Программа учебной дисциплины "Менеджмент"
рабочая программа
Программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе требований работодателя и запросов регионального рынка труда по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_menedzhment_tor-171.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 37
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 МЕНЕДЖМЕНТ
2019 г.
Программа учебной дисциплины ОП.13 Менеджмент разработана на основе требований работодателя и запросов регионального рынка труда по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: |
| |
Составитель: | Дмитриенко Л.С, преподаватель ГАПОУ РС (Я) Алданский политехнический техникум | |
Рассмотрено на заседании кафедры ТСД
Протокол №___ от « » ______________2019г
Зав. кафедрой ___________________________
МП
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.13 Менеджмент разработана на основе требований работодателя и запросов регионального рынка труда по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и при реализации программ повышения квалификации и переподготовки, а также в профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина Менеджмент принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять методику принятия эффективного решения;
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- организацию производственного и технологического процессов;
- условия эффективного общения.
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, а также региональными компетенциями (РК).
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1 Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2 Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ДПК 5.1. Оптимизировать условия протекания производственного процесса.
ДПК 5.2. Регулировать производственные отношения.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
работа над конспектом | |
рефератами | |
знакомство и изучение дополнительного материала по дисциплине | |
Итоговая (промежуточная) аттестация в форме зачета |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 МЕНЕДЖМЕНТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Функции управления | |||
Тема 1.1 Менеджмент: сущность и характерные черты | Содержание | 2 | |
Менеджмент как наука и практика управления организацией. Процесс управления организацией. Функциональные подсистемы предприятия. | 1 | ||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Подготовка докладов по предложенным темам. | 2 | ||
Тема 1.2 Внешняя и внутренняя среда организации | Содержание | 1 | |
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, профсоюзы, законы, государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы. Социально-культурные факторы, международные события, НТП. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. | 2 | ||
Тема 1.3 Организация работы предприятия. Цикл менеджмента | Содержание | 1 | |
Понятие функции организации. Типы организаций (традиционная, отделенческая; корпоративная, индивидуалистская). | 2 | ||
Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. | 2 | ||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Решение ситуационных задач | 2 | ||
Тема 1.4 Организационные структуры управления | Содержание | 1 | |
Понятие организационной структуры. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствии социально-культурной среды, целесообразность числа звеньев. Типы структур организаций. | 1 | ||
Практическое занятие: Осуществить выбор организационной структуры предприятия и построить ее с учетом специфики деятельности предприятия. | 2 | 2 | |
Тема 1.5 Управленческие решения и процесс их принятия | Содержание | ||
Общее понятие управленческого решения. Уровни решений в организации: индивидуальный и организационный. | 2 | 1 | |
Модели принятия эффективных решений (рациональная, политическая). Стадии процесса принятия управленческих решений. | 1 | ||
Практическое занятие: Деловая игра «Мозговой штурм» | 2 | 2 | |
Тема 1.6 Стили управления | Содержание | 2 | 1 |
Стиль руководства. Имидж и тип руководителя. Формирование индивидуального стиля и репутации менеджера. | |||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Решение ситуационных задач | 2 | ||
Тема 1.7 Планирование в деятельности организации | Содержание | 2 | |
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование, процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегий, управления реализацией стратегии, оценка стратегии. Тактическое (текущее планирование). Основные этапы тактического планирования: - определение основных задач, необходимых для достижения целей; - установления взаимосвязей между основными видами деятельности; - уточнение ролей и делегирование полномочий; - оценка затрат времени; - определение ресурсов; - проверка сроков и коррекция плана действий. | 1 | ||
Практическое занятие: подготовить план работы организации на год и продумать стратегию развития | 2 | 2 | |
Тема 1.8 Управление персоналом. Делегирование полномочий. | Содержание | 2 | |
Взаимосвязь производительности труда и организации рабочего места. | 2 | ||
Индивидуальное планирование персонала. Делегирование полномочий и ответственности. | 2 | ||
Модель оптимизации целей организации и сотрудников. | 2 | ||
Практическое занятие: Развитие человеческих ресурсов как условие профессионального и личностного совершенствования исполнителей. | 2 | 2 | |
Тема 1.9 Контроль в управлении: виды и этапы | Содержание | 2 | |
Понятие контроля, три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция правила контроля «Управляющая пятерка». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. | 1 | ||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Подготовить план-схему проведения контроля | 2 | ||
Тема 1.10 Коммуникации как связующие процесса управления | Содержание | ||
Управленческая информация и ее виды. Информационные потоки. Информационные носители и средства обработки информации. Понятие «информационные технологии». Сущность и структура коммуникационных процессов. Массовые коммуникации. | 2 | ||
Практическое занятие: Выполнить практическое упражнение «Виды информации и виды коммуникаций» | 2 | 2 | |
Раздел 2. Психологические аспекты менеджмента. Самоменеджмент | |||
Тема 2.1 Конфликты: особенности их протекания в организации | Содержание | 2 | |
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внyтpиличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадия развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций. | 1 | ||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Решение ситуационных задач | 2 | ||
Тема 2.2 Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний | Содержание | ||
Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Условия эффективного общения. Техника телефонных переговоров. Этапы и фазы делового общения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: Подготовка докладов по предложенным темам | 2 | ||
Тема 2.3 Профессиональные и личностные качества руководителя | Содержание | 2 | |
Основные профессиональные (деловые) качества руководителя. Социальный интеллект, практический интеллект, адекватная самооценка, профессиональные знания . | 1 | ||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: ответы на контрольные вопросы | |||
Тема 2.4 Планирование профессионального и личностного развития | Содержание | ||
Профессионально-личностный рост: сущность, направление, условия и реализация развития навыков профессионально-личностного роста. Навыки профессионально-личностного роста. | |||
Практическое занятие: план профессионального и личностного развития, заполнение таблицы | 2 | 2 | |
Тема 2.5 Собеседование с работодателем | Содержание | 1 | |
Цель и задачи собеседования. Правила и методика проведения собеседования. | |||
Практическое занятие: составление резюме на работу и размещение его в облаке | 2 | 1 | |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: ответы на контрольные вопросы | 2 | ||
максимальная нагрузка обязательная часть практические занятия СРС | 48 32 12 16 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины Менеджмент требует наличия учебного кабинета Управленческих дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Косьмин А.Д, Свинтицкий Н.В, Косьмина Е.А. Менеджмент. Учебник, - М., издательский центр «Академия», 2018
- Косьмин А.Д, Свинтицкий Н.В, Косьмина Е.А. Менеджмент. Практикум, - М., издательский центр «Академия», 2018
- Казначевская Г.Б. Менеджмент, учебник – Ростов-на-Дону, Феникс, 2013.
