Программа профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля. 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
рабочая программа
Программа профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля. 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАСАВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
«СЫКТЫВКАРСААВТОМЕХАНИЧЕСКӦЙ ТЕХНИКУМ»
УДЖСИКАСӦВЕЛӦДАНКАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля
__23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей __
Сыктывкар, 2022
Рабочая программа профессионального модуля «ПМ. 01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля » разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования(далее СПО) 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1581
(ред. от 17.12.2020))
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сыктывкарский автомеханический техникум» |
Разработчик:
Нехорошев Валерий Михайлович - преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля»
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности «Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
- Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Определять техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля |
ПК 1.1. | Определять техническое состояние автомобильных двигателей |
ПК 1.2 | Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей |
ПК 1.3 | Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий |
ПК 1.4 | Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей |
ПК 1.5 | Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ |
- В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт | Разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, их регулировки. Приемки и подготовки автомобиля к диагностике. Выполнения пробной поездки. Общей органолептической диагностики систем, агрегатов и механизмов автомобилей по внешним признакам. Проведения инструментальной диагностики автомобилей. Оценки результатов диагностики автомобилей. Оформления диагностической карты автомобиля. |
Уметь | Определять порядок разборки и сборки, объяснять работу систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, выбирать необходимую информацию для их сравнения, соотносить регулировки систем, агрегатов и механизмов автомобилей с параметрами их работы. Проводить беседу с заказчиком для выявления его претензий к работе автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию. Выявлять по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, делать на их основе прогноз возможных неисправностей. Выбирать методы диагностики и необходимое диагностическое оборудование, подключать и использовать диагностическое оборудование, выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику систем, агрегатов и механизмов автомобилей. Пользоваться технологической документацией на диагностику автомобилей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Определять по результатам диагностических процедур неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей, оценивать остаточный ресурс отдельных наиболее изнашиваемых деталей, принимать решения о необходимости ремонта и способах устранения выявленных неисправностей. Применять информационно-коммуникационные технологии при составлении отчетной документации по диагностике автомобилей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. Формулировать заключение о техническом состоянии автомобиля |
Знать | Устройство, принцип действия, работу, регулировки, порядок разборки и сборки систем, агрегатов и механизмов автомобилей, разных марок и моделей, их технические характеристики и особенности конструкции. Технические документы наприѐмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками. Устройство и принцип действия систем, агрегатов и механизмов автомобилей, регулировки и технические параметры исправного состояния систем, агрегатов и механизмов автомобилей, основные внешние признаки неисправностей систем, агрегатов и механизмов автомобилей. Диагностируемые параметры работы систем, агрегатов и механизмов автомобилей, методы инструментальной диагностики автомобилей, диагностическое оборудование, возможности и технические характеристики. Основные неисправности систем, агрегатов и механизмов автомобилей и способы их выявления при инструментальной диагностике. Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы автомобильных систем, предельные величины износов их деталей и сопряжений. Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности. Информационные программы технической документации по диагностике автомобилей. |
- Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Максимальная учебная нагрузка – 302 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 152 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 14 часов;
на практики: учебную – 72 часов
производственную – 36 часов.
- Структура и содержание профессионального модуля
- Структура профессионального модуля. «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля»
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Суммарный объем нагрузки, час. | Объѐм модуля во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа4 | |||
Обучение по МДК | Практики | ||||||
Всего | В том числе: лабораторных и практических занятий | Учебная | Производственная | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1.-1.5. ОК 01.-11. | МДК 1.1 Устройство автомобилей | 96 | 90 | 44 | 6 | ||
ПК 1.1.-1.5. ОК 01.-11. | МДК.01.02 Техническая диагностика автомобилей | 72 | 62 | 30 | 8 | ||
Учебная практика | 72 | ||||||
Производственная практика, часов | 36 | ||||||
Всего: | 276 | 152 | 74 | 14 |
Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.01.
