Программа выявления и развития творческих способностей
материал
программа творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 47.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Программа по развитию
интеллектуальных
способностей обучающихся
Автор: преподаватель В.А. Ковалёв
г. Рославль
Введение
Реальная работа с будущим – это, прежде всего, освоение проектных и исследовательских методов мышления, получение принципиально новых знаний и употребление их в конкретных практических ситуациях
Ю.В. Громыко
Анализ современных теорий, концепций и моделей одаренности позволяет утверждать, что одаренность не статичная личностная характеристика, а динамический ресурс. В связи с этим «центр тяжести» в работе по выявлению и развитию одаренности учащихся смещается в сторону разностороннего развития личности каждого ребёнка через повышение качества школьного образования и создание социально-педагогических условий для реализации личностного потенциала учащихся.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на обучающихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать подростка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню интеллектуальных способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Вопрос о развитии интеллектуальных способностей обучающихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у обучающихся большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Решение проблемы развития интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях спецдисциплин предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся зависит от содержания, форм и методов обучения в колледже:
Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям:
- возбуждать интерес к деятельности по их решению;
- опираться на знания и опыт обучающихся;
- способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
- строиться на междисциплинарной (интегративной) основе;
- быть направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
- учитывать уровни развития творчества.
Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии обучающегося (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи программы:
1.поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у обучающихся,
2.развитие внимания, логического мышления, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит обучающимся более успешно усваивать материал программы колледжа.
Классификация интеллектуальных способностей:
- Мыслительные процессы (анализ; синтез; сравнение; классификация; обобщение; абстрагирование).
- Решение элементарных интеллектуальных задач.
- Наглядное моделирование.
- Пространственное восприятие.
- Оперативная память (способность запоминания и воспроизведения информации: конкретной, символической, семантической, поведенческой).
- Вербальная гибкость (способность реагирования на вопрос в пределах ограниченного времени, скорость переключения, подбора нужных слов, богатство и разнообразие словаря и пр.).
- Символическое опосредование (отношение одного понятия к другому, познаваемое через третье, и пр.).
- Гибкость мыслительных действий.
- Система когнитивных (познавательных) параметров (идентификация; интроспекция; импликация; трансформация).
- Креативность (творческое воображение).
- Логические операции (логическое оперирование в вербальном плане; относительность понятий; выделение логических отношений между понятиями
- пр.).
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся:
Выявление интеллектуальных способностей обучающихся:
Аналитическое обследование обучающихся с целью выявления актуальных, исходных интеллектуальных способностей производится в начале учебного года в течение двух недель, в индивидуальном режиме. Затем, на основе полученных данных, определить тактику дальнейшего взаимодействия с каждым обучающимся адресно, создать оптимальные условия для РИС каждого обучающегося и спроектировать соответствующую модель дидактической деятельности, направленную на общую, подгрупповую или индивидуальную развивающую, корригирующую или коррекционную работу по формированию интеллектуальной культуры обучающихся.
Задача данной методики – выявив уровень сформированности исходных ИС обучающихся, спроектировать систему целенаправленного управления дальнейшего их развития, а по необходимости – и корригирования.
Непременным условием обследования обучающихся является создание положительной мотивации к интеллектуальной деятельности, предоставление обучающемуся достаточного времени и максимума внимания, ограждение от воздействий, отвлекающих его от сосредоточения на продуктивной интеллектуальной деятельности.
Необходимо также учесть, что немаловажным показателем уровня сформированности интеллектуальных способностей является речь обучающегося. Содержательную сторону методики обследования составляют игры, игровые задания и упражнения, система которых построена на вербальном и невербальном материале.
Сформированность той или иной интеллектуальной способности определяется, исходя из:рационального и качественного выполнения обучающимися игровых заданий – простых по организации, коротких по времени выполнения и занимательных, т.е. адекватных уже полученным профессиональным навыкам; соотношения их с трехуровневыми критериями:
I уровень критериев :качественные показатели – продуктивность действий, критичность и оригинальность идей, широта переноса усвоенных способов действий, точность и полнота отображения и толкования, осознанность и осмысленность выполнения задач и интеллектуально-творческих заданий, самостоятельность и т.д.
