РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Правила безопасности дорожного движения, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, укрупненная группа 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Аграрный техникум»
Разработчик: Бабанцев Виктор Валерьевич преподаватель 1 категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.10_4ta_2023.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Республики Хакасия
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Аграрный техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
___________И.А. Арасланов
«__25_»_июня__2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
по специальности среднего профессионального образования
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Рассмотрено
на заседании ЦК
технических дисциплин
потокол № 8
от 25.06.2023 г.
_____________ В.В. Бабанцев
Шира, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Правила безопасности дорожного движения, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, укрупненная группа 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Аграрный техникум»
Разработчик: Бабанцев Виктор Валерьевич преподаватель 1 категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 20 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 22 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 «Правила безопасности дорожного движения».
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, укрупненная группа 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться дорожными знаками и разметкой;
- ориентироваться по сигналам регулировщика;
- определять очередность проезда различных транспортных средств;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
- обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
- предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
- организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- причины дорожно-транспортных происшествий;
- зависимость дистанции от различных факторов;
- дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
- особенности перевозки людей и грузов;
- влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
- основы законодательства в сфере дорожного движения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными и общими компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию автотранспорта.
ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта
ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 194 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 178 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 194 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 178 |
в том числе: | |
практические работы | 60 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Консультаций | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правила безопасности дорожного движения».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1.Основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения. | 132 | |||||
Тема 1.1. Введение, обзор законодательных актов. | Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО). | 2 | 2 | |||
Тема 1.2. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязательности водителей, пешеходов и пассажиров. | Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязательности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам. Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения. | 4 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.2 | 2 | 2 | ||||
Тема 1.3. Дорожные знаки. | Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, поворотные и временные знаки. Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета. Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков. Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения. Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака. Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения. Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки. Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака. | 10 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.3. | 2 | 2 | ||||
Тема 1.4. Дорожная разметка и ее характеристики. | Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки. | 4 | 2 | |||
Практическое занятие по темам 1.1-1.4 Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой | 14 | 3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.4 | 2 | 2 | ||||
Тема 1.5. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств. | Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов. Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот. Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования. Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения. Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением. Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части. Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничение скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции. Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен. Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдение правил обгона и встречного разъезда. Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенного пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены. Опасные последствия несоблюдение правил остановки и стоянки. | 6 | 2 | |||
Практическое занятие по теме 1.5 Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. | 6 | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.5 | 2 | 2 | ||||
Тема 1.6. Регулирование дорожного движения. | Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора и регулировщика, запрещающих движение. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
| 6 | 2 | |||
Практическое занятие по темам 1,5-1,6 Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. | 14 | 2 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.6 | 2 | 2 | ||||
Тема 1.7. Проезд перекрестков. | Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. Регулируемые перекрестки. Взаимодействия сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог. Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия водителя в случае, если он не может определить наличия покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета. | 8 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.7 | 2 | 2 | ||||
Тема 1.8. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей». Железнодорожные проезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на проездах. Порядок движения транспортных средств. Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Случаи, требующие согласование условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. | 6 | 2 | |||
Практическое занятие по темам 1,7-1,8. Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. | 14 | 3 | ||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.8 | 2 | 2 | ||||
1.9. Особые условия движения. | Движения по автомагистралям. Запрещение, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестках. Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки. Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки. Случаи, когда буксировка запрещена. Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств. Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству. Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз с которого разрешается управление). | 4 | 2 | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа Решение экзаменационных билетов по теме 1.9. | 2 | 2 | ||||
Тема 1.10. Перевозка людей и грузов. | Требования к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей. Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства. Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласование условий движения транспортных средств с ГИБДД. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов. | 4 | 2 | |||
Тема 1.11. Техническое состояние и оборудование транспортных средств. | Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно – следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. | 2 | 2 | |||
Тема 1.12. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения. | Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями. | 2 | 2 | |||
Тема 1.13. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в сфере дорожного движения. Административное право. | Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН (изъятие водительского удостоверения, задержание транспортного средства и т.д.). | 2 | 2 | |||
Тема 1.14. Уголовное право. | Понятия об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности). Условия наступления уголовной ответственности. | 4 | 2 | |||
1.15. Гражданское право. | Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. Понятия о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность. Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владение транспортным средством. Налог с владельца транспортного средства. | 4 | 2 | |||
1.16. Правовые основы охраны окружающей среды. | Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы. Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух и заповедные природные объекты. Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности. Ответственность За нарушение законодательства об охране природы. | 2 | 2 | |||
1.17. Закон об ОСАГО. | Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы. | 2 | 2 | |||
Практическое занятие по теме 1.17 Заполнение бланка извещения о ДТП. | 2 | 3 | ||||
