Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала" 1 курс
методическая разработка
Урок производственного обучения учебной практики "Рубка метала" разработан для студентов СПО 1 курса по профессии "Машинист локомотива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rubka_metalla.docx | 21.66 КБ |
rubka_metalla.pptx | 565.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по УПР
______________________
«31» января 2018г.
ПЛАН УРОКА
на « 05» февраля 2018 г.
Группа 27 Профессия ПМЭ Мастер п/о Мячина О.Г.
Тема программы: Рубка металла.
Тема урока: Рубка листовой стали по уровню губок тисков.
Производить самостоятельно рубку листовой стали в учебных мастерских, как предварительный этап ПК, которые будут формироваться у обучающихся на производственной практике на предприятии железнодорожного транспорта в ремонтном локомотивном депо Дема:
ПК 1.1 Проверка взаимодействия узлов локомотива.
ПК 1.2 Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2.Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных ее руководителем.
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в команде, общаться с согруппниками, преподавателями.
Цели урока:
Образовательные: формирование общих компетенций в области организации собственной деятельности исходя из цели и способов ее достижения; анализа рабочей ситуации, контроля, оценки и коррекции собственной деятельности; ответственности за результаты своей работы; усвоение знаний необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач.
Воспитательные: формирование умений и навыков в организации самостоятельной работы; формирование умений работать в команде, общаться с согруппниками и преподавателями.
Развивающие: развитие умений и навыков при выполнении рубки металла по уровню губок тисков.
Учебно-производственные работы: Рубка заготовки 50×30×4 мм по уровню губок тисков.
Учебно-материальное оснащение: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, учебные фильмы, электронная презентация урока, слесарный верстак, предохранительные очки, слесарные молотки, зубило, крейцмейсель, заготовки.
Межпредметные связи: материаловедение, охрана труда, слесарное дело, МДК, электротехника.
Ход урока
- Организационный этап – (5 минут). Приветствие обучающихся, получение от дежурного кратких сведений об отсутствующих.
- Вводный инструктаж - (35 минут) .
1.Сообщение темы и цели урока.
2. Определение знаний обучающихся по теме "Разметка плоскостная"
онлайн - тестирование с экрана электронной презентации по вопросам:
Вопросы для повторения | Ответы теста |
1.Какие красители используют при разметке исходя из чистоты поверхности заготовки (сопоставить) | а)необработанная поверхность; б)чисто обработанная поверхность; в) точно обработанная поверхность. 1)раствор медного купороса; 2)молотый мел, разведенный в воде; 3)быстросохнущий лак. |
2.Сколько раз можно проводить риску чертилкой? | а) 3; б) 5; в) 1; г) 2. |
3.Какой измерительный инструмент служит для измерения наружных и внутренних размеров? | а)кронциркуль; б)штангенциркуль; в)угольники; г)щупы. |
4.Установите последовательность операций по разметке заготовки. | а)окрашивание поверхности раствором; б)нанесите чертилкой риски; в)выбор красителя; г)рациональный выбор чертилки. |
5.Правила техники безопасности при плоскостной разметке (исключить неверный вариант). | а)класть чертилку и разметочный циркуль в карман халата; б)чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе; в)надежно устанавливать разметочную плиту на столе; г)проверять надежность крепления молотка на рукоятке. |
Совместная коррекция и комментирование результатов тестирования.
3. Инструктирование по материалу урока.
Изучение правил и порядка проведения рубки металла по уровню губок тисков.
| Электронная презентация темы. |
| Плакаты на электронном экране, объяснение и показ инструмента. |
| Электронная презентация основных правил и способов выполнения работ при рубке металла, фронтальное обсуждение материала с обучающимися, наглядная демонстрация выполнения операции "Рубка металла по уровню губок тисков." |
| Слайд - таблица с типичными дефектами при рубке, фронтальное обсуждение дефектов с обучающимися. |
| Слайд - таблица по технике безопасности при выполнении операции "Рубка металла". |
4.Закрепление темы урока.
