"Ремонт кузовов автомобилей. Ремонт пластиковых деталей кузова".
учебно-методическое пособие
Со временем пластиковые декоративные детали салона и внешние кузовные элементы подвергаются старению, истиранию и различного рода механическим повреждениям. Именно они являются самыми разрушаемыми элементами транспортного средства. Покупка нового элемента не только связана с материальными затратами, в некоторых случаях весьма существенными, но и затратами времени на поиски этого элемента. Мало того, аналоги не всегда имеют достойное качество. В этой связи, вопрос ремонта «родных» пластиковых элементов автомобиля в настоящий момент актуален, как никогда.
Данная практическая работа направлена на становление у студента начальных знаний и навыков проведения ремонта основных пластиковых элементов автомобиля (бамперов) подверженных механическим повреждениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_13_remont_plastikovyh_materialov_nov.docx | 451.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ремонт кузовов автомобилей»
РЕМОНТ
ПЛАСТИКОВЫХ ДЕТАЛЕЙ КУЗОВА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Со временем пластиковые декоративные детали салона и внешние кузовные элементы подвергаются старению, истиранию и различного рода механическим повреждениям. Именно они являются самыми разрушаемыми элементами транспортного средства. Покупка нового элемента не только связана с материальными затратами, в некоторых случаях весьма существенными, но и затратами времени на поиски этого элемента. Мало того, аналоги не всегда имеют достойное качество. В этой связи, вопрос ремонта «родных» пластиковых элементов автомобиля в настоящий момент актуален, как никогда.
Данная практическая работа направлена на становление у студента начальных знаний и навыков проведения ремонта основных пластиковых элементов автомобиля (бамперов) подверженных механическим повреждениям.
Цель занятия: Закрепление и развитие знаний способов ремонта пластиковых деталей автомобилей.
Ход работы:
- Ознакомиться с основными правилами охраны труда и техники безопасности на участке кузовного ремонта.
- Изучить технологические приемы и особенности способов ремонта пластиковых деталей автомобилей используя конспект теоретических занятий.
- Выполнить ремонт пластикового бампера одним из известных методом.
- Подготовить конспект-отчет о проделанной работе и защитить его.
Методический материал
Методы реставрации пластика
Существует несколько методов восстановления пластиковых деталей машины.
Применяют нагрев, сваривание, склеивание, армирование сеткой, применение специальных скоб для прочности соединения.
Другие способы ремонта пластиковых деталей автомобиля – перетяжка кожей (натуральной или искусственной) поврежденного участка пластика, оклейка возникшего дефекта маскирующей пленкой. При этом важно подобрать подходящий цвет ремонтного материала
ПЕРЕТЯЖКА ПЛАСТИКА КОЖЕЙ
Во многих автомобилях бизнес-класса пластиковые элементы обтянуты дорогостоящей кожей или кожзаменителем. В случаях повреждения такой поверхности необходимо полностью заменить наружный декоративный слой.
Порядок выполнения:
- Демонтаж элемента салона.
- Подготовить элемент к обтяжке.
- Выполнить раскрой материала по шаблону (поврежденный материал).
- Нанести клей, согласно рекомендациям производителя.
- Приложить раскрой к ремонтируемой детали, а затем разгладить материал валиком.
- После полного высыхания клея произвести монтаж отремонтированной детали на место.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЛАСТИКА СВАРИВАНИЕМ
Качественная сварка возможна только пластиков, являющихся термопластами. Это пластики, которые практически не меняют своих свойств при нагреве и последующем охлаждении.
Тип пластика указывается с обратной стороны бампера.
Если деталь собирается и сваривается из нескольких частей, то нужно зафиксировать свариваемые сегменты, используя струбцины, зажимы, прихватить в нескольких местах паяльником или липкой лентой.
Если сваривается трещина, то её нужно засверлить на концах тоненьким сверлом. Это остановит дальнейшее распространение трещины.
Шов нужно расшить буквой V. Если толщина пластика 5 мм и больше, то нужно сделать канавку под пруток для сварки и с лицевой и с тыльной стороны. Если же толщина пластика менее 5 мм, то нужно расшивать и сваривать с лицевой стороны детали.
Канавку под пруток можно делать бормашинкой, УШМ или паяльником. В случае с паяльником нужно не пережечь пластик иначе он теряет свои свойства.
Предварительно необходимо выставить для пайки соответствующего пластика температуру. В процессе выполнения работы, температура регулируется.
Кончик прутка затачивается для удобства начального расположения в канавке, и под углом 45º к поверхности шва начинаете его помещать в канавку шва, при этом воздействуя горячим воздухом фена с насадкой. Воздух должен в основном попадать на пруток. При надавливании на пруток и воздействии горячего воздуха он начнёт ложиться в канавку, формируя шов.