- уровень критериев: показатели, определяющие уровень развития психических функций обучающихся – быстрота смыслового запоминания и воспроизведения, беглость и гибкость мыслительных действий, сформированность познавательных процессов, скорость реакции, произвольность действий, интеллектуальная выносливость, интровертированность (экстравертированность) с погружением в мир своих увлечений и фантазий.
- уровень критериев: личностные характеристики – коммуникативность, инициативность, настойчивость, целеустремленность и упорство в достижении намеченной цели и т.д.
Дидактическая деятельность педагога, направленная на РИС обучающихся, предполагает целенаправленное выполнение технологии управления интеллектуальным развитием, конструктами которой являются: анализ состояния дел; определение цели, путей достижения этой цели; принятие управленческого решения.
Личностно ориентированный характер дидактической деятельности педагога, направленный на интеллектуальное развитие обучающихся , предполагает использование следующих функций взаимодействия с ними: а) стимулирующая функция – умение педагога задавать настрой, темпоритм, наиболее благоприятствующий РИС каждого обучающегося; б) направляющая функция – умение педагога определять ориентиры и направление хода мысли воспитанника;в) организующая функция – умение педагога предопределять для воспитанника ход выполнения действий ; г) активизирующая функция – умение педагога стимулировать интеллектуальную деятельность за счет повышения уровня проблемности мыслительных заданий; д)побуждающая функция – умение педагога ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности обучающегося; ж) аппелирующая функция – умение педагога обращаться к эмоциям и чувствам обучающихся; з) функция регулирования – координирующая работу всех вышеперечисленных функций.
Учебный год | Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | |
научной | творческой | |
2014-2015 | Анкеты «Уровень воспитанности обучающихся», методика для изучения социализированности личности (М.И.Рожкова) | |
2015-2016 | Анкеты «психология и одаренность» аналитический тест интеллекта Мейли. Методика М.Лукьновой (тесты по Р.Кеттолю); | Методика Г. Дэвиса |
2016-2017 | тест Векслера | Методики диагностики универсальных творческих способностей В. Синельникова и В. Кудрявцева. |
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся
Форма | содержание |
• Учет индивидуальных возможностей учащихся. • Повышение степени самостоятельности учащихся. • Расширение познавательных возможностей учащихся. • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. | |
интеллектуальный клуб "Юпитер" | - Создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития обучающихся; - В рамках интеллектуального клуба, на уровне творческого содружества “преподаватель + обучающийся ”, предоставить каждому игроку возможность “отыскать себя в обществе”, “себя в человечестве”, “себя во Вселенной!”. |
Студенческая конференция | -Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. -Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. - Формирование информационной культуры обучающихся. |
Предметная неделя | - Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. -Повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области. - Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. |
Научное общество | -Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. - Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, факультативы | - Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. -Содействие в профессиональной ориентации. - Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Организация исследовательской работы обучающихся.
Этапы | Виды работ |
Исследовательский этап: | Формы: |
Совершенствование исследовательских навыков. | Урок. Элективные курсы Внеклассная работа. |
Совершенствование информационной культуры обучающихся. | Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Профильные спецкурсы. |
Самостоятельное применение обучающимися знаний умений и навыков. | Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению исследовательских работ |
выступление на конференциях. Олимпиады: муниципальные, региональные, всероссийские. |
Тесты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Из какого языка пришло слово “вундеркинд”?
Ключи к тесту
Источник: Автор-составитель: преподаватель кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М.Машерова» Е.В.Шкетик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...
Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...
ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей студентов»
Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...
Методическое пособие: Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Методическое пособие «Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся» направлена на создание условий для выявления, поддержки и развития одаренн...
Программа выявление и развитие творческих способностей
На уроках Информатики...