Вопросы для закрепления темы | Ответы обучающихся |
Рассказать назначение операции - слесарная рубка металла; | Ответы на вопросы. Фронтальное обсуждение ответов обучающихся. Совместная коррекция и комментирование обоснованности ответов. Самостоятельное выполнение обучающимися операции "Рубка металла по уровню губок тисков. |
Показать инструмент применяемый при рубке металла; | |
Рассказать основные правила и способы выполнения работ при рубке листовой стали по уровню губок тисков; | |
Объяснить типичные дефекты при рубке, причины их появления и способы предупреждения; | |
Рассказать технику безопасности при выполнении рубки металла по уровню губок тисков. |
5.Демонстрация учебного фильма "Выполнение операции "Рубка металла" в условиях кузницы - рубка горячей заготовки".
- Упражнения учащихся. Текущий инструктаж – 5 часов.
- Порядок выполнения упражнений:
а) Самостоятельная организация рабочего места под наблюдением мастера производственного обучения.
б) Установка высоты тисков по росту обучающегося.
в) Положение работающего при рубке.
г) Выполнение рубки металла по уровню губок тисков.
- Целевые обходы:
а) Самостоятельная организация рабочего места при рубке. Наблюдение за формированием умений и навыков при выполнении операции рубка металла и контроль.
б)Рациональный выбор инструментов при рубке.
в) Последовательность выполнения упражнений при рубке.
г) Соблюдение ТБ при рубке.
д) Наблюдение за формированием умений работать в команде и общаться с согруппниками и мастером производственного обучения.
IV. Заключительный инструктаж - 20 минут.
1.Коррекция знаний. Задание - выявите самостоятельно собственные ошибки, поставьте оценку за урок. Определите, достигнута ли цель урока.
2.Рефлексия учебной деятельности. Подчеркните выбранный ответ.
Задачи, поставленные для совместной работы, ты понял? | Понял сразу/после дополнительного объяснения |
На занятии работал | Активно/пассивно |
Своей работой я | Доволен/не доволен |
Занятие показалось мне | Коротким/длинным |
Материал урока мне был | Понятен/не понятен; полезен/бесполезен |
Моя самооценка | Повысилось/понизилось |
3. Задание на дом (Н.И. Макиенко – «Слесарное дело», стр. 36-43). Самостоятельное выполнение эскиза «ушка для замка».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: научиться рациональной организации рабочего места; правильному положению при рубке; приемам закрепления деталей и нанесению ударов; приемам рубки металла по уровню губок тисков.
Какие красители используют при разметке исходя из чистоты поверхности заготовки? (сопоставить): а) необработанная поверхность; б) чисто обработанная поверхность; в) точно обработанная поверхность; 1) раствором медного купороса; 2) молотым мелом разведенным в воде; 3) быстросохнущим лаком;
Сколько раз можно проводить риску чертилкой по заготовке: а) 3 б) 5 в) 1 г) 2
Какой измерительный инструмент служит для измерения наружных и внутренних размеров? а) кронциркуль; в) угольники; б) штангенциркуль; г) щупы.
Установите последовательность операций по разметке заготовки: а) окрашивание поверхности раствором; б) нанесение чертилкой риски; в) выбор красителя; г) рациональный выбор чертилки.
Правила техники безопасности при плоскостной разметке (исключить неверный): а) класть чертилку и разметочный циркуль в карман халата; б) чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе; в) надежно устанавливать разметочную плиту на столе; г) проверять надежность крепления молотка на рукоятке.
РУБКА МЕТАЛЛА Назначение слесарной рубки; Инструменты, применяемые при рубке; Основные правила и способы выполнения работ при рубке по уровню губок тисков; Типичные дефекты при рубке, причины их появления и способы предупреждения; Техника безопасности при выполнении рубки металла по уровню губок тисков. Учебные вопросы:
Назначение слесарной рубки Рубкой называется операция по снятию с заготовки слоя металла, а также разрубание металла (листового, полосового, профильного) на части режущими инструментами. Рубкой выполняют следующие работы: удаление лишних слоев материала с поверхностей заготовок (обрубка литья, сварных швов, прорубание кромок под сварку и пр.); обрубку кромок и заусенцев на кованых и литых заготовках; разрубание на части листового материала; вырубку отверстий в листовом материале; прорубание смазочных канавок и др.
