Методические разработки уроков
методическая разработка
методические разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_1_monge-nazyn_m._i.docx | 99.27 КБ |
urokno2.docx | 87.79 КБ |
urokno3.docx | 104.53 КБ |
razrabotka_otkrytogo_uroka_1_monge-nazyn_m._i.docx | 136.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Предметной цикловой комиссией дисциплин Председатель ___________ Ондар О.А. от «___»______ 20___г. . | СОГЛАСОВАНО Заведующей по научно-методической работе _________Балчый-оол И.А. «____»__________20____г. |
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной практике
ПМ 01. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования»
по профессии: 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП»
Тема занятия: «Ходовая часть колесного трактора МТЗ-80»
Разработчик:
Монге-Назын Менгилек Иванович
мастер производственного
обучения
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта урока
- Список использованной литературы
- Приложения
Технологическая карта по учебной практике
Мастер п\о | Монге-Назын Менгилек Иванович | |||||
Профессия | 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП» | |||||
Тема урока | Ходовая часть колесного трактора МТЗ-80 | |||||
Учебный цикл | Профессиональные модули | |||||
УД/МДК | МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | |||||
Междисциплинарные связи | «Устройство тракторов», «Слесарное дело», «Охрана труда». | |||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||
Закрепить теоретические знания по устройству ходовой части трактора МТЗ-80, вовлечение обучающихся в активную деятельность, контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов | Развивать умения быстро находить ответы, включаться в групповую, коллективную работу, принимать коллективные решения | Воспитание познавательного интереса, любви к профессии, самостоятельности как качества личности, чувства товарищества, взаимоподдержки | ||||
Формиру- емые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |||||
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | |||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | |||||
Требования к результатам освоения УД/МДК | Умения для освоения | Знания для усвоения | ||||
У 1 | З 1 | Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин | ||||
У 2 | З 2 | Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | ||||
Тип урока | Урок закрепления знаний | |||||
Вид занятия | Урок-игра | |||||
Место проведения учебного занятия | Кабинет «Эксплуатация с/х машин» | |||||
Форма организации учебного занятия | Индивидуальная, групповая | |||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-технические | Дидактический материал | Электронно- информационные | |||
Телевизор, ноутбук. | Оформление, барабан, черный ящик, поршень, карбюратор (а именно поплавок) | Презентация |
Структура урока
№ | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент – 3 минуты | ||
Приветствие. Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку | Демонстрация готовности обучающихся к уроку | |
II. Актуализация знаний – 7 минут | ||
2.1. Проверка домашнего задания. 1. В тракторе МТЗ-80 проверяют и при необходимости регулируют осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес, заменяют при этом смазку в подшипниках через каждые . . . мото-ч. 2.Колея передних колес трактора МТЗ-80 может изменяться в пределах . . . .мм. 3.Колея задних колес может изменяться в пределах. . . …..мм. 3.Сходимость передних колес должна быть в пределах . . . ..мм. 4.Сходимость передних колес регулируют изменением ..... 5.Сходимость колес проверяют после изменения колеи трактора, а также через каждые . . . мото-ч. 6.Подшипники и втулки поворотных цапф смазывают через каждые . . . мото-ч. | Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся | |
III. Мотивационно-целевой этап – 10 минут | ||
2.1. Мотивационно-целевой этап. “Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу. Сядьте удобно, положите головы на парты”. Заинтересовать и привлечь внимание обучающихся на закрепление темы. Задание «Продолжи предложение …» Часть трактора, которая, состоит из несущей системы, подвески и колес … (ходовая часть трактора) Просмотр короткометражного видеоролика о ходовой части трактора. 2.2 Определение целей занятия. 2.2.1. Сообщить тему урока: «Ходовая часть колесного трактора МТЗ-80» 2.2.2. Разъяснить цели урока: закрепить теоретические знания по устройству ходовой части трактора МТЗ-80 2.2.3. Сообщить о форме проведения урока: Индивидуальная , коллективная | Стимулирование у обучающихся желания учиться Самоопределение к учебной, игровой деятельности Отвечают на вопрос Просмотр видеоролика Постановка цели и задач урока. Слуховое и визуальное восприятие. Осознают важность предстоящей деятельности, проявляют устойчивое желание закрепить полученные знания | |
IV. Закрепление изученного материала – 30 минут | ||
1. Конкурс капитанов 2. Блицтурнир 3. Черный ящик. 4. Эрудиты Этапы игры:
1конкурс – Конкурс капитанов. Начинают игру капитаны команд. Этот тур проводят по принципу телеигры "Поле чудес". Капитаны должны отгадать зашифрованные на табло слова — названия деталей, механизмов трактора или инструментов, применяемых при его техническом обслуживании и ремонте. Количество баллов, которое получают команды, зависит от того, насколько удачно будут вращать капитаны барабан, разделенный на секторы, каждый из которых соответствует определенному количеству очков. После остановки барабана закрепленная на нем стрелка показывает то количество очков, которое зарабатывает участник, если верно назовет слово или букву этого слова. Если же он неправильно называет букву, то ход переходит к его сопернику. Задание №1: Деталь двигателя, название которой совпадает с названием спортивного снаряда (штанга) Задание №2: Применяемый при техническом обслуживании трактора инструмент, название которого совпадает в названием медицинского инструмента (шприц) 2конкурс - Блицтурнир Командам предлагается по очереди ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ дается один балл. Выигрывает та команда, которая за минуту ответит на большее число вопросов. Ниже приводятся вопросы этого тура для каждой команды.
-камера сгорания; - ход поршня; - рабочий объем; - полный объем.
3 конкурс - Черный ящик. Командам по очереди дается задание (с небольшой подсказкой): в течение минуты отгадать, что лежит в закрытом черном ящике. Правильный ответ оценивается в 20 баллов. Задание команде №1.
Задание команде №2.
4 конкурс – Эрудиты.
| Внимательно слушают и проходят конкурсы, отвечают на вопросы. | |
V. Подведение итогов занятия – 5-7 минут | ||
Подводятся итоги урока-игры, подсчитываются баллы. Рефлексия. « Метод пяти пальцев» Л. Зайверта Обучающиеся, занимающиеся по стандартам нового поколения, должны уметь: - принимать и сохранять учебную цель и задачу; - планировать её реализацию; - контролировать и оценивать свои действия; - вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - анализировать и контролировать своё нравственное развитие. Для этого можно использовать «Метод пяти пальцев», предложенный Л.Зайвертом. Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели. Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль. «М» (мизинец) – мысли, знания, информация. - Что нового я сегодня узнал? - Какие знания приобрёл? «Б» (безымянный) – близость к цели. - Что я сегодня сделал и чего достиг? «С» (средний) – состояние духа. - Каким было моё настроение, расположение духа? - Что было связано с положительными эмоциями? «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество. - Чем я сегодня помог другим? - Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими? «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние. - Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Учитель ставит оценки за урок. | Обучающиеся анализируют свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности (контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов). Студенты оценивают себя. | |
VI. Домашнее задание – 3 минуты | ||
Домашнее задание: Повторить тему «Устройство трактора» и в рабочей тетради написать элементы «Ходовой части трактора МТЗ-80». | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Список использованной литературы
- Родичев В.А. Тракторы и автомобили. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
- Халанский В.М., Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. М. «Колос» 2006г.
- Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: ИРПО Академия, 2005.
- Гладов Г.И., Петренко А.М. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Предметной цикловой комиссией дисциплин Председатель ___________Сартыыл А.В. от «___»______ 20___г. . | СОГЛАСОВАНО Заведующей по научно-методической работе _________Балчый-оол И.А. «____»__________20____г. |
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной практике
ПМ 01. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования»
по профессии: 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП»
Тема занятия: «Устранение неисправностей газораспределительного механизма. Регулировка тепловых зазоров»
Разработчик:
Монге-Назын Менгилек Иванович
мастер производственного обучения
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта урока
- Список использованной литературы
- Приложения
Технологическая карта по учебной практике
Мастер п\о | Монге-Назын Менгилек Иванович | |||||
Профессия | 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП» | |||||
Тема урока | «Устранение неисправностей газораспределительного механизма» «Регулировка тепловых зазоров» | |||||
Учебный цикл | Профессиональные модули | |||||
УД/МДК | МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | |||||
Междисциплинарные связи | «Устройство тракторов», «Слесарное дело», «Охрана труда». | |||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||
-Обучить обучающихся умениям и навыкам трудовых приемов по устранению неисправностей газораспределительного механизма и регулировке тепловых зазоров» | развивать познавательный и профессиональный интерес; развивать самосознание и творческие способности обучающихся при выполнении работ по устранению неисправностей газораспределительного механизма; регулировке тепловых зазоров; соблюдать правила безопасности труда в учебных мастерских. | Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской, аккуратности и точности при выполнении работы, самостоятельности как качества личности, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | ||||
Формиру- емые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 1.4. | Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. | |||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | |||||
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | |||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | |||||
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | |||||
Требования к результатам освоения УД/МДК | Умения для освоения | Знания для усвоения | ||||
У 1 | Комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве | З 1 | Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин | |||
У 2 | Выполнять технологические операции по регулировке механизмов | З 2 | Мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений | |||
У3 | Выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания | З 3 | Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве | |||
Выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению | З 4 | Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | ||||
Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | ||||||
Тип урока | Изучения трудовых приемов и операций. | |||||
Вид занятия | Урок-практика | |||||
Место проведения учебного занятия | Кабинет «Эксплуатация с/х машин» | |||||
Форма организации учебного занятия | Индивидуальная, групповая | |||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-технические | Дидактический материал | Электронно- информационные | |||
Телевизор, ноутбук. | Плакаты или картинки, инструкционные карты, набор Инструменты Наборы ключей, отвёрток, ключей торцовый, шарнирный, набор щупов двигатель, ГРМ | Презентация |
Структура урока
№ | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент – 3 минуты | ||
Приветствие. Проверка явки обучающихся, их внешний вид. Проверка готовности мастерской (рабочих мест) и обучающихся к уроку. | Демонстрация готовности обучающихся к уроку: рабочее место, наличие инструментов, внешний вид- соответствие требованиям по ТБ. ( спец. одежда). | |
2. Вводный инструктаж – 57 мин | ||
2.1. Мотивационно-целевой этап. Заинтересовать и привлечь внимание обучающихся на изучение темы. Просмотр видео «Газораспределительный механизм». Только знание механизмов техники может помочь правильно эксплуатировать сельскохозяйственные машины, диагностировать неисправности, а также устранять их. Таким образом, тема урока «Устранение неисправностей газораспределительного механизма. Регулировка тепловых зазоров» достаточно актуальна на данный момент. 2.2 Определение целей занятия. 2.2.1. Сообщить тему урока: «Устранение неисправностей газораспределительного механизма. Регулировка тепловых зазоров» 2.2.2. Разъяснить цели урока: обучить обучающихся умениям и навыкам трудовых приемов по устранению неисправностей газораспределительного механизма, регулировка тепловых зазоров. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме. Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает плотную посадку клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма в процессе работы двигателя. Характерным признаком увеличенного теплового зазора является наличие резкого звонкого стука, который хорошо прослушивается при работе двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. При уменьшенном тепловом зазоре уменьшается герметичность посадки клапанов в седлах, а следовательно, и компрессия в цилиндрах, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями и его мощность падает. Признаком неплотного закрытия клапанов является наличие периодических хлопков в выпускном или впускном трубопроводе. Зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел следует систематически проверять и при необходимости регулировать. * значение техники проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма; * порядок проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма; * применяемые инструменты, оборудование, приспособления; специфика проведения технического обслуживания и диагностирования газораспределительного механизма; * показ приемов работы; предупреждение о возможных ошибках при выполнении работы; * организация рабочего места; * инструктаж по правилам техники безопасности; * Закрепление уровня знаний и выяснение уровня знаний с использованием контрольных вопросов:
2.2.3. Сообщить о форме проведения урока: Коллективная 2.2.4. Распределить обучающихся по рабочим местам. | Обучающиеся смотрят видео материал. Слуховое и визуальное восприятие. Осознают важность предстоящей деятельности, проявляют устойчивое желание овладеть навыками. Слуховое и визуальное восприятие. Отвечают на вопросы Занять рабочие места. | |
2.3. Актуализация опорных знаний и умений: 2.3.1. Проверка знаний по пройденному материалу осуществляется с помощью фронтального опроса
2.3.2. Подведение итогов актуализации знаний: -Мастер делает краткий анализ и подводит итог. - Отмечает лучшие ответы. | Слуховое и визуальное восприятие Обучающиеся отвечают на заданные вопросы. Слуховое и визуальное восприятие | |
Содержание занятия:
Состав газораспределительного механизма.