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся | Объем в часах | |
1 | 2 | 3 | |
МДК. 01. 01 Устройство автомобилей | 90 | ||
Тема 1.1. Введение | Содержание | 2 | |
Назначение, общее устройство автомобилей. | |||
Тема 1.2. Двигатели | Содержание | 14 | |
1. Назначение, классификация, общее устройство ДВС. Основные параметры работы ДВС. Рабочий цикл двигателя. Действительные процессы ДВС. | |||
2. Назначение, устройство, принцип действия кривошипно-шатунного механизма. | |||
3. Назначение, классификация, устройство, принцип действия газораспределительного механизма. | |||
4. Назначение, классификация, устройство и принцип действия жидкостной системы охлаждения и системы смазки ДВС. | |||
5. Виды, общее устройство и принцип действия систем впрыска топлива. | |||
6. Устройство и принцип действия системы питания дизельного двигателя.ТНВД. | |||
Практические занятия | 12 | ||
1. Соотнесение схем с устройством кривошипно-шатунного механизма. | 2 | ||
2. Соотнесение схем с устройством газораспределительного механизма. | 2 | ||
3. Соотнесение схем с устройством жидкостной системы охлаждения. | 2 | ||
4. Соотнесение схем с устройством смазочной системы. | 2 | ||
5. Соотнесение схем с устройством системы питания бензинового двигателя. | 2 | ||
6. Соотнесение схем с устройством системы питания дизельного двигателя. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Общее устройство кривошипно-шатунного механизма и газораспределительного механизма. | 1 | ||
Тема 1.3. Электрооборудование автомобилей | Содержание | ||
1. Назначение, устройство и принцип действия АКБ, генератора переменного тока. | 8 | ||
2. Назначение и классификация, устройство и принцип действия систем зажигания. | |||
3. Система электрического пуска двигателя. Стартер. | |||
4. Назначение, устройство системы освещения и сигнализации, контрольно- измерительных приборов. | |||
Практические занятия | 4 | ||
1. Соотнесение схем с устройством генератора и реле-регуляторов. | 2 | ||
2. Соотнесение схем с устройством стартера. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Электронная система управления работой двигателя | 1 | ||
Тема 1.4. Трансмиссия | Содержание | 10 | |
1. Назначение, устройство, схемы трансмиссии. Назначение каждого из агрегатов. Устройство, принцип действия сцепления. | |||
2. Назначение, типы коробок передач. Устройство коробок передач, раздаточной коробки. | |||
3. Назначение, устройство АКПП и вариаторов. | |||
4. Назначение, устройство и принцип действия карданной передачи. | |||
5. Назначение, устройство, принцип действия главной передачи, дифференциала. | |||
Практические занятия | 8 | ||
1. Соотнесение схем с устройством сцепления. | 2 | ||
2. Соотнесение схем с устройством коробки передач. | 2 | ||
3. Соотнесение схем с устройством раздаточной коробки. | 1 | ||
4. Соотнесение схем с устройством карданной передачи. | 1 | ||
5. Соотнесение схем с устройством механизма ведущего моста. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Работа блокировки дифференциала | 1 | ||
Тема 1.5. Ходовая часть. Кузов. | Содержание | 8 | |
1. Назначение, общее устройство ходовой части. | |||
2. Устройство несущего кузова легкового автомобиля. | |||
3. Назначение, типы подвесок. Общее устройство подвески. | |||
4. Назначение, типы колес автомобиля. Устройство различных типов колес. Назначение, классификация, устройство автомобильных шин. Свойства, марки- ровка шин. | |||
Практические занятия | 6 | ||
1. Соотнесение схем с устройством ходовой части автомобиля, кузовов. | 2 | ||
2. Соотнесение схем с устройством независимой подвески. | 2 | ||
3. Соотнесение схем с устройством и различным типам шин. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Классификация шин в зависимости от назначения, типа конструкции и рисунка протектора | 1 | ||
Тема 1.6. Органы управления | Содержание | 10 | |
1. Назначение, классификация, устройство различных типов рулевого привода. Схема поворота автомобиля. | |||
2. Назначение, устройство и принцип действия рулевых механизмов. Принцип действия усилителей рулевого управления. | |||
3. Устройство и принцип действия дисковых и барабанных колесных тормозных механизмов. | |||
4. Назначение, устройство гидравлического, пневматического привода тормозных механизмов. | |||
Практические занятия | 10 | ||
1.Соотнесение схем с устройством рулевых механизмов. | 2 | ||
2. Соотнесение схем с устройством рулевого привода. | 2 | ||
3. Соотнесение схем с устройством тормозных механизмов. | 2 | ||
4. Соотнесение схем с устройством привода тормозных механизмов. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 2 | ||
Применяемые тормозные жидкости | 1 | ||
Влияние технического состояния рулевого управления на безопасность дорожного движения | 1 | ||
МДК. 01. 02 Техническая диагностика автомобилей | 62 | ||
Тема 2.1. Виды и методы диагностирования | Содержание | 2 | |
Общие сведения о диагностировании автомобиля. Классификация средств диагностирования. | |||