Инструменты для рубки металла
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РУБКЕ Зубило слесарное: а - общий вид зубила и его рабочей части; б - угол заострения и действие сил; в - элементы резания при рубке; Р - сила резания; w 1 , w 2 - составляющие силы резания; β, β 1 , β 2 - углы заострения; γ - передний угол; а - задний угол; δ -угол резания Слесарное зубило состоит из трех частей: рабочей, средней, ударной. Как и при любой обработке резанием, режущая часть инструмента представляет собой клин.
Крейцмейселъ отличается от зубила более узкой режущей кромкой. Применяют для вырубания канавок, прорубания шпоночных пазов и тому подобных работ. Канавочник применяется для вырубания смазочных канавок во вкладышах и втулках подшипников скольжения и профильных канавок специального назначения.
Слесарные молотки применяются при рубке в качестве ударного инструмента для создания силы резания и бывают двух видов - с круглым и квадратным бойком. Молотки слесарные: а - с круглым бойком; б - с квадратным бойком; в - способы крепления ручки
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ РУБКЕ При рубке листового и полосового металла толщиной до 3 мм по уровню губок тисков следует соблюдать следующие правила: часть заготовки, уходящая в стружку, должна располагаться выше уровня губок тисков; риска на заготовке должна находиться точно на уровне губок тисков, перекос заготовки не допустим; заготовка не должна выступать за правый торец губок тисков; рубку по уровню тисков выполнять серединой режущей кромки инструмента, располагая его под углом 45 ° к заготовке . Угол наклона зубила в зависимости от угла заострения рабочей части составляет от 30 до 35 ° .
Рубка по уровню тисков : а и б - угол наклона зубила соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскости
При рубке и заточке режущего инструмента необходимо соблюдать следующие меры безопасности : устанавливать на верстак защитный экран; прочно закреплять заготовку в тисках; не пользоваться молотком, зубилом, канавочником , крецмейселем с расплющенным бойком; не пользоваться молотком, слабонасаженным на рукоятку; выполнять рубку только острозаточенным инструментом; пользоваться индивидуальными защитными очками или защитным экраном, установленным на станке, во избежание травм глаз.
ТИПИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ ПРИ РУБКЕ, ПРИЧИНЫ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Дефект Причина Способ предупреждения Рубка листовой стали в тисках Обрублен ная кромка д етали криволинейна Деталь слабо зажата в тисках Прочно закреплять деталь в тисках Стороны вырублен ной детали непарал лельные Перекос разметочных рисок. Перекос заготовки в тисках Соблюдать правила разметки, точно устанавливать де таль в тисках по разметочной риске «Рваная» кромка детали Рубка выполнялась слишком сильными ударами или тупым зубилом Перед рубкой убедиться в правильной заточке зубила. Силу ударов регулировать в зависимости от толщины заготовки. Угол наклона зубила должен быть не менее 30°
Рассказать назначение операции - слесарная рубка металла; Показать инструмент применяемый при рубке металла; Рассказать основные правила и способы выполнения работ при рубке листовой стали по уровню губок тисков; Объяснить типичные дефекты при рубке, причины их появления и способы предупреждения; Рассказать технику безопасности при выполнении рубки металла по уровню губок тисков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.Тема программы: «Приготовление супов».Тема урока: «Приготовление ...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы».
Методическая разработка урока производственного обучения предназначена для учащихся первого курса по специальности «Организация питания»в разделе «Заправочные супы». В методической разработке кратко и...
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки».
Формы и методы урока производственного обучения в группе «Оператор швейного оборудования» 1 курса при изучении темы: «Обработка наволочки»....
Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики
Методическая разработка урока производственного обучения учебной практики.Обучающиеся в полном объёме показывают свои профессиональные компетеции по изученному материалу...
Методическая разработка урока производственного обучения (учебной практики)
Раздел 2.Технология окрашивания поверхностей различными малярными составамиТема 3.4.Подбор и приготовление колера, гармонично сочетающегося с цветом фона Тип урока: урок повторения, систематизаци...