаре способствует его распространению и увеличивает длину пламени. Понижение влажности воздуха повышает пожароопасность. При влажности воздуха выше, чем 70 процентов растительность впитывает влагу из воздуха. Если же влажность воздуха падает до показателя ниже 70 процентов, то воздух вытягивает влагу из растительности. Таким образом, погодные условия могут, как серьезно осложнить работу по ликвидации природного пожара, так и наоборот, способствовать эффективным действиям по пожаротушению.
Преподаватель: Теперь, когда мы обобщили причины и условия пожаров, разберем виды пожаров.
Все лесные пожары можно классифицировать по двум признаком:
А) по площади, охваченной огнем (слайд 10):
- загорание;
- малый пожар;
- небольшой пожар;
- средний пожар;
- крупный пожар и катастрофический пожар.
Б) по характеру распространения огня (слайды 11,12):
- низовые,
- верховые;
- подземные (торфяные).
Записать в конспект классификацию лесных пожаров.
1) низовой (90% всех случаев) (слайд 13) характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;
При низовом беглом пожаре (слайд 14) поверхностно обгорает травяной покров, лесная подстилка — опавшие листья и хвоя, частично — кора нижней части деревьев, хвойный и лиственный подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя на своем пути места с повышенной влажностью почвы, поэтому часть леса остается не затронутой огнем.
При низовом устойчивом пожаре (слайд 15) огонь, как принято говорить, «заглубляется», прогорает лесная подстилка, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью гибнет подлесок. Скорость низовых устойчивых пожаров значительно ниже скорости низовых беглых пожаров.
2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
Верховые пожары (слайд 16) наиболее опасны для леса. Проводником горения при верховом пожаре служит слой хвои, листьев и веток, кроны деревьев. Переход низового пожара на полог древостоя происходит в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, в местах преобладания молодых хвойных деревьев.
Верховые пожары распространяются с довольно большой скоростью: от 3 до 100 м/мин и более. При верховом пожаре выделяется огромное количество теплоты, которое способствует образованию сильных завихрений воздуха над пожаром и переносу горящих частиц. Так возникают новые очаги пожаров. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по крутым склонам. Этому способствует сильный ветер.
Как и низовые пожары, верховые подразделяются на беглые и устойчивые.
При верховом беглом пожаре (слайд 17-18), который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается по пологу скачками, значительно опережая фронт огня низового пожара.
При верховом устойчивом пожаре (слайд 19) огонь распространяется по кронам деревьев по мере продвижения кромки низового пожара. При этом сгорают практически все элементы горящего лесного массива.
Огненный шторм (слайд 20) – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.
3) подземный (торфяной) (слайд 21-23) пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
При подземных торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф может сгореть частично, до влажных слоев, в которых горение продолжаться не может, или полностью, на всю глубину до минерального слоя почвы. Скорость распространения подземного пожара очень низкая, но тушение такого пожара требует очень больших усилий.
Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Причиной начала торфяного пожара бывает и низовой пожар. Торфяные пожары опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка (полоса горения) такого пожара не всегда заметна, из-за чего возникает риск провалиться в прогоревший торф. Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы. В 1972 году при тушении торфяных пожаров в Московской и Владимирской областях были случаи гибели военнослужащих при попадании тяжелой техники в выгоревшие подземные пустоты.
Преподаватель: а каковы последствия лесных пожаров? (студенты называют самостоятельно)
Обобщение ответов: слайды 24-25
Преподаватель: в 2013 году в Тверской области ущерб от лесных пожаров составил 4,9 млн. рублей (уничтожение или повреждение лесных насаждений)
Записать в конспект последствия лесных пожаров.
Закрепление изученного материала.
- Ответить на вопросы: слайды 26-30
- Ответить на вопросы теста в листе самоконтроля
- Составить синквейн:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Рефлексия: «Сегодня на уроке я …»
Затем преподаватель выставляет отметки, давая оценку работе студентов на уроке.