Тема 2.2. Диагностирование автомобильных двигателей | Содержание | 6 | |
1.Средства диагностирования механизмов и систем двигателя | |||
2.Диагностирование механизмов двигателя. Параметры, определяемые при диагностировании. | |||
3.Диагностирование систем двигателя. | |||
Практические занятия | 6 | ||
1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и систем двигателя. | 2 | ||
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния механизмов двигателя. | 2 | ||
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем двигателя. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Диагностирование технического состояния на АТП. Структурная схема. | 2 | ||
Тема 2.3. Диагностирование электрических и электронных систем автомобилей | Содержание | 6 | |
1.Средства диагностирования электрических и электронных систем. | |||
2.Диагностирование приборов электрооборудования автомобиля. | |||
3.Диагностирование приборов электронных систем автомобиля. | |||
Практические занятия | 6 | ||
1.Применение средств диагностирования электрических и электронных систем автомобиля. | 2 | ||
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния источников тока. | 2 | ||
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния систем зажигания, пуска автомобиля. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 2 | ||
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. | 2 | ||
Тема 2.4. Диагностирование автомобильных трансмиссий | Содержание | 6 | |
1. Средства диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. Параметры, определяемые при диагностировании. | |||
2.Диагностирование сцепления, коробки передач. | |||
3.Диагностирование карданной передачи, механизма ведущего моста. | |||
Практические занятия | 6 | ||
1. Выполнение заданий по изучению средств диагностирования механизмов и агрегатов трансмиссии автомобиля. | 2 | ||
2.Выполнение заданий по диагностике технического состояния сцепления, коробки передач. | 2 | ||
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния карданной передачи, механизма ведущего моста. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 2 | ||
Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, мастера производственного обучения, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. | 2 | ||
Тема 2.5. Диагностирование ходовой части и механизмов управления автомобилей | Содержание | 6 | |
1.Средства диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля. | |||
2.Диагностирование подвески, колес и шин. | |||
3.Диагностирование рулевого управления и тормозной системы. | |||
Практические занятия | 6 | ||
1.Выполнение заданий по изучению средств диагностирования ходовой части и механизмов управления автомобиля. | 2 | ||
2.Выполнение заданий по проверке углов установки колес. | 2 | ||
3.Выполнение заданий по диагностике технического состояния тормозной системы. | 2 | ||
Самостоятельная работа учащихся | 1 | ||
Изучение способов диагностирования тормозной системы | 2 | ||
Тема 2.6. Диагностирование кузовов, кабин и платформ | Содержание | 6 | |
1.Средства диагностирования состояния кузова, кабины, платформы. | |||
2.Диагностика геометрии кузова. | |||
3.Диагностика лакокрасочного покрытия кузова | |||
Практические занятия и лабораторные работы | 6 | ||
1.Выполнение заданий по проверке технического состояния кузова и его элементом. | 2 | ||
2.Выполнение заданий по поверке геометрии кузова. | 2 | ||
3.Выполнение заданий по определению состояния лакокрасочного покрытия. | 2 | ||
Учебная практика Виды работ: | |||
Определение технического состояния автомобильных двигателей. Определение технического состояния электрических и электронных систем автомобилей. Определение технического состояния автомобильных трансмиссий. Определение технического состояния ходовой части. Определение технического состояния механизмов управления автомобилей. Выявление дефектов кузовов, кабин и платформ. | 72 | ||
Производственная практика Виды работ: Диагностирование механизмов и систем двигателя. Диагностирование электрических и электронных систем. Диагностирование состояния механизмов и агрегатов трансмиссии. Диагностирование состояния подвески, колес и шин автомобиля. Диагностирование состояния рулевого управления и тормозной системы. Диагностирование основных параметров кузова. | 36 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Устройство автомобилей», оснащенный
оборудованием:
- макеты: двигатель автомобиля в разрезе, сцепление, механическая коробка передач, автоматическая коробка передач, редуктор моста, подвески автомобиля, АКБ, генератор, стартер,
- плакаты: комплект плакатов по устройству легковых автомобилей, комплект плакатов по устройству грузовых автомобилей,
- альбомы: устройство грузовых автомобилей, устройство легковых автомобилей,
- комплект деталей механизмов и систем двигателей, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, узлов и элементов электрооборудования автомобиля
и техническими средствами:
- интерактивная доска, электронные ресурсы по устройству автомобилей.
