Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость
методическая разработка
Методическая разработка для проведения учебного занятия по дисциплине :"Техническая механика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_diametra_vala_iz_raschetov_na_prochnost_i_zhestkost.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
имени Е.Г. Трубицына»
Методическая разработка
Методика проведения занятия по дисциплине «Техническая механика»
по теме: « Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость»
для групп специальностей:
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Смоленск, 2024 г.
Одобрено предметной (цикловой) Утверждаю
Комиссией общетехнических Зам. директора по УВР
дисциплин М.К. Ященко
Ж.В. Лепешкова « » 2024 г.
« » 2024 г.
Автор: Н.Ф. Сенчило
Рецензенты:
Введение
Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны. Модификация социально-экономических условий диктует системе среднего профессионального образования необходимость обеспечения высокого качества подготовки специалистов. Инновационный подход в образовании требует от преподавателя постоянно искать способы роста результативности обучения. Для этого используются в разных видах учебной деятельности инновационные методы, которые активизируют студентов, повышают интерес к занятиям, понимание и усвоение учебного материала.
Техническая механика-наука об общих методах исследования свойств механизмов и их проектировании. Целевое назначение дисциплины готовить студентов к изучению дисциплин, связанных с решением технических задач проектирования и эксплуатации механизмов и машин.
При изучении технической механики решаются задачи:
-изучение общих принципов определения силовых нагружений, которые воспринимают элементы конструкции;
-овладение методами расчета конструкций, механизмов и узлов машин на прочность, жесткость, устойчивость;
-расчет деталей и узлов, осуществляющих передачу движения в машинах.
Одно из требований ФГОС и рабочей программы по дисциплине- умение выполнять основные виды расчетов. В разделе «Сопротивление материалов» теме «Кручение», основными видами расчетов являются: расчет на прочность (проектировочный, проверочный, нагрузочный)
-расчеты на жесткость (проектировочный, проверочный, нагрузочный).
Методическая разработка предназначена для проведения по дисциплине «Техническая механика» занятия в группах студентов, обучающихся по специальностям , Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
Тема: « Определение диаметра вала из расчетов на прочность и жесткость» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) по дисциплине «Техническая механика». Данное занятие является завершающим по теме «Кручение» На занятии демонстрируется применение активных и интерактивных методов обучения.
Знания методики расчетов деталей, передающих вращательное движение, полученные на занятиях, помогут будущим специалистам качественно организовать техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
План занятия
Тема занятия: « Определение диаметра вала из расчета на прочность и жесткость»
Цели занятия:
Методические цели занятия:
-создать условия для применения знаний по методике расчета деталей машин на прочность и жесткость;
- продемонстрировать использование элементов проектно-исследовательской деятельности на занятии;
-продемонстрировать использование средств ИКТ в обучении технической механике.
Образовательные:
- обобщение и закрепление теоретических предпосылок для расчетов по теме «Кручение»;
-научиться выполнять расчеты на прочность и жесткость.
Развивающие:
-развитие логического мышления, познавательной активности студента, способности к анализу действия и ее результатов;
- развивать самооценку
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за свои действия, требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию.
Тип занятия: обобщающее занятие с элементами проектно-исследовательской деятельности
Вид занятия: комбинированный
Методы обучения: обучение в сотрудничестве, элементы проектно-исследовательской деятельности, ИКТ.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы контроля: тестовое задание, оценка презентации результата группового исследовательского мини-проекта.
Формирование основных знаний и умений:
Знать методики решения задач по сопротивлению материалов;
методику проведения прочностных расчетов деталей машин;
Уметь производить расчеты на прочность при кручении; выбирать рациональные формы поперечных сечений; производить проектировочный и проверочный расчеты валов |
Формируемые компетенции (их части):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Этапы занятия:
#1054;рганизационный момент, мотивация.
2. Проверка усвоения ранее изученного материала.
3. Введение в тему занятия.
4. Основная часть (отчеты о выполнению проектов студентами).
5. Контроль результатов.