Домашнее задание: слайд31
Конспект студента
Тема урока «Лесные пожары»
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, называется ________________________________________________________________
Причины лесных пожаров:
Классификация лесных пожаров:
А)________________________________________________________________________________
- загорание;
- малый пожар;
- небольшой пожар;
- средний пожар;
- крупный пожар и катастрофический пожар.
Б) __________________________________________________________________________________
- низовые,
- верховые;
- подземные (торфяные).
Последствия лесных пожаров:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление синквейна:
Название (одно существительное)_______________________________________________________
Описание (2 прилагательных)__________________________________________________________
Действия (3 глагола)__________________________________________________________________
Фраза, несущая определенный смысл_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Рефлексия. Сегодня на уроке я __________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самоконтроля
Вопросы по теме «Лесные пожары» |
I.Виды лесных пожаров: 1.Низовой, верхушечный, надземный 2.Низовой, верховой, подземный 3.Надземный, торфяной, листовой |
II.Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой: 1.Низовой 2.Верховой 3.Торфяной 4.Луговой |
III.Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар? 1.Степной 2. Луговой 3.Торфяной 4.Верховой |
IV.Основные причины возникновения лесных пожаров: 1.Животные, птицы 2.Деятельность человека и молнии 3.Буря, ураган |
V.Пожарная опасность в лесу – это: 1.Возможность возникновения и развития лесного пожара 2.Тушение лесного пожара 3.Неосторожное обращение с огнем |
VI.Для наземного обнаружения и визирования лесных пожаров используют: 1.Трактора, плуг, бинокль 2.Воду, пену, огнетушитель 3.Пожарные вышки, мачты, телевизионные установки |
Ответы
I. | II. | III. | IV. | V. | VI. |
Раздаточный лист.
Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека. (Записать в тетрадь).
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Записать в тетрадь).
Пирология - наука о лесных пожарах. (Записать в тетрадь).
Какие бывают пожары?
При низовом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.
Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.
При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.
При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.
Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.
Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ
И ВОСПРОИЗВОДСТВУ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
по профессии 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству
г. Вышний Волочек
2015 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству (базовой подготовки)
Организация разработчик: филиал ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», в п. Красномайский
Разработчик:
Иванов А.Ю., преподаватель, филиал ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж», в п. Красномайский
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4-5 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7-14 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 15-17 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 18-20 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВУ
ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.01 Мастер по лесному хозяйству (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.1.Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях.
ПК.1.2.Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего или основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях;
- охраны охотничьих угодий от нарушения природоохранного законодательства;
уметь:
- вести наблюдения за жизнью диких животных и птиц;
- проводить инвентаризацию охотничьей фауны и флоры;
- проводить биотехнические мероприятия в охотничьих угодьях;
- пользоваться картографическими данными охотничьего хозяйства;
- проводить мероприятия по охране фауны и флоры в приписных охотничьих угодьях;
- обустраивать простейшие места охоты (лабаз, засидку, вышки) для удобства и безопасности охоты;