Лаборатория диагностики электрических электронныхсистем автомобиля, оснащенная оборудованием:
Лаборатория диагностики электрических и электронных систем автомобиля
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся,
- комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой сигнализации,
- приборы, инструменты и приспособления,
- демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»,
- плакаты по темам лабораторно-практических занятий,
- стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»,
- стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»,
- осциллограф,
- мультиметр,
- комплект расходных материалов.
Лаборатория ремонта двигателей
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся,
- мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения),
- двигатели внутреннего сгорания,
- стенд для позиционной работы с двигателем,
- наборы слесарных инструментов,
- набор контрольно-измерительного инструмента.
Лаборатория ремонта трансмиссий, ходовой части и механизмов управления
- верстаки с тисками (по количеству рабочих мест),
- стеллажи,
- стенды для позиционной работы с агрегатами,
- агрегаты и механизмы шасси автомобиля,
- наборы слесарных и измерительных инструментов,
- макеты агрегатов автомобиля в разрезе.
Мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей (с диагностическим участком), оснащенная оборудованием:
Мастерские:
Слесарная
верстаки с тисками (по количеству рабочих мест
- наборы слесарного инструмента,
- наборы измерительных инструментов,
- расходные материалы,
- отрезной инструмент,
- станки: сверлильный, заточной
Сварочная
- верстак металлический,
- экраны защитные,
- щетка металлическая,
- набор напильников,
- станок заточной,
- шлифовальный инструмент,
- отрезной инструмент,
- тумба инструментальная,
- сварочное оборудование (сварочные аппараты),
- расходные материалы,
- вытяжка местная,
- комплекты средств индивидуальной защиты,
- огнетушители
По ремонту и обслуживанию автомобилей с участками (или постами):
- мойка
- расходные материалы для мойки автомобилей (шампунь для бесконтактной мойки автомобилей, средство для удаления жировых и битумных пятен, средство для мытья стекол, полироль для интерьера автомобиля),
- микрофибра,
- пылесос,
- водосгон,
- моечный аппарат высокого давления с пеногенератором
слесарно-механический
- подъемник,
- оборудование для замены эксплуатационных жидкостей (бочка для слива и откачки масла, аппарат для замены тормозной жидкости, масляный нагнетатель),
- трансмиссионная стойка,
- инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
- переносная лампа,
- приточно-вытяжная вентиляция,
- вытяжка для отработавших газов,
- комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (набор приспособлений для вдавливания тормозных суппортов, съемник универсальный, съемник масляных фильтров, струбцина для стяжки пружин),
- набор контрольно-измерительного инструмента; (прибор для регулировки света фар, компрессометр, прибор для измерения давления масла, прибор для измерения давления в топливной системе, штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов),
- верстаки с тисками,
- стенд для регулировки углов установки колес,
- пневмолиния (шланги с быстросъемным соединением),
- компрессор,
- подкатной домкрат
диагностический
- подъемник,
- диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пускозарядное устройство, вилка нагрузочная, лампа ультрафиолетовая, аппарат для заправки и проверки давления системы кондиционера, термометр),
- инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
кузовной
- стапель,
- тумба инструментальная (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
- набор инструмента для разборки деталей интерьера,
- набор инструмента для демонтажа и вклейки вклеиваемых стекол,
- сварочное оборудование (сварочный полуавтомат, сварочный инвертор, экраны защитные, расходные материалы: сварочная проволока, электроды, баллон со сварочной смесью),
отрезной инструмент (пневматическая болгарка, ножовка по металлу, пневмоотбойник),
- гидравлические растяжки,
- измерительная система геометрии кузова (линейка шаблонная, толщиномер),
- споттер,
- набор струбцин,
- набор инструментов для нанесения шпатлевки (шпатели, расходные материалы: шпатлѐвка, отвердитель),
- шлифовальный инструмент (пневматическая угло-шлифовальная машинка, эксцентриковая шлифовальная машинка, кузовной рубанок)
окрасочный
- пост подбора краски (микс-машина, рабочий стол, колор-боксы, весы электронные),
