Методическая разработка: "Колесная пара. Выявление неисправностей колесных пар" 2020 г.
методическая разработка
Колесная пара. Выявление неисправностей колесных пар
Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09.машинист локомотива.
Производственное обучение проводится на базовом предприятии «Пункт технического обслуживания локомотива».
В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Машинист локомотива».
В период прохождения практики ведут следующую документацию:
-дневники,
-отчеты по производственной практике,
-производственные характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kolesnaya_para.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения
тема: «Колесная пара. Выявление неисправностей колесных пар».
Мастер производственного
обучения: Акимова Л.Н.
г. Рузаевка 2020 г.
Рассмотрено, обсуждено
и утверждено на заседании
методической комиссии №1
Председатель методической
комиссии №2
______________В.М.Курдюкова.
Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09.машинист локомотива.
Производственное обучение проводится на базовом предприятии «Пункт технического обслуживания локомотива».
В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Машинист локомотива».
В период прохождения практики ведут следующую документацию:
-дневники,
-отчеты по производственной практике,
-производственные характеристики.
- Характеристика темы.
Колесные пары являются важнейшими частями вагона. Они несут на себе массу всего вагона, направляют его движение по рельсовому пути, воспринимают жестко все удары от неровностей пути и в свою очередь жестко действуют на путь.
Колесная пара состоит из оси и двух напрессованных на ее подступичные части цельнокатаных колес, состоящих из ступицы, обода и диска. Процесс сборки колесной пары из оси и колес называется формированием: помощью прессовой посадки колесо в холодном состоянии под большим давлением насаживают ступицей на подступичную часть вагонной оси. Для получения прочного соединения диаметр подступичной части оси должен быть несколько больше диаметра отверстия в ступице. Разность этих диаметров, за счет которой создается после сборки неподвижное соединение, называется натягом. Поверхность колеса, соприкасающаяся с рельсом, называется поверхностью катания. У внутреннего края обода колеса имеется гребень, предохраняющий колесную пару от схода с рельсов. Ось с каждой стороны имеет шейку, на которой размещены роликовые подшипники.
II. Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
III. Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
Учебно-производственных работ;
Выполнение установленных количественных показателей;
Степень самостоятельности выполнения задания.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока производственного обучения
Тема программы: Колесная пара.
Тема урока: Выявление неисправностей колесных пар.
Цели урока:
Учебная - Научить обучающихся способам выявления дефектов колесных пар
Развивающая - Развить у обучающихся технологическое мышление в
рамках соблюдения технологии осмотра колесных пар.
Воспитательная - Привить обучающимся точность и старательность при
выполнении работ, воспитать чувство бережного
отношения к оборудованию.
Методическая - Методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1). Организационный момент.
Проверка явки обучающихся.
2). Вводный инструктаж.
Вопросы к изучению:
ВОПРОС №1.Назначение колесной пары?
Колесная пара является наиболее ответственным узлом в тележке и от надежности ее работы зависит безопасность движения.
ВОПРОС №2. Конструкция колесной пары?
Колесная пара состоит из оси, колесных центров, бандажей, зубчатых колес.
ВОПРОС №3. Виды освидетельствования колесных пар?
За время службы колесных пар при осмотре под пассажирским вагоном подвергаются обыкновенному полному освидетельствованию .При обыкновенном освидетельствовании колесных пар выполняют при подкатке их пассажирский вагон.
При наличии выбоин, предельного проката бандажей, износ или подрез гребней бандажа должны быть обточены.Обыкновенное освидетельствование колесных пар выполняет мастер и приемщик, затем результаты вносят в журнал и технический паспорт.
ВОПРОС №4. Какие требования предъявляются к оси колесной пары?
Не допускаются к следованию пассажирские вагоны имеющие: поперечную трещину в любой части оси; продольную трещину или пленку на средней части оси, а на других обработанных поверхностях оси независимо от размера, острые поперечные риски, задиры на шейках или предступичных частях; протертое место на оси глубиной более 4 мм.
ВОПРОС №5. При каких размерах ползуна разрешается довести вагон без отцепки от поезда?
При обнаружении на промежуточной станции у вагонов с роликовыми буксовыми подшипниками ползуна (выбоины) глубиной более 1мм, но не более 2 мм. разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда (пассажирский, следующий со скоростью не более 100 км/час, грузовой – не более 70 км/час) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для смены колесных пар. При величине ползуна 2-6 мм. допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью 15 км/час. При обнаружении в поезде подвижного состава с ползуном величиной более 6 мм порядок следования его устанавливается начальником дороги.
ВОПРОС №6. Для чего предназначены буксы?
Буксы предназначены для соединения колесных пар с рамой тележки, передачи нагрузки от кузова вагона через подшипники на шейку оси колесной пары, а также для ограничения поперечного и продольного перемещений колесных пар относительно тележки. В комплект буксы входят корпус, лабиринтное кольцо, передний и задний подшипники качения, торцевая гайка со стопорной планкой.
ВОПРОС №7. Какие бывают буксы в зависимости от типа роликовых подшипников?
Буксы бывают с двумя цилиндрическими , с двумя сферическими или с одним сферическим и одним цилиндрическим подшипниками. Существуют два вида посадки роликовых подшипников на шейку оси- горячая и втулочная. Горячая посадка основана на свойстве материала расширяться при нагревании и сжиматься при остывании. При втулочной посадке между внутренним кольцом подшипника и шейкой оси вставляется кониеская разрезная втулка.
IV. Вопросы от обучающихся и ответы на них
V. Распределение обучающихся по рабочим местам.
VI. Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки
1. Правильности организации рабочего места.
2. Правильности приемов самоконтроля.
3. Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4. Проверка загрузки обучающихся..
VII. Заключительный инструктаж.
1. Подведение итогов урока.
2. Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3. Объявление оценок обучающимся.
4. Замечание по работе.
5. Выдача домашнего задания.
Список используемой литературы.
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных
следования» г. Москва «ФПК» 2005г.
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
.
- « Электровоз ВЛ-10». «Транспорт».г Москва.
5.Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад. «Транспорт» 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное обучение вождению на колесном тракторе МТЗ-80-82
Данная презентация может быть полезна мастерам производственного обучения по специальности "Тракторист-машинист СХП"...
Методические рекомендации по обучению вождения колесных тракторов
Изложены Методические рекомендации по обучению вождения колесных тракторов...
План – конспект урока по теме: « Колесные пары электровозов»
План – конспект урока по теме: « Колесные пары электровозов»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по индивидуальному вождению колесного трактора МТЗ-82 по теме: «Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами.
Цели урока: Образовательная:сформировать практический опыт пользования органами управления и контрольно-измерительными приборами колесного трактора МТЗ-82, обучить приемам пуска пускового и основ...
Конспект урока "Конструкция колесных пар электровоза"
Конспект урока по ПМ 01 Консрукция электроподвижного состава по теме "Конструкция колесной пары!"...
«Колесная пара железнодорожного подвижного состава»
Пособие предназначено для подготовки обучающихся по устройству локомотивов и вагонного хозяйства.Учебное пособие разработано в соответствии...