Проблемы введения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге
статья

Черненко Владимир Александрович

Проблемы введения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы введения демонстрационного экзамена в Санкт-Петербурге.

Работодатели часто относятся с недоверием к документам, которые студенты приносят по завершению программы среднего профессионального образования. Чаще всего дипломные работы носят реферативный характер и не позволяют оценить профессиональные компетенции.

В стандартах нового поколения пытались разделить процедуры оценки знаний и умений студентов и оценки профессиональных компетенций. 2017 год дал развитие двум инструментам решения этой проблемы: конкурсному движению WorldSkills Russia и независимой оценке квалификации (НОК).

Обе процедуры претендуют на объективность, независимость и достоверность оценивания результативности выпускников и их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Принципы:

- трёхстороннее сотрудничество работодателя, работника и преподавателя;

- независимость экзамена от способа подготовки соискателя;

- индивидуальный подход.

Аналоги демонстрационного экзамена всегда существовали в российском образовании:

- квалификационный экзамен по завершению программы профессионального обучения;

- промежуточная аттестация по профессиональным модулям СПО;

- практическая работа как часть ВКР по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Эти формы аттестации аналогичны демонстрационному экзамену по содержанию – демонстрации деятельности, но они не выдерживают принцип независимости, требования к материально-технической базе и содержат облегчённые варианты заданий.

Именно поэтому в практиках и моделях WorldSkills ищут инструменты, которые помогут усовершенствовать создание программ СПО и оценивание результатов освоения этих программ.

Во ФГОС СПО для профессий и специальностей ТОП-50 нет привязки к конкретной форме демонстрационного экзамена, но идея закрепления модели WSR активно продвигается и лоббируется.

Государственная итоговая аттестация в такой форме приобрела независимый характер, но апробация демонстрационного экзамена по модели WorldSkills выявила организационные проблемы.

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

Кроме того, нужно отметить, что не по всем программам среднего профессионального образования существуют конкурсные задания движения WorldSkills. По ряду профессий и специальностей эти оценочные задания должны были специально разрабатываться для проведения демонстрационного экзамена. А поскольку нет единой методики разработки этих оценочных заданий, естественно, образовательные организации сталкивались с определёнными проблемами.

Те, для профессий и специальностей которых можно было использовать уже готовые оценочные материалы, по крайне мере, в этой части были защищены. Те, кто реализует программы, не сопоставимые с компетенцией WorldSkills, были вынуждены, не имея однозначной методики, самостоятельно разрабатывать оценочные средства, что, естественно, очень сложно и интеллектуально затратно.

Риски ГИА по модели WorldSkills:

- Стирание различий между ГИА по специальностям СПО и профессиям СПО.

- Отсутствие единой методики разработки оценочных материалов.

- Нарушение принципа независимости процедуры оценки квалификации (эксперты — экзаменаторы — представители системы СПО).

- Несовпадение компетенций WorldSkills с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда.

- Финансовые и материально-технические трудности организации и проведения демонстрационного экзамена.

Паспорт компетенций WorldSkills не совпадает с понятными для российского рынка труда квалификациями, результаты демонстрационного экзамена по модели WorldSkills учитываются работодателями только частично – выпускникам приходится сдавать дополнительные экзамены.

Проведение ГИА в форме демонстрационного экзамена закрепляется во ФГОС по ТОП-50 и предположительно будет зафиксировано в порядке проведения итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен может проходить по методике WorldSkills. С другой стороны, в ряде стандартов проведение демонстрационного экзамена не зафиксировано. По таким стандартам пока остаётся традиционная практика: итоговая аттестация по образовательной программе в реализовавшей её образовательной организации.

Есть большая вероятность, что жёсткого следования движению WorldSkills не будет, потому что наша система СПО не готова, с точки зрения ресурсов, к использованию исключительно модели WorldSkills. Даже если демонстрационный экзамен становится реальным фактом, его форма должна будет адаптироваться для применения в системе СПО.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результативности образовательного процесса в Центре детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга

Проводя мониторинг в нашем учреждении, мы исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учр...

Методические рекомендации по работе с текстами по специальности для строителей третьего курса по теме «Санкт-Петербург» (на английском языке).

Собранные для анализа тексты, с одной стороны, включают специальную лексику по строительству (части здания, материалы, глаголы, характеризующие строительство), с другой стороны, несут страноведческую ...

Об утверждении плана мероприятий по подготовке экзамена (квалификационного) в форме демонстрационного экзамена

1) Приказ от 16.03.2018 г. № 83 - ОД "Об утверждении плана мероприятий по подготовке экзамена (квалификационного) в форме демонстрационного экзамена"2)  Приказ от 13 декабря 2018 г...

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия в Санкт-Петербурга

Проведение Демонстарционного экзамена по стандартам Ворлдскиллс в Санкт-Петербурге. Итоги проведения....

Сравнительный анализ проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия и экзамена квалификационного

Сравнительный анализ  проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия и экзамена квалификационного...

Статья "Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения" для XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии». Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена (2023)

В статье сделана попытка проанализировать типичные причины возникновения конфликтов между преподавателями т.н. поколения "бэби-бумеров" (1950-1964 гг. рождения) и  учащимися, принаждежа...

Приказ об организации и проведении квалификационного экзамена в форме демонстрационного экзамена

В приказе обозначена ответственность за мероприятия по подготовке промежуточной аттестации студентов в формате демонстрационного экзамена...