- Байтасов Р.Р. Инновационный менеджмент. Курс лекций. – Ростов-на –Дону, Феникс, 2015
Дополнительные источники:
- Большаков, А.С. Менеджмент. Краткий курс: учеб. пособие / А.С.Большаков. – М.: Филинъ, 2014. – 160 с.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.Виханский. – М.: Гардарика, 2013. – 438 с.
- Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учеб пособие / Э.М.Коротков. – М.: Дека, 2015. – 304 с.
- Михалева, Е.П. Основы менеджмента: учеб. пособие / Е.П.Михалева. – Тула: ТулГУ, 2014. – 148 с.
Интернет-ресурсы:
- Еbooks - электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ebooks-vsem.com/management/
- aup.ru - Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/
- alpinabook.ru - Альпина Паблишерз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alpinabook.ru/Management/
- Электронная библиотечная система национальной библиотеки РС (Я)
E.nlrs.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине Менеджмент обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме зачета. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Умения: - применять методику эффективного решения. | Самоанализ и коррекция результатов работы в группе по принятию эффективных решений; Доказательство выбора одной из моделей принятия решения. | Экспертное наблюдение и оценка сформированности навыков в форме: практической работы обучающихся (моделирование ситуаций); |
- организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей | Применение навыков организации работы; обоснование выбора условий (мотивационных стимулов) развития человеческих ресурсов. | анализа производственных ситуаций в группах; изложения ответов на вопросы по работе с ситуациями; изложения выполненных рефератов; |
Знания: - организацию производственного и технологического процессов; | Изложение основополагающих характеристик производственного процесса. | Экспертная оценка в форме: устного зачета, тестирования; |
условия эффективного общения | Обоснование выбора альтернативы и условий эффективного общения. | тестирования, письменного изложения ответов на вопросы по работе с ситуациями. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости будущей профессии; применение профессиональных знаний в практической деятельности; ответственность за качество своей работы. | Самооценка результатов собственной деятельности. Публичный рейтинг с целью демонстрации индивидуальных и групповых компетенций. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и планирование собственной деятельности; демонстрация понимания цели и способов ее достижения; выполнение деятельности в соответствии с целью и способами определенными руководителем. | Экспертная оценка сформированности компетенций в ходе практической работы. Обратная связь (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных/слабых компетенций студента). |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Анализ и контроль ситуации; выбор соответствующего метода решения в зависимости от ситуации; проявление ответственности за принятое решение | Диагностика. Кейс-метод с целью оценки способностей к анализу, контролю и принятию решений. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Извлечение и анализ информации из различных источников; использование различных способов поиска информации; применение найденной информации для решения профессиональных задач. | Количественная оценка результатов практической деятельности. Качественная оценка результатов практической деятельности. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей; Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач | Практическая работа. Технический тест. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Понимание общей цели; применение навыков командной работы; использование конструктивных способов общения с коллегами, руководством, клиентами | Взаимооценка индивидуальных и групповых результатов. Социометрия с целью определения командного взаимодействия и ролей участников. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Проявление ответственности за работу членов команды; контроль работы сотрудников; проверка и оценка результатов работы подчиненных | Работа проектных групп с целью оценки ОК связанных с навыками управления рабочей группой |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Проявление интереса к обучению; использование знаний на практике; определение задач своего профессионального и личностного развития; планирование своего обучения | Анализ достижений с целью выявления зоны ближайшего развития студента. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Понимание целей и содержания профессиональной деятельности; использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности | Приемы решения задач с целью выявления навыков решения задач с использованием инновационных приемов и методов. |
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. | Проводит и организовывает работы по тех. обслуживанию | Устный и письменный опрос; - решение практических задач; |
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. | Умение осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося |
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. | Владеет разработкой технологических процессов ремонта узлов и деталей. | Тестирование по темам; - участие в исследовательской, творческой работе; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. |
ПК 2.1 Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. | Умение планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию | Практические работы |
ПК 2.2 Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ. | Контроль и оценка качества исполнителей работ. | Практические задания |
ПК 2.3 Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта. | Владеет навыками организации безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта | Тематическое тестирование |
Составитель:
Преподаватель ГАПОУ РС (Я)
«Алданский политехнический техникум» ________________ Дмитриенко Л.С..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...
Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...