Лекция 3 Общее устройство тепловозов и расположение агрегатов
план-конспект урока
Лекция 3:
Общее устройство тепловозов и расположение агрегатов.
Локомотив на котором установлен дизель для получения тяговых сил называется тепловозом.
Независимость от стационарной установки делает тепловоз автономным.
Расположение агрегатов на тепловозе 2ТЭ10М.
Контрольные вопросы:
- что такое тепловоз?
- какие тяговые передачи применяют на тепловозах?
- как классифицируют тепловозы?
- что входит в весовую характеристику?
- что такое конструкционный вес и служебный вес тепловоза?
- Чем отличается сцепной вес от осевой нагрузки?
- Что такое мощность продолжительного режима?
- Длительная скорость тепловоза?
- что означает колесная характеристика тепловоза?
- Чем отличается электрическая передача тепловоза от гидравлической?
ЭКИПАЖНАЯ ЧАСТЬ ТЕПЛОВОЗОВ
Экипажная часть – это узлы и конструкции, служащие для размещения
силовой установки, передачи мощности и вспомогательного оборудования
тепловоза.
Кроме этого, экипажная часть предназначена для создания во взаимодействии с рельсами силы тяги, передачи горизонтальных сил (тяговых и тормозных) к составу и передачи вертикальных сил на верхнее строение пути.
Конструкция экипажа значительно влияет на энергетические, тяговые и экономические показатели тепловоза.
К экипажной части тепловозов относится:
главная рама с кузовом, ударно-тяговые устройства и ходовые части.
Ходовые части – это тележки с опорно-возвращающими устройствами, шкворневым узлом, колесные пары, буксовый узел, рессорное подвешивание и тяговым приводом колесных пар.
Тема:
Рама, кузов и кабина тепловоза.
Назначение, устройство главной рамы, кузова и кабины тепловоза.
Опоры кузова. Вентиляция кузова. Проемы кузова.
Назначение и устройство шкворневого узла и смазка.
Главная рама тепловоза 2ТЭ10М.
Служит для передачи на АС-3 от шкворней рамы тягового усилия, восприятия при торможении ударных нагрузок (толчках и сжимающих усилий).
Передает продольные тяговые усилия от ведущих осей к составу.
Предназначена для установки ДГУ, вспомогательное оборудование, кузов (которое должно быть размещено так, чтобы на каждую тележку приходилась одинаковая нагрузка).
Для достижения заданной массы тепловоза и распределения массы надтележечного строения секции по тележкам по левой и правой стороне на раме устанавливают балласты из серого чугуна.
Основная масса балластов располагается по левой стороне рамы.
В обосном швеллере установлены 28 балластов по 12кг.
Балласты по 252кг крепят с наружной стороны хребтовых балок.
С правой стороны два балласта по 208кг.
Состоит из двух силовых хребтовых балок (рис.1) к которым приваривают к нижней и верней полкам двутавр обносного швеллера для усиления и крепления кузова.
Балки связаны между собой горизонтальными листами настила.
В промежутках между балками приваривают вертикальные поперечные листы-перегородки с вырезами для прокладки кондуитов и для каналов охлаждения ТЭД.
По торцам балки связаны стяжными ящиками в которых размещают ударно-тяговые приборы.
Рис.1 Главная рама тепловоза 2ТЭ10М.
- Передний лобовой лист, 2,13- стяжной ящик, 3,11- верхние настильные листы, 4- кронштейн для подъемника, 5- шкворень, 6- шаровая опора, 7- хребтовые балки, 10- обносной швеллер.
В средней части рамы расположен поддон для установки ДГУ. Поддон имеет два жёлоба с патрубками для слива воды и масла попавшего из дизеля.
К нижнему листу приварены усиливающие полосы на которые крепят шкворни передний и задний они передают только горизонтальные усилия (сила тяги, торможения, боковых давлений) и не воспринимают вертикальных нагрузок.
Кузов
На раму и кузов действуют статические и динамические нагрузки от веса оборудования и воздействий пути и состава.