- пользоваться охотничьим оружием и боеприпасами, правильно обращаться с ними;
- эксплуатировать транспортные средства в работе егеря (снегоходы, водный транспорт) и соблюдать правила безопасного обращения с ними;
- пользоваться государственными и отраслевыми стандартами на продукцию охотничьего промысла;
- пользоваться законодательными актами по лесному, охотничьему хозяйству, необходимой справочной литературой;
знать:
- значение и рациональное использование охотничьих ресурсов;
- особенности биологии охотничье-промысловых животных и места их распространения в охотничьих угодьях;
- систематику и общие морфобиоценотические особенности каждого отряда зверей и птиц;
- - сведения о характере охотничьих угодий, его ландшафтной характеристике;
- методику проведения инвентаризации, бонитировки, учета численности зверей и птиц;
- мероприятия по охране и воспроизводству диких животных;
- способы и технику охоты на промысловых, хищных животных и птиц;
- основные правила техники безопасности и пожарной безопасности в охотничьих угодьях, принципы охотничьей этики;
- способы обустройства мест охоты;
- основы оружейного дела (виды охотничьего оружия, необходимую документацию на использование его, обращение с ружьем);
- общее устройство и особенности эксплуатации транспортных средств используемых в работе егеря;
- основы собаководства;
- состав и виды охотничьей продукции (пушнину, мясо, шкуры, пернатую дичь, охотничьи трофеи, чучела зверей и птиц);
- государственные и отраслевые стандарты, сертификацию, основные документы на продукцию охотничьего промысла;
- лесное законодательство и основные законодательные акты о ведении и использовании охотничьих угодий;
- особенности охотохозяйственых мероприятий в заповедно- охотничьих хозяйствах.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 442 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 298 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 188 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 110 часов;
учебной практики – 72 часа
производственной практики – 72 часа
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях. |
ПК 1.2. | Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
ПК 1. 1.– ПК 1.2. | Раздел 1. Наблюдение за жизнью диких животных и птиц | 92 | 50 | 30 | 30 | 12 | - | |||
ПК 1. 1.– ПК 1.2. | Раздел 2. Проведение биотехнических и охотохозяйственных мероприятий в охотничьих угодьях | 118 | 58 | 30 | 30 | 30 | - | |||
ПК 1. 1.– ПК 1.2. | Раздел 3. Изучение основ охотоведения и охотничьего законодательства | 160 | 80 | 48 | 50 | 30 | - | |||
ПК 1. 1.– ПК 1.2. | Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 72 | - | |||||||
Всего: | 442 | 188 | 108 | 110 | 72 | - |
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел ПМ 1. Наблюдение за жизнью диких животных и птиц | 92 | ||||
МДК 1. Биология охотничье - промысловых животных | 50 | ||||
Тема 1.1.Введение | Содержание | 2 | |||
Содержание предмета «Биология промысловых животных», порядок его изучения, связь с другими предметами. | 1 | ||||
Тема 1.2.Биология и экология млекопитающих | Содержание | 6 | 1 | ||
1. | Экологическое группирование. Наземные, подземные, водные, воздушные звери. | ||||
2. | Годовой цикл жизни. Подготовка к размножению, деторождение и воспитание потомства, подготовка к зиме, зимовка. | ||||
3. | Свойства популяционных групп млекопитающих. Плотность, рождаемость, смертность, возрастной состав, распределение особей, расселение. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Изучение свойств популяций в угодьях. | ||||
Тема 1.3. Эколого- систематический обзор лесных зверей | Содержание | 6 | 2 | ||
Общая характеристика, анатомия и физиология, систематика, распространение, образ жизни, повадки и инстинкты. | |||||
1. | Отряд Насекомоядные. Семейство кротовые: выхухоль, крот | ||||
2 | Отряд Зайцеобразные. Семейство зайцевые: заяц-беляк, заяц-русак. | ||||
3 | Отряд Грызуны. Семейство беличьи: белка обыкновенная, бурундук. | ||||
4. | Отряд Хищные. Семейство псовые: енотовидная собака, волки, песцы, лисицы. Семейство медвежьи: бурый медведь, белогрудый медведь. Семейство куньи: куница, соболь, барсук, выдра, горностай, росомаха. Семейство кошачьих: рысь, тигр, камышовый кот | ||||
