Инструкционно-технологическая карта "Проверка рулевого управления"
методическая разработка

Штеле Раксана Шамсудиновна

ИТК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itk_proverka_rulevogo_upravleniya_wecompress.com_.docx232.19 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Наташа\Рабочий стол\на сайт\логотип.png

Инструкционно-технологическая карта

Наименование:

Выполнение проверки рулевого управления

Профессиональная область:

Техника и технология наземного транспорта

Код:

2

3

.

0

1

.

1

7

Цель: изучив инструкционно-технологическую карту, вы будете: уметь выполнять проверку рулевого управления.

Оборудование, материалы, инструменты и вспомогательные

средства на одного обучающегося

Количество

Наименование

1

Автомобиль ВАЗ-2110

1

Подъёмник четыреухстоячный

4

Набор инструмента автослесаря

1

Очки

1

Перчатки

Сопутствующие инструкционно-технологические карты и материалы

  • «Правила охраны труда  при ремонтных работах».
  • «Слесарный инструмент автослесаря ».


Входной тест

1. Каково назначение рулевой трапеции?

а) обеспечивается меньший радиус поворота

б) достигается устойчивость автомобиля при движении

в) обеспечивается поворот внутреннего переднего управляемого колеса на больший угол нежели наружного

г) обеспечивается меньший износ резины

2. Каковы наиболее вероятные причины неравномерного усилия на рулевом колесе при повороте?
а) увеличенные зазоры в зацеплении червяка и ролика
б) люфт в шарнирах рулевых тяг
в) повышенный дисбаланс колес
г) отсутствие зазоров в зацеплении червяка и ролика
д) повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика

3. Какого типа рулевые механизмы в основном применяются на грузовых автомобилях?
а) червяк-ролик
б) шестерня-рейка
в) винт-гайка-рейка-сектор

4. Каковы наиболее вероятные причины отсутствия самовозврата рулевого колеса при выходе автомобиля из поворота?
а) увеличенные зазоры в зацеплении червяка и ролика
б) люфт в шарнирах рулевых тяг
в) повышенный дисбаланс колес
г) отсутствие зазоров в зацеплении червяка и ролика
д) повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика

5. Чем обусловлена необходимость использования усилителей в рулевых управлениях?
а) стремлением увеличить прочность деталей рулевого механизма
б) величиной усилий, требующихся для поворота цапф передних колес
в) необходимостью уменьшить усилие прикладываемые к рулевому колесу
г) недостаточной жесткостью тяг и других деталей рулевого привода

6. Что достигается особой установкой шкворня?
а) создаются усилия, которые способствуют возврату колес в исходное положение после их поворота
б) улучшается маневренность и устойчивость автомобиля
в) удлиняется пробег и увеличивается срок службы шин
г) достигаются все перечисленные результаты

7. Что достигается благодаря развалу управляемых колёс?
а) уменьшается усилие, затрачиваемое на поворот колес
б) снижается нагрузка на наружный подшипник ступицы переднего колеса
в) ослабляются толчки, передаваемые на детали рулевого управления при движении автомобиля по неровностям
г) достигаются все перечисленные результаты

8. Для чего применяют схождение управляемых колёс?
а) улучшения управляемости на высоких скоростях
б) улучшения управляемости на низких скоростях
в) уменьшения износа покрышек

9. Каким образом регулируется схождение колёс?
а) изменением развала колес
б) изменением длины поперечной рулевой тяги
в) изменением углов наклона шкворня
г) изменением всех перечисленных параметров

10. Какими преимуществами обладает электроусилитель рулевого управления?
а) простота конструкции
б) высокая чувствительность управления
в) возможность установки на любые типы рулевых механизмов

 

Ответив на вопросы входного теста, сравните свои ответы с эталонами ответов, помещенными в конце брошюры. Если вы ответили правильно на 7 и более вопросов - можете приступить к изучению данного учебного элемента; если на 6 и меньше - вернитесь к повторению предыдущего материала


Общий вид

C:\Users\Home\Desktop\111453.217198.8473.png

Рисунок 1. Проверка рулевого управления

 

Алгоритм трудовых действий

1. Выполните  подготовительные работы.

2. Выполните подготовку автомобиля к ремонту.

3. Выполните проверку рулевого управления.

4. Выполните заключительные работы.

   

1. Выполните подготовительные работы

1.1. Приготовьте и наденьте необходимые средства защиты в соответствие с требованиями охраны труда:

  • Костюм их смесовой ткани
  • Перчатки
  • Головной убор
  • Ботинки

Картинки по запросу спецодежда автомеханика

1.2.   Подготовить инструмент

Слесарный инструмент автослесаря

2.  Выполните подготовку автомобиля к ремонту

2.1 Установить автомобиль на четырехстоечный подъемник для обеспечения нагрузки на оси.

  C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

 C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.2 Осмотреть рулевое колесо на предмет отсутствия повреждений. В случае применения оплетки рулевого колеса следует оценить надежность ее крепления.

Оценить надежность крепления рулевого колеса к валу рулевой колонки, для чего приложить знакопеременные ненормируемые усилия к его ободу в направлении вдоль оси рулевой колонки.

Проверить вращение колеса, есть ли при вращении люфт.

