«Метод проектов в процессе подготовки специалистов деревообработки»
статья на тему
Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает студента в процесс решения сложных проблем. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят студента в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проектов в процессе подготовки специалистов как средство повышения мотивации обучения».
Происходящие за последние годы глобальные изменения в социальной и профессиональной сфере, развитие информационных технологий, потребовали новых подходов к системе образования, значительной его перестройки.
При подготовке компетентных специалистов, чтобы привлечь обучающихся к созидательной учебной деятельности, поддержать их успехи и укрепить уверенность в своих силах, дать будущему специалисту не только необходимую подготовку, но и базу умений, применяется в организации учебной деятельности один из современных методов – метод учебных проектов.
Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает студента в процесс решения сложных проблем. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят студента в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность.
На метод проекта в образовании стали возлагать огромные надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. В этом смысле проектирование (метод проекта) стало рассматриваться как средство для развития компетенций.
Большее внимание в проектном методе уделяется оценке результатов выполнения проектной работы, оценке качества продукта. К критериям оценки И.Д. Чечель [ 4] относит следующие.
Критерии оформления и выполнения проекта
- Актуальность темы и предполагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
- Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений.
- Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
- Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Критерии оценки защиты проекта
- Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
- Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
- Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
- Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Способ оценивания, позволяет дать полный анализ выполненной работы. По представленным критериям сам студент, педагог и сокурсники оценивают проектную работу, заполняют экспертную карту и высчитывают средний балл. При реализации проекта существуют два результата. Первый скрытый – это педагогический эффект от включения учащегося в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Второй – собственно выполненный проект, причем не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности и реальный результат – уровень воплощения задуманного в материале.
Проектное обучение развивает:
- исследовательские умения (умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять, обобщать, делать выводы);
- умения работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности);
- коммуникативные умения (умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую, в случае несогласия уметь конструктивно критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение, синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения).
Кроме лекций и курсов в этой модели принципиальное место занимают такие оргформы, как мастерские, проектные разработки. При организации таких форм становится возможным осуществлять работу в целевых проектах. Через них студент включается уже в собственно профессиональную деятельность на конкретных рабочих площадках вместе с работающими там профессионалами.
Анализ умений, формируемых в проектной деятельности в разных учебных заведениях, позволяет выделить несколько типов результатов.
- Оформление и презентация содержания работы и результатов проекта: умения представлять письменный план действий, ведущий проект к позитивному заключению; писать технический отчет по выполненной работе; представлять доклад формата для конференций по выполненной работе; делать профессиональные устные презентации, включая предварительные и критические замечания по проекту, финальные презентации; исполнять письменные профессиональные отчеты, включая инструкции; понимание содержания и стиля устных презентаций.
- Работа с информацией и знаниями в проекте: приобретение и понимание информации, содержащейся в современной технической литературе, например, экономических изданиях, журналах, книгах, сборниках по итогам конференций и дополнительной литературе по компьютерным комплектующим, программному обеспечению, инструментам инженерного проектирования и т.д.; умение демонстрировать способность собирать, соотносить и умело использовать информацию из различных источников, объединять и использовать знания, полученные во всех дисциплинах.
- Разработка проблем, задач, содержания проектной деятельности: умения представлять критический анализ исследуемой проблемы; предлагать решения, рекомендации и предложения для дальнейшей работы; способность формулировать проблему, для разрешения которой необходима разработка проекта, формулировать четкое положение о существе проблемы в проблемных ситуациях; способность генерировать альтернативные дизайн-проекты, потенциально удовлетворяющие разрешению проблемной ситуации.
- Применение навыков и культуры проектирования в работе: способность применять навыки инженерного проектирования, демонстрировать навыки управления проектом; способность планировать и управлять дизайн-проектом, включая временные ограничения; описание и понимание процесса проектирования как целого, например, аргументирование проекта, определение ограничений, определение критериев проекта и расписания, распределение работы, управление проектом и оценивание в процессе проектирования; описание, понимание и применение основных инструментов, используемых в процессе проектирования.
- Работа в команде: написание предложений по дизайн-проекту в команде и получение одобрения коллег; умение работать в группах по взаимному оцениванию с коллегами; понимание преимуществ и потенциальных проблем работы в команде, описание качеств и процессов, необходимых для эффективной работы в команде и описание роли работы в команде в процессе проектирования.
Имманентной чертой проектной культуры являлась «гибкая технология», подход, при котором образ жизни, моделируемый в проекте-программе, выражает идеалы и потребности человека и общества и является техническим заданием на создание соответствующей технической культуры. В подобной проектной деятельности интегрируются социально-культурные, производственно-технические и организационно-управленческие аспекты.
Действительно, все качества, необходимые современному специалисту для того, чтобы быть конкурентоспособным и мобильным на рынке труда, а именно, демонстрировать способность работать по межотраслевым интегрированным проблемам и рассматривать каждый частный момент в системе, применяются в методе проектов. Студенты могут самостоятельно выделить, формулировать проблему и искать оригинальные решения, уметь аргументировать свою позицию и довести ее до изготовителя, директора, пользователя.
Таким образом, у студента в процессе использование метода проектов формируются универсальные компетенции: способность управления информацией, активному овладению системой знаний и умений, творческому их использованию в профессиональной деятельности и в самообразовании; учит квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения. Самостоятельно строить и корректировать свою
профессиональную деятельность; ориентироваться в многообразии источников информации, форм, методов, приемов, средств достижения поставленной цели; определять и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации; осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.
Литература
1. Никонова Т. В. Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология: Методические рекомендации. Пермь: ПОИПКРО, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 2006.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий:В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.
В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp"....
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО
В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных ...
Внедрение метода проекта учебный процесс
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента в создание тех или иных проектов д...
Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"
Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-ПетербургМЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 Сварочное производство
Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.06 сварочное производство базового уровн...
Современные педагогические технологии в процессе подготовки специалистов со средним медицинским образованием в области обучения иностранным языкам
Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранных языков. Все больше и больше преподаватели обращаются в процессе обучения инос...