| Слуховое и визуальное восприятие. Слуховое и визуальное восприятие. | |
2.5. Закрепление изученного материала. Для того, чтобы проверить, как вами усвоен материал сегодняшнего урока, предлагаю выполнить тестовые задания. Выдаём тестовые задания. 1 ошибка и без ошибок - 5 2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3. Менее - 2 2.5.1. Предложить обучающимся рассказать о требованиях ТБ 2.5.2. Организация учебной деятельности обучающихся на текущем инструктаже. Выдает обучающимся задания на уроке. Раздает инструкционные карты. (Приложение№1) Группы распределяются по звеньям. Преподаватель расставляет обучающихся по рабочим местам, напоминает о правилах по ТБ, предлагает выполнить самостоятельную работу за отведенное время, ставит задачу группам – разобрать: Устранение неисправностей газораспределительного механизма. Затем по команде преподавателя группы переходят к сборке газораспределительного механизм. В завершении учитель заполняет лист наблюдений по критериям, вносит коррективы и подводит итоги работы. | Отвечают на тестовые задания Беседа – диалог. Ответы обучающихся. Проговаривают правила по ТБ. Роспись в журнале. Внимательно слушают и получают инструкционные карты. Выполнение трудовых приемов и операций. Ставят технологические карты на рабочие места | |
3. Текущий инструктаж – 4 часа 45 минут. | ||
3.1. Целевые обходы. 3.1.1. Проверка организации рабочего места в соответствии с правилами по ТБ. 3.1.2. Проверка правильности выполнения рабочих приемов и операций. 3.1.3 Проверка правильности осуществления самоконтроля: - обратить внимание на выполнение обучающимся приемов контроля и взаимоконтроля; - межоперационный контроль качества выполнения; - исправление и предупреждение ошибок обучающихся. 3.1.4. Проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. -проверить правильность и последовательность операций; - провести приемку и оценку выполненных работ. Заполнение листа наблюдений по критериям: - организация рабочего места, - соблюдения правил техники безопасности; - соблюдения технологии выполнения операции; - правильности пользования инструментами и приспособлениями; - качества выполнения работ. При однотипных ошибках- остановка работы. Проведение повторного группового инструктажа. | Самостоятельная деятельность обучающихся. Подготавливают рабочее место к выполнению учебно-производственных работ. Выполнение учебно- производственных работ. Выполнение самоконтроля и взаимоконтроля. | |
4. Заключительный инструктаж- 15 минут. | ||
Рефлексия: Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Я понял, что … 4.1. Подведение итогов урока. - Какие умения и навыки вы сегодня приобрели? - Достигнута ли цель урока? 4.2. Выслушать анализ работы, старосты группы. - Какие трудности возникли при выполнении работы? - Справилась ли группа с работой? 4.3. Анализ коллективной работы. - Справилась ли группа с заданием в целом? - Замечания и характерные ошибки. 4.4. краткий анализ работы учебной группы мастером производственного обучения: -общая характеристика работы обучающихся; - анализ дисциплины труда. Рекомендации мастера производственного обучения. Разобрать наиболее характерные недочеты. 4.5. Выставление оценок обучающимся. Сообщить оценку за урок каждому обучающемуся. 4.6. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы. 4.7. Сказать о достижении цели урока. 4.8. Домашнее задание: 1. Повторить тему по предметам «Устройство трактора» и в рабочей тетради написать элементы «газораспределительного механизма». 5. Уборка рабочих мест. | Обучающиеся анализируют свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности Обучающиеся внимательно слушают, анализируют свои ошибки, активно отвечают на вопросы мастера. Обучающиеся записывают задание Обучающиеся убирают свои рабочие места. |
Список использованной литературы
- Родичев В.А. Тракторы и автомобили. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
- Халанский В.М., Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. М. «Колос» 2006г.
- Нерсесян В.И. Двигатели тракторов. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: ИРПО Академия, 2005.
- Гладов Г.И., Петренко А.М. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
Приложение №1
Инструкционная карта
к занятию «Устранение неисправностей газораспределительного механизма.»
Задание: разобрать и собрать ГРМ.
I. Разборка ГРМ.
снять крышки головок цилиндров;
■ проверить и при необходимости затянуть болты крепления головок цилиндров (момент затяжки должен быть в пределах 40...50 Н-м);
■ снять крышку люка в нижней части картера сцепления;
■ вставить ломик в отверстия на маховике и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком (рис. 1);
Рис. 1 Положения ручки фиксатора маховика при эксплуатации (а) и в зацеплении с маховиком (б)
■ проверить положение рисок на торце корпуса муфты опережения впрыскивания и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Если риски оказались внизу, необходимо фиксатор вывести из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике;
■ установить фиксатор маховика в верхнее положение;
■ повернуть коленчатый вал на угол 60° (расстояние между соседними отверстиями на маховике соответствует повороту коленчатого вала на 30°). В этом положении регулируемые клапаны 1-го и 5-го цилиндров закрыты (штанги этих клапанов легко поворачиваются от руки);
■ проверить щупом зазор между носками коромысел и стержнями этих клапанов (передние клапаны правого ряда цилиндров — впускные, левого — выпускные). Щупы толщиной 0,25 мм для регулировки впускного клапана и толщиной 0,35 мм для регулировки выпускного клапана должны входить свободно, а щупы толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного клапанов — с небольшим усилием;
■ ослабить гайку регулировочного винта и, вставив в зазор щуп требуемой толщины, посредством вращения винта отверткой установить требуемый зазор (рис. 2);
Рис. 2 Выполнение регулировки теплового зазора в клапанах
■ поддерживая винт отверткой, затянуть гайку и еще раз проверить зазор;
■ далее регулировать зазоры в клапанных механизмах попарно по цилиндрам, т.е. в 4-м и 2-м, 6-м и 3-м, 7-м и 8-м (в соответствии с порядком работы цилиндров), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на угол 180°;
■ установить крышку люка картера, крышку маховика и крышку головки цилиндров. При этом фиксатор маховика должен находиться в верхнем положении.
Упражнение считается выполненным, если после запуска двигателя стуки в
механизме газораспределения не прослушиваются.
Приложение 2
Тест для закрепления нового материала
Вопросы
1 вариант
1. РАБОЧИЕ ПОВЕРХНОСТИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА: | ||
|
2. КЛАПАНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ:
1) рычагом;
2) пружиной;
3) коромыслом;
4) давлением газа;
5) давлением масла;
6) разряжением в цилиндре;
7) кулачком распределительного вала.
3. ДЕТАЛИ ПРИВОДА ГРМ: | ||
|
4. ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ДЕТАЛИ ГРМ: | ||
|
5. ДЕТАЛИ КЛАПАННОЙ ГРУППЫ: | ||
|
Установите правильную последовательность 6. РАБОТА ГРМ (РИС. 3.1): | ||
|
Выберите номера всех правильных ответов
7. САЛЬНИК 12 (РИС. 3.1)
1) смазывает стержень клапана;
2) фиксирует пружины 11;
3) предотвращает прорыв газа из камеры сгорания;
4) предотвращает проникновение масла в камеру сгорания.
8. ШЕСТЕРНЯ 17 (РИС. 3.1) ПРИВОДИТ В ДЕЙСТВИЕ:
1) масляный насос;
2) топливный насос;
3) распределительный вал;
4) прерыватель-распределитель зажигания.
9. ФЛАНЕЦ 15 (РИС. 3.1):
1) крепится к шестерне 14\
2) крепится к блоку цилиндров;
3) фиксирует вал от осевого смещения;
4) имеет шлифованную внутреннюю поверхность.
10. КРЕПЛЕНИЕ ПРУЖИН 11 (РИС. 3.1) НА КЛАПАНЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЗА СЧЕТ:
1) болта 3; 4)тарелки 10,
2) втулки 6; 5) коромысла 5.
3) сухарей 9;
11. ТЕПЛОВОЙ ЗАЗОР В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ (РИС. 3.1) РЕГУЛИРУЕТСЯ:
1) болтом 3
2) толкателем 1;
3) на горячем двигателе;
4) на холодном двигателе;
5) между носком коромысла и стержнем клапана;
6) между болтом 3 и коромыслом 5.
