Программа выявления и развития творческих способностей
материал

программа творческих способностей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx47.97 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный  колледж»

Программа  по развитию  

интеллектуальных

 способностей обучающихся

Автор: преподаватель В.А. Ковалёв

г. Рославль

Введение

Реальная работа с будущим – это, прежде всего, освоение проектных и исследовательских методов мышления, получение принципиально новых знаний и употребление их в конкретных практических ситуациях

                                                                                                                                 Ю.В. Громыко

Анализ современных теорий, концепций и моделей одаренности позволяет утверждать, что одаренность не статичная личностная характеристика, а динамический ресурс. В связи с этим «центр тяжести» в работе по выявлению и развитию одаренности учащихся смещается в сторону разностороннего развития личности каждого ребёнка через повышение качества школьного образования и создание социально-педагогических условий для реализации личностного потенциала учащихся.

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

     Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на  обучающихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать подростка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

      Научно-технический прогресс, условия рыночной экономики накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к уровню интеллектуальных  способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Вопрос о развитии интеллектуальных способностей обучающихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у обучающихся  большие, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Решение проблемы развития интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях спецдисциплин предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся зависит от содержания, форм и методов обучения в колледже:

     Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по нашему мнению, отвечать следующим требованиям:

  • возбуждать интерес к деятельности по их решению;
  • опираться на знания и опыт обучающихся;
  • способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • строиться на междисциплинарной (интегративной) основе;
  • быть направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
  • учитывать уровни развития творчества.

Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии обучающегося (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи программы:

1.поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у обучающихся,
2.развитие внимания, логического мышления, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит обучающимся более успешно усваивать материал программы колледжа.

Классификация интеллектуальных способностей:

  1. Мыслительные процессы (анализ; синтез; сравнение; классификация; обобщение; абстрагирование).
  2. Решение элементарных интеллектуальных задач.
  3. Наглядное моделирование.
  4. Пространственное восприятие.
  5. Оперативная память (способность запоминания и воспроизведения информации: конкретной, символической, семантической, поведенческой).
  6. Вербальная гибкость (способность реагирования на вопрос в пределах ограниченного времени, скорость переключения, подбора нужных слов, богатство и разнообразие словаря и пр.).
  7. Символическое опосредование (отношение одного понятия к другому, познаваемое через третье, и пр.).
  8. Гибкость мыслительных действий.
  9. Система когнитивных (познавательных) параметров (идентификация; интроспекция; импликация; трансформация).
  10. Креативность (творческое воображение).
  11. Логические операции (логическое оперирование в вербальном плане; относительность понятий; выделение логических отношений между понятиями
  • пр.).

 Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей обучающихся:

Выявление интеллектуальных способностей обучающихся:

Аналитическое обследование обучающихся с целью выявления актуальных, исходных интеллектуальных способностей производится в начале учебного года в течение двух недель, в индивидуальном режиме. Затем, на основе полученных данных, определить тактику дальнейшего взаимодействия с каждым обучающимся  адресно, создать оптимальные условия для РИС каждого обучающегося и спроектировать соответствующую модель дидактической деятельности, направленную на общую, подгрупповую или индивидуальную развивающую, корригирующую или коррекционную работу по формированию интеллектуальной культуры обучающихся.

Задача данной методики – выявив уровень сформированности исходных ИС обучающихся, спроектировать систему целенаправленного управления дальнейшего их развития, а по необходимости  и корригирования.

Непременным условием обследования обучающихся  является создание положительной мотивации к интеллектуальной деятельности, предоставление обучающемуся  достаточного времени и максимума внимания, ограждение от воздействий, отвлекающих его от сосредоточения на продуктивной интеллектуальной деятельности.

Необходимо также учесть, что немаловажным показателем уровня сформированности интеллектуальных способностей является речь обучающегося. Содержательную сторону методики обследования составляют игры, игровые задания и упражнения, система которых построена на вербальном и невербальном материале.

Сформированность той или иной интеллектуальной способности определяется, исходя из:рационального и качественного выполнения обучающимися  игровых заданий – простых по организации, коротких по времени выполнения и занимательных, т.е. адекватных  уже полученным профессиональным навыкам; соотношения их с трехуровневыми критериями:

I уровень критериев :качественные показатели – продуктивность действий, критичность и оригинальность идей, широта переноса усвоенных способов действий, точность и полнота отображения и толкования, осознанность и осмысленность выполнения задач и интеллектуально-творческих заданий, самостоятельность и т.д.

