Технологическая карта учебного занятия по дисциплине ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА «Падение напряжения на проводах»
учебно-методический материал
Учебное занятие "Падение напряжения на проводах" для обучающихся 2 курса по специальностям технического профиля. Межпредметные связи с дисциплинами метериаловедение, математика, информатика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«НЯНДОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине
ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
«Падение напряжения на проводах»
Преподаватели:
Попова Елена Александровна
Скакунова Ирина Анатольевна
Няндома
2021 г.
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине ОПД.03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА | |||||||
Автор-разработчик | Попова Елена Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории Скакунова Ирина Анатольевна, преподаватель высшей квалификационной категории | ||||||
Курс, специальность | 2 курс, специальность 23.02.06 «Техническая эксплуатация железных дорог» | ||||||
Учебный цикл (в соответствии с ФГОС, учебным планом) | Учебная дисциплина «Электротехника» находится в составе общепрофессиональных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования технического профиля профессионального образования. | ||||||
УД/МДК (в соответствии с ФГОС) | ОПД.03. Электротехника | ||||||
Междисциплинарные связи | Дисциплины: материаловедение, математика, информатика | ||||||
Цели учебного занятия: сформировать понятие сопротивление проводника; совершенствовать навыки сборки электрической цепи; научить рассчитывать падение напряжения на проводах | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||
изучить зависимость сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов; научить рассчитывать падение напряжения на проводах электрической цепи | способствовать развитию познавательной компетентности; навыков проводить эксперимент и анализировать результат; умения работать самостоятельно | воспитание активной жизненной позиции обучающихся, правильной самооценки, творческой инициативы, уважения к одногруппникам | |||||
Формирование УУД | Личностные УУД: -умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выбор, приобретение обучающимися навыков взаимооценки и самооценки, навыков рефлексии | ||||||
Познавательные УУД: - способность формулировать гипотезы о связях объектов и явлений и закономерностях протекания процессов; способность строить план проверки гипотез и его реализовывать; - умение строить логическое доказательство; умение устанавливать логические связи между этапами урока. | |||||||
Коммуникативные УУД: - произвольность и рефлексивность общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, которые опираются на умение слушать и слышать друг друга; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | |||||||
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации; - учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; - уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать правильность его выполнения по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. | |||||||
Требования к результатам освоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой) | Умения для освоения | Знания для усвоения | |||||
выполнять эксперименты; выдвигать гипотезы; практическое использование физических знаний, решение практических задач повседневной жизни | фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира. | ||||||
Наименование раздела | Раздел «Постоянный ток» | ||||||
Наименование темы | Тема «Падение напряжения на проводах» | Кол-во часов | |||||
1 | |||||||
Уровень освоения | Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) | ||||||
Тип учебного занятия | Комбинированный | ||||||
Вид занятия | Практическая работа | ||||||
Методы проведения занятия | По источнику приобретения знаний: практический, словесный, наглядный По степени активности и самостоятельности: исследовательский и проблемный | ||||||
Форма организации учебного занятия | Индивидуальная, групповая | ||||||
Педагогические технологии | Информационно-коммуникационный, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве | ||||||
