Методическая разработка: "Гибка метала"(декабрь 2020г)
методическая разработка

Акимова Лариса Николаевна

Содержание

 

1.Введение

 

2.Характеристика темы

 

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

 

4.Примерные критерии и оценки

 

5.План – конспект урока производственного обучения

 

6.Заключительный инструктаж

 

7.Список используемой литературы

 

8.Рецензия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gibka_metalla.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Мордовия  «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта  им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Гибка металла»

 

                                           Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                      Акимова Л.Н.

                                                    2020г.

Рассмотрено, обсуждено                                                       Утверждаю:

утверждено на заседании  ЦК №

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова                                                                                                                                          

                                 

Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

    В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

-журнал производственного обучения;

-технологическая карта урока производственного обучения;

-график перемещения по рабочим местам;

-протоколы по охране труда и техники безопасности.

2.Характеристика темы.

       Слесарные работы применяются в различных видах производства , их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка и гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование , развертывание отверстий. Нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка, пайка, лужение и склеивание.                                                                                                                                                                          В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза  требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских  располагается  оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой  пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование

 Гибка металла – это способ обработки металла давлением, при котором заготовке или ее части придается изогнутая форма. Слесарная  гибка  выполняется молотками (лучше с мягкими) бойками в тисках, на плите или с помощью специальных приспособлений. Тонкий листовой металл гнут киянками, изделия из проволоки диаметром до 3 мм – плоскогубцами или круглогубцами. Гибке  подвергают только пластичный материал.

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

          учебно-производственных работ;

выполнение установленных количественных показателей;

степень самостоятельности выполнения задания.

5.План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Гибка металла»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять гибку металла;                                                                                      развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

 воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

 методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

ХОД  УРОКА

1.Организационный момент.

 Проверка наличия обучающихся.

2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.В чем заключается сущность  гибки металла?

    Сущность гибки заключается в том, что одна часть заготовки  перегибается по отношению к другой на заданный угол. Происходит это следующим образом. На заготовку, свободно лежащую на двух опорах,  действует изгибающая сила, которая вызывает в заготовке изгибающие напряжения. Если эти напряжения не превышают предела упругости материала, деформация, получаемая заготовкой,  является упругой и по снятии нагрузки заготовка принимает первоначальный вид (выпрямляется).

   Однако при гибке необходимо добиться , чтобы заготовка после снятия нагрузки сохранила приданную ей форму, поэтому напряжения изгиба должны превышать предел упругости. Деформация заготовки в данном случае будет пластической, при этом внутренние слои заготовки в данном случае будет пластической, при этом внутренние слои заготовки сжимаются и укорачиваются, а наружные растягиваются и удлиняются.

Вопрос №2. Каким образом  осуществляется гибка  труб?

   Трубы изгибают по дуге различного радиуса или другой кривой под различными углами и в различных плоскостях. Гнутые трубы широко применяют для изготовления бензиновых, масляных, воздушных трубопроводов в автомобилях, тракторах, самолетах, металлорежущих станках и других машинах. Трубы гнут ручным и механизированным способами, в горячем и холодном состоянии, с наполнителями и без них. Способ гибки зависит от диаметра и материала трубы, значения угла изгиба.

   Гибка труб в горячем состоянии применяется при диаметре более 100 мм. При горячей гибке с наполнителем трубу отжимают, размещают, а затем один конец закрывают деревянной или металлической пробкой. При гибке в трубном прижиме в горячем состоянии стальную трубу вставляют в трубный  прижим между угловой выемкой основания и сухарем с уступами, и вращением рукоятки зажимают. При гибке сварных труб шов располагают снаружи, а не внутри изгиба, иначе труба может разойтись по шву. На конец изгибаемой трубы надевают отрезок трубы большего диаметра так, чтобы конец немного не доходил до места изгиба, затем обхватывают трубу двумя руками и с большим усилием отводят ее в направлении изгиба.

Вопрос№3. Гибка труб в холодном состоянии?

