Методические указания по проведению лабораторной работы "Определение качества дизельного топлива" для специальности 23.02.07,23.02.04
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме "Определение качества дизельного топлива" содержат все необходимые материалы для проведения практического занятия.
Методические рекомендации включают: цели и задачи проведения занятия, алгоритм работы на занятии, техническое описание проведения опытов и исследований в процессе выполнения лабораторной работы, справочные данные по ГОСТам на дизельное топливо, лист рабочей тетради по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лабораторная работа определение качества дизельного топлива | 649.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
имени Е. Г. Трубицына»
Дисциплина:
«Автомобильные эксплуатационные материалы» (23.02.07)
«Эксплуатационные материалы» (23.02.04 )
«Материаловедение» (23.02.01)
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по теме: «Определение качества дизельного топлива»
Преподаватель: Лепешкова Ж.В.
Смоленск
Лабораторная работа №2
«Определение качества дизельного топлива»
Цели:
1. Образовательные:
- закрепление ранее пройденного материала по теме «Дизельные топлива»;
2. Развивающие:
- Развитие умений использовать приобретенные ранее знания по теме;
- Развитие навыков групповой самоорганизации, умение вести диалог (коммуникативных умений);
- Развитие навыков самостоятельного мышления;
- Развитие логического мышления на основе установления причинно-следственных связей и сравнительного анализа;
- Развитие навыков четко формулировать свои мысли.
3. Воспитательные:
- Воспитание дисциплинированности и аккуратности в практической деятельности;
- Воспитание четкого выполнения норм техники безопасности, соблюдения экологических параметров;
- Воспитание уверенности в своих силах, квалифицированного подхода к будущей профессии;
- Воспитание понимания необходимости завершать любой мыслительный процесс.
Задачи учебного занятия:
1. Систематизация и обобщение знаний по теме «Дизельные топлива».
2. Выполнение определенного вида работ с целью применения знаний на практике.
3. Обобщение результатов деятельности группы в целом и каждого студента.
4. Контроль уровня подготовленности студентов и его оценка.
Оборудование:
- Мультимедийная техника
- Образцы дизельных топлив - 10
- Мерные цилиндры 50мл - 10
- Вискозиметр ВПЖ-2 - 10
- Ветошь
- Медицинская груша- 10
- секундомер
Методическое обеспечение:
- Хронокарта
- Раздаточный материал (ГОСТ, ТУ)
- Алгоритм работы
- Опорные конспекты
- Тестовое задание по теме «Дизельные топлива» - 15 вариантов
- Указания по проведению лабораторной работы «Определение качества дизельного топлива» - 10 экземпляров.
Лабораторная работа
по теме «Определение качества дизельного топлива»
Алгоритм работы
Название этапа | Пояснение по работе |
1 . Оценка образца смазки по внешним признакам. |
|
2. определение кинематической вязкости образца при 20°С |
|
3. определение температуры застывания |
|
4. Определение цетанового числа |
|
5. Заполнение таблицы |
|
• Заполните 3 колонку таблицы данными ГОСТа на соответствующую марку дизельного топлива | |
| |
6. Заключение |
|
Лабораторная работа № 2
«Определение качеств дизельного топлива»
Цель работы :
1. Знакомство с методами определения вязкости топлива.
2. Закрепление знаний основных марок дизельных топлив и ГОСТа на них.
3. Приобретение навыков по оценке качества дизельных топлив и установление условий применения их для автомобилей.
Последовательность выполнения работы.
1. Оценить испытуемый образец дизельного топлива по внешним признакам
2. Определить для образца кинематическую вязкость при 20°С.
3. Показать преподавателю результаты и получить от него для испытуемого образца значения цетанового числа и содержания серы.
4. Определить значение цетанового числа топлива расчетным путем.
5. Установить по имеющимся данным марку испытуемого топлива, соответствие его ГОСТу и решить вопрос о его применении для автомобилей.
6. Оформить отчет по работе .
