доклад август 2024
статья
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ СПО.
Социальное партнерство в широком смысле – это совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. Указанная деятельность может осуществляться через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство – это путь построения гражданского общества.
Для характеристики социального партнерства в образовании, уточним понятие социальной группы. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества [1].
Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.
Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое система образования рассматривает как особую сферу социальной жизни, делающую вклад в становление гражданского общества.
Последнее понимание партнерства является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. При этом в каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.
Новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне меняют всю систему подготовки кадров. В этих условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательным учреждением и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости, управлением образованием, студентами и их родителями, т. е. с теми, кто, получив знания в образовательном учреждении должен стать в будущем источником финансового благополучия.
Сегодня одной их главных задач системы образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех вышеперечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с образовательными учреждениями на основе партнерских отношений [2].
Для того чтобы заинтересовать своих партнеров, образовательное учреждение должно готовить выпускников, обладающих наряду с профессиональными характеристиками (занимающими первое место в ряду требований работодателей) развитыми личностными качествами, такими как коммуникативность, креативность, ответственность.
Профессиональная готовность студентов рассматривается как личное качество и существенная предпосылка эффективной деятельности специалиста по окончании техникума, успешного выполнения своих обязанностей, правильного использования знаний, опыта, помогает сохранять самоконтроль, быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию. Современному производству нужны специалисты инициативные, способные внести новые идеи, управлять.
Насколько студент подготовлен к дальнейшей профессиональной деятельности определяет практика. Действительность, положение дел на предприятиях в данных экономических условиях диктует новые подходы к проведению практик на всех специальностях.
Для повышения профессионального уровня будущих специалистов, Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум активно сотрудничает с такими предприятиями города, как Пензенский центр организации работы железнодорожных станций – структурное подразделение Куйбышевской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», локомотивное депо ст. Рузаевка, где студенты получают хорошие практические навыки.
При прохождении студентами техникума производственной и преддипломной практики заключается договор между техникумом и предприятием, на котором они проходят практику. После окончания учебного заведения многие выпускники идут работать на эти предприятия, так как их удовлетворяют требования и условия работы, предъявляемые к ним, как к специалистам своего уровня.
Социальное партнерство для СПО должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда [3]. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:
- упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);
- обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации практики студентов;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Безусловно, возможности, а, следовательно, и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего, это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации.
Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов – государство, местное самоуправление и некоммерческие организации (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом. Социальное партнерство основывается:
- на заинтересованности каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем;
- на объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации;
- на конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов;
- на стремлении к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;
- на взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров;
- на правовой обоснованности сотрудничества, предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.
Успех в деле формирования социального партнерства, а значит повышения качества образования, сегодня во многом зависит от инициативы действий регионального руководства, отвечающих за эту область. Но в еще большей степени это зависит от самих образовательных учреждений, от инициативы и энергии их руководителей, от понимания ими всей важности этого вопроса и способности вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров – как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг.
В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно-общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления – кадры, финансы и информация.
Эксперименты по изменению этих средств системы управления являются важными, но не обеспечивающими в полной мере задачи опережающего развития и активного участия образования в становлении социального партнерства общественных групп. Перспективным направлением проектно-исследовательских разработок в области социального партнерства по отношению к образованию, является изучение процессов появления, принятия и реализации образовательных и иных социальных инициатив [1].
В целях осуществления комплексного подхода к развитию системы социального партнерства в сфере образования представляется целесообразным:
- систематически изучать и обобщать имеющийся опыт организации системы социального партнерства в сфере образования;
- расширять социальное партнерство в сфере образования с учетом стратегических направлений и национальных приоритетов развития человеческих ресурсов в сфере непрерывного образования, содержание учебных программ, профессиональной квалификации, аттестации педагогических и руководящих кадров, их трудоустройства, стандартизации, аккредитации образовательных учреждений и их финансирования;
- изучения рынка труда, итогов трудоустройства выпускников с включением этих данных в официальную отчетность;
- анализа потребности в подготовке и переподготовке кадров на местных рынках труда и регулярного информирования об итогах этого анализа учебных заведений, общественность и работодателей;
Например, на территориальном (муниципальном) уровне субъектами социального взаимодействия могут быть органы местного самоуправления, советы директоров учреждений профессионального образования территории, территориальная служба занятости, профессиональные союзы, общественные объединения граждан, средства массовой информации.
Таким образом, можно выделить основные задачи социального партнерства в образовании:
– формирование заказа на качество профессионального образования; квотирование студенческих мест под производственную практику и стажировки преподавателей;
– формирование независимых комиссий для присвоения квалификационных разрядов и категорий выпускникам образовательных учреждений;
– осуществление функций социальной поддержки молодежи;
– трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов образовательного учреждения, реклама его деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство МГОУ, 2010.
- Осипов А.М. Социология образования. Очерки теории. – Ростов н/Д, 2012.
- Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика. Отв. ред. В.А. Михеев. М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
встреча с Сурдлимпийскими чемпионами (город Самсун (Турция) июль-август 2017 года)
В презентации представлен материал о сурдлимпийцах по разным видам спорта. Материал предназначен для ознакомления старшеклассников с целью повышения мотивации к дальнейшему развитию и возможностями пр...
Конспект Август Воскресный день Эко-игра
Конспект Август Воскресный день Эко-игра...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662.
Раздел 2 Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федераци...
Изменения ПДД с августа 2020 года
Какие изменения в ПДД и других нормативных документах ждут российских водителей с августа 2020 года?...
презентация август 2024
презентация август 2024...