6. Подведение итогов занятия.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Технологическая карта урока
Этапы урока (мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат |
Организационный момент, мотивация (2 мин) | Приветствие, выявление отсутствующих | Слушают преподавателя | Готовность к совместной деятельности |
Проверка усвоения ранее изученного материала (15 мин) | Выясняет проблемы путем организации фронтальной беседы. Организует взаимопроверку студентами знаний основных положений темы Раздает тестовые задания После выполнения студентами тестовых заданий и взаимопроверки, демонстрирует на экране правильные ответы. Отвечает на вопросы. | Выполняют тестовые задания Осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки | Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться |
Введение в тему занятия (5 мин) | Готовит студентов к целеполаганию. Ставит задачу записать формулы расчетов на прочность и жесткость при кручении | Слушают преподавателя, готовятся к ответу | Знание формул расчетов на прочность и жесткость при кручении, готовность к выполнению расчетов |
Основная часть занятия (40 мин) | Организует выступление каждой творческой группы | Слушают выступления товарищей. Оценивают правильность решения задания | Готовность к активной и результативной деятельности |
Контроль результатов (10 мин) | Предлагает ответить на вопросы | Слушают, отвечают на вопросы | Умение критически относится к результатам своей работы и работы товарищей, умение эффективно общаться |
Подведение итогов | Подводит итоги | Слушают преподавателя | Анализируют полученные знания |
Домашнее задание (3 мин) | Объяснение домашнего задания | Слушают и записывают | Стремление к саморазвитию |
Сценарий занятия
1. Организационный момент
Преподаватель: Здравствуйте! Мы завершаем изучение темы «Кручение». Сегодня у нас урок-конференция « Расчеты на прочность и жесткость при кручении»
Как вы думаете, почему именно конференция?
Мы сегодня заглянем в прекрасный мир технических расчетов и посмотрим, как они участвуют в нашей жизни.
Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему занятия: «Расчеты на прочность и жесткость при кручении».
#1055;овторение ранее изученного материала
Преподаватель: Прежде чем мы перейдем к основной части нашего занятия, вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.
После выполнения обменяйтесь тетрадями, самостоятельно проверьте ответы по ключу и поставьте оценку своему товарищу.
Критерии оценивания теста.
-оценка» отлично» выставляется студенту, если даны правильные ответы на все 5 вопросов теста;
оценка «хорошо»-если даны правильные ответы на 3-4 вопроса теста;
оценка «удовлетворительно»-если даны правильные ответы на 2 вопроса теста;
оценка «неудовлетворительно»-если дано менее двух правильных ответов.
После взаимопроверки тестов, на экран выводятся правильные ответы.
Преподаватель отвечает на возникшие вопросы.
Преподаватель: Подведем итоги теста. Поднимите руки, кто получил «5»,»4», «3», «2». Я рада, что мы справились с тестом и можем двигаться дальше.
3. Введение в тему занятия.
Тему «Кручение мы изучали 7 уроков. Все это время каждая творческая мастерская дома работала над своим мини-проектом. Ребята помогали друг другу, учились друг у друга и осваивали технологию проектной работы. Такая совместная деятельность позволила создать интересные проекты, хорошо подготовить к публичной защите результаты своей работы.
А сейчас попробуем определить цели сегодняшнего занятия.
Предполагаемые ответы студентов:
-закрепить знания о деформации кручение;
-закрепить умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;
-больше узнать о методах расчетов.
После ответов студентов цели занятия появляются на экране.
Открываем конференцию «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»
Ознакомьтесь с планом конференции(слайд)
Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. В процессе выступления вы должны внимательно слушать и оценивать выступление. В конце выступления можете задать вопросы выступающим.
4. Основная часть занятия
Студенты 3-х творческих групп выступают с проектами.
Каждая творческая группа выполняла определенный вид расчета.
1-я группа:
Задание:1
Вал d=50 мм вращается с n=750 об/мин. Определить допускаемое значение передаваемой мощности, если [Тк]=35 Н/мм
Задание:2
Стальной вал диаметром d=50 мм передает мощность P=4,8кВт при угловой скорости w=40 рад/c
Проверить вал на жесткость, если допускаемый относительный угол закручивания [φ₀]=4*10³ рад/м=0,004*10³ рад/мм G=0,8*10⁵ МПа
2-я группа:
Задание:3
В поперечных сечениях стольного вала возникает крутящий момент Мк=2000 Н*М. Диаметр вала d=65мм допускаемое напряжение [Tк]=40 МПа. Проверить прочность.
