"Рулевое управление."
учебно-методическое пособие на тему
Учебно-методическое пособие на тему: "Рулевое управление."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rulevoe_upravlenie.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГБОУ НПО АМПЛ № 77
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: Рулевое управление
Профессия: Автомеханик
Составитель: мастер п/о, преподаватель – Лучковский Р.Н.
Содержание
- Введение 3 стр.
- Устройство и принцип действия рулевого управления 4 стр.
- Неисправности устройства рулевого механизма 10 стр.
- Возможные неисправности рулевого управления
и методы их устранения 11 стр.
Введение
- С каждым годом автомобильное движение на дорогах неуклонно возрастает. В таких условиях важнейшее значение приобретает конструкция транспортных средств, отвечающая современным требованиям безопасности движения.
- На безопасность движения огромное влияние оказывает конструкция рулевого управления, как важнейший фактор взаимодействия водителя с дорогой.
Рулевым управлением называется совокупность устройств, осуществляющих поворот управляемых колес автомобиля.
- Устройство и принцип действия рулевого управления
- Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля. При неподвижной передней оси изменение направления движения автомобиля осуществляется поворотом передних управляемых колес.
Для того чтобы в движении автомобиль на повороте колеса его имели качение без бокового скольжения, они должны катиться по окружностям, описанным из одного центра, называемой центром поворота. В этом центре О (рис.1) должны пересекаться продолжения осей всех колес. Для соблюдения данного условия внутреннее к центру поворота управляемое колесо должно поворачиваться круче, т.е. на больший угол, чем наружное колесо. Для одновременного поворота колес на необходимые различные углы служит рулевая трапеция.
Рис.1. Схема поворота автомобиля
В трапецию входят (рис. 2, а) передняя ось 5, рулевые рычаги 3 и 6, соединенные с поворотными кулаками 1 и 7, и поперечная рулевая тяга 4. Поворотные кулаки шарнирно соединены с осью шкворнями 2.
Рис. 2. Схемы рулевых трапеций
При повороте одного колеса через рычаги 3 и 6 и тягу 4 поворачивается и другое колесо. При этом вследствие изменения положения поперечной тяги 4 относительно передней оси внутреннее к центру поворота колесо поворачивается на угол а (рис. 2, б), больший, чем угол Р поворота наружного колеса.
Правильность соотношения угла а и Р поворота колес обеспечивается соответствующим подбором угла наклона рулевых рычагов к продольной оси автомобиля и длины рулевых рычагов и поперечной тяги.
Кроме трапеции в рулевое управление входят (рис. 3) рулевое колесо / с валом 3, установленным в рулевой колонке 2, и рулевой механизм 4, заключенный в картер, а также рулевая сошка 5,продольная рулевая тяга 6, рулевой рычаг 7 продольной тяги.
Рис. 3. Схема устройства рулевого управления
При повороте рулевого колеса / в ту или другую сторону вместе с ним вращается вал 3, приводя в действие рулевой механизм 4, поворачивающий сошку 5. Нижний конец сошки перемещается вперед или назад, поворачивая через тягу 6 рулевой рычаг 7 с поворотным кулаком, соединенным шарнирно с осью 10. Через рулевые рычаги 8 и поперечную тягу 9 на соответствующий угол поворачивается и другой кулак 11 с установленным на его цапфе колесом.
Рулевую нерасчлененную трапецию такого устройства применяют на грузовых автомобилях, у которых управляемые колеса установлены на общей оси, подвешенной на рессорах к раме.
При независимой подвеске колес у легковых автомобилей рулевую трапецию делают расчлененной с несколько измененным расположением тяг и рычагов. Расчлененная рулевая трапеция с передним (рис. 2, в) или задним (рис. 2, г) расположением обычно включает рулевую сошку 8, конец которой перемещается в поперечном направлении, и маятниковый рычаг 10, соединенные средней поперечной тягой 9.
Маятниковый рычаг 10 установлен шарнирно на оси в кронштейне, закрепленном на раме основания кузова. Концы сошки 8 и маятникового рычага 10 или средней тяги соединены шарнирно двумя промежуточными боковыми тягами 11 с рычагами 12 поворотных кулаков 13 или поворотных стоек колес. Такая схема с расчлененной рулевой трапецией обеспечивает правильный поворот управляемых колес при качании их на независимой подвеске.
У легковых автомобилей получает применение энергопоглощающее рулевое управление, повышающее безопасность водителя при аварии автомобиля. Такое рулевое управление имеет составной телескопический рулевой вал и колонку с фрикционными элементами или включает другие упругие элементы. В случае удара автомобиля о препятствие и смятия его передней части энергия удара поглощается в фрикционных или упругих элементах рулевого управления, а удар и перемещения не передаются на верхнюю часть его вала с рулевым колесом, предохраняя водителя от травм.