- пост подготовки автомобиля к окраске,
- шлифовальный инструмент ручной и электрический (эксцентриковые шлифовальные машины, рубанки шлифовальные),
- краскопульты (краскопульты для нанесения грунтовок, базы и лака),
- расходные материалы для подготовки и окраски автомобилей (скотч малярный и контурный, пленка маскировочная, грунтовка, краска, лак, растворитель, салфетки безворсовые, материал шлифовальный),
- окрасочная камера
агрегатный
- мойка агрегатов,
- комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений (съемник универсальный 2/3 лапый съемник масляных фильтров, приспособление для снятия клапанов),
- верстаки с тисками,
- пресс гидравлический,
- набор контрольно-измерительного инструмента (штангенциркуль, микрометр, нутромер, набор щупов),
- инструментальная тележка с набором инструмента (гайковерт пневматический, набор торцевых головок, набор накидных/рожковых ключей, набор отверток, набор шестигранников, динамометрические ключи, молоток, набор выколоток, плоскогубцы, кусачки),
- пневмолиния,
- пистолет продувочный,
- стенд для позиционной работы с агрегатами,
- плита для притирки ГБЦ,
- масленка,
- оправки для поршневых колец,
- переносная лампа,
- вытяжка местная,
- приточно-вытяжная вентиляция,
- поддон для технических жидкостей,
- стеллажи.
Тренажеры, тренажерные комплексы по вождению автомобиля
Для обучения вождению транспортных средств образовательная организация (возможно с использованием сетевой формы) должна иметь автодром или закрытую площадку обучения вождению, соответствующую требованиям примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, а также парк учебных автомобилей.
Оснащенные базы практики.
Практика является обязательным разделом программы подготовки по профессии
- Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно
соответствовать содержанию деятельности и давать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем осваиваемым видам деятельности, предусмотренным программой с использованием современных технологий, материалов и оборудования
Организации программы подготовки по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Базы практик должны обеспечивать прохождение практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОССПО, в том числе оборудования и инструментов (или их аналогов), используемых при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенциям: «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Кузовной ремонт», «Автопокраска», «Обслуживание грузовой техники» конкурсного движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills) (или их аналогов).
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление дея-тельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Места производственной практики должны обеспечить выполнение видов профессиональной деятельности, пре-дусмотренных программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования под руководством высококвалифицированных специалистов-наставников. Оборудование и техническое оснащение рабочих мест производственной практики на предприятиях должно соответствовать содержанию деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Для демонстрационных экзаменов по модулям оснащаются рабочие места, исходя из выбранной образовательной организацией технологии их проведения и содержания заданий.
ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля Общее оснащение рабочих мест обучающихся для демонстрации компетенций в рамках модуля:
- диагностическое оборудование (система компьютерной диагностики с необходимым программным обеспечением; сканер, диагностическая стойка, мультиметр, осциллограф, компрессометр, люфтомер, эндоскоп, стетоскоп, газоанализатор, пуско-зарядное устройство, вилка нагрузочная и т.п.);
- подъемник;
- подкатной домкрат;
- переносная лампа;
- инструментальная тележка с набором инструмента;
- приточно-вытяжная вентиляция;
- вытяжка для отработавших газов;
- комплект демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений;
- набор контрольно-измерительного инструмента;
- стенд для регулировки углов установки колес.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Печатные издания
- Гладов Г. И. Устройство автомобилей: Учебник для СПО/Г. И. Гладов, А. М. Петренко. – М.: Академия, 2020. – 352 с.
- Двигатели автотракторной техники: учебник / И.В. Алексеев, А.Ю. Дунин, В.Е. Ерещенко [и др.]; под ред. М.Г. Шатрова. — Москва: КноРус, 2021. — 400 с. — URL:https://book.ru/book/941541. — Текст: электронный. – Режим доступа: по подписке.