Место проведения учебного занятия | ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж», лаборатория № 4 «Электротехники и электроники» | ||||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-технические | Основная литература | Электронно-информационные | ||||
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (приложение 1,2) Допустимо использование телефона с подключением к сети Интернет | 1. Прошин В. М.П847 Электротехника для неэлектротехнических профессий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Прошин. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.— 464 с. ISBN 978-5-4468-0540-2 | электронный конструктор «НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ» - http://e1998.newmail.ru/ ДОТ: дистанционный конспект урока на обучающей платформе CORE (пользоваться конспектом можно без регистрации на платформе) https://coreapp.ai/app/player/lesson/603e3d1b05e4d66b6fc13a2e | |||||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия | Вид контроля: текущий Форма контроля: фронтальная, самоконтроль Методы контроля: анализ изученного материала и проведение практической работы | ||||||
Домашнее задание Задание для внеаудиторной (самостоятельной) работы | Параграф 1.1 стр. 9- 13 читать, контрольные вопросы стр. 17-18 Задача (текст в дистанционном конспекте): Электродвигатель питается током 10А от трансформатора напряжением 230В. Двигатель находится на расстоянии 180м от трансформатора, подводящие провода выполнены из алюминия сечением 16 мм2. Верно ли подобраны провода, если для нормальной работы двигателя допустимо 3% падения напряжения в цепи? Удельное сопротивление алюминия 0,027 ом*мм2/м На ресурсах интернета найти ответы на вопросы: 1) Какой материал применяют в Японии для воздушных линий электропередач 2) Из какого материала изготавливают провода для передачи токов повышенной частоты. Назовите металл, который выполняет силовую нагрузку в этих проводах Дополнительная литература Журавлев Л.В. Электроматериалведение. М.: Академия, 2015 http://sermir.narod.ru/em.htm - электротехническое материаловедение |
Этапы и хронология учебного занятия
Этап урока | Время, мин | Дидактическая задача | Содержание | Планируемые результаты УУД | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | |||||
Н А Ч А Л Ь Н Ы Й | Организационный | 1 | Подготовка группы к работе, осуществление психологического настроя к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к учебному занятию. | Приветствуют преподавателя, настраиваются на восприятие материала урока. | |
Актуализация знаний | 6 | Повторить понятия постоянного тока, изученные на предыдущем уроке Повторить правила изображения и сборки простейшей электрической цепи. | Предлагает обучающимся выполнить самостоятельную работу, вставив пропущенные слова в предложениях в дистанционном конспекте на платформе CORE Предлагает ответить на вопросы, пользуясь схемой электрической цепи, собранной на предыдущем уроке 1.Для чего предназначен амперметр? Как он подключается к потребителю? 2.Для чего предназначен вольтметр? Как он подключается к потребителю? 3. Зачем надо ставить знак «+» на источнике тока? 4. Если источник тока возьмем с ЭДС 4В, то будет ли напряжение 4 В на потребителе? | Осуществляют проверку знаний Проверяют свои ответы по слайду презентации к уроку Смотрят на схему, отвечают на вопросы | Анализ ранее полученных знаний Осознание качества и уровня усвоения сборки простейшей электрической цепи | |
Целеполагание | 3 | Постановка проблемного вопроса | Предлагает ответить на вопросы: 1.Как рассчитать напряжение на участке электрической цепи? 2.Если предположить, что перед нами реальная цепь: источник — это выпрямитель, реостат – диодная лента, то сколько участков цепи можно выделить? 3. Можно ли рассчитать напряжение на подводящих проводах? 4. Зачем необходимо учитывать падение напряжения на проводах при сборке реальной электрической цепи? Организует диалог с обучающимися на основе ответов на вопросы Задает вопрос: Какие параметры проводов будем выбирать для сравнения падения напряжения на них Формулируют тему урока, цели и задачи | Отвечают на предложенные вопросы Смотрят на схему, отвечают на вопросы Совместно с преподавателем обучающиеся формулируют проблемный вопрос: Верно ли, что напряжение на проводах будет зависеть от их материала и геометрических параметров? Участие в формулировке целей и задач учебного занятия Записывают тему урока в рабочую тетрадь | Вспомнили формулу вычисления напряжения по закону Ома, формулу зависимости сопротивления от удельного сопротивления, длины и площади поперечного сечения проводника Научились определять и формулировать цель деятельности, позволяющую решать учебные задачи | |