Задание:4
Из расчетов на прочность определить потребный диаметр вала для передачи мощности 63 кВт при скорости 30рад/с. Материал вала –сталь. Допускаемое напряжение при кручении 30 МПа; Допускаемый относительный угол закручивания [φ₀]=0,02 рад/м; Модуль упругости при сдвиге G=0,8*10⁵ МПа
3-я группа:
Задание:5
Из расчетов на жесткость определить потребный диаметр вала для передачи мощности 63 кВт при скорости 30рад/с. Материал вала –сталь. Допускаемое напряжение при кручении 30 МПа; Допускаемый относительный угол закручивания [φ₀]=0,02 рад/м; Модуль упругости при сдвиге G=0,8*10⁵ МПа
Задание:6
Для передачи какой мощности при частоте вращения 240 об/мин, рассчитан вал диаметром d=38мм, если [φ₀]=0,02 рад/м
Мы прослушали очень интересные доклады и благодарим всех за проделанную работу. Проекты ребят помогли нам лучше усвоить методику расчетов.
Ребята, какие возникли вопросы к выступающим?
Студенты задают вопросы, указывают на недочеты в расчетах.
Давайте попробуем оценить результаты работы.
На экране критерий оценки:
5. Контроль результатов усвоения
Студенты оценивают работу каждой творческой группы и выставляют оценки
1 -я творческая группа- оценка 5;
2-я творческая группа – оценка 4;
3-я творческая группа- оценка 5
6. Подведение итогов занятия
Сегодня на конференции «Расчеты на прочность и жесткость при кручении»
Мы закрепили знания методов расчетов на прочность и жесткость при кручении и отработали навыки проведения расчетов.
7. Домашнее задание
Дома:
Решить задачу
8. Рефлексия
В тетраде начертить шкалу от 0до 100, точкой отметить на шкале ваш уровень усвоения.
Спасибо за работу.
Приложения
Материал, выводимый на экран
Приложение 1. Цели занятия:
-закрепить знания о деформации кручение;
-закрепить умения выполнять расчеты на прочность и жесткость при кручении;
-больше узнать о методах расчетов
Приложение 2. План конференции
Творческая группа 1
#1056;асчеты на прочность при кручении. Нагрузочный расчет.
Расчеты на жесткость при кручении. Проверочный расчет.
Творческая группа 2
2. Расчеты на прочность при кручении. Проверочный расчет и проектировочный расчет.
Творческая группа 3
3. Расчеты на жесткость при кручении. Проектировочный расчет. Нагрузочный расчет.
Приложение 3. Критерий оценки
Оценка «5»- правильно выбрана методика расчета, точно выполнены расчеты, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.
Оценка «4»- правильно выбрана методика расчета, имеются математические ошибки в выполненных расчетах, указаны единицы измерения величин, сделаны выводы.
Оценка «3»- правильно выбрана методика расчета, имеются математические ошибки в выполненных расчетах, не все величины имеют единицы измерения, сделаны выводы.
Приложение 4. Коды правильных ответов
Вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 |
Вариант 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 |
Вариант 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 |
Вариант 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 |
Вариант 5 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Раздаточный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"
Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"...
лабораторно-практическое занятие «Определение временной жесткости воды методом кислотно-основного титрования»
Изучая титриметрический метод анализа, а именно кислотно-основное титрование целесообразно продолжить знакомство с понятием «жесткость воды» и путем практического исследования научиться применят...
Расчеты на прочность при растяжении и сжатии
Развитие математического мышления студентов при проведении практической работы “Расчеты на прочность при растяжении и сжатии...
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Техническая механика» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Расчет на прочность и жесткость при изгибе» c презентацией
Разработка урока - практической работы, дисциплина "Техническая механика", сопровождается презентацией, мотивирующей обучающихся на закрепление темы "Расчет на прочность и жесткость при...
Практическая работа №20.Определение объемов работ для расчета локальной сметы на устройство тепловых сетей
Практическая работа №20.Определение объемов работ для расчета локальной сметы на устройство тепловых сетей для студентов очной формы обучения по специальности 13.02.02 ТТО по МДК 04.01 Организаци...
Тема: "Расчеты на прочность при растяжении и сжатии" Урок- Деловая игра.
Деловая игра в три команды....
Открытый урок по дисциплине "Техническая механика" на тему «Расчеты на прочность при растяжении – сжатии»
Открытый урок по дисциплине "Техническая механика" на тему «Расчеты на прочность при растяжении – сжатии»...