Рулевой механизм 4 (см. рис. 3) служит для передачи усилий от рулевого колеса 1 с валом 3 на сошку 5. Рулевой механизм имеет передаточное число, доходящее обычно до 15— 20, вследствие чего усилие, развиваемое на сошке, получается значительно больше, чем усилие, приложенное к рулевому колесу, что облегчает поворот рулевого колеса и управление автомобилем.
Наибольшее применение получил рулевой механизм, выполненный в виде пары — глобоидальный червяк и ролик на подшипниках качения.
Такой рулевой механизм состоит из стального глобоидального (т. е. с вогнутой поверхностью) червяка 2 (рис. 4), в зацепление с которым входит двух- или трехгребневой ролик 5.
Рис. 4. Рулевой механизм
Червяк 2 закреплен на рулевом валу 1 и установлен на подшипниках 11 в картере 10 рулевого механизма. Ролик 5 установлен на шариковом 9 или игольчатом 4 подшипнике на оси 3, закрепленной в головке вала 6. Бал лежит на подшипниках в приливе картера. На наружном конце вала закреплена сошка 7.
При повороте червяка ролик перемещается по его винтовой нарезке, поворачивая вал с сошкой. При вогнутой поверхности червяка получается правильное зацепление червяка с роликом при различных его положениях. В такой паре трение и износ значительно уменьшаются, так как при работе ролик не скользит, а катится по червяку.
Вогнутая поверхность червяка и дуга, по которой поворачивается ролик, описаны разными радиусами R1 и R2 из разных центров так, что дуги сближаются в средней плоскости и расходятся по краям. Вследствие этого обеспечиваются малый зазор между роликом и червяком в' среднем положении и увеличенные зазоры в крайних положениях ролика. Это повышает чувствительность рулевого управления при среднем положении колес, облегчает вывод рулевого колеса из крайних положений и способствует более равномерному износу червяка.
Рулевой механизм расположен в картере 10, который крепится на раме и заполнен маслом.
Для поддержания правильного зацепления пары и устранения повышенных зазоров в рулевом механизме, что может вызвать большой свободный ход рулевого колеса, применяют регулировочные устройства. При этом регулируют осевой зазор червяка в подшипниках, осевой зазор вала сошки и зацепление пары. Регулировку осевого зазора червяка 2 и его подшипников 11осуществляют обычно с помощью прокладок 12, установленных под верхней или нижней крышкой 8 картера, или с помощью торцовой гайки, завернутой в картер. Регулировка глубины зацепления ролика 5 с червяком 2 осуществляется чаще всего осевым перемещением вала 6 сошки с помощью регулировочного винта 13, так как средняя диаметральная плоскость ролика несколько смещена относительно средней плоскости червяка на величину с.
Кроме рассмотренного рулевого механизма применяют рулевые механизмы других типов: винт-сектор, винт-гайка и др. В рулевом механизме, выполненном в виде пары винт-гайка, для уменьшения трения между ними в некоторых конструкциях рулевых управлений вводят непрерывную цепь циркулирующих стальных шариков. При этом трение скольжения в паре заменяется трением качения, что облегчает поворот рулевого колеса.
На автомобиле «Жигули» ВАЗ-2101 рулевое управление выполнено с расчлененной рулевой трапецией, имеющей заднее расположение, и шарнирами, не требующими смазки.
Рис.3. Схема рулевого управления автомобилей ВАЗ.
Рулевой механизм имеет пару - глобоидальный червяк (28) и двухгребневый ролик (10) на подшипниках качения, расположенную в картере (6) (рис.3), отлитом из алюминиевого сплава.
Червяк (28) напрессован на вал (31), установлен в картере на двух радиально-упорных шарикоподшипниках. Натяг в радиально-упорных шарикоподшипниках регулируется прокладками (12), поставленными под торцевой крышкой (13), прикрепленной к картеру болтами. Вал червяка (31) уплотнен в картере сальником (30).
Двухгребневый ролик (10) установлен на оси (11), закрепленной в головке вала (7) рулевой сошки 2101 на двух игольчатых подшипниках, имеющих распорное кольцо и боковые шайбы подбираемые селективно. Ролик вала сошки 2105 имеет два радиально-упорных шарикоподшипника и не требует боковых шайб. Вал сошки (7) вращается в картере на двух сталебронзовых подшипниках скольжения. Наружный конец его уплотнен сальником (8). Регулировку зацепления ролика (10) с червяком (28) осуществляют регулировочным винтом (4), ввернутым в верхнюю крышку (5), прикрепленную сверху к картеру болтами. Головка винта с регулировочной шайбой входит в паз головки вала сошки с зазором не более 0,05мм. После выполнения регулировки винт закрепляют контргайкой с шайбой. В верхней крышке имеется отверстие для заливки в картер трансмиссионного масла (“Омскоил Транс П” SAE 80W-85 по API типа GL-4/5 ТУ 38.301-19-106-98 в количестве 180 гр.), завернутое пробкой с конической резьбой.