О С Н О В Н О Й | Изучение нового материала | 30 | 1. Вспомнить из курса материаловедения классификацию материалов; параметры проводимости электротехнических материалов (приложение 3) 2.Выполнить практическую работу по исследованию зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов 3.Обсудить полученные результаты пр/р 4.Ответить на проблемный вопрос. 5. Сравнить медь и алюминий по параметрам, характеризующим электропроводимость (приложение 3) 6. Решить задачу на расчет падения напряжения на проводах | Обращает внимание обучающихся на взаимосвязи междисциплинарных знаний по электротехнике и материаловедению, предлагает ответить на вопросы Организует проведение практической работы 1. Делит обучающихся на группы по количеству кратному пяти 2. Знакомит с методическими рекомендациями к лабораторной работе. (Приложение 1) Акцентирует внимание на понятия прямой и обратной пропорциональности 3.Контролирует выполнение работы, оказывает необходимую помощь обучающимся 4.Корректирует полученные результаты. Акцентирует внимание на выводы практической работы - ответ на проблемный вопрос Организует решение задачи: Для питания лаборатории электротехники напряжением 36 В используется двухпроводная линия длиной 23 м, выполненная медным проводом с площадью поперечного сечения жил 16 мм2. Общий потребляемый лабораторией ток равен 20 А. Каково падение напряжения на подводящих проводах? | Вспоминают классификацию материалов; параметры электропроводных материалов; приводят примеры использования материалов в быту и на ж/д транспорте Знакомятся с методикой выполнения практической работы (приложение 1) Собирают цепь в электронном конструкторе, проводят эксперимент (приложение 2) в соответствии с выбранной группой 4. Заполняют таблицу результатов в инструкционной карте. анализируют результат, фотографию таблицы прикрепляют в дистанционном конспекте урока, там же пишут вывод эксперимента 5. Слушают и анализируют выводы практической работы других групп. 6. Обсуждают и записывают в тетрадь общий вывод к практической работе 7. Совместно с преподавателем решают задачу | Структурирование знаний междисциплинарных дисциплин Провели эксперимент и сделали вывод умение самостоятельно делать свой выбор рефлексивность общения и взаимодействия по совместной деятельности выделение необходимой информации при решении задачи |
П ОД И Е И Т О Г О В | Закрепление | 4 | Подвести итоги работы, обсуждение своих успехов в достижении цели урока Провести инструктаж по домашнему заданию | 1.Предлагает повторить и проанализировать успешность выполнения отдельных этапов урока 2. Возвращается к проблемному вопросу Чем надо руководствоваться при выборе провода для сборки реальной цепи, чтобы потери напряжения были наименьшими? (примерный ответ: для домашней проводки выбираем провод медный, чем провод будет длиннее, тем сечение можно выбрать большее, тогда сопротивление будет меньше и напряжение на проводе тоже будет меньше) 3.Подчеркивает практическую значимость изученного материала в профессиональной деятельности 3.Объясняет выполнение домашнего задания | Отвечают на поставленные вопросы Анализируют свою деятельность на уроке Воспринимают информацию по домашнему заданию (посмотреть его можно в дистанционном конспекте на обучающей платформе CОRE) | Усвоили понятие падение напряжения на проводах самостоятельно оценили правильность выполнения действия |
Рефлексия | 1 | Оценить собственную деятельность на уроке | Акцентирование внимания на конечных результатах учебной деятельности Предлагает обучающимся подумать, в какой клеточке они видят себя при ответе на вопросы? Обращает внимание обучающихся на возможность углубленного изучения материала | Формулируют конечный результат своей работы | приобретение обучающимися навыков самооценки, навыков рефлексии |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если источник тока возьмем с ЭДС 4В, то будет ли напряжение 4В на потребителе?
Если источник тока возьмем с ЭДС 4В, то будет ли напряжение 4В на потребителе?