Практические занятия по экзаменационным билетам Решение экзаменационных билетов на перфокартах и ПК. Разбор типичных ошибок и спорных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. | 10 | 2 | ||||
Раздел 2. Основы управления транспортным средством и безопасность движения. | 40 | |||||
Тема 2.1. Психологические основы деятельности водителя. | Зрение, слух и осязание – важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении транспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). основные признаки потери внимания. Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.). Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения. Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. | 6 | 2 | |||
Тема 2.2. Основы саморегуляции психических состоящий в процессе управления транспортным средством. | Психические состояния, влияющие на управлением транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание. Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса. | 4 | 2 | |||
Тема 2.3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения. | Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте. | 4 | 2 | |||
Тема 2.4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения. | Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками. Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состоянии дороги, погодных и метеорологических условий. Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим фактором. | 4 | 2 | |||
Тема 2.5. Оценка условия опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством. | Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 – 120 секунд), средняя (12 -15 секунд) и ближняя (4 -6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков. Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки. | 4 | 2 | |||
Тема 2.6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения. | Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. уровни допускаемого риска при выборе дистанции. время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях. | 4 | 2 | |||
Тема 2.7. Техника управления транспортным средством. | Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Контроль за соблюдением безопасности при перевозки пассажиров, включая детей и животных. Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол, очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечение комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов. Приемы действия органами управления. Техника руления. Пуск двигателя. Прогрев двигателя. Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем. Действия педалью тормоза, обеспечивающее плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием. Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес. Особенности управления транспортным средством при наличии АБС. Специфика управления транспортным средством с АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. | 4 | 2 | |||
Тема 2.8. Действия водителя при управлении транспортным средством. | Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления – условие безопасности движения. Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. Способы парковки и стоянки транспортного средства. Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях. Обгон и встречный разъезд. Проезд железнодорожных переездов. Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам. | 6 | 2 | |||
Тема 2.9. Действия водителя в нештатных ситуациях. | Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. | 4 | 2 | |||
Консультации | 6 | |||||
Экзамен |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие:
кабинетов
- устройство, техническое обслуживание автомобилей, организация перевозок (теория);
- основы законодательства в сфере дорожного движения и основы безопасного управления транспортным средством
Технические средства обучения кабинета:
- мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);
- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
Оборудование учебного кабинета «Основы законодательства в сфере дорожного движения и основ безопасного управления транспортными средствами»:
- учебно-наглядное пособие «Светофор с дополнительными секциями»;
- учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;
- учебно-наглядное пособие «Дорожная разметка»;
- учебно-наглядное пособие «Сигналы регулировщика»;
- учебно-наглядное пособие «Схема перекрёстка»;
- учебно-наглядное пособие «Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населённом пункте»;
- учебно-наглядное пособие «Маневрирование транспортных средств на
проезжей части».
Технические средства обучения кабинета:
- мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, телевизор, видеоплеер);
- ПК для обучающихся;
- лицензионное программное обеспечение профессионального назначения.
3.2.Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. «Правила дорожного движения Российской федерации с изменениями и дополнениями от 15.01.2015 г. № 621 ». М ООО «Мир Автокниг». 2021г
2. «Безопасное и экономное управление автомобилем» - С.К. Шестопалов; Академия 2019г.
3.«Справочник мастера-наладчика» - Слон Ю.М. «Феникс» 2020г.
4. «Основы управления автомобилем и безопасность движения»- М; Ю.И. Шухман; Академия - 2017г.
5. Поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств».
6. Ответственность за нарушение правил дорожного движения «КОАП РФ в редакции от 01.11. 2020 г.
- Н.Я. Жульнев. «Правила дорожного движения». Учебник водителя М ООО «Книжное издательство». М. 2020 г.
Дополнительные источники:
1.«Автомобильный практикум» - Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2002г.
2. «Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей»: Учебное пособие «Феникс» 2006г.
Интернет- ресурсы
1.http: \\www.viamodile. ru \index. php- библиотека автомобилиста
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Профессиональные компетенции
Результаты (освоенные профессиональные компетенции). | Основные показатели оценки результата. | Формы и методы контроля и оценки. |
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта | Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Соблюдение Правил дорожного движения при управлении транспортными средствами | - тестирование - оценка выполнения |
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. | Выполнение технического обслуживания транспортных средств перед выездом Выполнение технического обслуживания транспортных средств в пути следования. Организация деятельности коллектива исполнителей. Соблюдение требований безопасности труда | - тестирование. - оценка на |
ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. | Выполнение технического обслуживания транспортных средств перед выездом Выполнение технического обслуживания транспортных средств в пути следования. Соблюдение требований безопасности труда Организация рабочего места | - тестирование. - наблюдение и |
Общие компетенции
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчи-вый интерес. | Анализ ситуации на рынке труда. Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы. Участие в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах. - Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. | -наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Определение цели и порядка работы. Обобщение результата. Использование в работе полученные ранее знания и умения. Рациональное распределение времени при выполнении работ. | -наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производ-ственных ситуациях Ответственность за свой труд. | -наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование источников информации. | -наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникативных технологий. Работа с различными прикладными программами | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Умение руководить коллективом, продвигать свои идеи, принимать к сведению рациональные идеи подчиненных, корректно воспринимать критику. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Выполнение самостоятельной работы, получать дополнительную профессию. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Умение быстро перенастраиваться на выполнение новой задачи. | - наблюдение за выполнением практических работ, конкурсных работ, участием во внеучебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №5 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных организациях
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел №6 Доврачебная помощь пострадавшим в ДТП
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический материал ...
Рабочая программа учебной дисциплины "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и программы подготовки специалистов среднего звена по специальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организ...
Конспект лекций по дисциплине ОП.06 Правила безопасности дорожного движения Раздел 4 Основы безопасного управления транспортным средством
Методическая разработка предназначена для студентов СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Конспект лекций содержит необходимый теоретический мат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10. «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Специальность: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей,систем и агрегатов автомобилей»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
пециальность: 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»...