  1. уровень критериев: показатели, определяющие уровень развития психических функций обучающихся  – быстрота смыслового запоминания и воспроизведения, беглость и гибкость мыслительных действий, сформированность познавательных процессов, скорость реакции, произвольность действий, интеллектуальная выносливость, интровертированность (экстравертированность) с погружением в мир своих увлечений и фантазий.
  1. уровень критериев: личностные характеристики – коммуникативность, инициативность, настойчивость, целеустремленность и упорство в достижении намеченной цели и т.д.

Дидактическая деятельность педагога, направленная на РИС обучающихся, предполагает целенаправленное выполнение технологии управления интеллектуальным развитием, конструктами которой являются: анализ состояния дел; определение цели, путей достижения этой цели; принятие управленческого решения.

    Личностно ориентированный характер дидактической деятельности педагога, направленный на интеллектуальное развитие обучающихся , предполагает использование следующих функций взаимодействия с ними: а) стимулирующая функция – умение педагога задавать настрой, темпоритм, наиболее благоприятствующий РИС каждого обучающегося; б) направляющая функция – умение педагога определять ориентиры и направление хода  мысли воспитанника;в) организующая функция – умение педагога предопределять для  воспитанника ход выполнения действий ; г) активизирующая функция – умение педагога стимулировать интеллектуальную деятельность за счет повышения уровня проблемности мыслительных заданий; д)побуждающая функция – умение педагога ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности обучающегося; ж) аппелирующая функция – умение педагога обращаться к эмоциям и чувствам обучающихся; з) функция регулирования – координирующая работу всех вышеперечисленных функций.

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

2014-2015

Анкеты «Уровень воспитанности обучающихся», методика для изучения социализированности личности  (М.И.Рожкова)

Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра

2015-2016

Анкеты «психология и одаренность»

аналитический тест интеллекта Мейли.

Методика М.Лукьновой (тесты по Р.Кеттолю);

Методика Г. Дэвиса

2016-2017

тест Векслера

 Методики диагностики универсальных творческих способностей

В. Синельникова и

 В. Кудрявцева.

Развитие  интеллектуальных способностей обучающихся

Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся  

Форма

                                 содержание

•  Учет индивидуальных возможностей учащихся.

•  Повышение степени самостоятельности учащихся.

•  Расширение познавательных возможностей учащихся.

•  Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

интеллектуальный клуб

"Юпитер"  

- Создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития обучающихся;

- В рамках интеллектуального клуба, на уровне творческого содружества “преподаватель + обучающийся ”, предоставить каждому игроку возможность “отыскать себя в обществе”, “себя в человечестве”, “себя во Вселенной!”.

Студенческая

конференция

-Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

-Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

- Формирование информационной культуры обучающихся.

Предметная

неделя

- Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

-Повышение мотивации обучающихся  к изучению образовательной области.

- Развитие творческих и интеллектуальных  способностей обучающихся.

Научное

общество

-Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки,

студии,

факультативы

- Развитие творческих  и интеллектуальных способностей обучающихся.

-Содействие в профессиональной ориентации.

- Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы обучающихся.

Этапы

Виды работ

Исследовательский этап:

Формы:

Совершенствование

исследовательских навыков.

Урок.

Элективные курсы

Внеклассная работа.

Совершенствование

информационной культуры

обучающихся.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Профильные спецкурсы.

Самостоятельное

применение обучающимися

знаний умений и навыков.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению исследовательских работ

выступление на конференциях.

Олимпиады: муниципальные, региональные, всероссийские.

       

                                                                                                                                                     Приложение. 1

Тесты

1.       Из   какого языка   пришло слово “вундеркинд”?
а) английский
б) немецкий
в) французский
г) итальянский


