Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость
методическая разработка

Н.Ф.Сенчило

Методическая разработка для проведения учебного занятия по дисциплине :"Техническая механика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

Методическая разработка

Методика проведения занятия по дисциплине «Техническая механика»

по теме: « Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость»

для групп специальностей:

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Смоленск, 2024 г.

Одобрено предметной (цикловой) Утверждаю

Комиссией общетехнических Зам. директора по УВР

дисциплин М.К. Ященко

Ж.В. Лепешкова « » 2024 г.

« » 2024 г.

Автор: Н.Ф. Сенчило

Рецензенты:

Введение

Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны. Модификация социально-экономических условий диктует системе среднего профессионального образования необходимость обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании требует от преподавателя постоянно искать способы роста результативности обучения. Для этого используются в разных видах учебной деятельности инновационные методы, которые активизируют студентов, повышают интерес к занятиям, понимание и усвоение учебного материала.

Техническая механика-наука об общих методах исследования свойств механизмов и их проектировании. Целевое назначение дисциплины готовить студентов к изучению дисциплин, связанных с решением технических задач проектирования и эксплуатации механизмов и машин.

При изучении технической механики решаются задачи:

-изучение общих принципов определения силовых нагружений, которые воспринимают элементы конструкции;

-овладение методами расчета конструкций, механизмов и узлов машин на прочность, жесткость, устойчивость;

-расчет деталей и узлов, осуществляющих передачу движения в машинах.

Одно из требований ФГОС и рабочей программы по дисциплине- умение выполнять основные виды расчетов. В разделе «Сопротивление материалов» теме «Кручение», основными видами расчетов являются: расчет на прочность (проектировочный, проверочный, нагрузочный)

-расчеты на жесткость (проектировочный, проверочный, нагрузочный).

Методическая разработка предназначена для проведения по дисциплине «Техническая механика» занятия в группах студентов, обучающихся по специальностям , Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Тема: « Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) по дисциплине «Техническая механика». Данное занятие является завершающим по теме «Кручение» На занятии демонстрируется применение активных и интерактивных методов обучения.

Знания методики расчетов деталей, передающих вращательное движение, полученные на занятиях, помогут будущим специалистам качественно организовать техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

План занятия

Тема занятия: « Определение диаметра вала из расчета на прочность и жесткость»

Цели занятия:

Методические цели занятия:

-создать условия для применения знаний по методике расчета деталей машин на прочность и жесткость;

- продемонстрировать использование элементов проектно-исследовательской деятельности на занятии;

-продемонстрировать использование средств ИКТ в обучении технической механике.

Образовательные:

- обобщение и закрепление теоретических предпосылок для расчетов по теме «Кручение»;

-научиться выполнять расчеты на прочность и жесткость.

Развивающие:

-развитие логического мышления, познавательной активности студента, способности к анализу действия и ее результатов;

- развивать самооценку

Воспитательные:

- воспитывать ответственность за свои действия, требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Тип занятия: обобщающее занятие с элементами проектно-исследовательской деятельности

Вид занятия: комбинированный

Методы обучения: обучение в сотрудничестве, элементы проектно-исследовательской деятельности, ИКТ.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы контроля: тестовое задание, оценка презентации результата группового исследовательского мини-проекта.

Формирование основных знаний и умений:

Знать методики решения задач по сопротивлению материалов;

методику проведения прочностных расчетов деталей машин;

Уметь производить расчеты на прочность при кручении;

выбирать рациональные формы поперечных сечений;

производить проектировочный и проверочный расчеты валов

Формируемые компетенции (их части):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Этапы занятия:

#1054;рганизационный момент, мотивация.

2. Проверка усвоения ранее изученного материала.

3. Введение в тему занятия.

4. Основная часть (отчеты о выполнению проектов студентами).

5. Контроль результатов.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Этапы урока (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат

Организационный момент, мотивация

(2 мин)

Приветствие, выявление отсутствующих

Слушают преподавателя

Готовность к совместной деятельности

Проверка усвоения ранее изученного материала

(15 мин)

Выясняет проблемы путем организации фронтальной беседы. Организует взаимопроверку студентами знаний основных положений темы

Раздает тестовые задания

После выполнения студентами тестовых заданий и взаимопроверки, демонстрирует на экране правильные ответы. Отвечает на вопросы.