Указания по проведению испытания
- Оценка дизельных топлив по внешним признакам
Оценку дизельных топлив проводят аналогично бензинам. Дополнительно необходимо указать цвет и запах дизельного топлива.
Все дизельные топлива окрашены , что связано с наличием в них растворенных смол. В зависимости от природы и количества смол цвет топлив, определенный в стеклянных цилиндрах диаметром 40-55 мм, изменяется от желтого до светло-коричневого. Чем светлее топливо, тем меньше в нем смолистых веществ и тем выше его качество.
Запах у дизельных топлив нерезкий, типичный для нефтепродуктов. Зимние и арктические сорта дизельных топлив мало отличаются по фракционному составу от керосинов, поэтому по запаху они в известной мере могут быть схожи с керосинами.
- Определение вязкости
Вязкость принято выражать в единицах кинематической вязкости, которая определяется с помощью капиллярных вискозиметров. Для определения кинематической вязкости используются вискозиметры различных типов. Наибольшее распространение получили вискозиметры типа ВПЖ-2 и вискозиметр Пинкевича .
При определении кинематической вязкости необходимо:
Заполнить почти до краев имеющийся на рабочем месте формовочный тигель испытуемой жидкостью
1. Надеть резиновую трубку на полый остаток 5 вискозиметра ВПЖ-2 и последний перевернуть, направив открытыми концами вниз. Затем зажать нижнюю часть широкого колена между средним и указательным пальцами правой руки, так чтобы большим пальцем можно было закрыть с торца широкое колено и взять в рот свободный конец резиновой трубки. После этого взять в левую руку тигель с топливом и опустить в него (до дна) узкое колено 4 вискозиметра.
2. Создавая ртом разряжение, осторожно заполнить топливом через колено 4 шарики 3 и 2 . Когда уровень топлива достигает метки В, следует выпустить резиновую трубку изо рта и быстро перевернуть вискозиметр, направив открытые концы его колен вверх.
3. Снять резиновую трубку с отростками 5 и тем же концом одеть на колено 4, предварительно обтер его тканью или фильтровальной бумагой.
4. Использующиеся в работе вискозиметры представляют собой очень хрупкие приборы. В связи с этим при работе с ними надо проявлять максимум осторожности и в частности, держать и закреплять их следует только за одно колено. Наиболее часто поломка вискозиметров происходит при надевании и снимании резиновой трубки, поэтому при этой операции нужно держать их именно за то колено, на которое надевается или с которого снимается резиновая трубка. Кроме этого необходимо иметь в виду, что любой вискозиметр становится неработоспособным, если во внутреннюю полость его попадает вода или даже ее пары. По этой причине при заполнении вискозиметра и при определении вязкости не следует допускать попадания в него воды, слюны и нагнетания воздуха из легких.
5. Испытание следует начинать при температуре +20°С, , медленно насосать в шарик 2 несколько выше метки А топливо, перетекшее в процессе выдерживания в расширение 6. Как при заполнении, так и при испытании в испытуемой жидкости не должно образовывать разрывов и пузырьков воздуха. Подняв топливо выше метки А, выпустить резиновую трубку изо рта и наблюдать за происходящим после этого перетекания топлива через капилляр 1 в расширение 6. В тот момент, когда уровень топлив достигнет метки А, надо пустить секундомер, а после опорожнения шарика 2, т.е. в момент прохождения уровня метки В , его остановить. 6. Записав отмеченное по секундомеру время с точностью до 0,1 сек, последовательно проводят на той же порции топлива описанный опыт еще столько раз чтобы получить пять отсчетом времени истечения, максимальная разница между которыми не превышала бы 1% от абсолютного значения одного из них. |
7. Вычислить кинематическую вязкость по формуле ν20 = С*τср,
где С - постоянная вискозиметра в мм /сек (выписывается из паспорта на данный экземпляр
вискозиметра)
τср - среднее арифметическое из учитываемых пяти отсчетом времени испытания
испытуемой жидкости, сек.
Вычисленное значение ν20 округлить с точностью до третьего знака .