5. | Отряд Парнокопытные. Семейство свиные: кабан. Семейство кабарговые: кабарга. Семейство оленевые: благородный олень, пятнистый олень, северный олень, косуля, лось. Семейство полорогие: зубр, козлы, бараны, серны. | ||||
Практические занятия | 12 | ||||
1. | Изучение систематизации лесных зверей в угодьях. | ||||
Тема 1.4. Птицы | Содержание | 6 | 2 | ||
Общая характеристика, анатомия и физиология, систематика, распространение, образ жизни, повадки и инстинкты. | |||||
1. | Отряд Гусеобразные. Семейство утиные: лебедь, гусь, казарка, речные утки, нырки. | ||||
2 | Отряд Курообразные. Семейство тетеревиные: глухарь, тетерев, рябчик. Семейство фазановые: серая куропатка, перепел, фазан. | ||||
3. | Отряд Ржанкообразные. Кулики, вальдшнепы, бекас | ||||
Практические занятия | 12 | ||||
1. | Изучение систематизации птиц в охотничьих угодьях. | ||||
Самостоятельная работа | 30 | ||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщения, доклады, рефераты, презентации): Врожденные элементы поведения птиц и зверей. Поведение преследуемого зверя. Возможность и методы управления поведением лесных животных. Повадки диких зверей. Следы животных. Следы птиц. Медведь. Лось. Кабан. Куница. Белка. Волки. Птицы. | |||||
Учебная практика | 12 | ||||
Проведение наблюдений за жизнью диких животных и птиц | |||||
Раздел ПМ 2. Проведение биотехнических и охотохозяйственных мероприятий в охотничьих угодьях
| 118 | ||||
МДК 2. Организация и технология работ на егерских участках | 58 | ||||
Тема 2.1. Сведения о характере охотничьих угодий, их ландшафтной характеристике | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Охотничьи угодья. Понятие, размеры и организация территории охотничьих угодий. Методика проведения инвентаризации и бонитировки охотничьих угодий. | ||||
2. | Ландшафтная характеристика охотничьих угодий. Породный состав древостоя угодий. Стации угодий. | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
1. | Составление общих (паспортных) сведений о территории охотничьих угодий. | ||||
2. | Элементы среды обитания охотничьих ресурсов. Заполнение таблицы. | ||||
Тема 2.2. Учет численности зверей и птиц | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Формы организации учетных работ и методы учетов охотничьих животных. | ||||
2. | Зимние учетные работы. Маршрутные учетные работы. Учеты на пробных площадях. Учеты на подкормочных площадках. | ||||
3. | Весенние учетные работы. Учет копытных. Учет околоводных зверей. Учет боровой дичи на токах. Учет водоплавающих птиц. | ||||
4. | Летне-осенние учетные работы. Учет на реву. Предпромысловый учет пушных видов. Определение среднего числа птиц в выводке. | ||||
Практические занятия | 18 | ||||
1. | Зимние учетные работы. | ||||
2. | Весенние учетные работы. | ||||
3. | Летне-осенние учетные работы | ||||
Тема 2.3. Мероприятия по охране и воспроизводству диких животных | Содержание | 8 | 2 | ||
1. | Классификация биотехнических мероприятий. Мероприятия, направленные на увеличение экологической емкости местообитаний. Устройство искусственных убежищ и гнезд. | ||||
2. | Подкормка животных. Организация подкормки промысловых животных и птиц. Подкормка кабанов, лосей, зайцев, пернатой дичи. Минеральная подкормка диких животных. Солонцы. Галечники. | ||||
3. | Регулирование численности животных и состава поголовья. Значение работ по расселению, акклиматизации и реакклиматизации животных в повышении биологической продуктивности охотничьих угодий. Организация работ по отлову, мечению и расселению охотничьих зверей и птиц. | ||||
4. | Регулирование численности хищников. Ущерб, наносимый охотничьему хозяйству вредными хищниками. Время и способы истребления вредных хищников. Время и способы уничтожения вредных пернатых птиц. | ||||
Практическое занятие | 4 | ||||
1. | Расчет объѐмов необходимых биотехнических мероприятий. | ||||
Тема 2.4. Способы и техника охоты на промысловых, хищных животных и птиц. | Содержание | 6 | 2 | ||
1. | Ружейная охота. Охота на копытных животных. Охота на пушных зверей. Охота на пернатую дичь. Охота на вредных хищников. | ||||