Падение напряжения на проводах интегрированный урок / НЖК, 2021 Цель урока: научиться рассчитывать напряжение на проводах электрической цепи При передаче электрической энергии следует тщательно подбирать подводящие провода, чтобы знать, сколько вольт пропадет зря
сопротивление – resistance - R Ом Георг Симон (1787—1854) , немецкий физик, открывший основной закон электрической цепи причина – столкновение электронов с ионами кристаллической решетки
Классификация по назначению материалы
Классификация по поведению в электрическом поле материалы проводники полупроводники диэлектрики
Параметры проводимости материала: удельное электрическое сопротивление; ρ , Ом*м температурный коэффициент удельного сопротивления; ТК ρ температурный коэффициент линейного расширения; ТК l
Удельное электрическое сопротивление ρ - удельное электрическое сопротивление, Ом*м R – электрическое сопротивление проводника, Ом S – площадь сечения проводника, м 2 l - длина проводника, м
Классификация по поведению в электрическом поле материалы проводники полупроводники диэлектрики ρ 10 -8 –10 -6 Ом . м ρ 10 -6 –10 +7 Ом . м ρ 10 +8 –10 +18 Ом . м медь железо алюминий олово воздух стекло резина сухое дерево кремний германий селен оксид меди
Удельное электрическое сопротивление металлов
Практическая работа «Изучение зависимости сопротивления реальных проводников от их геометрических параметров и удельных сопротивлений материалов» - первая группа - определяет зависимость сопротивления от материала проводника - вторая группа - определяет зависимость сопротивления от длины провода - третья группа - определяет зависимость сопротивления от площади сечения провода - четвертая группа – рассчитывает сопротивление и падение напряжения медного провода - пятая группа – рассчитывает сопротивление и падение напряжения алюминиевого провода
Первая группа - взяли два проводника одинаковой ______________ и одинаковой _______________ _______________, но изготовленных из разного ______________. Так как значения сопротивления получились разными, значит сопротивление проводника зависит от _______________, из которого изготовлен проводник.
Вторая группа - взяли два проводника одинакового ______________ и одинаковой _______________ _______________, но разной ______________. Так как значение сопротивления получились большим у того проводника, чья ____________ оказалась ___________, значит сопротивление _____ ________________________ длине проводника
Третья группа - взяли два проводника одинакового ______________ и одинаковой _______________, но разной ______________ _______________. Так как значение сопротивления получились большим у того проводника, чья ____________ _______________ оказалась ___________, значит сопротивление _____________ ________________________ площади его поперечного сечения.
Четвертая группа – взяли два проводника одинакового ______________ и одинаковой _______________, но разной ______________ _______________ (то есть два одинакового провода, но один толще другого). Падение напряжения получилось большим на более _________________ проводнике Пятая группа – взяли два проводника одинакового ______________ и одинаковой _______________, но разной ______________ _______________ (то есть два одинакового провода, но один толще другого). Падение напряжения получилось меньшим на более _________________ проводнике
Общий вывод практической работы: Продолжите фразу: Сопротивление проводника будет больше, если …. 2. Сопротивление проводника будет меньше, если …. 3. Падение напряжения на проводнике будет меньшим, если
Параметры проводимости материала: удельное электрическое сопротивление; ρ , Ом*м температурный коэффициент удельного сопротивления; ТК ρ температурный коэффициент линейного расширения; ТК l
Сравнительная характеристика материалов
Задача: Для питания лаборатории электротехники напряжением 36 В используется двухпроводная линия длиной 23 м, выполненная медным проводом с площадью поперечного сечения жил 16 мм2. Общий потребляемый лабораторией ток равен 20 А. Рассчитайте падение напряжения на подводящих проводах.
Домашнее задание Задача: Электродвигатель питается током 10А от трансформатора напряжением 230В. Двигатель находится на расстоянии 180м от трансформатора, подводящие провода выполнены из алюминия сечением 16 мм2. Верно ли подобраны провода, если для нормальной работы двигателя допустимо 3% падения напряжения в цепи?
Параграф 1.1 стр. 9- 13 читать, контрольные вопросы стр. 17-18 Найти ответы на вопросы: 1) Какой материал применяют в Японии для воздушных линий электропередач 2) Из какого материала изготавливают провода для передачи токов повышенной частоты. Назовите металл, который выполняет силовую нагрузку в этих проводах Дополнительный материал для чтения прикреплен в дистанционном конспекте урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи
Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...
Технологическая карта учебного занятия
Цели занятия:Образовательнаязнать: 1. Ознакомиться с первичной документацией при поступлении и отпуске товара со склада и от поставщиков2. Приобрести пр...
Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»
В условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах"
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функц...
Технологическая карта учебного занятия по БЖД. Самоанализ занятия
Тема занятия «Первичная профилактика инфекционных заболеваний»Дидактические обучающие цели: на первом уровне усвоения : Раскрыть значения первичной профилактики заболеваний. На...
Технологическая карта учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «Химия» На тему: «Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии» укрупненной группы 23.00.00 Техника технология наземного транспорта специальность
На сегодняшний день в среднем профессиональном образовании ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, тр...