Картер (6) рулевого механизма фланцем крепится тремя болтами к левому лонжерону основания кузова. Головки двух нижних болтов служат одновременно ограничителем угла поворота сошки (9). Наибольший поворот управляемых колес ограничивается упором двух выступов, имеющихся на рулевой сошке (9), в головки нижних болтов, крепящих картер рулевого механизма. С наружным концом вала (7) соединяется на шлицах рулевая сошка (9), закрепляемая гайкой с гроверной шайбой. Данное шлицевое соединение имеет сдвоенный шлиц и соответствующую сдвоенную впадину, что обеспечивает правильную ориентацию сошки относительно оси ролика.
Рулевая сошка (9) средним ушком соединена шарнирно с левым концом стальной кованной поперечной тяги (18). Правый конец ее шарнирно соединен с маятниковым рычагом (14), который закреплен самоконтрящейся гайкой на оси (19), установленной в двух пластмассовых втулках (21) и кронштейне (20), отлитом из алюминиевого сплава. Кронштейн крепится на правом лонжероне основания кузова.
Ось (19) закреплена во втулках при помощи двух упорных шайб и шплинтуемой корончатой гайки. Под шайбы поставлены уплотнительные резиновые кольца, которые обеспечивают герметичность узла. Внутренняя полость кронштейна (20) в процессе сборки узла при помощи боковых тяг (17), с поворотными рычагами (15), закрепленными болтами на поворотных стойках. Каждая боковая тяга состоит из двух кованых наконечников и регулировочной муфты (16), навернутой на концы наконечников, имеющих правую и левую резьбу. Вращением регулировочной муфты изменяют длину тяги с целью регулировки схождения колес.
Муфта (16), имеющая по концам разрезы, закрепляется на наконечниках стяжными хомутами с болтами. Соединения тяг с рычагами выполнено при помощи шаровых шарниров неразборного типа. Каждый шаровой шарнир представляет собой шаровой палец (26), закрепленный коническим хвостовиком при помощи шплинтуемой корончатой гайки в рычаге. Палец установлен в головке (24) тяги на конусном пластмассовом вкладыше (25), обладающем высокими противоизносными свойствами. Вкладыш (25) поджимается к пальцу конической пружиной (23), опирающейся на заглушку (22), завальцованную в головке. Сверху головка закрыта резиновым грязезащитным чехлом (27) с металлической обоймой, напрессованной на выточку головки. Шаровые шарниры при сборке заполняются консистентной смазкой ШРБ-4 ТУ 38-УССР-201-143-77 в количестве 3,0-5,0гр. Под защитные чехлы при сборке так же закладывается смазка ШРБ-4 ТУ 38-УССР-201-143-77 в количестве 5,0-7,0гр.
Неисправности устройства рулевого механизма
Неисправности рулевого управления вместе с неисправностями тормозной системы являются самыми серьезными неисправностями автомобиля. С широким применением на современных легковых автомобилях реечного рулевого механизма перечень неисправностей рулевого управления значительно сократился.
К неисправностям рулевого управления относятся:
- износ передающей пары («шестерня-рейка»);
- нарушение герметичности рулевого механизма;
- износ или разрушение подшипника рулевого вала;
- износ шарнира наконечника рулевой тяги.
Самой распространенной неисправностью рулевого управления является износ шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
Основными причинами неисправностей рулевого управления являются:
- низкое качество дорог;
- нарушение правил эксплуатации (изменение периодичности обслуживания, применение некачественной рабочей жидкости и комплектующих);
- неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы;
- предельный срок службы системы.
Причиной неисправностей рулевого управления могут также стать различные отклонения от рабочих характеристик колес (давление в шинах, балансировка, степень износа шин, износ ступичного подшипника).
О наступающей неисправности рулевого управления свидетельствуют, как правило, различные внешние признаки, основными из которых являются:
- стуки в рулевом управлении;
- биение на рулевом колесе;
- увеличенный люфт рулевого колеса;
- тугое вращение рулевого колеса;
- шум в усилителе рулевого управления;
- подтекание рабочей жидкости.
К сведению, люфтом называется холостое движение рулевого колеса, т.е. движение, при котором поворот не производится.
Несколько слов о подтекании рабочей жидкости. Подтекание рабочей жидкости в элементах рулевого управления происходит не так явно, как при неисправностях системы охлаждения – лужу под автомобилем вы не увидите. Установить подтекание можно при детальном осмотре системы, при этом неисправный элемент выглядит влажным, специалисты еще говорят – запотевшие.
Возможные неисправности рулевого управления
и методы их устранения
ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Увеличенный свободный ход рулевого колеса | |
Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма | Затяните гайки |
Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг | Затяните гайки |
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах | Замените наконечники или рулевые тяги |
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних | Отрегулируйте зазор |
Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком | Отрегулируйте зазор |
Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками | Замените втулки или кронштейн в сборе |
Увеличенный зазор в подшипниках червяка | Отрегулируйте зазор |
Тугое вращение рулевого колеса | |
Деформация деталей рулевого привода | Замените деформированные детали |
Неправильная установка углов передних колес | Проверьте углы установки колес и отрегулируйте |
Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком | Отрегулируйте зазор |
Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага | Отрегулируйте затягивание гайки |
Низкое давление в шинах передних колес | Установите нормальное давление |
Повреждение деталей шаровых шарниров | Проверьте и замените поврежденные детали |
Отсутствует масло в картере рулевого механизма | Проверьте и долейте. При необходимости замените сальник |
Несоосность вала червяка с валом рулевого механизма | Отрегулируйте шайбами соосность валов |
Шум (стуки) в рулевом управлении | |
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес | Отрегулируйте зазор |
Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг | Затяните гайки |
Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками | Замените втулки или кронштейн в сборе |
Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага | Отрегулируйте затягивание гайки |
Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка | Отрегулируйте зазор |
Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг | Замените наконечники или рулевые тяги |
Ослабли болты крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага | Затяните гайки болтов крепления |
Ослабли гайки крепления поворотных рычагов | Затяните гайки |
Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес | |
Давление в шинах не соответствует норме | Проверьте и установите нормальное давление |
Нарушены углы установки передних колес | Проверьте и отрегулируйте углы установки передних колес |
Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес | Отрегулируйте зазор |
Дисбаланс колес | Отбалансируйте колеса |
Ослабли гайки шаровых пальцев рулевых тяг | Проверьте и затяните гайки |
Ослабли болты крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага | Проверьте и затяните гайки болтов крепления |
Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком | Отрегулируйте зазор |
Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону | |
Неодинаковое давление в шинах | Проверьте и установите нормальное давление |
Нарушены углы установки передних колес | Проверьте и отрегулируйте углы установки колес |
Различная осадка пружин передней подвески | Замените непригодные пружины |
Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески | Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените |
Неполное растормаживание одного или нескольких колес | Проверьте состояние тормозной системы |
Утечка масла из картера | |
Износ сальника вала сошки или червяка | Замените сальник |
Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма | Затяните болты |
Повреждения уплотнительных прокладок | Замените прокладки |
Неустойчивость автомобиля | |
Нарушены углы установки передних колес | Проверьте и отрегулируйте углы установки колес |
Увеличенный зазор в подшипниках передних колес | Отрегулируйте зазор |
Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг | Проверьте и затяните гайки |
Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг | Замените наконечники или рулевые тяги |
Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага | Проверьте и затяните гайки болтов |
Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка | Отрегулируйте зазор |
Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески | Проверьте кулаки и рычаги; замените деформированные детали |
- CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://automn.ru/vaz-2101/ Автомобильный сайт
2. http://automend.ru/vaz-2101/ Информационно-автомобильный портал по ремонту, обслуживанию и эксплуатации автомобилей
3. http://vazrepair.narod.ru/vaz/2101-zhiguli/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока производственного обучения на тему "Разборка и ремонт рулевого управления"
Цель урока научить студентов приемам разборки и ремонта рулевого управления автомобиля, методам выявления повреждений и дефектов и их устранению....
Обслуживание рулевое управления трактора МТЗ-80(82)
В представленном материале говорится, о том какое техническое обслуживание должно проводится с механизмами рулевого управления....
Отекрытый урок: " Техническое обслуживание рулевого управления"
Презентация к открытому уроку " Техническое обслуживание рулевого управления". Интерактивный урок с гиперссылками на следующий слайд....
Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей на СТО с разработкой технологического процесса ремонта рулевого управления автомобиля Mitsubishi Lancer.
В проекте разработан технологический процессремонта рулевого управления автомобиля...
Диагностирование рулевого управления
Диагностирование рулевого управления...
Принцип Аккермана в рулевом управлении
Познавательная статья о рулевом управлении автомобилей....
План занятия производственного обучения «Разборочно-сборочные работы с изучением деталей рулевого управления»
Представлен план занятия производственного обучения«Разборочно-сборочные работы с изучением деталей рулевого управления»...