    C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.3 Осмотреть опорные стойки. Разбитые опорные подшипники могут издавать хруст.

   

        C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.4 Если рулевое колесо поворачивается туго, но при добавлении оборотов двигателя начинает вращаться легче, значит насос выдает недостаточное давление в системе.

Замерить давление в системе рулевого управления.

   

        C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

   

        C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.5 Отрегулировать углы развала-схождения колес.

        C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

      C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.6 Проверить герметичность системы, ее очистку.

 

      C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

2.7 Оценить легкость вращения рулевого колеса во всем диапазоне угла поворота управляемых колес, повернув рулевое колесо по направлению и против направления движения часовой стрелки до упора. При повороте обратить внимание на легкость вращения без рывков и заеданий, а также отсутствие посторонних шумов и стуков. На транспортных средствах с гидроусилителем рулевого управления проверку осуществлять при заведенном двигателе. После окончания проверки вернуть рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению.

      C:\Users\Home\Desktop\Безымянный.png

3. Выполните заключительные работы

 

  • Приведите рабочее место в порядок.
  • Снимите спецодежду. Вымойте руки с мылом и примите душ.
  • Сдайте работу мастеру производственного обучения

Итоговый тест

1. Каковы наиболее вероятные причины неравномерного усилия на рулевом колесе при повороте?

а) увеличенные зазоры в зацеплении червяка и ролика

б) люфт в шарнирах рулевых тяг

в) повышенный дисбаланс колес

г) отсутствие зазоров в зацеплении червяка и ролика

д) повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика

2. Кая часть тормозной системы препятствует вращению колес?

а) тормозной привод

б) тормозной рычаг

в) тормозной механизм

3. Как работает рулевое управление с гидроусилителем при неработающем двигателе автомобиля?

а) невозможно управление

б) работает как без гидроусилителя

в) работает всегда с гидроусилителем независимо от работы двигателя

4. Какое устройство обеспечивает одновременный поворот управляемых колес на разные углы? 

а) рулевая трапеция

б) глобоидный червяк

в) гидроусилитель

5. На какой рабочий орган воздействует водитель для поворота автомобиля?

а) поворотный рычаг

б) сошку

в) поворотный кулак

г) рулевое колесо

6. Для какого рулевого механизма проще всего применить гидроусилитель?

а) червяк-ролик

б) шестерня-рейка

в) винт-гайка-рейка-сектор

7. Какого типа рулевого механизма не бывает?

а) червячный

б) винтовой

в) реечный

г) шестеренчатый

8. Какая деталь не входит в состав рулевой трапеции?

а) продольная тяга

б) рулевой вал

в) поперечная тяга

г) нижние поворотные рычаги

9. Какого типа рулевой механизм установлен на автомобиле КаМАЗ?

а) винт-гайка

б) шестереня-винт-гайка

в) червяк-ролик

г) винт-ролик

10.  Как влияет правильная установка колес на устойчивость автомобиля и долговечность шин?

а) пробег шин увеличивается

б) устойчивость и безопасность движения возрастают

в) оба ответа верны

Сравните свои ответы с эталонами, помещенными в конце брошюры. Если вы ответили на 6 и менее вопросов, вернитесь к изучению учебного элемента. Если вам удалось ответить на 7 и более вопросов, в присутствии мастера-инструктора выполните практическое задание.

Эталоны ответов входного теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

д

в

а,в

в

а

а

в

б

а

Эталоны ответов итогового теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

д

в

а

а

г

в

г

г

в

в

Алгоритм выполнения проверки рулевого управления

1. Приступите к работе с соответствие с правилами охраны труда.

2. Установите автомобиль  на подъёмник.

3. Поднимите автомобиль на подъёмник и зафиксируйте упоры.

4. Осмотреть рулевое колесо на предмет отсутствия повреждений.         

5. Осмотреть опорные стойки.         

6. Замерить давление в системе рулевого управления.         

7. Отрегулировать углы развала-схождения колес.         

8. Проверить герметичность системы, ее очистку.

9. Оценить легкость вращения рулевого колеса.         

10. Выполнить заключительные работы.          


Практическое задание:

Выполнить проверку рулевого управления.

Литература:

  1. Коробейник Л.В. Ремонт автомобилей. Практический курс.-М.:Феникс, 2014
  2. Вахламов В.К. Автомобили. Конструкция и элементы расчета. -М.: Академия, 2016

Разработчик:

Штеле Р.А. - мастер п/о ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рулевое управление."

Учебно-методическое пособие на тему: "Рулевое управление."...

План урока производственного обучения на тему "Разборка и ремонт рулевого управления"

Цель урока научить студентов приемам разборки и ремонта рулевого управления автомобиля, методам выявления повреждений и дефектов и их устранению....

Обслуживание рулевое управления трактора МТЗ-80(82)

В представленном материале говорится, о том какое техническое обслуживание должно проводится с механизмами рулевого управления....

Отекрытый урок: " Техническое обслуживание рулевого управления"

Презентация к открытому уроку " Техническое обслуживание  рулевого управления". Интерактивный урок с гиперссылками на следующий слайд....

Диагностирование рулевого управления

Диагностирование рулевого управления...

Принцип Аккермана в рулевом управлении

Познавательная статья о рулевом управлении автомобилей....