2. | Самоловный промысел. Биологические основы охотничьего промысла. Самоловные орудия промысла. Организация и технология работ по подготовке самоловов к промыслу. Ремонт на путике стационарных самоловов. Охота с капканами и петлями. | ||||
3. | Псовая охота. Охота с ловчими и манными птицами. | ||||
Тема 2.5. Основные правила техники безопасности и пожарной безопасности в охотничьих угодьях, охотничья этика | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Правила безопасности на охоте. Требования безопасного поведения на охоте. Правила безопасности при охоте на крупных зверей и добирании подранков. Правила пожарной безопасности. | ||||
2. | Охотничья этика. Понятие об охотничьей этике. Основные принципы взаимоотношений в коллективе: на охоте, при выполнении работ в хозяйстве. Бережное отношение к природе, ее охрана, рациональное использование. Строгое соблюдение правил охоты, общественных и государственных законов. Гуманное отношение к охотничьим животным и птицам. | ||||
Зачет | Проверка знаний обучающихся | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа | 30 | ||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщения, доклады, рефераты, презентации): 1.Охотничье хозяйство России. 2. Фонд охотничьих животных. 3. Внутрихозяйственное охотустройство. 4. Межхозяйственное охотустройство. 5. Экипировка и инвентарь егеря. 6. Способы обустройства мест охоты. | |||||
Учебная практика | 30 | ||||
Проведение инвентаризации охотничьей фауны и флоры Проведение биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях Работа с картографическими данными охотничьего хозяйства Проведение мероприятий по охране фауны и флоры в охотничьих угодьях Обустройство простейших мест охоты (лабаз, засидка, вышка) | |||||
Производственная практика | 36 | ||||
Проведение биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях Инвентаризация, бонировка, учет численности зверей и птиц | |||||
Раздел ПМ 3. Изучение основ охотоведения и охотничьего законодательства | 160 | ||||
МДК 3. Основы охотоведения и охотничьего законодательства | 80 | ||||
Тема 3.1. Охотничье оружие | Содержание | 6 | 2 | ||
1. | Виды охотничьего оружия. Дробовые ружья. Пулевые ружья. Комбинированные ружья. | ||||
2. | Устройство, эксплуатация и уход. Стволы оружия. Ствольные коробки. Затворы и ударно-спусковые механизмы. Магазины и выбрасыватели патронов. Ложа и цевье. Неисправности оружия и их устранение. Уход за охотничьим оружием. | ||||
3. | Охотничьи боеприпасы. Боеприпасы заводского и домашнего изготовления. Гильзы. Пороха. Капсюли. Пыжи и прокладки. Дробь и картечь. Патроны для гладкоствольного оружия заводского изготовления. Пули для гладкоствольного оружия. Боеприпасы к нарезному оружию. Пристрелка охотничьего оружия. Снаряжение патронов для гладкоствольных ружей в домашних условиях. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Изучение устройства ружья. | ||||
2. | Изучение охотничьих боеприпасов. | ||||
3. | Реоолудинг для гладкоствольного оружия. | ||||
Тема 3.2. Самоловы | Содержание | 6 | 2 | ||
1. | Орудия самоловного промысла. Классификация самоловов. | ||||
2. | Пасти. Типы пастей и их конструкции. Спусковые механизмы пастей. Самоловы, близкие по конструкции к пастям. | ||||
3 | Кулемы. Виды кулем. Самоловы, близкие по конструкциям кулемам. Плашки. | ||||
4. | Капканы. Подготовка капканов к промыслу. Способы постановки капканов. Техника безопасности при капканном промысле. | ||||
5. | Петельные орудия лова. Петельные самоловы пассивного действия. Петельные самоловы активного действия. | ||||
6. | Живоловушки. Переносные живоловушки. Стационарные живоловушки. Сетевые живоловушки. | ||||
Практические занятия | 12 | ||||
1. | Изготовление самоловов. | ||||
2. | Способы постановки капканов. | ||||
Тема 3.3. Транспортные средства, используемые в работе егеря | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Снегоходы. Роль снегохода в работе егеря. Общее устройство, технические данные и особенности эксплуатации снегохода. ТО снегохода. Основные неисправности в работе и методы их устранения. Хранение снегохода. Требования безопасности при эксплуатации снегохода. | ||||