12. УВЕЛИЧЕННЫЙ ТЕПЛОВОЙ ЗАЗОР В КЛАПАНАХ ПРИВОДИТ К:
1) стуку клапанов;
2) улучшению газообмена;
3) ухудшению газообмена;
4) увеличению мощности.
5) уменьшению мощности;
6) неплотному закрытию клапанов;
7) прогоранию кромок головок клапанов.
13. НЕДОСТАТОЧНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ЗАЗОР В КЛАПАНАХ ПРИВОДИТ К:
1) стуку клапанов;
2) улучшению газообмена;
3) ухудшению газообмена;
4) неплотному закрытию клапанов;
5) прогоранию кромок головок клапанов.
14. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ КОМПЕНСАТОРЫ ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ:
1) требуют регулировки;
2) не требуют регулировки;
3) работают на любом масле;
4) работают от давления масла;
5) требуют синтетического масла;
6) автоматически «выбирают» зазор при пуске двигателя.
Приложение 3
Задание «Подпиши детали ГРМ»
Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-4025.10 |
Приложение 4
Техника безопасности:
1. Разборочно-сборочные работы должны проводиться на специальных стендах и приспособлениях обеспечивающих устойчивое положение агрегата, узла.
Инструменты должны быть исправны и соответствовать своему назначению.
2.Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено.
3. Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными.
4. При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой.
5. Под колеса монтажных механизмов необходимо устанавливать противооткатные колодки. Вставать ногами на колеса и другие неустойчивые части механизмов ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
6. Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола.
7. Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям:
• молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не за масленой , гладкой, без сучков, расклиненной;
• зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин;
• отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым;
• измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента;
• гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру. Запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки;
• не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа;
• при отворачивании гаек и футорок крепления колеса необходимо использовать специальный ключ из набора инструментов (плотно надеть его на гайку, занять устойчивое положение, расположив рукоятку рычага так, чтобы усилие было направлено к себе).
8. Домкрат необходимо устанавливать в обозначенных местах. Если обозначений нет, то выбирают место, обеспечивающее устойчивое положение поднятого оборудования и агрегатов.
Приложение 5
Лист наблюдений по критериям:
Звено ___________________________________________________________________
Критерии: | Баллы |
организация рабочего места | |
соблюдения правил техники безопасности | |
соблюдения технологии выполнения операции | |
правильности пользования инструментами и приспособлениями | |
качества выполнения работ | |
Итого баллов: |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Предметной цикловой комиссией дисциплин Председатель ___________Сартыыл А.В. от «___»______ 20___г. . | СОГЛАСОВАНО Заведующей по научно-методической работе _________Балчый-оол И.А. «____»__________20____г. |
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной практике
ПМ 01. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования»
по профессии: 35.02.13. «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»
Тема занятия: «Комплектование машино-тракторных агрегатов»
Разработчик:
Монге-Назын Менгилек Иванович
мастер производственного
обучения
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта урока
- Список использованной литературы
- Приложения
Технологическая карта по учебной практике
Мастер п\о | Монге-Назын Менгилек Иванович | |||||
Профессия | 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП» | |||||
Тема урока | «Комплектование машино - тракторных агрегатов» | |||||
Учебный цикл | Профессиональные модули | |||||
УД/МДК | МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | |||||
Междисциплинарные связи | УД Основы материаловедения и технология общеслесарных работ | |||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||
Формирование знаний и навыков технологии комплектования машинно-тракторного агрегата, операций по проведению технического обслуживания, технических регулировок и навыков агрегатирования и пользования инструментом. | Развивать умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных мастером производственного обучения, развивать умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, развитие навыка работы инструментами при подготовке МТА. | Воспитание познавательного интереса, любви к своей профессии, бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской, аккуратности и точности при выполнении работы, самостоятельности как качества личности, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | ||||
Формиру- емые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 1.4. | Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. | |||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | |||||
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | |||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | |||||
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | |||||
Требования к результатам освоения УД/МДК | Умения для освоения | Знания для усвоения | ||||
У 1 | Выполнять технологические операции по регулировке механизмов | З 1 | Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин | |||
У 2 | Выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов | З 2 | Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | |||
У3 | Выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению | З 3 | Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | |||
Тип урока | Изучения трудовых приемов и операций. | |||||
Вид занятия | Урок-практика | |||||
Место проведения учебного занятия | Кабинет «Эксплуатация с/х машин» | |||||
Форма организации учебного занятия | Индивидуальная, групповая | |||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-технические | Дидактический материал | Электронно- информационные | |||
Тренажер, ноутбук. | Инструкционные карты, карточки-задания, смайлики для рефлексии занятия | Презентация |
Структура урока
№ | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент – 3 минуты | ||
1. Приветствие. 2. Выявление отсутствующих на уроке. 3. Проверка внешнего вида: соответствие требованиям технике безопасности. 4. Сообщение требований урока. 5. Деление групп на звенья. | Предъявление единых требований Слушают, докладывают о явке, готовятся к восприятию материала урока | |
2. Вводный инструктаж – 57 мин | ||
2.1. Мотивационно-целевой этап. Рассказ 1. Формирование понимания сущности и социальной значимости, интереса к своей будущей профессии, связь с жизнью 2.Рассказывает сущность и социальную значимость, будущей профессии, приводит примеры из жизни. 2.2. Сообщение темы и цели урока. 2.3 Актуализация знаний: Проверка знаний по техническому обслуживанию тракторов и плугов, подготовке их к работе, комплектованию пахотных агрегатов Устный опрос Задает вопросы по актуализации знаний, использует слайды | Слушают, осмысливают значимость данного материала урока в формировании профессионального опыта Отвечают на вопросы устно, письменно, проводят взаимопроверку Слушают, отвечают. | |
2.4 Изучение нового материала: 1. Ознакомление обучающихся с учебно-технической документацией. 2. Обеспечение безопасности при выполнении задания. Техника безопасности при выполнении задания 3. Выдача инструмента, учебно-технической документации и распределение учащихся по рабочим местам Объяснительно- иллюстративный Объясняет используя слайды презентации 2.5. Демонстрация правильности выполнения приемов: - ознакомление с инструкционными картами 1. Подготовка трактора к работе 2. подготовка прицепного оборудования трактора и регулировка Частично поисковый Контролирует задание | Слуховое и зрительное восприятие | |