Выполняют тестовые задания

Осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки

Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться

Введение в тему занятия (5 мин)

Готовит студентов к целеполаганию. Ставит задачу записать формулы расчетов на прочность и жесткость при кручении

Слушают преподавателя, готовятся к ответу

Знание формул расчетов на прочность и жесткость при кручении, готовность к выполнению расчетов

Основная часть занятия (40 мин)

Организует выступление каждой творческой группы

Слушают выступления товарищей. Оценивают правильность решения задания

Готовность к активной и результативной деятельности

Контроль результатов

(10 мин)

Предлагает ответить на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться

Подведение итогов

Подводит итоги

Слушают преподавателя

Анализируют полученные знания

Домашнее задание (3 мин)

Объяснение домашнего задания

Слушают и записывают

Стремление к саморазвитию


Сценарий занятия

1. Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте! Мы завершаем изучение темы «Кручение». Сегодня у нас урок-конференция « Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Как вы думаете, почему именно конференция?

Мы сегодня заглянем в прекрасный мир технических расчетов и посмотрим, как они участвуют в нашей жизни.

Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему занятия: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении».

#1055;овторение ранее изученного материала

Преподаватель: Прежде чем мы перейдем к основной части нашего занятия, вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.

После выполнения обменяйтесь тетрадями, самостоятельно проверьте ответы по ключу и поставьте оценку своему товарищу.

Критерии оценивания теста.

-оценка» отлично» выставляется студенту, если даны правильные ответы на все 5 вопросов теста;
оценка «хорошо»-если даны правильные ответы на 3-4 вопроса теста;
оценка «удовлетворительно»-если даны правильные ответы на 2 вопроса теста;
оценка «неудовлетворительно»-если дано менее двух правильных ответов.

После взаимопроверки тестов, на экран выводятся правильные ответы.

Преподаватель отвечает на возникшие вопросы.

Преподаватель: Подведем итоги теста. Поднимите руки, кто получил «5»,»4», «3», «2». Я рада, что мы справились с тестом и можем двигаться дальше.

3. Введение в тему занятия.

Тему «Кручение мы изучали 7 уроков. Все это время каждая творческая мастерская дома работала над своим мини-проектом. Ребята помогали друг другу, учились друг у друга и осваивали технологию проектной работы. Такая совместная деятельность позволила создать интересные проекты, хорошо подготовить к публичной защите результаты своей работы.

А сейчас попробуем определить цели сегодняшнего занятия.

Предполагаемые ответы студентов:

-закрепить знания о деформации кручение;

-закрепить умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;

-больше узнать о методах расчетов.

После ответов студентов цели занятия появляются на экране.

Открываем конференцию «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Ознакомьтесь с планом конференции(слайд)

Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. В процессе выступления вы должны внимательно слушать и оценивать выступление. В конце выступления можете задать вопросы выступающим.

4. Основная часть занятия

Студенты 3-х творческих групп выступают с проектами.

Каждая творческая группа выполняла определенный вид расчета.

1-я группа:

Задание:1

Вал d=50 мм вращается с n=750 об/мин. Определить допускаемое значение передаваемой мощности, если [Тк]=35 Н/мм

Задание:2

Стальной вал диаметром d=50 мм передает мощность P=4,8кВт при угловой скорости w=40 рад/c

Проверить вал на жесткость, если допускаемый относительный угол закручивания [φ]=4*10³ рад/м=0,004*10³ рад/мм G=0,8*10 МПа

2-я группа:

Задание:3

В поперечных сечениях стольного вала возникает крутящий момент Мк=2000 Н*М. Диаметр вала d=65мм допускаемое напряжение [Tк]=40 МПа. Проверить прочность.