- ПехальскийИ.А. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник / И.А. Пехальский, А.Ю. Измайлов, А.С. Амиров, А.П. Пехальский. — Москва: КноРус, 2022. — 308 с. — URL:https://book.ru/book/944142. — Текст: электронный. – Режим доступа: по подписке.
- ПехальскийА.П. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Практикум: учебно-практическое пособие / А.П. Пехальский, А.Ю. Измайлов, А.С. Амиров, И.А. Пехальский. — Москва: КноРус, 2021. — 304 с. — URL:https://book.ru/book/939858. — Текст: электронный. – Режим доступа: по подписке.
- Чумаченко Ю. Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Ю. Т. Чумаченко и др. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 539 с.
- Ашихмин С. А. Техническая диагностика автомобиля: учебник для СПО / С. А. Ашихмин. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. – 272 с.
- Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта: учебник / В.М. Виноградов, А.А. Черепахин. — Москва: КноРус, 2021. — 329 с. — URL:https://book.ru/book/940107. — Текст: электронный. – Режим доступа: по подписке.
- КарагодинВ.И. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля: учебник / В.И. Карагодин. — Москва: КноРус, 2021. — 159 с. URL:https://book.ru/book/939862. — Текст: электронный. – Режим доступа: по подписке.
Электронные издания (электронные ресурсы)
http://www.autoezda.com/diagnostika-avtohttp://autoustroistvo.ru
http://ustroistvo-avtomobilya.ru
Дополнительные источники
- Селифонов В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
- ДоронкинВ.Г. Ремонт автомобильных кузовов: окраска: учеб пос./ В.Г. Доронкин - М: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с.;
- Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля/ В.Ф. Яковлев. - Издательство: Солон-Пресс, 2015 - 273.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки |
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей | Демонстрация знания диагностируемых параметров работы двигателей, методов инструментальной диагностики двигате- лей, номенклатуры и технических харак- теристикдиагностического оборудование для автомобильных двигателей. | Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
Проведение инструментальной диагно-стики автомобильных двигателей вклю- чающий выбор методов диагностики, не- обходимого диагностического оборудо- вания и инструмента, подключение и ис- пользование диагностического оборудо- вания, выбор и использование програм- мы диагностики | Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) | |
ПК 1.2. Определять | Демонстрация знания номенклатуры и порядка использования диагностического оборудования, технологии проведения диагностики технического состояния электрических и электронных систем ав-томобилей, основных неисправностей электрооборудования, их причин и при- знаков. | Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
техническое состоя- | ||
ние электрических и | ||
электронных систем | ||
автомобилей | ||
Соблюдение мер безопасности при рабо- те с электрооборудованием и электриче- скими инструментами Проведение инструментальной и компь-ютерной диагностики технического со- стояния электрических и электронных систем автомобилей включающей: выбор методов диагностики, необходимого ди- агностического оборудования и инстру- мента, подключение диагностического оборудования для определения техниче- ского состояния электрических и элек- тронных систем автомобилей с примене- нием измерительных приборов. | Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) | |
ПК 1.3. Определять техническое состоя-ние автомобильных трансмиссий | Демонстрация знаний методов инстру- ментальной диагностики трансмиссий, диагностического оборудования, их на- значение, технические характеристики, устройства оборудования коммутации; порядка проведения и технологических требований к диагностике технического | Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
состояния автомобильных трансмиссий, допустимых величинах проверяемых па- раметров. | ||
Проведение инструментальной диагно- стики технического состояния автомо-бильных трансмиссий включающее: вы- бор методов диагностики, необходимого диагностического оборудования и инст- румента, подключение и использование диагностического оборудования, выбор и использование программ диагностики, проведение диагностики агрегатов трансмиссии. Соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности | Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) | |
ПК 1.4. Определять техническое состоя-ние ходовой части и механизмов управле- ния автомобилей | Демонстрация знаний диагностируемых параметров, методов инструментальной диагностики ходовой части и механизмов управления, номенклатуры и техниче-ских характеристики диагностического оборудование, оборудования коммута- ции; способы выявления неисправностей при инструментальной диагностике. | Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
Проведение инструментальной диагно- стики технического состояния ходовой части и механизмов управления автомо-билей включающей: выбор методов ди- агностики, необходимого диагностиче- ского оборудования и инструмента, под- ключение и использование диагностиче- ского оборудования, выбор и использо- вание программ диагностики, соблюде- ние безопасных условий труда в профес- сиональной деятельности | Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) | |