3. Текущий инструктаж – 4 часа 45 минут. Самостоятельная работа обучающихся по звеньям: 1. Проведение ежесменного технического обслуживания гусеничных и колесных тракторов. 2. Проведение технического обслуживания прицепных полунавесных и навесных плугов. 3. Подготовка плугов к вспашке. 4. Комплектование пахотных агрегатов. 5. Проверка составленных агрегатов, работе. 6. Установка агрегатов на место стоянки. 7. Выполнение задания звеньями. Координирует деятельность обучающихся, наблюдает Выполнение заданий по звеньям: 1.Подготавливают трактор к работе и регулировка прицепного устройства трактора 2.Проведение ТО плуга. Целевые обходы Первый обход: Проверка организации рабочих мест, соблюдение т/б. Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов. Наблюдает, анализирует, корректирует работу обучающихся Выполнение заданий по бригадам Третий обход: Проверка правильности ведения самоконтроля Четвертый обход: Проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Наблюдает, анализирует, корректирует работу обучающихся Выполнение заданий по бригадам Пятый обход: Проверка правильности ведения промежуточного (межоперационного контроля): прием практической работы, оценивание Наблюдает, анализирует, корректирует работу обучающихся Выполнение заданий по бригадам: Выявление причин неисправности стартера и его устранение. Заполнение отчетных бланков | Выполнение операций по техническому обслуживанию Формирование знаний и навыков технологии комплектования машинно-тракторного агрегата, технических регулировок и навыков агрегатирования и пользования инструментом. Выполнение задания Беседа – диалог. Ответы обучающихся. Проговаривают правила по ТБ. Внимательно слушают и получают инструкционные карты. Выполнение трудовых приемов и операций. Ставят технологические карты на рабочие места Выполнение самоконтроля и взаимоконтроля. Ситуационно- деятельностное наблюдение | |
4. Заключительный инструктаж- 15 минут. Рефлексия: 4.1. Подведение итогов урока. - Какие умения и навыки вы сегодня приобрели? - Достигнута ли цель урока? 4.2. Выслушать анализ работы, старосты группы. - Какие трудности возникли при выполнении работы? - Справилась ли группа с работой? 4.3. Анализ коллективной работы. - Справилась ли группа с заданием в целом? - Замечания и характерные ошибки. 4.4. краткий анализ работы учебной группы мастером производственного обучения: -общая характеристика работы обучающихся; - анализ дисциплины труда. Рекомендации мастера производственного обучения. Разобрать наиболее характерные недочеты. 4.5. Выставление оценок обучающимся. Сообщить оценку за урок каждому обучающемуся 4.6. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы. 4.7. Сказать о достижении цели урока. 4.8. Домашнее задание: Выучить порядок установки картофелесажалки на норму посадки картофеля и высева удобрений 5. Уборка рабочих мест. | Обучающиеся анализируют свое состояние с помощью смайликов, свои эмоции, результаты своей деятельности Обучающиеся внимательно слушают, анализируют свои ошибки, активно отвечают на вопросы мастера. Обучающиеся записывают задание Обучающиеся убирают свои рабочие места. |
Список использованной литературы
- Родичев В.А. Тракторы и автомобили. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
- Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: ИРПО Академия, 2005.
- Гладков Г.И., Петренко А.М. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Уч.пособие. – М.: Изд. «Академия», 2012
- Гусаков Ф.А., Стальмакова Н.В. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Практикум. – М.: «Академия», 2012
- Техническое обслеживание и ремонт машин в сельском хозяйстве./ Под ред. В.В.Курчаткина. – М.: изд. «Академия», 2012.
Приложение №1
Инструкционно-технологическая карта.
Комплектование и подготовка машино-тракторного агрегата
1. Подготовка трактора МТЗ-80 для агрегатирования с картофелесажалкой КСМ-4
1.1. Провести ЕТО трактора МТЗ-80.
1.1.1. Очистить трактор от пыли и грязи.
1.1.2. Осмотреть трактор на предмет видимых неисправностей (давление в шинах, подтеки масла, топлива, воды, состояние наружных креплений).
1.1.3. Проверить и при необходимости долить:
-уровень масла в поддоне двигателя;
-наличие воды в радиаторе;
-наличие топлива в баке;
-наличие бензина в бачке пускового двигателя.
1.1.4. После запуска двигателя, проверить:
-давление масла в двигателе;
-исправность световой и звуковой сигнализации.
Оборудование и инструмент: ведро, ветошь, комплект гаечных ключей, ГСМ.
1.2. Установить колею трактора на 1400 мм.
1.2.1. Задних колес:
-поддомкратить трактор;
-ослабить хомутные болты ступицы; -снять крышки червячной шестерни;
-вращением червячных шестерен установить колею 1400 мм;
1.2.2. Передних колес:
-поддомкратить трактор;
-выбить клинья;
-снять крышки червячной шестерни;
-вращением червячных шестерен установить колею 1400 мм; -отрегулировать схождение направляющих колес.
Оборудование и инструмент: домкрат, подставки, комплект гаечных ключей, рулетка.
1.3. Переоборудовать навесное устройство трактора для навешивания картофелесажалки КСМ-4.
1.3.1. Поставить удлинители.
1.3.2. Раскосы поставить на продольные отверстия.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, рулетка.
1.4. Пуск двигателя.
1.4.1. Поставить трактор на стояночный тормоз.
1.4.2. Убедиться, что рычаги гидросистемы, коробки перемены передач находятся в нейтральном положении.
1.4.3. Включить бендикс.
1.4.4. Установить ручную подачу топлива.
1.4.5. Запустить пусковой двигатель.
1.4.6. Запустить основной двигатель.
1.4.7. Проверить давление масла в двигателе.
Оборудование и инструмент: пусковой шнур.
1.5. Прицепить картофелесажалку к трактору.
1.5.1. Установить карданную передачу.
1.5.2. Прицепить шланги гидросистемы.
1.5.3. Присоединить провод электросистемы.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей.
2. Подготовка картофелесажалки КСМ-4
2.1. Провести ТО картофелесажалки.
2.1.1. Провести внешний осмотр картофелесажалки на наличие неисправностей, при необходимости устранить.
2.1.2. Смазать картофелесажалку, руководствуясь картой смазки.
2.1.3. Проверить давление в шинах.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, манометр, ГСМ.
2.2. Произвести регулировку механизмов картофелесажалки.
2.2.1. Регулировка предохранительной муфты:
-установить храповик зуб на зуб;
-затянуть пружину до упора; -ослабить на 2 оборота.
2.2.2. Регулировка цепных передач:
-вставить в звено цепи отвертку;
-угол наклона отвертки при нажатии 30 градусов.
2.2.3. Регулировка зазора между ложечками и днищем ковша питателя:
-зазор 2-7 мм;
-регулируем, подставляя пластинки под подшипник вычерпывающего барабана.
2.2.4. Регулировка зазора между ложечками и боковиной:
-зазор 6-8 мм;
-регулируем, передвигая боковину по продолговатым отверстиям.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей.
2.3. Установка глубины посадки картофеля.
2.3.1. Поставить картофелесажалку на ровную площадку.
2.3.2. Поставить под копирующее колесо брусок на 2…3 см меньше заданной глубины.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, бруски.
2.4. Установка угла вхождения сошника в почву
2.4.1. При правильной регулировке, расстояние от пяточки сошника до площадки должно быть 3.5-4.5 см.
2.4.2. Регулируем тягой.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, линейка.
2.5. Установка угла подвески сошника.
2.5.1. Регулировка производится в поле при заглубленных сошниках.
2.5.2. Расстояние от заднего шарнира подвески до горизонтальной прямой, проведенной от переднего шарнира, должно быть 10-11 см.
2.5.3. Регулируем опорным колесом.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, линейка.
2.6. Установка картофелесажалки на норму посадки.
2.6.1. Посадка должна производиться в синхронном режиме работы ВОМ трактора.