- Определение температуры застывания
Одним из показателей низкотемпературных свойств дизельного топлива является температура застывания, т.е. наивысшая температура, при которой в стандартном приборе наклоненном под углом 45°, в течении одной минуты не обнаруживается подвижности. При определении температуры застывания необходимо :
1. В пробирке 4 с внутренним диаметром 20 мм налить испытуемое топливо, предварительно проверенное на отсутствие воды. Уровень топлива после погружения в него термометра 1 должен совпадать с меткой, нанесенной на наружной поверхности пробирки и отстоящей от дна последней на 30 мм. Термометр 1 центрируется и крепится в пробирке 4 с помощью пробки 2, причем его ртутный или спиртовой резервуар должен занимать центральное место в объеме налитого топлива. Чтобы в слоях, примыкающих к стенкам пробирки, исключить переохлаждение испытуемого нефтепродукта, вокруг нее, по возможности соосно с ней, укрепляется на пробирке 3 еще стеклянной муфтой 5.
2. собранный прибор вертикально погрузить в ванну с охлаждающей смесью, температура которой согласно стандарту должна поддерживаться ниже ожидаемой температуры застывания на 5°С. В этой связи учащиеся, имеющие близкие температуры застывания испытуемых ими образцов, объединяются в несколько групп, для каждой из которых лаборатория готовит отдельную ванну с соответствующей температурой охлаждающей смеси; 3. по мере понижения температуры необходимо периодически вынимать прибор из ванны и, отклонив его на 45 0С от вертикали, наблюдать за положением уровня топлива в приборе. Если в наклоненном приборе наступит смещение уровня за срок меньше 1 мин, то следует продолжить охлаждение. В дальнейшем, повторяя указанный способ контроля, остановиться на той температуре, при которой впервые после многократных проверок с наклоном прибора 45 не будет обнаруживаться за 1 мин смещения уровня топлива в пробирке. Найденную таким способом наивысшую температуру, соответствующую потере текучести нефтепродуктов, будет считать температурой застывания. |
4. В некоторых случаях нет необходимости определять истинную температуру застывания, достаточно лишь убедится в соответствии нефтепродукта по этому показателю нормам ГОСТа. При такой постановке задачи прибор с образцом охлаждается до температуры, установленной стандартом. |
Если при этой температуре уровень испытуемого продукта при наклоне прибора на 45° за 1 мин смещается, то значит, данный продукт соответствует по температуре застывания стандарту
- Определение цетанового числа дизельного топлива
ЦЧ топлива зависит от количества атомов углерода в молекулах (фракционного состава топлива) и их строения (группового состава топлива). Чем больше молярная масса углеводорода, тем при прочих равных условиях выше его ЦЧ .
Цетановое число топлив с присадками определяется по формулам :
,
где - кинематическая вязкость.
Для определения плотности дизельного топлива с помощью ареометра в данной работе используется стеклянный мерный цилиндр на 250 мл, который надо заполнить испытуемым образцом до уровня, ниже от верхнего обреза цилиндра на 5-6 см. Затем ареометр осторожно опустить в наполненный цилиндр на возможно большую глубину. После того как прекратятся вертикальные колебания ареометра и при условии, что он не будет касаться стенки цилиндра, произвести отсчет плотности по верхнему краю мениска с точностью до третьего знака после запятой, при этом глаз должен находиться на уровне, отмеченном на рисунке 1.2 линией АВ. Спустя не менее 1 минуты после погружения ареометра записать температуру топлива, отсчитывая ее с точностью до градуса по термометру, вмонтированному в нижнюю часть ареометра.