2. | Водный транспорт. Использование маломерных речных судов и лодочных моторов в работе егеря. Их общее устройство, технические данные и особенности эксплуатации. Основные неисправности и методы их устранения. ТБ при эксплуатации. Самодельный водный транспорт. Лодка-плоскодонка. Охотничьи челны и плоты. | ||||
Практические занятия | 4 | ||||
1. | Управление снегоходом. | ||||
Тема 3.4. Основы собаководства | Содержание | 6 | 2 | ||
1. | Породы охотничьих собак. Борзые. Лайки. Терьеры. Гончие. Таксы. Легавые собаки. Спаниели. | ||||
2. | Содержание собак. Уход за собакой. Кормление. Разведение собак и выращивание молодняка. Племенная работа. | ||||
3. | Дрессировка собак. Подготовка собак к выводкам, выставкам, полевым испытаниям, состязаниям. Натаска, нагонка и притравка охотничьих собак. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Описание способов охоты с охотничьими собаками. | ||||
Тема 3.5. Состав и виды охотничьей продукции | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Пушно-меховое сырье. Классификация, строение и химический состав шкурок, товарные свойства, пороки, первичная обработка, сортировка, хранение. | ||||
2. | Мясо диких животных и пернатой дичи. Сроки и способы добывания, химический составы и пищевая ценность, первичная обработка сырья, хранение и транспортировка. | ||||
3. | Трофейное дело и таксидермия. Охотничьи трофеи. Изготовление чучел зверей и птиц. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Подготовка пушнины по стандарту. | ||||
Тема 3.6. Стандартизация и контроль качества продукции | Содержание | 2 | 2 | ||
1. | Государственные и отраслевые стандарты на продукцию охотничьего промысла. Сертификация продукции. Основные документы на продукцию. | ||||
Практические занятия | 6 | ||||
1. | Изучение государственных и отраслевых стандартов на продукцию охотничьего промысла. | ||||
Тема 3.7. Основы охотничьего законодательства | Содержание | 4 | 2 | ||
1. | Основные законодательные положения по охотничьему хозяйству. | ||||
2. | Права и обязанности охотников. | ||||
3. | Законодательные положения о видах, правилах, способах и сроках охоты. | ||||
4. | Осуществление государственного охотничьего надзора. Охрана природы. Браконьерство. | ||||
Практические занятия | 8 | ||||
1. | Изучение основных законодательных положений по охотничьему хозяйству. | ||||
Самостоятельная работа | 50 | ||||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, заданных преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы (сообщения, доклады, рефераты, презентации): Охотничьи собаки. Охотничье оружие Охотничьи трофеи. Изготовление чучел зверей и птиц. Государственные и отраслевые стандарты на продукцию охотничьего промысла Права и обязанности охотников Подготовка к экзамену | |||||
Учебная практика | 30 | ||||
Изучение устройства охотничьего ружья Снаряжение патронов для гладкоствольных ружей Правила управления снегоходом Работа с государственными и отраслевыми стандартами на продукцию охотничьего промысла | |||||
Производственная практика | 36 | ||||
Участие в организации охоты на промысловых животных и птиц Подготовка пушнины по стандарту |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Лесных дисциплин», «Биологии».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов «Лесных дисциплин» и «Биологии» (30 рабочих мест)
- доска аудиторная
- стол преподавателя
- стулья аудиторные
- шкаф-стеллаж
- стенды
- диапроектор
- экран переносной
- образцы охотничьих боеприпасов, приспособления для снаряжения патронов, капканы
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Харченко Н.А. Биология зверей и птиц: Учебник для студ.высш.учеб. заведений / Н.А.Харченко, Ю.П. Лихацкий, Н.Н.Харченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Герасимов Ю.А. Справочник егеря.- М.: Агропромиздат, 2006.
3. Долбик М.С. Справочник охотника / М.С. Долбик, Э.Л. Банад, В.И. Ветохин и др.; Под ред. М.С. Долбика. Мн.: «Современная школа», 2005. - 367 с.
4. Вахрушев И.И. Охота с лайкой.- М.: ООО «ПТП Эра»,- М.: «Издательский дом Рученькиных», 2003.
5 .Угаров А.В. Охотничье снаряжение / А.В. Угаров. – М.: Вече, 2007.
6. Трофимов В.Н. Охотничьи боеприпасы и снаряжение патронов к охотничьим ружьям : - Мн.: ООО «СЛК», 1996.