Разогреваем с помощью фена стержень так, чтобы он стал мягким и почти начал плавиться, то же делаем и с поврежденным участком на детали. Ответная часть обязательно должна быть хорошо разогрета, иначе сцепление будет плохим, а получившееся соединение непрочным. Если пластик ремонтируемой детали вздувается, значит, процесс идет правильно.
Зачистить ремонтный шов наждачной бумагой. Если пластик проваривается с обеих сторон, то на тыльной стороне шов можно не шлифовать, так соединение будет более прочным.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ПЛАСТИКА СКЛЕИВАНИЕМ
Использование зарекомендованные марки клеев и соблюдение технологии склеивания способствует получению надежного соединения. Кроме того, склеивать можно детали, которые плохо свариваются или не поддаются свариванию вообще.
Важно правильно выбрать клей, который способен выдержать сильные морозы, повышенную влажность, вибрацию и перепады температур.
Подготавливаем склеиваемые поверхности.
Если склеивание происходит «встык»:
- С внутренней стороны необходимо зачистить наждачной шкуркой прилегающую к трещине поверхность, не менее 2-3 см ширины с каждой стороны трещины.
- Обезжирить обработанные поверхности.
- Наложить ровным слоем клеевой состав на обработанную поверхность и расправляя наложить стеклоткань на площадь, чуть меньше, чем обработанная клеем.
- Дополнительно сверху промазать клеевым составом.
Чтобы замок был создан правильно, края трещины должны быть аккуратно сточены, примерно под углом 45º. В профиль, трещина должна представлять из себя два заточенных карандаша.
С обеих сторон, как снаружи, так и изнутри детали, ширина скосов может достигать 1,5-2 см. Чтобы правильно создать клинышки, рекомендуется сначала создать клин изнутри, после чего уже можно сделать то же самое снаружи.
В этом случае можно не допустить, чтобы завалилась его наружная часть, что вполне реально при выполнение действий в обратной последовательности. В работе можно использовать зачистной диск от УШМ или, если его нет в наличии, подойдет абразив с зерном 40.
В случае склеивания «внахлест», клей необходимо нанести на две противоположные части пластиковой детали, а затем соединить их вместе, желательно под давлением. В случае появления излишков склеивающего состава нужно немедленно убрать их.
Чтобы добиться качественного клеевого соединения, нужно использовать двухкомпонентные составы. Таким образом, можно и склеить разрыв и заполнить клеящим составом неровности шва.
- После нанесения финального этапа клея, необходимо оставить ремонтируемую деталь на несколько часов в покое.
- После полного высыхания клея, склеенный участок с лицевой стороны подготавливается к покраске.
Перед склеиванием пластиков с обозначением РР, РР/ЕРDМ, ТРО на ремонтное место необходимо распылить активатор адгезии. Для упрочнения шва с тыльной стороны дополнительно приклеивается стеклоканва (3М), имеющая клеевой слой. Те же процедуры нужно проделать и с лицевой стороны склеиваемой детали.
Склеенное место должно получится прочным и эластичным.
Порошок не должен возвышаться больше, чем на 2–3 мм над ремонтируемой поверхностью.
При необходимости восстановления большого пространства, ремонт проводится в несколько этапов, формируя слой за слоем.
После заполнения углубления порошком, его необходимо равномерно пропитать жидким компонентом. При правильном применении получается прочный и эластичный клеевой шов.
АРМИРОВАНИЕ СЕТКОЙ
Армирование сеткой
Существует метод ремонта автомобильного бампера, с помощью впаивания стальной сетки в место трещины или излома.
Место ремонта нужно предварительно подготовить:
- счистить лакокрасочное покрытие бампера, а также немного сам пластик, сделав небольшое углубление,
- засверлить трещину на краях, чтобы она дальше не распространялась,
- выровнять и зафиксировать поврежденный участок, чтобы поверхность не играла в процессе ремонта. Для этого соединим в некоторых местах края трещины, подплавив их паяльником, и дадим остыть.
- Далее – обезжирить место ремонта,
- вырезать сетку размером по месту ремонта. Размер сетки должен с запасом заходить дальше краёв трещины или излома в пределах сантиметра,
- прикладываем сетку и начинаем ее впаивать.
Для выполнения этой работы на паяльник ставится плоская насадка. Необходимая мощность паяльника, в среднем 80-100 Вт.
Используется нержавеющая, латунная или медная сетка – крупная либо с мелкоячеистой структурой.
Начинаем утапливать сетку в пластмассу. Получается армированная поверхность, аккуратная и довольно красивая. Важно следить, чтобы сетка была полностью впаяна.
Когда все готово, даем пластику остыть.
Если поверхность слегка гуляет, то это потому что не закреплены части с внешней стороны. Чтобы получить более жесткое соединение - необходимо припаять стержень, после чего удалить излишки пластика и покрасить деталь.
Желательно, чтобы сетка не была слишком толстой, так как она должна легко разогреваться и впаиваться.