2.6.2. Установка картофелесажалки на норму посадки производится при помощи номограммы (см. таб. 1).
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, набор сменных звѐздочек.
2.7. Установка нормы высева удобрений.
2.7.1. Предварительно установить по формуле: Q = KZ, где К – коэффициент, зависящий от размера высевного отверстия, Z – число зубьев сменной звездочки.
2.7.2. Значение коэффициента К в зависимости от деления шкалы (см. таб. 1).
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, набор сменных звездочек.
2.8. Установка окончательной нормы высева удобрений.
2.8.1. Засыпать удобрения.
2.8.2. Включить на несколько секунд ВОМ.
2.8.3. Снять тукопроводы с высевающих аппаратов и подвесить мешочки.
2.8.4. Проехать в транспортном положении 7.14 метров.
2.8.5. Взвесить содержимое каждого мешочка и умножить на 2000.
2.8.6. Если есть отклонения от заданной нормы, то подрегулировать рычаги заслонок.
Оборудование и инструмент: удобрение, мешочки, рулетка, весы.
2.9. Расчет вылета маркеров.
2.9.1. Правого маркера по формуле: М пр = (А – а/2) + м.
2.9.2. Левого маркера по формуле: М лев = (А + а/2) + м.
2.9.3. М пр и М лев длина правого и левого маркеров, А – расстояние между крайними сошниками в агрегате, а - расстояние между центрами колес, м – ширина стыкового междурядья.
Оборудование и инструмент: комплект гаечных ключей, рулетка.
2.10. Техника безопасности при работе на картофелесажалке.
2.10.1. Проводить обслуживание только при заглушенном двигателе.
2.10.2. Очистку рабочих органов проводить при полной остановке агрегата.
2.10.3. Передаточные механизмы должны быть закрыты защитными кожухами.
2.10.4. Одежда сеяльщика должна быть хорошо пригнана и застегнута.
2.10.5. При очистке рабочих органов пользоваться чистиком.
Приложение 2
Номограмма для установки картофелесажалки на норму посадки
Таблица 1
| Количество зубьев звездочки на ведомом валу редуктора |
| |||
| 12 | 16 |
| ||
Количество зубьев сменной звездочки | Количество штук клубней высаживаемых на 1 гектар | Расстояние между клубнями в рядке, см | Количество зубьев сменной звездочки | Количество штук клубней высаживаемых на 1 гектар | Расстояние между клубнями в рядке, см |
13 | 32174 | 44 | 13 | 42856 | 33 |
15 | 36442 | 39 | 15 | 49374 | 29 |
17 | 42856 | 33 | 17 | 55804 | 25 |
18 | 45017 | 31 | 18 | 60023 | 24 |
20 | 49374 | 29 | 20 | 66547 | 21 |
22 | 55803 | 25 | 22 | 72885 | 19 |
Значение коэффициента «К» в зависимости от деления шкалы
Таблица 2
| Деление шкалы |
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| Значение коэффициента «К» |
| ||
9.1 | 21.3 | 33.4 | 41.3 | 45.6 |
Приложение 3
Список вопросов
для проведения устного опроса на тему «Комплектование машинно-тракторного агрегата для посадки картофеля»
Вариант 1
1. Перечислить операции входящие в ЕТО трактора МТЗ-80
2. Рассказать порядок установки колеи трактора на 1400 мм.
3. Как переоборудовать навесное устройство трактора для агрегатирования с КСМ-4.
Вариант 2
1. Рассказать порядок пуска двигателя трактора МТЗ-80.
2. Перечислить операции входящие в ТО картофелесажалки КСМ-4.
3. Как отрегулировать предохранительную муфту КСМ-4.
Вариант 3
1. Как отрегулировать натяжение приводных цепей.
2. Какая ширина междурядья у картофелесажалки КСМ-4. 3. Выполнить расчет правого маркѐра
Вариант 4
1. Как отрегулировать зазор между ложечками и днищем ковша питателя.
2. Как установить угол вхождения сошника в почву.
3. При каком режиме работы ВОМ производится посадка картофеля.
Вариант 5
1. Как отрегулировать зазор между ложечками и боковиной.
2. Как установить картофелесажалку КСМ-4 на норму посадки.
3. Как установить угол подвески сошника.
Вариант 6
1. Как установить глубину посадки картофеля.
2. Как установить картофелесажалку КСМ-4 на норму высева удобрений.
3. Выполнить расчѐт левого маркѐра
Вариант 7
1. Указать точки смазки КСМ-4
2. Объяснить назначение стабилизатора.
3. Регулировка высоты гребня.
Вариант 8
1. Объяснить технологический процесс загрузки и работы КСМ-4 при посадке картофеля.
2. Установка формы гребня.
3. Установка уровня картофеля в питающем ковше.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
Оценка « 5» Изложение полученных знаний в устной форме полное. Владение терминологией предмета и прочное усвоение материала по заданному вопросу. Самостоятельное применение знаний в практической деятельности. Проявление активности, приведение жизненных ситуации в качестве примеров, творческого интереса к изучаемому предмету.
Оценка «4» Изложение полученных знаний в устной форме полное, в системе в соответствии с требованиями учебной программы. Допускаются несущественные ошибки, исправляемые учащимися по указанию преподавателя на ошибку. Применение знаний в практической деятельности.
Применение познавательной активности, познавательного интереса к изучаемому предмету.
Оценка «3» Изложение полученных знаний неполное, однако, это не препятствует усвоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Недостаточная самостоятельность (учащийся нуждается в наводящих вопросах преподавателя) при применении знаний в практической деятельности. Пассивный познавательный интерес к изучаемым вопросам.
Оценка «2» Изложение учебного материала неполное, логически нарушенное, что препятствует усвоению последующей учебной информации; существенные ошибки, не исправляемые даже с помощью преподавателя. Учащийся самостоятельно не может применить знания в практической деятельности, не может ответить на наводящие вопросы преподавателя, самостоятельно выполнять задание.