ρ20 = ρt + γ (t -20), кг/м3
где γ - зависящая от величины плотности температурная поправка, значения которой приведены в таблице 1;
t - температура нефтепродукта при отсчете плотности, 0С
Температурная поправка к величине плотности
Таблица 1
Плотность кг/м3 | Температурная поправка | Плотность кг/м3 | Температурная поправка |
700-709 | 0,897 | 850-859 | 0,699 |
710-719 | 0,884 | 860-869 | 0,683 |
720-729 | 0,870 | 870-879 | 0,673 |
730-739 | 0,857 | 880-889 | 0,660 |
740-749 | 0,844 | 890-899 | 0,647 |
750-759 | 0,831 | 900-909 | 0,633 |
760-769 | 0,813 | 910-919 | 0,620 |
770-779 | 0,805 | 920-929 | 0,607 |
780-789 | 0,792 | 930-939 | 0,594 |
790-799 | 0.778 | 940-949 | 0,581 |
800-809 | 0,765 | 950-959 | 0,567 |
810-819 | 0,752 | 960-969 | 0,554 |
820-829 | 0,738 | 970-979 | 0,541 |
830-839 | 0,725 | 980-989 | 0,528 |
840-849 | 0,712 | 990-1000 | 0,515 |
Второй способ оценки цетанового числа
,
где tср.= (tнк+ tкк)/2.
tнк, tкк – соответственно температуры начала и конца перегонки дизельного топлива.
- Установление марки дизельного топлива и решение вопроса о его применении
После одобрения преподавателем результатов экспериментальной части работы и получения от него значения цетанового числа в распоряжении учащегося окажутся три важнейших показателя испытуемого им топлива, которые заносятся в итоговую таблицу отчета по работе.
Методика установления марки дизельного топлива ничем не отличается от аналогичной методики для бензинов, поэтому перед тем, как сопоставить опытные данные для испытуемого образца со стандартными показателями.
При установлении марки сопоставляются в первую очередь важнейшие данные анализа: цетановые числа, температура застывания, значение вязкости. Выбор нужно остановить на той из марок, к показателям которой наиболее близко подходят имеющиеся результаты для испытуемого топлива.
Вопрос о применении дизельных топлив по сравнению с бензинами решается значительно проще. Это связано с тем, что любое отечественное дизельное топливо пригодно для всех отечественных автотракторных дизельных двигателей.
Заключение надо закончить эксплуатационной оценкой испытуемого образца по его температуре застывания.
Правило: самая низкая температура наружного воздуха, при которой может применяться дизельное топливо, должна быть выше его температуры застывания по крайней мере на 10, а максимум на 15°С. На указанное правило необходимо опираться при установлении нижнего температурного предела применения всех без исключения дизельных топлив, в том числе стандартных. Ответ надо округлять до значения, оканчивающегося цифрами 5 или нулем и удовлетворяющего условию, чтобы разница между минимальной температурой применения и фактической температурой застывания получалась не менее 10, но и не больше 15°С.
Приложение №1
ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
Л | Е | З | А | ||
1 Цетановое число, не менее | 45 | По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] | |||
2 Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177-99 (метод А) | ||||
50% перегоняется при температуре, °C, не выше | 280 | 280 | 280 | 255 | |
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 360 | 360 | 360 | |
3 Кинематическая вязкость при 20°С, мм/с (сСт) | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: | |||||
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | 30 | |
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более | 2000 | По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13] | |||
500 | По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13] | ||||
6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 17323 | |||
7 Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | |||
8 Испытание на медной пластинке | Выдерживает. Класс 1 | ||||
9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |||
10 Кислотность, мг KОН на 100 см топлива, не более | 5 | По ГОСТ 5985 | |||
11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | По ГОСТ 2070 | |||
12 Зольность, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] | |||
13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,20 | По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932 | |||
14 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [16] | |||
15 Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [17] | |||
16 Плотность при 15°С, кг/м, не более | 863,4 | 863,4 | 843,4 | 833,5 | По стандартам [18]-[22] |