Кузов имеет два типа в зависимости от рода службы и мощности тепловоза с главной несущей рамой и съемным кузовом. Все внешние нагрузки воспринимаются рамой. Если кузов и кабина машиниста, установленные на главной раме тепловоза и выполняет только функции защиты от атмосферных воздействий, она называется несущей Рис.2.
Этот тип имеет два вида закрытый(вагонный) и капотный.
Кузов с несущей рамой вагонного типа – составной.
Его основными частями являются:
Кабина машиниста 1, проставка (ВВК) 2, кузов над ДГУ 4 и кузов шахты холодильника 6.
Кузов капотного типа также составной.
Состоит:
камера холодильника, кабина машиниста и съемных капотов над дизель-генератором, высоковольтной камеры и отсека аккумуляторной батареи.
Кабина машиниста – пространственная конструкция из штампованных
профилей и панелей.
Внутренняя обшивка кабины машиниста выполняется
из перфорированного алюминиевого листа. Между внутренней и наружной
обшивками размещают тепло- и звукоизолирующие материалы, в качестве
которых используются: стеклоплита, капроновое волокно, минеральная вата,
пенопласт, линолеум, фанера и др. В современных тепловозах для
уменьшения вибрации кабина машиниста устанавливается на раму с
помощью резиновых амортизаторов.
Опоры кузова.
Для передачи вертикальной нагрузки от массы кузова на тележки.
Обеспечения устойчивого движения при движении в прямых участках и возвращения ее в первоначальное положение при выходе из кривых участков пути.
Разделяет массу кузова на тележки тем самым гасит колебания и снижает боковые воздействия тележки на кузов при колебаниях вилянии и относа.
Опоры расположены несимметрично относительно шкворня для равенства нагрузок от КП тележек на рельсы передние опоры расположены вокруг шкворня по радиусу 1632мм, задние 1232мм.
Назначение и устройство шкворневого узла и смазка.
Является осью поворота тележки в горизонтальной плоскости и полностью разгружен от вертикальных нагрузок.
Служит для передачи силы тяги с тележки на кузов, который имеет устройство с поперечной свободной - упругой подвижностью (+)(-) 40мм улучшая вписывание и горизонтальную динамику при движении. Уменьшает рамные силы на путь и обратного воздействия массы тележки на кузов.
Литой, внутри полый снизу закрыт приварной заглушкой.
В целях уменьшения износа приваривают сменные стальные кольца. Гнездо шкворня заполняют осевым маслом и закрывают крышкой.
Состоит из прямоугольного ползуна, двух стаканов с возвращающими пружинами и упоров.
Ползун устанавливают в гнездо шкворневой балки рамы тележки который перемещается в поперечном направлении на 40мм в каждую сторону и упирается в упоры которые передвигаются во втулке и через свои бурта сжимают пружину установленную в цилиндрическом стакане. Нижняя часть шкворня входит во втулку ползуна.
При входе тележки в кривую шкворень перемещается в одну и другую сторону в поперечном направлении, где до 20мм возвращающий эффект создается только за счет поперечного сдвига РМЭ и увеличивается пружинами.
Шкворень перемещается на 40мм сжатие пружин 20мм, где возвращающее усилие пружин равно 80кН, а общая возвращающая сила равна 112кН, где 32кН у РМЭ.
Этим уменьшается боковые давления на рельс и воздействия масс тележек на кузов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Данная разработка представляет собой методический материал для изучения курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...
Мастер-класс Назначение, общее устройство и расположение основных устройств и узлов автомобиля
Мастер-класс Назначение, общее устройство и расположение основных устройств и узлов автомобиля...
Конспект по предмету "Устройство тепловоза. Электрическое оборудование"
В конспекте по предмету "Устройство тепловоза. Электрическое оборудование" изложен материал в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по профессии "Машинист тепловоза&qu...
Презентация по предмету "Устройство тепловоза" Механическое оборудование
Представлен материал для обучения по профессии "Машинист тепловоза"...