Гибка труб в холодном состоянии выполняется с помощью различных приспособлений. Простейшим приспособлением для гибки труб диаметром 10…15 мм является плита с отверстиями, в которой в соответствующих местах  устанавливают штыри, служащие упорами при гибке. Трубы небольших диаметров (до 40 мм.) с большими радиусами кривизны гнут в холодном состоянии, применяя простые ручные приспособления с неподвижной оправкой. Гибочная оправка  крепится к верстаку с двух сторон скобками, трубу вставляют между гибочной оправкой и хомутиком и руками изгибают по желобообразному углублению гибочной оправки.

Вопрос №4.Как производится механизированная гибка труб?

   При массовом изготовлении деталей из труб наибольших диаметров применяют ручные трубогибочные приспособления и рычажные трубогибы, а для гибки труб больших диаметров (350) – специальные трубогибочные станки и прессы.

   Гибку труб в кольцо производят на трехроликовым гибочном станке. Перед гибкой налаживают станок – регулируют положение верхнего ролика относительно двух нижних роликов вращением рукоятки. При вращении рукоятки по часовой стрелке верхний ролик опускается вниз, и наоборот.

   При гибке труб с нагревом токами высокой частоты нагрев, гибка и охлаждение происходят непрерывно и последовательно в специальной высокочастотной установке типа трубогибочных станков. Установка допускает гибку труб диаметром от 95 до 300 мм. Она состоит из двух частей – механической и электрической. Механическая часть представляет собой станок для гибки труб. А электрическая состоит из электрооборудования и высокочастотной установки. Указанный способ имеет ряд преимуществ: обеспечивается меньшая овальность в месте изгиба трубы: производительность в 4…5 раз выше, чем при других способах; процесс механизирован.

Вопрос №5.Какие бывают дефекты при гибке металла?

   При гибке металла дефектами чаще всего являются косые загибы и механические повреждения обработанной поверхности как результат неправильной разметки или закрепления деталей в тисках выше или ниже разметочной линии, а также неправильного нанесения ударов.

   При гибке труб необходимо соблюдать следующие условия:

   тщательно следить за равномерностью вытягивания внешней стенки и посадки внутренней стенки трубы; учитывать, что вытягивание  внешней стенки трубы происходит легче, чем посадка внутренней стенки;

трубу гнут плавно, без рывков; появившиеся складки правят молотком; для предупреждения складок трубу сначала гнут несколько больше, чем следует по шаблону, а затем отгибают в соответствии с шаблоном;

во избежание разрыва нельзя гнуть трубу и выправлять складки, если труба охладилась до светло-вишневого цвета, поэтому трубы больших размеров диаметров гнут с многократным нагревом;

после проверки трубы шаблоном удаляют пробки, высыпают песок и обрезают концы по шаблону, затем очищают и промывают трубу изнутри.

Вопросы от обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.

8.Рецензия

        на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Гибка металла»

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мето Методика обучения технике приема подачи в волейболе

Анализ подачиПодача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру...

Методическая разработка "Гибка металла"

Слесарные работы по гибке металла...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по требованиям к выполнению и оформлению курсовых и дипломных проектов для студентов очной и заочной форм обучения (декабрь 2017)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯпо требованиям к выполнению и оформлениюкурсовых и дипломных проектовдля студентов очной и заочной форм обучения...

Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала" 1 курс

Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала"  разработан для студентов СПО 1 курса по профессии "Машинист локомотива"...

Причины появления метана в шахте

Недавно, 25 ноября, произошла авария на шахте « Листвяжная », которая  потрясла Кузбасс и всю страну, очередным взрывом метана. Проблема образования газообразного метана  постоян...

Методическая разработка внеклассного мероприятия декабрь 2021

Внеклассное мероприятие:  «9 декабря – День Героев Отечества»...

Методическая разработка "Опиливание метала" июнь 2024

Данная методическая разработка предназначена для учебной практике по профессии Машинист локомотива ....