17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Минус 5 | Минус 15 | Минус 25 | - | |
- | - | Минус 35 | Минус 45 | ||
Приложение №2
ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия
Наименование показателя | Значение | Метод испытания |
1 Цетановое число, не менее | 51,0 | |
2 Цетановый индекс, не менее | 46,0 | По стандартам [5], [6] |
3 Плотность при 15°С, кг/м | 820,0-845,0 | По ГОСТ ISO 3675, ГОСТ ISO 12185, стандартам [7]-[9], ГОСТ 33364 |
4 Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более | 8,0 | По ГОСТ EN 12916**, стандарту [12] |
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более, для топлива: | ||
К3 | 350,0 | По ГОСТ 32139, ГОСТ ISO 20846, ГОСТ ISO 20884, ГОСТ ISO 20847 |
К4 | 50,0 | По ГОСТ ISO 20884 или ГОСТ ISO 20846, ГОСТ 33194 |
К5 | 10,0 | По ГОСТ ISO 20884 или ГОСТ ISO 20846, ГОСТ 33194 |
6 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, выше | 55 | По ГОСТ ISO 2719**, ГОСТ 6356**, стандартам [21], [22], ГОСТ ISO 3679, ГОСТ ISO 13736, ГОСТ 34238 |
7 Коксуемость10%-ного остатка разгонки, % масс., не более | 0,3 | По ГОСТ 34192, ГОСТ 32392, стандартам [23], [24], ГОСТ 19932, ГОСТ ISO 10370 |
8 Зольность, % масс., не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [25], [26], ГОСТ ISO 6245 |
9 Массовая доля воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [27] |
10 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [28], ГОСТ EN 12662 |
11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С) | Класс 1 | По ГОСТ ISO 2160**, ГОСТ 32329 |
12 Окислительная стабильность: | ||
общее количество осадка, г/м, не более | 25 | По стандартам [30], [31] |
часов, не менее | 20 | По стандарту [32], ГОСТ EN 15751 |
13 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа (wsd 1,4) при 60°С, мкм, не более | 2,000-4,500*** | По ГОСТ ISO 12156-1**, стандарту [33] |
14 Кинематическая вязкость при 40°С, мм/с | *** | По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], [43], ГОСТ 31391 |
15 Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 33098, стандарту [36] | |
при температуре 250°С перегоняется, % об., менее | 65 | |
при температуре 350°С перегоняется, % об., не менее | 85 | |
95% об. перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | |
16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % об., не более | 7,0 | По ГОСТ EN 14078, стандарту [37] |
Показатель 4 вычисляют суммированием массовых долей отдельных групп диароматических и три+-ароматических углеводородов. |
Требования к летнему топливу (сорт А, В, С, D) и межсезонному топливу (сорт Е, F)
Наименование показателя | Значение показателя для сорта | Метод испытания | |||||
А | В | С | D | Е | F | ||
1 Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | 5 | 0 | Минус 5 | Минус 10 | Минус 15 | Минус 20 | По ГОСТ 22254, ГОСТ EN 116** |
Требования к зимнему топливу (классы 0, 1, 2, 3) и арктическому топливу (класс 4)
Наименование показателя | Значение для класса | Метод испытания | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 Предельная температура фильтруемости*, °С, не выше | Минус 20 | Минус 26 | Минус 32 | Минус 38 | Минус 44 | По ГОСТ EN 116, ГОСТ 22254 |
2 Температура помутнения, °С, не выше | Минус 10 | Минус 16 | Минус 22 | Минус 28 | Минус 34 | По стандарту [40], ГОСТ 5066 |
3 Плотность при 15°С, кг/м | 800,0-845,0 | 800,0-845,0 | 800,0-840,0 | 8000-840,0 | 800,0-840,0 | По ГОСТ ISO 3675, стандартам [7]-[9] |
4 Кинематическая вязкость при 40°С, мм/с | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,500-4,000 | 1,400-4,000 | 1,200-4,000 | По ГОСТ 33, стандартам [34], [35], [43], ГОСТ 31391 |
5 Цетановое число, не менее | 49,0 | 49,0 | 48,0 | 47,0 | 47,0 | |
6 Цетановый индекс, не менее | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 43,0 | 43,0 | По стандартам [5], [6] |
7 Фракционный состав: | По ГОСТ 2177 (метод А), ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 33098 | |||||
до 180°С перегоняется, % об., не более | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
до 360°С перегоняется, % об., не менее | 95 | 95 | 95 | 95 | 95 | |
8 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже | 55 | 55 | 40 | 30 | 30 | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356, ГОСТ ISO 3679, ГОСТ ISO 13736, стандартам [21], |
Отчет по работе №___
Определение качества дизельного топлива
Задание.
