Статья, январь 2025
статья
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ
Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена общества. Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На воспитание у детей таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственное отношение к труду, требовательность к себе и др. оказывает отношение к труду членов семьи. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Не всегда родители могут правильно поставить в своей семье подготовку школьника к будущей трудовой жизни. Здесь особенно важной становится руководящая роль школы.
Ведущим типом деятельности старшеклассников является профессиональное самоопределение.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Рассмотрим некоторые ситуации выбора профессии. С одной стороны, это позиция старших членов семьи. Забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна – они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них, в отличие от родителей, «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…».
В большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
С другой стороны, это позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося. Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей ребенка в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов старшеклассника, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.
Ознакомление родителей с основными вопросами подготовки детей к выбору профессии – важный этап работы учителя с родителями. Деятельность школы по профессиональному самоопределению учащихся включает в себя организацию и проведение элективных курсов, занятий в сфере доп. образования, бесед, экскурсий на предприятия, классных часов, оформление стендов, проведение классных родительских собраний, встреч с выпускниками школы, диспутов и многое другое, что отражено в плане работы образовательного учреждения по профессиональному самоопределению обучающихся.
Выбор эффективных форм работы учителя и семьи возможен при условии хорошего знания семей воспитанников. С этой целью в школе проводится не только анкетирование и наблюдение за учениками, но и изучение семьи в результате ее посещения. Эта работа дает полную информацию о семейной атмосфере, помогает определить, как можно использовать помощь родителей ребенка в выборе профессии, а также оказать необходимую помощь семье. Бывая в семьях своих учеников, беседуя с родителями об их ребенке, учитель устанавливает более тесный контакт с родителями, привлекает их внимание к решению проблемы выбора профессии их детьми. Происходит взаимообмен необходимой информацией об интересах, наклонностях и профессиональных намерениях школьников. При этом учитель сообщает родителям те сведения, которые были выявлены на основе анализа анкет учащихся по профессиональному самоопределению.
Большей эффективности в работе с родителями можно достичь, если педагогическую пропаганду осуществлять с помощью самих же родителей, подключать отцов и матерей школьников к активной совместной работе с учащимися.
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.
Родители и школа призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и возможностях и определить их трудовой жизненный путь.
Успешное решение этой задачи связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция демографической политики РФ до 2025 года
Данная концепция изучается в рамках специальности 040401 " социальная работа" СПО на основе ФГОС СПО...
календарный план воспитательной работы на базе общежития 2024-2025 у.г.
Календарный план воспитательной работы на базе общежития 2024-2025 у.г....
Стратегии развития московского образования до 2025 года. Город- школа.
Становление современного общества в России, новые геополитические факторы, важнейшим из которых является глобализация, интеграция Российской Федерации в мировое образовательное пространство объективно...
Журнал ГОСуслуги № 1, январь 2013 г., статья "Кадры решают все!" стр.8
В статье описаны ключевые моменты по подбору и мотивации педагогических кадров...
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р ...
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года....
"КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ МБОУ КУРАГИНСКАЯ СОШ №3 НА 2020-2025 год"
В программе разработаны основные направления библиотечной деятельности для преобразования школьной библиотеки в информационно - библиотечный центр...