Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий
статья
В преподавании обществознания в организации СПО применяются прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС. И проектное обучение хорошо согласуется с требованиями современного образования, прописанными в ФГОС.
Из множества известных в педагогической практике образовательных технологий проектное обучение предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его исследовательские способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема
«Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий»
Выполнила преподаватель истории
и обществознания
ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум"
Дементьева К.С.
2023 год
Современное общество испытывает острую потребность в компетентных квалифицированных рабочих и служащих.
Как считают многие аналитики, экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо сразу в нескольких ключевых отраслях, таких как сельское хозяйство, промышленность, IT-индустрия.
Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств.
Формирование необходимых студентам общих и профессиональных компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных профессиональных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в модельной среде. Подобные учебные среды как раз и формируются современными образовательными технологиями.
В преподавании обществознания в организации СПО применяются прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС. И проектное обучение хорошо согласуется с требованиями современного образования, прописанными в ФГОС.
Из множества известных в педагогической практике образовательных технологий проектное обучение предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его исследовательские способности.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью, а лучше с будущей профессиональной деятельностью студентов. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Однако процесс обучения не всегда идет гладко, и одно из наиболее часто встречаемых препятствий состоит в утрате студентом мотивации к обучению. Потеря мотивации может представлять собой куда более серьезное осложнение, чем отсутствие тех или иных способностей или наклонностей. Ведь именно мотивация провоцирует человека на преодоление по ходу учебы различных проблем и трудностей, скуки и утомления. Без положительной мотивации сама задача обучения теряет всякий смысл.
Педагоги – практики сегодня сходятся во мнении, что повышение учебной мотивации у студентов – это одна из ключевых проблем профессионального образования. Поэтому систематическое использование активных и интерактивных форм обучения, носящих креативный характер, может стать важным мотивационным фактором при изучении как профессиональных, так и общеобразовательных дисциплин.
Выбор той или иной педагогической технологии, формы организации занятий всегда оставляет за собой педагог. Но при этом и исследователи, и педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпанность внутреннего потенциала классического урока, на его модернизацию.
Результативность проектной работы как стержня образовательной технологии проектного обучения проявляется в том, что студенты познают азы приемов исследования, которые пригодятся им в написании курсовых и дипломных работ на старших курсах;
учатся аргументировать свою точку зрения,
обобщать и систематизировать информацию,
делать выводы.
У студентов воспитываются такие личные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.
Проектные работы студентов по обществознанию защищаются на семинарах, могут быть представлены на конкурсах различных уровней, на студенческих научно-практических конференциях. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое обучающимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Конечным "продуктом" проектной деятельности при изучении курса обществознания могут быть:
WEB-caйт,
справочник,
бизнес-план,
социальный проект,
словарь терминов,
видеофильм,
видеоклип,
выставка, газета,
журнал,
законопроект,
статья,
мультимедийный продукт, анализ данных социологического опроса, и пр.
В настоящее время профессиональное образование, в отличие от школы, находится на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты
самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
На начальном этапе подготовки преподавателю важно определить сферу интересов проектного задания, которая лежит в рамках содержания учебного курса обществознания. Затем, с целью выделения системы действий преподавателя и обучающихся необходимо определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
При изучении курса обществознания могут иметь место разные учебные проекты:
индивидуальные и групповые,
межпредметные и комплексные,
краткосрочные и долгосрочные, но все они должны быть интересны студентам. Особенность технологии проектного обучения заключается в том, что центре внимания — студент, его индивидуальность, креативность, творчество. Роль преподавателя при подготовке проекта складывается из разработки содержания заданий, составление списка рекомендуемой литературы, обучения самостоятельной работе в ходе подготовки, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией Он должен отвечать всем современным требованием, предъявляемым к педагогу: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в обществоведческой области и других смежных областях знаний; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.
Следует отметить, что использование метода проектов на уроках обществознания открывают большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов, что является проблемой организации учебной работы в учреждениях СПО.
За многообразием образовательных технологий обучения в современной профессиональной школе за проектной технологией необходимо оставлять ведущие позиции. Метод проектов служит одной из связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-колледж-вуз.
Предварительный просмотр:
Тема
«Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий»
Выполнила преподаватель истории
и обществознания
ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум"
Дементьева К.С.
2023 год
Современное общество испытывает острую потребность в компетентных квалифицированных рабочих и служащих.
Как считают многие аналитики, экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо сразу в нескольких ключевых отраслях, таких как сельское хозяйство, промышленность, IT-индустрия.
Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств.
Формирование необходимых студентам общих и профессиональных компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных профессиональных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в модельной среде. Подобные учебные среды как раз и формируются современными образовательными технологиями.
В преподавании обществознания в организации СПО применяются прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС. И проектное обучение хорошо согласуется с требованиями современного образования, прописанными в ФГОС.
Из множества известных в педагогической практике образовательных технологий проектное обучение предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его исследовательские способности.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью, а лучше с будущей профессиональной деятельностью студентов. Когда обучающиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Однако процесс обучения не всегда идет гладко, и одно из наиболее часто встречаемых препятствий состоит в утрате студентом мотивации к обучению. Потеря мотивации может представлять собой куда более серьезное осложнение, чем отсутствие тех или иных способностей или наклонностей. Ведь именно мотивация провоцирует человека на преодоление по ходу учебы различных проблем и трудностей, скуки и утомления. Без положительной мотивации сама задача обучения теряет всякий смысл.
Педагоги – практики сегодня сходятся во мнении, что повышение учебной мотивации у студентов – это одна из ключевых проблем профессионального образования. Поэтому систематическое использование активных и интерактивных форм обучения, носящих креативный характер, может стать важным мотивационным фактором при изучении как профессиональных, так и общеобразовательных дисциплин.
Выбор той или иной педагогической технологии, формы организации занятий всегда оставляет за собой педагог. Но при этом и исследователи, и педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпанность внутреннего потенциала классического урока, на его модернизацию.
Результативность проектной работы как стержня образовательной технологии проектного обучения проявляется в том, что студенты познают азы приемов исследования, которые пригодятся им в написании курсовых и дипломных работ на старших курсах;
учатся аргументировать свою точку зрения,
обобщать и систематизировать информацию,
делать выводы.
У студентов воспитываются такие личные качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.
Проектные работы студентов по обществознанию защищаются на семинарах, могут быть представлены на конкурсах различных уровней, на студенческих научно-практических конференциях. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое обучающимися развернутое решение проблемы в виде разработок. Конечным "продуктом" проектной деятельности при изучении курса обществознания могут быть:
WEB-caйт,
справочник,
бизнес-план,
социальный проект,
словарь терминов,
видеофильм,
видеоклип,
выставка, газета,
журнал,
законопроект,
статья,
мультимедийный продукт, анализ данных социологического опроса, и пр.
В настоящее время профессиональное образование, в отличие от школы, находится на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых студенты
самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
На начальном этапе подготовки преподавателю важно определить сферу интересов проектного задания, которая лежит в рамках содержания учебного курса обществознания. Затем, с целью выделения системы действий преподавателя и обучающихся необходимо определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
При изучении курса обществознания могут иметь место разные учебные проекты:
индивидуальные и групповые,
межпредметные и комплексные,
краткосрочные и долгосрочные, но все они должны быть интересны студентам. Особенность технологии проектного обучения заключается в том, что центре внимания — студент, его индивидуальность, креативность, творчество. Роль преподавателя при подготовке проекта складывается из разработки содержания заданий, составление списка рекомендуемой литературы, обучения самостоятельной работе в ходе подготовки, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией Он должен отвечать всем современным требованием, предъявляемым к педагогу: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в обществоведческой области и других смежных областях знаний; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.
Следует отметить, что использование метода проектов на уроках обществознания открывают большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов, что является проблемой организации учебной работы в учреждениях СПО.
За многообразием образовательных технологий обучения в современной профессиональной школе за проектной технологией необходимо оставлять ведущие позиции. Метод проектов служит одной из связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-колледж-вуз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система деятельности по владению современными образовательными технологиями и методиками в образовательном процессе.
применяемые мной педагогические технологии...
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению. Перв...
«Применение современных образовательных технологий в работе преподавателя профессионального модуля»
В настоящее время методика обучения требует новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработк...
Организация учебно-производственной работы в системе СПО с применением современных образовательных технологий
Современная постоянно меняющаяся экономика предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке кадров в системе СПО. Однако обеспечение производства рабочими кадрами с творческими возможностя...
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики
Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики...
Статья «Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий»
Статья "Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО с применением современных образовательных технологий" методиста, преподавателя Тетачко С.И....
Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение. Конспект занятия "Упражнение змейка" с использованием автотренажера ФОРСАЖ-9 к образовательной программе «Безопасность дорожного движения» 3
В работе представлена Методическая разработка Применение современных образовательных технологий "Проблемное обучение на примере занятия "Упражнение змейка" с использованием автотре...