Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"
учебно-методическое пособие на тему
Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsionnaya_karta_laboratornoy_raboty.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта лабораторной работы
Тема: «Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом»
Цель: овладение методом количественного анализа питьевой воды по показателям временной жесткости.
1. Теоретическая часть.
Вода является универсальным растворителем на планете Земля. Как в загородных домах, так и в городе в квартирах с централизованным водопроводом существует проблема жесткой воды. Ее жесткость вызывают соли кальция и магния, растворенные в воде.Показатель жесткости выражается в мг.экв/литр. Один мг.экв жесткости соответствует содержанию в литре воды 20,04 мг Са2+ или 12,16 мг Мg2+.
В Курской области хозяйственно – питьевое водоснабжение осуществляется исключительно из подземных источников, находящихся на глубине 60-120 метров. Подземные воды слабо минерализованные и имеют общую жесткость 3,84 – 8,22 ммоль/дм3. Допустимый показатель жесткости в нашей области для хозяйственно – питьевого водоснабжения 7,0 мг – экв/л.
Выделяют два вида жесткости:
Жесткость временная (карбонатная), обусловлена содержанием гидрокарбонатов кальция и магния.
Жесткость постоянной (некарбонатной), обусловлена присутствием в воде хлоридов, сульфатов и других солей магния и кальция.
Общая жесткость воды представляет сумму жесткости карбонатной и некарбонатной.
Принято классифицировать жесткость воды следующим образом:
- мягкая вода – до 3,5 мг – экв/л;
- средняя жесткость – от 3,5 до 6,0 мг – экв/л;
- жесткая вода – свыше 6,0 мг – экв/л.
2. Экспериментальная часть.
Общие правила техники безопасности на занятиях в лаборатории:
1. Работать в лаборатории необходимо в халате, защищая одежду и кожу от попадания и разъедания реактивами.
2. Приступая к работе, необходимо: осознать методику работы, правила ее безопасного выполнения; проверить соответствие взятых веществ тем веществам, которые указаны в методике работы.
3. Опыт необходимо проводить в точном соответствии с его описанием в методических указаниях, особенно придерживаться очередности добавления реактивов.
4. Для выполнения опыта пользоваться только чистой, сухой лабораторной посудой; для отмеривания каждого реактива нужно иметь мерную посуду (пипетки, бюретки, мензурку, мерный цилиндр или мерный стакан); не следует выливать избыток налитого в пробирку реактива обратно в емкость, чтобы не испортить реактив.
5. Пролитые на пол и стол химические вещества обезвреживают и убирают под руководством лаборанта (преподавателя) в соответствии с правилами.
6. Децинормальные растворы солей, кислот и щелочей имеют низкую процентную концентрацию, но при работе с ними не следует забывать общие правила предосторожности при работе с химическими веществами.
7. При работе в лаборатории следует соблюдать следующие требования: выполнять работу нужно аккуратно, добросовестно, внимательно, экономно, быть наблюдательным, рационально и правильно использовать время, отведенное для работы.
8. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место: помыть посуду, протереть поверхность рабочего лабораторного стола, закрыть водопроводные краны, выключить электрические приборы.
Ф.И.О. обучающегося________________________________________ курс _________ группа _______
Методические указания по выполнению лабораторной работы
№ | Название опыта | Реактивы, оборудование | Ход работы | Результат работы | Выводы |
1 | Определение временной жесткости питьевой воды | 1.цилиндр мерный емкостью 100 мл, 2. колбы конические плоскодонные емкостью 50 мл, 3. бюретка стеклянная мерная с краном 25 мл, 4. воронка стеклянная фильтровальная, 5. 0,1N раствор НСl, 6.индикатор метиловый оранжевый | 1. Поместить в три конические колбы по 25 мл исследуемой воды. 2. Добавить в каждую колбу по две-три капли индикатора метилового оранжевого. 3. Заполнить бюретку 0,1N раствором соляной кислоты до верхней нулевой отметки. 4. Подсчитать по шкале бюретки и записать расход кислоты на титрование Vk1 в мл. 5. Повторить пункты 3, 4, определив Vk2 и Vk3. Результаты занести в таблицу в соответствующую графу. 6. Вычислить из полученных данных Vk среднее. Использовать это среднее значение для расчетов временной жесткости по формуле где Жвр - временная жесткость воды, ; | Vk1 = Vk2 = Vk3 = ___________________ Vkср= Жвр= | |
2 | Определение временной жесткости питьевой воды, после очистки бытовым фильтром | 1.цилиндр мерный емкостью 100 мл, 2. колбы конические плоскодонные емкостью 50 мл, 3. бюретка стеклянная мерная с краном 25 мл, 4. воронка стеклянная фильтровальная, 5. 0,1N раствор НСl, 6.индикатор метиловый оранжевый | 1. Пропустить питьевую воду через бытовой фильтр. Поместить в три конические колбы по 25 мл исследуемой воды. 2. Добавить в каждую колбу по две-три капли индикатора метилового оранжевого. 3. Заполнить бюретку 0,1N раствором соляной кислоты до верхней нулевой отметки. 4. Подсчитать по шкале бюретки и записать расход кислоты на титрование Vk1 в мл. 5. Повторить пункты 3,4, определив Vk2 и Vk3. Результаты занести в таблицу в соответствующую графу. 6. Вычислить из полученных данных Vk среднее. Использовать это среднее значение для расчетов временной жесткости по формуле где Жвр - временная жесткость воды, ; | Vk1 = Vk2 = Vk3 = ___________________ Vkср= Жвр= |
Выводы:
1.Временная (карбонатная) жесткость питьевой воды, набранной из под крана равна
______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Временная (карбонатная) жесткость питьевой воды, после очистки бытовым фильтром равна
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сравнив данные можно отметить ___________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ВИТАМИНОВ, СОЛЕЙ И ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
Роль витаминов, солей и питьевой воды в питании человека...
Качество питьевой воды/
Химические вещества, входящие в состав воды....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по Теме:"Качество питьевой воды и эффективность методов ее очистки"
Методическая разработка предназначена для проведения исследовательской работы по дисциплине «Химия» со студентами....
Инструкционная карта к лабораторной работе
Инструкционная карта к лабораторной работе по теме: "ТО системы питания дизельных двигателей"...
Лекция по титриметрическому методу анализа
Лекция по титриметрическому методу анализа для учащихся среднеобразовательных учрежденийв формате презентации....
Решения проблем загрязнения питьевой воды в Уссурийском городском округе
Научно - исследовательская работа...
Исследовательская работа:« Анализ качества питьевой воды»
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать,тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!Нельзя сказать, ч...