7. Хозяев В.И. Товароведение мяса боровой дичи, диких животных нетрадиционного мясного сырья. Учебное пособие.М. – 2002. 234 с.
8. Кубышко О.В. Лайка. Создана для охоты. -Ростов н/Д:
9. Оберлендер Г. Дрессировка и натаска охотничьих собак. /Поле, лес, водоем . -М.: Аквариум, 1998.изд-во «Феникс», 2002.
10. Черенков С.Е. Самоловы /С.Е.Черенков, М.М. Матюнин-М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003.
11. Руковский Н.ЕН. Охота на хищных зверей в России / Н.Н.Руковский. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2002.
12. Трофимов В.Н. Охотничье оружие. Устройство, неисправности, уход.- М.: «Издательский дом Рученькиных», Мн.: «Современное слово», 1997.
13. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) А.Ю. Пуряева - М.: Юстицинформ, 2007.
14. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2009.
15. Комментарий к ФЗ "О животном мире" (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова - М.: Юстицинформ, 2002.
16. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) А.Ю. Пуряева - М.: Юстицинформ, 2007.
17. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2009.
18. Лесной кодекс РФ
19. Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №18 (ред. от 25.02.2009)"О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".
Дополнительные источники:
1. Хозяев В.И. Товароведение мяса боровой дичи, диких животных и нетрадиционного мясного сырья. Учебное пособие.М. – 2002. 234 с.
2. Сабанеев Л.П. Собаки охотничьи. Борзые и гончие / Сост. Е.А. Калганов.- М.: ТЕРРА, 1992.
3. Сабанеев Л.П. Охотничьи звери/ Сост. Е.А. Калганов.- М.: Физкультура и спорт, 1988.
4. Охота на медведя. На берлоге, облава, на овсах, с лайками/Сост. Королев В.В. – М.: ООО «ПТП Эра»,- М.: «Издательский дом Рученькиных», Мн.: «Современное слово», 1997
5. Войлочников А.Т., Войлочникова С.Д. Охотничьи лайки. Справочник. – 2-е изд.стереотип., доп.-М.: Изд. МЦ «Аспект», 1992.
6. Трофимов В.Н. Охота на зверей. Копытные. Продукты диких животных. - М.: «Издательский дом Рученькиных», Мн.: «Современное слово», 1997
Интернет-источники:
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- http://piterhunt.ru/library/articles/biotekhniya/biotekhniya
- http://npbp.brest.by/index.files/Page933.htm
- www.wikipedia.ru
4.3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Освоению данного модуля предшествует изучение учебных дисциплин общепрофессионального цикла: охрана труда, безопасность жизнедеятельности.
Занятия проводятся в учебных кабинетах «Биологии», «Лесных дисциплин» и «Информационных технологий в профессиональной деятельности» с использованием раздаточного материала и компьютерной программы. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных» является выполнение практических и реферативных работ. При работе над рефератом обучающимся оказываются консультации.
- КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего или среднего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение мероприятий по охране и воспроизводству диких животных» и профессии «Мастер по лесному хозяйству».
Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и практических навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией в форме комплексного экзамена по профессиональному модулю, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся и объединений работодателей.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для текущего контроля и промежуточной аттестации образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Проводить биотехнические и охотохозяйственные мероприятия в охотничьих угодьях | - проведение работы по учету, воспроизводству охотничьих животных и обеспечивает биотехнические и охотохозяйственные мероприятия; - уничтожении вредных животных в соответствии с местными правиламиохоты | Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по каждому из разделов профессионального модуля. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Защита реферата. |
Охранять охотничьи угодья от нарушений природоохранного законодательства. | -применение законодательных актов и других нормативных документов, регулирующих правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - организация работы коллектива; - осуществление охраны диких охотничьих животных в закрепленном обходе; - задержание в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях правил охоты; - составление протоколов на нарушителей охотничьего законодательства и правилохоты. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
| |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
| |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
| |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
| |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | Отлично |
75 ÷ 89 | 4 | Хорошо |
60 ÷ 74 | 3 | Удовлетворительно |
менее 60 | 2 | Неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
[1]Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...