Приложение 4
Лист наблюдений по критериям:
Звено ___________________________________________________________________
Критерии: | Баллы |
организация рабочего места | |
соблюдения правил техники безопасности | |
соблюдения технологии выполнения операции | |
правильности пользования инструментами и приспособлениями | |
качества выполнения работ | |
Итого баллов: |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Тувинский агропромышленный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Предметной цикловой комиссией дисциплин Председатель ___________Сартыыл А.В. от «___»______ 20___г. . | СОГЛАСОВАНО Заведующей по научно-методической работе _________Балчый-оол И.А. «____»__________20____г. |
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по учебной практике
ПМ 01. «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных
машин и оборудования»
по профессии: 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП»
Тема занятия: «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма»
Разработчик:
Монге-Назын Менгилек Иванович
мастер производственного
обучения
2020
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта урока
- Список использованной литературы
- Приложения
Технологическая карта по учебной практике
Мастер п\о | Монге-Назын Менгилек Иванович | |||||
Профессия | 35.02.13. «Тракторист-машинист СХП» | |||||
Тема урока | Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма | |||||
Учебный цикл | Профессиональные модули | |||||
УД/МДК | МДК 01.02. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования | |||||
Междисциплинарные связи | «Устройство тракторов», «Слесарное дело», «Охрана труда». | |||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||
-Обучить обучающихся умениям и навыкам трудовых приемов по разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма | Развивать умения выполнять технологические операции по регулировке механизмов, способность развитию моторики рук, включаться в групповую, коллективную работу, принимать коллективные решения | Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской, аккуратности и точности при выполнении работы, самостоятельности как качества личности, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда. | ||||
Формиру- емые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 1.4. | Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания. | |||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | |||||
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | |||||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |||||
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | |||||
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | |||||
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | |||||
Требования к результатам освоения УД/МДК | Умения для освоения | Знания для усвоения | ||||
У 1 | Выполнять технологические операции по регулировке механизмов | З 1 | Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин | |||
У 2 | Выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов | З 2 | Средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | |||
У3 | Выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению | З 3 | Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования | |||
Тип урока | Изучения трудовых приемов и операций. | |||||
Вид занятия | Урок-практика | |||||
Место проведения учебного занятия | Кабинет «Эксплуатация с/х машин» | |||||
Форма организации учебного занятия | Индивидуальная, групповая | |||||
Ресурсы учебного занятия | Материально-технические | Дидактический материал | Электронно- информационные | |||
Телевизор, ноутбук. | Плакаты или картинки, инструкционные карты, набор инструментов (ключи гаечные на «10», «13», «14», «17», «19», «21», «22»,«38», торцовые головки на 12 на 13 (ключ для крепления болтов головки цилиндров), ключ динамометрический, молоток, выколотка деревянная, пассатижи, отвертка), узлы КШМ, тест | Презентация |
Структура урока
№ | Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент – 3 минуты | ||
Приветствие. Проверка явки обучающихся, их внешний вид. Проверка готовности мастерской (рабочих мест) и обучающихся к уроку. | Демонстрация готовности обучающихся к уроку: рабочее место, наличие инструментов, внешний вид- соответствие требованиям по ТБ. ( спец. одежда). | |
2. Вводный инструктаж – 57 мин | ||
2.1. Мотивационно-целевой этап. Заинтересовать и привлечь внимание обучающихся на изучение темы. Сбор картины-пазла «Кривошипно-шатунный механизм» из частей. Приоритетное значение в настоящее время приобретает диагностирование тех систем и механизмов сельскохозяйственных машин, которые дают наибольшее число отказов, требующих значительных затрат на устранение последствий и снижающих коэффициент технической готовности. Одним из основных механизмов сельскохозяйственных машин дающих 10-30% отказов двигателя является кривошипно-шатунный механизм. Таким образом, тема урока «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма» достаточно актуальна на данный момент. 2.2 Определение целей занятия. 2.2.1. Сообщить тему урока: «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма» 2.2.2. Разъяснить цели урока: обучить обучающихся умениям и навыкам трудовых приемов по разборке и сборке кривошипно-шатунного механизма 2.2.3. Сообщить о форме проведения урока: Коллективная 2.2.4. Распределить обучающихся по рабочим местам. | Обучающиеся собирают картину-пазл. Слуховое и визуальное восприятие. Осознают важность предстоящей деятельности, проявляют устойчивое желание овладеть навыками. Слуховое восприятие. Слуховое восприятие. Занять рабочие места. | |
2.3. Актуализация опорных знаний и умений: 2.3.1. Проверка знаний по пройденному материалу осуществляется с помощью фронтального опроса
2.3.2. Подведение итогов актуализации знаний: -Мастер делает краткий анализ и подводит итог. - Отмечает лучшие ответы. https://ustroistvo-avtomobilya.ru/dvigatel/krivoshipno-shatunnyj-mehanizm/krivoshipno-shhatunnyj-mehanizm/ | Слуховое и визуальное восприятие Обучающиеся отвечают на заданные вопросы. Слуховое и визуальное восприятие | |
Содержание занятия:
Состав кривошипно-шатунного механизма.
| Слуховое и визуальное восприятие. Роспись в журнале. Слуховое и визуальное восприятие. | |
2.5. Закрепление изученного материала. Для того, чтобы проверить, как вами усвоен материал сегодняшнего урока, предлагаю выполнить тестовые задания. Выдаём тестовые задания. 1 ошибка и без ошибок - 5 2 ошибки - 4 3-4 ошибки - 3. Менее - 2 2.5.1. Предложить обучающимся рассказать о требованиях ТБ 2.5.2. Организация учебной деятельности обучающихся на текущем инструктаже. Выдает обучающимся задания на уроке. Раздает инструкционные карты. (Приложение№1) Группы распределяются по звеньям. Преподаватель расставляет обучающихся по рабочим местам, напоминает о правилах по ТБ, предлагает выполнить самостоятельную работу за отведенное время, ставит задачу группам – разобрать кривошипно-шатунный механизм. Затем по команде преподавателя группы переходят к сборке кривошипно-шатунного механизма. В завершении учитель заполняет лист наблюдений по критериям, вносит коррективы и подводит итоги работы. Предлагает поставить инструкционные карты на рабочее место. | Отвечают на тестовые задания Беседа – диалог. Ответы обучающихся. Проговаривают правила по ТБ. Внимательно слушают и получают инструкционные карты. Выполнение трудовых приемов и операций. Ставят технологические карты на рабочие места | |
3. Текущий инструктаж – 4 часа 45 минут. | ||
3.1. Целевые обходы. 3.1.1. Проверка организации рабочего места в соответствии с правилами по ТБ. 3.1.2. Проверка правильности выполнения рабочих приемов и операций. 3.1.3 Проверка правильности осуществления самоконтроля: - обратить внимание на выполнение обучающимся приемов контроля и взаимоконтроля; - межоперационный контроль качества выполнения; - исправление и предупреждение ошибок обучающихся. 3.1.4. Проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. -проверить правильность и последовательность операций; - провести приемку и оценку выполненных работ. Заполнение листа наблюдений по критериям: - организация рабочего места, - соблюдения правил техники безопасности; - соблюдения технологии выполнения операции; - правильности пользования инструментами и приспособлениями; - качества выполнения работ. При однотипных ошибках- остановка работы. Проведение повторного группового инструктажа. | Самостоятельная деятельность обучающихся. Подготавливают рабочее место к выполнению учебно-производственных работ. Выполнение учебно- производственных работ. Выполнение самоконтроля и взаимоконтроля. | |
4. Заключительный инструктаж- 15 минут. | ||
Рефлексия: Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Я понял, что … 4.1. Подведение итогов урока. - Какие умения и навыки вы сегодня приобрели? - Достигнута ли цель урока? 4.2. Выслушать анализ работы, старосты группы. - Какие трудности возникли при выполнении работы? - Справилась ли группа с работой? 4.3. Анализ коллективной работы. - Справилась ли группа с заданием в целом? - Замечания и характерные ошибки. 4.4. краткий анализ работы учебной группы мастером производственного обучения: -общая характеристика работы обучающихся; - анализ дисциплины труда. Рекомендации мастера производственного обучения. Разобрать наиболее характерные недочеты. 4.5. Выставление оценок обучающимся. Сообщить оценку за урок каждому обучающемуся. 4.6. Отметить, кто из обучающихся добился отличного качества работы. 4.7. Сказать о достижении цели урока. 4.8. Домашнее задание: 1. Повторить тему по предметам «Устройство трактора» и в рабочей тетради написать элементы «шатунно-поршневой группы». 2. Составить таблицу возможных неисправностей кривошипно-шатунного и механизмов. 5. Уборка рабочих мест. | Обучающиеся анализируют свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности Обучающиеся внимательно слушают, анализируют свои ошибки, активно отвечают на вопросы мастера. Обучающиеся записывают задание Обучающиеся убирают свои рабочие места. |
Список использованной литературы
- Родичев В.А. Тракторы и автомобили. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
- Халанский В.М., Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. М. «Колос» 2006г.