ПК 1.5. Выявлять де-фекты кузовов, кабин и платформ | Демонстрация знаний геометрических параметров автомобильных кузовов; уст-ройства и работы средств диагностирова- ния кузовов, кабин и платформ автомо- билей; технологий и порядка проведения диагностики технического состояния ку- зовов, кабин и платформ автомобилей, правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности | Тестирование Оценка результатов выполнения тестовых заданий |
Умения: Проведение инструментальной диагностики технического состояния ку- зовов, кабин и платформ автомобилей включающей: диагностирование техни- ческого состояния кузовов, кабин и платформ автомобилей, проведение из- мерения геометрии кузовов, соблюдение безопасных условий труда в профессиональной деятельности. | Практическая работа (Экспертное наблюдение и оценка результатов практических работ) Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения обра-зовательной программы | |
ОК 01. Выбирать спо-собы решения задач профессиональной деятельности, приме-нительно к различным контекстам. |
- адекватная оценка и самооценка эффек-тивности и качества выполнения профес- сиональных задач | |
ОК 02.Осуществлять поиск, анализ и ин- терпретациюинфор- мации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
| |
ОК 03. Планировать и реализовывать собст- венное профессио- нальное и личностное развитие. | - демонстрация ответственности за при- нятые решения
| |
ОК 04. Работать в |
подавателями и мастерами в ходе обуче-ния, с руководителями учебной и произ- водственной практик;
| Интерпретация результа- тов наблюдения за дея- тельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы. Экспертное наблюдение и оценка на лабораторно - практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практикам. Экзамен квалификационный |
коллективе и команде, | ||
эффективно взаимо- | ||
действовать с колле- | ||
гами, руководством, | ||
клиентами | ||
ОК 05. Осуществлять | грамотность устной и письменной речи, - ясность формулирования и изложения мыслей | |
устную и письменную | ||
коммуникацию на го- | ||
сударственном языке | ||
с учетом особенно- | ||
стей социального и | ||
культурного контек- | ||
ста |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения. | - соблюдение норм поведения во время учебных занятий и прохождения учебной и производственной практик | |
ОК 07. Содействовать |
во время учебных занятий, при прохож-дении учебной и производственной прак- тик;
| |
сохранению окру- | ||
жающей среды, ре- | ||
сурсосбережению, | ||
эффективно действо- | ||
вать в чрезвычайных | ||
ситуациях | ||
ОК 08. Использовать | - эффективность использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профес-сиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подго- товленности | |
средства физической | ||
культуры для сохра- | ||
нения и укрепления | ||
здоровья в процессе | ||
профессиональной | ||
деятельности и под- | ||
держание необходи- | ||
мого уровня физиче- | ||
скойподготовленно- | ||
сти | ||
ОК 09. Использовать информационные тех-нологии в профессио- нальной деятельности | эффективность использования информаци- онно-коммуникационных технологий в про-фессиональной деятельности согласно фор- мируемым умениям и получаемому практи- ческому опыту | |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | эффективность использования в профессио- нальной деятельности необходимой техниче-ской документации, в том числе на англий- ском языке | |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | демонстрация готовности к ведению пред- принимательской деятельности в сфере по-лучаемой специальности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ СИСТЕМ, УЗЛОВ И ПРИБОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190629...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» МДК 01.01. «Устройство автомобилей» Профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рабочая программа МДК. 01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» ПМ 01.«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для профессии 2...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля ПМ. 02 Техническое обслуживание автотранспорта ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей
Рабочая программа для профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...
Календарно - тематический план на 2020 -2021 учебный год.ПМ.01.Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАННаименование учебной дисциплины:ПМ.01.Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей.МДК.01.02. Техническая диагностика автомобилейПрофес...
Календарно-тематическое планирование учебной практики по ПМ 01 "Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомоблей"
КТП предназначено для студентов 1-2 курсов по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Расчитан на 144 часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля» для профессии СПО технического профиля по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рабочая учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 23.01....
Сентябрь 2021г. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01«Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей». Разработчик программы Михаил Викторович Кутаков
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии...