Россия в начале XX века.
методическая разработка
Данный материал предоставлен в виде открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_istorii_rossiya_v_nachale_xx_veka.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории
Преподаватель: Баранова Е.И Дата __09.09.2022___
Тема урока: Россия в начале XX века.
Цель урока:
Образовательная:
- сформировать представление об особенностях и проблемах экономического и социально-политического развития России в начале ХХ века;
- дать представление об определяющей роли государства в экономике страны;
- дать характеристику геополитических особенностей России.
Развивающая: способствовать развитию аналитического мышления и навыков работы с разной информацией.
Воспитательная:
- продолжить формирование навыков коллективной работы,
- умения вести диалог,
- слушать и слышать своих оппонентов
Планируемый результат;
- Обучающиеся должны знать реальное состояние социально-экономического развития России в начале ХХ века;
- уметь обобщать и систематизировать знания о данном периоде развития своего Отечества;
- определить какое место занимала Россия согласно концепции трех эшелонов модернизации.
Формируемые УУД: Личностные: уметь оценивать свои действия и достижения.
Познавательные: уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, обобщать и систематизировать полученные знания.
Регулятивные: умело планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формулировать свое собственное мнение, учитывая мнение других.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия:
- Модернизация,
- промышленный переворот,
- монополия,
- трест,
- синдикат,
- картель,
- эшелон модернизации,
- концентрация производства,
- самодержавная монархия,
- геополитика,
- стратегические интересы,
- экспансия.
Оборудование: ПК, проектор, дидактический материал, презентация.
План урока;
- Территория и население Российской империи
- Экономическое развитие России в начале ХХ века.
- Самодержавная власть и оппозиция.
- Буржуазия и рабочие.
- Русско-японская война 1904-1905 гг.
Этапы урока | Время | Цели | Деятельность преподавателя Задания | Деятельность обучающихся Формируемые УУД |
| 0,5 мин. | Отмечает отсутствующих. | Докладывает староста группы. | |
| 1 мин. | Подготовить к смысловому восприятию информации, к систематизации фактов. | Сообщает тему урока и предлагает методику работы на уроке. | Записывают тему урока в конспект и его план. |
| 3 мин. | Определить место России в мире. Вспомнить, как развивались крупные державы на этом этапе. | Вопрос: 1.Каковы особенности развития разных стран? 2. Назвать крупнейшие державы колониальные и их колонии. 3. В чем причины борьбы за передел мира? | Предполагаемый ответ:
|
| 5 мин. | Работа с картой «Российская империя начала ХХ века». | Мы видим на карте, как увеличилась территория страны к ХХ веку. А теперь посмотрим на схему территориального устройства Российской империи, а затем населения. | В результате фронтальной беседы, мы записываем из данной схемы главное в конспект. |
| 10 мин. | Определить, в чем особенности модернизации в России. | Преподаватель: Россия страна среднеразвитого капитализма. Развитие сочеталось с остатками феодализма. Они мешали экономическому и культурному прогрессу страны. В России была высокая концентрация производства, возникали монополии, шел процесс слияния банковского и промышленного капитала. Однако бедность крестьян не позволяла расширить внутренний рынок. Промышленный рост зависел от иностранного капитала. Отставание связывали с политическим строем. У нас была неограниченная монархия. Николай II вступив на престол, заявил, что будет укреплять самодержавие, что вызвало недовольство оппозиционных сил. Работаем с картой «Экономическое развитие России начала ХХ века». Вопрос: в чем же особенности модернизации в нашей стране в начале ХХ века? | Записывают понятие «монополии» и ее видов. Предполагаемый ответ: причины медленной модернизации в пережитках феодализма в нашей стране – самодержавный строй, пережитки крепостничества, низкая производительность труда, помещичье землевладение и сильное вмешательство государства в экономику. Дают характеристику экономики на основе карты. (Устно). |
| 5 мин. | Что же изменилось с появлением новых классов населения (буржуазии и рабочих). Могли ли они влиять на политическую жизнь общества? | Преподаватель: численность буржуазии была небольшой. Количество индустриальных рабочих росло. Их сплотил профессиональный интерес, а также стремление отстаивать свои права коллективно. С повышением культурного уровня рабочих, росла и их политическая активность. У них не было элементарных гражданских прав, чтобы защитить свои экономические интересы. Усиливаются рабочие движения. К экономическим лозунгам (зарплата, охрана труда, мед. страховка) добавляются политические : «Долой самодержавие» и др. Вопрос: каких гражданских прав не было у рабочих, чем они были недовольны? | Предполагаемый ответ: Рабочий день длился 11.5 час. Низкая зарплата. За малейшие провинности штрафовали. Участие в забастовках приравнивалось к уголовному преступлению. Запрещено создавать рабочие легальные организации для защиты своих прав. Рабочие стали проводить митинги, демонстрации. |
| 7 мин. | Понять, зачем нужна была модернизация политической системы. | Вопрос: Какой политический строй был в России? Преподаватель вместе с обучающимися анализирует схему Государственного строя. Предлагает определить оппозицию, и чем она была недовольна, что требовала от власти (используя таблицу). Преподаватель объясняет позиции правительственных чиновников. | Предполагаемый ответ: Абсолютная монархия. Вся власть у Императора – законодательная и исполнительная. Называют партии и движения, которые были в оппозиции к власти и записывают в конспект. |
| 8 мин. | Проанализировать и понять, можно ли было путем войны решить внутренние проблемы. | Преподаватель: В начале ХХ века обострилась международная обстановка. Работаем с картой и таблицей. | Беседа с использованием карты «Русско-японская война 1904-1905 гг.» |
| 5 мин. | Фронтальный опрос. Вопросы выведены на экран. | Отвечают на вопросы | |
| 2 мин. | Подведение итогов урока. Выставляет оценки и благодарит за урок. | Продолжите фразы: 1.Сегодня на уроке я узнал … 2. Это восполнило мои … 3. Буду больше интересоваться… | |
| Задание выводится на экран. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков. Проблема подготовки учителей математики для высших начальных училищ
Представлены основные тезисы статьи Н. Кильдюшевского в журнале Министрерства народного просвещения 1915 года (выпуск № 12)...
Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков. Проблема специализации (фуркации) в старших классах средней школы.
Показаны возможные причины и попытки решения, возникшей в России в конце 19 - начале 20 веков проблемы специализации (фуркации) в старших классах средней школы.В материале присутствуют вырезки и...
Среднее математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков. Проблема содержания.
отрывки из оригинального документа...
Россия в начале 20 века
Россия в начале 20 века...
«Спасители земли русской. Смутное время» Россия в начале XVII века
Сценарий литературно-музыкальной композиции...
«Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века»
Контролирующий материал может быть использован для проведения комбинированного занятия для студентов 1 курса....
Презентация к учебному занятию по истории России: "Россия в начале XX века"
1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.2. Дать образное представление о...