- Нерсесян В.И. Двигатели тракторов. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: ИРПО Академия, 2005.
- Гладов Г.И., Петренко А.М. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
Приложение №1
Инструкционная карта
к занятию «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма»
Задание: разобрать и собрать КШМ.
I. Разборка КШМ
Установить двигатель картером вверх, снять картер, масляный насос и маслоприемник. Повернуть двигатель на 90 *. Отвернуть гайки шатунных болтов снять крышки шатунов осторожно вынуть поршни с шатунами. Пометить поршни ,шатуны и крышки, чтобы при сборке их установить их в прежние цилиндры.
Заблокируйте маховик с фиксатором и отверните болты крепления маховика. Снять маховик с коленчатого вала. Снимите сальники коленчатого вала. Снимите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами, выньте из гнезд подшипников коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца. Зажмите в тисках один из шатунов и с помощью приспособления снимите поршневые кольца. Удалите из бобышек поршня стопорные кольца и выпрессуйте палец. Необходимо изучить устройство КШМ, найти установочные метки и определить способы изготовления деталей. Осмотреть состояние трущихся поверхностей и записать выявленные дефекты.
- Вывернуть болты крепления фланца
- Рас шплинтовать гайки крепления коренных подшипников коленвала 1и 5 ряда, отвернуть гайки и снять крышки вместе со вкладышами
- Отвернуть контргайки и гайки болтов шатунных крышек 1и5, снять крышки с вкладышами.
- Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами.
- Зажать в тисках шатун извлечь стопорные кольца из канавок бобышек.
- Зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионных и 2 кольцевых диска маслосъемных.
- Разобрать расширители маслосъемного кольца.
- Снять стопорное кольцо поршневого пальца и впрессовать палец.
- Провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.
II Сборка кривошипно – шатунного механизма в следующем порядке.
Установить на место крышки 1 и5 коренных подшипников коленчатого вала. В сборе со вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом.
- Завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, потом динамометрическим ключом и зашплинтовать гайкой и новой проволокой.
- Соединить поршень с шатуном и поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60* в чистом моторном масле. Шатуны 1 ряда соединить с поршнями так, чтобы в штампованный номер на стержне и надпись «перед» располагался в противоположных сторонах для шатунов левого ряда- на одной.
- Застопорить кольцом поршневые пальцы.
- Установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки располагать один относительно другой 180*.
- Установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180* один от другого радиальный и осевой 90* к ним в противоположной стороны.
- Смазать поршень моторным маслом при помощи специального приспособления и обжать поршневые кольца и вставить в поршень в гильзу цилиндров надписью « перед» к носку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой( выступом) на крышке шатуна. Затянуть гайки шатунов торцовым , потом динамометрическим ключом 68-75 н. м. Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть 1, 2. оборота
Кривошипно-шатунный механизм двигателя служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
Приложение 2
Тест для закрепления нового материала
Вопросы
1 вариант
1. Слесарные работы при ремонте КШМ?
( перечислить...)
2.Сколько и какие группы содержит кривошипно-шатунный механизм?
а) 3; в) 2;
б) 5; г) 9.
3.Назовите гильзы цилиндров.
а) сухие; в) большие;
б) мокрые; г) маленькие:
4. Материала для изготовления поршня.
а) алюминий; в) дерево;
б) чугун; г) медь.
5.Назначение маслосъемного кольца.
а) для удаления излишней воды; в) для удаления охлаждающей жидкости;
б) для удаления излишнего масла; г) для удаления горючей смеси.
Эталон ответов на вопросы по пройденной теме:
1 вариант.
1.Пайка, лужение, опиливание, рубка, нарезание резьбы, разметка правка и
гибка.
2. 2 группы; подвижные и неподвижные.
3. Мокрые.
4. Алюминий.
5. Маслосъемное кольцо устанавливается для удаления излишков масла.
Вопросы
2 вариант
1.Как называется внутренняя поверхность цилиндра?
а) зеркалом;
б) стеклом;
2. Слесарные инструменты при ремонте КШМ?
( перечислить…)
3.Для чего служит поршневой палец?
а) для соединения поршня с коленчатым валом ;
б) для соединения поршня с шатуном.
4.Сколько головок имеет шатун?
а) 3; в) 5;
б) 8; . г) 2:
5.Назначение поддона.
а) для сбора металлических частиц;
б) для сбора воды.
Эталон ответов на вопросы по пройденной теме:
2 вариант.
1. Зеркало.
2. Чертежная линейка, напильники, сверлильный и сварочный станки,
метчики, плашки, паяльники.
3. Для соединения поршня с шатуном.
4. 2 головки – верхняя и нижняя.
5. Для сбора металлических частиц.
Приложение 3
Задание «Подпиши детали КШМ»
Приложение 4
Техника безопасности:
1. Разборочно-сборочные работы должны проводиться на специальных стендах и приспособлениях обеспечивающих устойчивое положение агрегата, узла.
Инструменты должны быть исправны и соответствовать своему назначению.
2.Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено.
3. Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными.
4. При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой.
5. Под колеса монтажных механизмов необходимо устанавливать противооткатные колодки. Вставать ногами на колеса и другие неустойчивые части механизмов ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
6. Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола.
7. Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям:
• молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не за масленой , гладкой, без сучков, расклиненной;
• зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин;
• отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым;
• измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента;
• гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру. Запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки;
• не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа;
• при отворачивании гаек и футорок крепления колеса необходимо использовать специальный ключ из набора инструментов (плотно надеть его на гайку, занять устойчивое положение, расположив рукоятку рычага так, чтобы усилие было направлено к себе).
8. Домкрат необходимо устанавливать в обозначенных местах. Если обозначений нет, то выбирают место, обеспечивающее устойчивое положение поднятого оборудования и агрегатов.
Приложение 5
Лист наблюдений по критериям:
Звено ___________________________________________________________________
Критерии: | Баллы |
организация рабочего места | |
соблюдения правил техники безопасности | |
соблюдения технологии выполнения операции | |
правильности пользования инструментами и приспособлениями | |
качества выполнения работ | |
Итого баллов: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"
Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...
Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».
План-конспект урокапо ПМ 03 УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...