Методическая разработка "Опиливание метала" июнь 2024
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для учебной практике по профессии Машинист локомотива .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opilivanie_metalla.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта им. А.П. Байкузова»
Методическая разработка
урока производственного обучения
«Опиливание металла».
Профессия: «Машинист локомотива»
I курс
Мастер производственного
обучения Арюкова Е.А.
г. Рузаевка 2024 г.
Рассмотрено и обсуждено
на заседании цикловой
комиссии
Председатель цикловой
комиссии _______________/Чудакова В.Д../
ВВЕДЕНИЕ
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии «Машинист локомотива».
Производственное обучение проводится в учебных мастерских.
В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Машинист локомотива».
Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.
Согласно программы производственного обучения темы: «Опиливание металла» изучается сразу после «Резка металла». Тема рассчитана на 12 часов. Основное назначение опиливания металла заключается в обработке металла и снятия с него небольшого слоя грязного металла .
Напильниками слесарь придаёт деталям требуемую форму и размеры, производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку и выполняет другие работы.
Ручная обработка напильником в настоящее время в значительной степени заменена опиливанием на специальных станках, но полностью вытеснить ручное опиливание эти станки не могут, так как пригоночные работы при сборке и монтаже оборудования часто приходиться выполнять вручную.
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера, при обучении обучающихся на предприятиях, протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно.
III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающихся знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
- перечень учебно-производственных работ;
- выполнение установленных количественных показателей;
- степень самостоятельности выполнения задания.
Тема №4: «Слесарные работы».
Тема занятия 4-5: «Опиливание металла» .
Цели занятия: учебная – научить обучающихся производить опиливание металла;
развивающая – развить у обучающихся технологическое мышление в рамках соблюдения технологий опиливания;
воспитательная – привить у обучающихся точность и аккуратность в работе;
методическая –методическое повышение уровня педагогического мастерства.
Тип занятия: практическое;
Метод ведения занятия: объяснительно – показательный рассказ с применением комплексных средств обучения;
Оснащенность занятия: слесарный инструмент;
Место проведения занятия: учебные мастерские.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Проверка наличия обучающихся на производственном обучении.
- Проверка внешнего вида.
- ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Сообщение обучающимся новой темы.
Сообщение обучающимся вопросы по новой теме.
1 Общее понятие о разметке.
Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.
2. Инструмент, применяемый при опиливании металла
Основным инструментом при опиливании металла является: нагубники, напильники, поверочная(лекальная) линейка, штангельциркуль, угольник, металлическая щетка, зубило.
3. Классификация напильников:
По назначению напильники подразделяют на группы: общего назначения, специального назначения, надфили, рашпили, машинные
I. напильники общего назначения предназначены для обще слесарных работ. По числу и насечек напильники подразделяют на шесть классов, а насечки имеют номера 0,1,2,3,4 и 5.
К первому классу относят драчевые напильники. Они имеют наиболее крупные зубья и служат для грубого опиливания .
Ко второму классу относят личные. Их применяют для чистового опиливания.
К третьему, четвёртому, пятому и шестому классам относят бархатные. Они служат для окончательной обработки и доводки поверхностей.
II. напильники специального назначения изготавливают по ведомственным нормам – для обработки цветных сплавов, изделий из легких сплавов и неметаллических материалов, а также тарированные и алмазные.
- напильники для обработки цветных сплавов( для обработки бронзы, латуни и дюралюминия). Маркируют напильники буквами ЦМ на хвостовике.
-напильники для обработки изделий из лёгких сплавов и неметаллических металлов( алюминий, медь, баббит, свинец).
-тарированные напильники;
- алмазные напильники. Применяют для обработки и доводки твёрдосплавных частей инструмента и штампов.
III. надфили применяют для лекальных, граверных, ювелирных работ, а так же для зачистки в труднодоступных местах
-алмазные надфили применяют для обработки твёрдосплавных материалов, различных видов керамики, стекла, а также для доводки режущего твёрдосплавного инструмента.
IV. рашпили предназначены для обработки мягких металлов ( свинец, олово, медь и др.) и неметаллических металлов ( кожа, резина, древесина, пластические массы).
V. машинные напильники( стержневые – для опиловочных станков с возвратно-поступательным движением).
- Объяснение новой темы.
Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках.
Напильниками слесарь придает деталям требуемую форму и размеры, производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку и выполняет другие работы.
С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия любой формы, поверхности, расположенные под разными углами. Припуски на опиливание оставляются небольшими – от 0,5 до 0,25мм. Точность обработки опиливанием составляет 0,2 … 0,05мм.
Ручная обработка напильником в настоящее время в значительной степени заменена опиливанием на специальных станках, но полностью вытеснить ручное опиливание эти станки не могут, так кА пригоночные работы при сборке и монтаже оборудования часто приходиться выполнять вручную.
- ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.
Провожу обход рабочих мест обучающихся с целью проверки.
1. Правильности организации рабочих мест.
2. Правильности приёмов плоскостной и пространственной разметки.
3. Соблюдение правил техники безопасности. По замеченным в ходе обходов ошибок произвожу текущий индивидуальный инструктаж с указанием путей устранения ошибок.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
- Подвожу итоги работы за день.
- Отмечаю лучших обучающихся.
- Демонстрирую лучшие работы обучающихся.
- Произвожу разбор ошибок допущенных обучающимися во время работы.
- Объявление оценок.
Мастер производственного обучения
/Арюкова Е.А./
Используемая литература:
1. Общий курс слесарного дела Н.И.Макиенко
Москва «Высшая школа» 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин 2023-2024
В работе представлен материал по организации системы работы в в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин в объединении "Юный водит...
Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за первое полугодие 2023-2024 учебного года.одаренный обучающийся - Смальков Константин»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...
Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2023-2024 учебного года - одаренный обучающийся Соловьев Денис»
В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...
Внеаудиторное мероприятие в МК № 1 "Туберкулез вчера, сегодня, завтра", посвященное дню борьбы с туберкулезом - 21.03.2024 и 07.04.2024
21 марта и 7 апреля 2024 года в Медицинском колледже № 1 прошло мероприятие, посвященное Международному Дню борьбы с туберкулезом. Мероприятие было организовано и подготовлено преподавателями Кониевой...
Достижения, классное руководство МТО-212 2023 - 2024. Городские мероприятия. Конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России-2024». Сертификат.
Достижения, классное руководство МТО-212 2023 - 2024. Городские мероприятия. Конкурс мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России-2024». Сертификат....