Произвести анализ дизельного топлива, определить его марку, соответствие стандарту и установить условия применения с указанием предель но низкой температуры, до которой оно может быть использовано на автомобилях.
1. Оценка образца по внешним признакам.
Образец №1
Прозрачность | |
Цвет | |
запах | |
Воды | |
Механические примеси |
2. Определение кинематической вязкости образца при 20°С.
Вискозиметр № __________ . Постоянная вискозиметра С =_________мм /с
Время истечения_____секунд ( с точностью до десятой доли секунды)
1)
2)
3)
4)
5)
Среднее:
Кинематическая вязкость при 20 0С ν20 = С*τср, мм 2/с
где С - постоянная вискозиметра в мм /сек (выписывается из паспорта на данный экземпляр вискозиметра)
τср - среднее арифметическое из учитываемых пяти отсчетом времени испытания испытуемой жидкости, сек.
ν20 = С*τср = мм 2/с
3. Температура застывания образца: tзаст = 0С
- Определение цетанового числа дизельного топлива
Формула | Значения |
- кинематическая вязкость, | |
ρ204- плотность топлива приведенная к 20С | |
ρ204 = ρt + γ (t -20), кг/м3 | |
γ - зависящая от величины плотности температурная поправка | |
t - температура нефтепродукта при отсчете плотности, 0С | |
ρt – плотность топлива, кг/м3 |
4. Марка образца №_____ и соответствие основных его показателей техническим требованиям ГОСТа (итоговая таблица)
Основные показатели | Образец № | Значения основных показателей из ГОСТа на топливо марки « » | Фактические отклонения от ГОСТа |
Цетановое число | не менее | ||
Вязкость, мм2/с | |||
Температура застывания, °С | не выше | ||
Плотность топлива, кг/м3 | не выше | ||
Содержание серы, % 1 вида | не более |
Заключение по работе №2.
Образец №__- удовлетворяет по основным показателям требованиям ГОСТа на дизельное топливо марки_________минус__________ , ГОСТ 305-2013. При соответствии ГОСТу остальных показателей применять его на всех автомобилях с дизельными двигателями при температурах наружного воздуха ___________________________°С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по проведению лабораторной работы по дисциплине "Коррозия и основы гальваностегии"
К питтинговой коррозии склонно подавляющее большинство металлов и конструкционных материалов на их основе. Питгинговая коррозия возникает в морской воде, растворах солей, в охлаждающих системах холод...
Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции
Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...
Методические указания по проведению лабораторно - практических занятий по ОП. 01. Основы теории информации для специальности 09.02.02 Компьютерные сети
Методические указания по проведению лабораторно - практических занятий по ОП. 01. Основы теории информации для специальности 09.02.02 Компьютерные сети...
Методические указания по проведению лабораторной работы "Определение качества автомобильного бензина" специальность 23.02.07, 23.02.04
В методических указаниях приведен материал необходимый для проведения лабораторного анализа автомобильного бензина, в рамках учебной лаблраторной работы.Указания представлены алгоритмом работа на заня...
Методические указания по проведению лабораторной работы "Определение качества моторного масла" для специальности 23.02.07,23.02.04
Методические указания попроведению лабораторной работы по теме "определение качества моторного масла" содержат техническое описание проведения лаборатоной работы, алгорить работы на занятии,...
Методические указания по проведению лабораторной работы "Определение качества пластичной смазки" для специальности 23.02.07,23.02.04
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме "Определение качества пластичной смазки" содержат все необходимые материалы для проведения практического занятия.Методичес...
Методические указания по проведению лабораторной работы "Определение и исправление качества антифриза" для специальности 23.02.07,23.02.04
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме "Определение и исправление качества антифриза" содержат все необходимые материалы для проведения практического занятия.Мет...