Для впаивания также можно использовать промышленный фен со специальной насадкой-утюжком. Важно, чтобы сетка полностью покрылась пластмассой. После этого сверху можно ещё наплавить пластик и разгладить, чтобы ремонтная зона была на одном уровне со всей поверхностью. Сверху наплавлять пластик и разглаживать желательно с помощью промышленного фена с регулировкой температуры и силы выдуваемого воздуха с надетой на него специальной насадкой. Можно использовать и паяльник, но важно не пережечь пластик, чтобы он не потерял свои свойства.
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СКОБ
Данный метод ремонта трещин и разрывов автомобильного пластика предполагает использование специального аппарата называемого HotStapler (переводится как горячий степплер). Это устройство используется вместе со специальными скобами разной формы.
HotStapler
Регулятор температуры имеет три режима, выставляемые в зависимости от толщины пластика. Скобы идут в комплекте и по необходимости докупаются. Они бывают разных форм, чтобы удобно было применять в разных изгибах автомобильных деталей.
Скобы для HotStappler’а сделаны из нержавеющей стали. Ими можно ремонтировать крепления фар, бампера, решётки, то есть все термопластичные пластики.
При ремонте скобу впаивают в пластик и немного поворачивают, после охлаждения торчащие усики обрезают. Скобы можно использовать в качестве прихваток, для придания формы бамперу, разлетевшемуся на несколько сегментов. Главная функция скоб держать шов, а оставшиеся части трещины и неровности нужно разглаживать с помощью фена со специальной насадкой или паяльником.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТА
- Провести дефектовку поврежденного участка. Сделать выводы
- Выполнить демонтаж элемента кузова (бампера).
- Подготовить реставрируемый участок соответствующим способом.
- Провести ремонт подходящим способом, в зависимости от вида пластика.
- Проверить качество ремонта.
Контрольные вопросы:
- Назовите основные виды пластиков, применяемых в автомобиле. Приведите их краткую характеристику и способы возможного ремонта.
- Перечислите методы реставрации пластиковых элементов автомобиля.
- Опишите наиболее применяемые способы ремонта пластиковых деталей, применяемый инструмент и «расходники».
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Реставрация автомобильного пластика – технологический процесс не требующий наличия дорогостоящего инструмента и оборудования, но как и любая другая работа, требует знаний, старания, терпения и аккуратности. Только благодаря этим качествам приобретается опыт, благодаря которому рождается специалист.
Данная практическая работа направлена на ознакомление студентов с основными технологиями ремонта автомобильных пластиков, а практический опыт –закрепит теоретические знания.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Кузовной ремонт легковых автомобилей - Мн.: "Автостиль", 2003. - 272 с: ил.
- Альтхаус, Р. А58 Автомобильные кузова'. Ремонт, Уход, Окраска/ Райнер Альтхаус. - М.: ACT: Астрель, 2008.- 206, с.: ил.
- Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта. Часть 2/ В.JI.Смирнов, В.С.Боюр, и др. Самарская обл., г. Тольятти. 249, с.: ил.
- Ремонт и окраска кузовов автомобилей. Подготовка к покраске, сварка, рихтовка и многое другое. Практическое руководство. Под редакцией С. Афонина. «ПОНЧиК», 2003 г., 140 с.
- М. С. Ильин. Кузовные работы: Рихтовка, сварка, покраска, антикоррозийная обработка. Изд. «Мельников И.В.». 2019. 261, с.: ил.
- Ассоциация автосервисов России. URL: http://www.as-avtoservice.ru/
- Ремонт автомобильного пластика своими руками URL:.https://vwts.ru/all_body.html/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия производственного обучения «Техническое обслуживание и ремонт агрегатов электрооборудования кузова автомобиля»
План занятия производственного обучения«Техническое обслуживание и ремонт агрегатов электрооборудования кузова автомобиля»Обучение практическим приемам обнаружения неисправностей электрооборудования с...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Дисциплина: МДК 01.07. Ремонт кузовов автомобилей Специальность: 23.02.07«Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Представляется календарно-тематическое планирование по дисциплине "Ремонт кузовов автомобилей"...
МДК.01.07 Ремонт кузовов автомобилей
В данном разделе содержится курс лекций по МДК.01.07 Ремонт кузовов автомобилей...
Методическая разработка занятия учебной практики по теме "Выявление неисправностей кузова автомобиля"
Методическая разработка...
Методическая разработка открытого урока по МДК.01.07 Ремонт кузовов автомобилей
В данном руководстве описан порядок проведения занятия по дисциплине ремонт кузовов автомобилей...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» МДК.01.07 «Ремонт кузовов автомобилей»
Указания к выполнению практических работ по МДК. 01.07 Ремонт кузовов автомобилей....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических работ ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» МДК.01.07 «Ремонт кузовов автомобилей»
Указания к выполнению практических работ по МДК. 01.07 Ремонт кузовов автомобилей....