Задание:4

Из расчетов на прочность определить потребный диаметр вала для передачи мощности 63 кВт при скорости 30рад/с. Материал вала –сталь. Допускаемое напряжение при кручении 30 МПа; Допускаемый относительный угол закручивания [φ₀]=0,02 рад/м; Модуль упругости при сдвиге G=0,8*10⁵ МПа

3-я группа:

Задание:5

Из расчетов на жесткость определить потребный диаметр вала для передачи мощности 63 кВт при скорости 30рад/с. Материал вала –сталь. Допускаемое напряжение при кручении 30 МПа; Допускаемый относительный угол закручивания [φ₀]=0,02 рад/м; Модуль упругости при сдвиге G=0,8*10⁵ МПа

Задание:6

Для передачи какой мощности при частоте вращения 240 об/мин, рассчитан вал диаметром d=38мм, если [φ₀]=0,02 рад/м

Мы прослушали очень интересные доклады и благодарим всех за проделанную работу. Проекты ребят помогли нам лучше усвоить методику расчетов.

Ребята, какие возникли вопросы к выступающим?

Студенты задают вопросы, указывают на недочеты в расчетах.

Давайте попробуем оценить результаты работы.

На экране критерий оценки:

5. Контроль результатов усвоения

Студенты оценивают работу каждой творческой группы и выставляют оценки

1 -я творческая группа- оценка 5;

2-я творческая группа – оценка 4;

3-я творческая группа- оценка 5

6. Подведение итогов занятия

Сегодня на конференции «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»

Мы закрепили знания методов расчетов на прочность и жесткость при кручении и отработали навыки проведения расчетов.

7. Домашнее задание

Дома:

Решить задачу

8. Рефлексия

В тетраде начертить шкалу от 0до 100, точкой отметить на шкале ваш уровень усвоения.

Спасибо за работу.


Приложения

Материал, выводимый на экран

Приложение 1. Цели занятия:

-закрепить знания о деформации кручение;

-закрепить умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;

-больше узнать о методах расчетов


Приложение 2. План конференции

Творческая группа 1

#1056;асчеты на прочность при кручении. Нагрузочный расчет.

Расчеты на жесткость при кручении. Проверочный расчет.

Творческая группа 2

2. Расчеты на прочность при кручении. Проверочный расчет и проектировочный расчет.

Творческая группа 3

3. Расчеты на жесткость при кручении. Проектировочный расчет. Нагрузочный расчет.


Приложение 3. Критерий оценки

Оценка «5»- правильно выбрана методика расчета, точно выполнены расчеты, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.

Оценка «4»- правильно выбрана методика расчета, имеются математические ошибки в выполненных расчетах, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.

Оценка «3»- правильно выбрана методика расчета, имеются математические ошибки в выполненных расчетах, не все величины имеют единицы измерения, сделаны выводы.


Приложение 4. Коды правильных ответов

Вопросы

1

2

3

4

5

Вариант 1

3

2

4

2

1

Вариант 2

2

4

2

1

2

Вариант 3

4

3

2

4

3

Вариант 4

3

4

2

4

3

Вариант 5

4

2

2

4

3


Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"

Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"...

лабораторно-практическое занятие «Определение временной жесткости воды методом кислотно-основного титрования»

Изучая титриметрический метод анализа, а именно кислотно-основное титрование целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем практического исследования научиться применят...

Расчеты на прочность при растяжении и сжатии

Развитие математического мышления студентов при проведении практической работы “Расчеты на прочность при растяжении и сжатии...

ОТКРЫТЫЙ УРОК «Техническая механика» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Расчет на прочность и жесткость при изгибе» c презентацией

Разработка урока - практической работы, дисциплина "Техническая механика", сопровождается презентацией, мотивирующей обучающихся на закрепление темы "Расчет на прочность и жесткость при...

Практическая работа №20.Определение объемов работ для расчета локальной сметы на устройство тепловых сетей

Практическая работа №20.Определение объемов работ для расчета локальной сметы на устройство тепловых сетей для студентов очной формы обучения по специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01 Организаци...

Открытый урок по дисциплине "Техническая механика" на тему «Расчеты на прочность при растяжении – сжатии»

Открытый урок по дисциплине "Техническая механика" на тему «Расчеты на прочность при растяжении – сжатии»...