2.       Что означает слово “вундеркинд ?
а) чудо-ребенок
б) умный
в) гениальный
г) одаренный
3.       Кто, объясняя достижения выдающихся художников, поэтов писал “не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одаренности”?
а) Платон
б) Демокрит
в) Пифагор
г) Аристотель
4.       Из какого языка пришел термин гений (“дух”)?
а) латинский
б) немецкий
в) греческий
г) испанский
5.       Что в переводе означает термин “талант” (от греч. talanton) ?
а) образование
б) воспитание
в) крупная мера золота
г) одежда
6.       Кем был предложен термин “чистая доска”?
а) Дж. Локк
б) Д.Дидро
в) Гельвеций
г) Г.Лейбниц
7.       Автором какого трактата является И.Кант?
а) ― О гении
б) ― Наследственность таланта: ее законы и последствия
в) ― Парадокс об актере
г) ― О составных элементах художественно мыслящего ума
8.     Кто       не       разделял       концепцию       Ф.Гальтона       о       генетически детерминированного и фиксированного интеллекта?
а) А.Бине
б) Л.Термен
в) Р.Кеттелл
г) Дж.Равен
9.       Какое понятие ввел в психологию ученый Д.Хебб ?
а)  генотипический интеллект
б) коэффициент интеллекта
в) умственные способности
г)  социальный интеллект
10.   На    рубеже    каких   веков    в   рамках    ассоциативной    психологии появился функциональный подход к одаренности?
а)  19-20 веков
б) 18-19 веков
в) 17-18 веков
г) 16-17 веков
11.     В чем заслуга известного русского ученого Г.И.Россолимо?
а)  ввел понятие одаренности
б) создал методики диагностики интеллектульной
одаренности
в) описал гениальность как феномен
г) дал определение коэффициенту интеллектуальности
12. "Одаренность является уровнем и одновременно типом реагирования индивида на требования жизни". Кто высказал это мнение?
а)  В.Штерн
б) Э.Клапаред
в) В.Лоуэнфельд
г) Дж.Рензули
13.   До какого времени одаренность определяли исключительно по тестам интеллекта?
а)  до нач. 19 века
б) до нач. 20 века
в) до сер. 19 века
г) до сер. 20 века
14.     Модель      структуры      интеллекта      Дж.Гилфрда      предлагает      по шутливому    утверждению     автора    около    ____     способов    быть умным.
а)  120
б) 110
в) 130
г) 140
15.   Кто из специалистов, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных авторов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет 3 основных позиции?
а)  А.М.Матюшкин
б) К.Д.Бирюков
в) В.Н.Дружинин
г) М.А.Холодная
16.   “Одаренные дети создаются не хорошей школой; очевидно, что этот процесс имеет принципиально иную технику” Кто высказал данное мнение?
а)  В.Штерн
б) Э.Клапаред
в) В.Лоуэнфельд
г) Дж.Рензули
17.  Какой советский ученый считает, что в составе высших психических функций человека нет и не может быть ничего врожденного, генетически наследуемого, психика человека является результатом воспитания в широком смысле этого слова?
а)  Э.В.Ильенков
б) К.Д.Бирюков
в) В.Н.Дружинин
г) М.А.Холодная
18.   Кто является автором культурно-исторической теории развития высших психических функций?
а)  Л.С.Выготский
б) А.Н.Леонтьев
в) С.Л.Рубинштейн
г) Б.М.Теплов
19. Сторонники какой теории считали, что развитие, рассматриваемое как переход индивидуума на более высокую ступень, есть результат биологического созревания организма и его взаимодействия со средой? 
а)- вероятностная теория
б)- эволюционная теория
в)- революционная теория
г)- основной биологический закон
20.         В    ходе    изучения    биографии    400    выдающихся    людей    было установлено,   что   __    %   из   них   имели серьезные   проблемы   в
период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни?
а)  50%
б) 40%
в) 60%
г) 65%
21.  Какой известный специалист в области изучения детской одаренности утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необыкновенные способности видны не сразу?
а)  Н.С.Лейтес
б) А.Н.Леонтьев
в) С.Л.Рубинштейн
г) Б.М.Теплов
22.   Кому принадлежит высказывание “Познание начинается с удивления”?
а)  Платон
б) Сократ
в) Демокрит
г) Аристотель
23.   Кто произнес слова: “Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует”?
а)  С.Л.Рубинштей
б) Л.С.Выготский
в) А.Н.Леонтьев
г) Б.М.Теплов
24.   Кто           ввел     в     психологию    понятие     “познавательная самодеятельность”?
а)  Д.Б.Богоявленская
б) З.И.Калмыкова
в) А.М.Матюшкин
г) К.Дункер
25.   Кем были предложены термины “дивергентное мышление” и “дивергентные задачи” ?
а)  Д.Гилфорд
б) А. Бине
в) Р.Кеттелл
г) Дж.Равен
26.  Что специалисты С.Кейплан, Д.Сиск,   П.Торренс рассматиривали в качестве основной особенности мышления творчески одаренного человека?
а)  оригинальное мышление
б) легкость генерирования идей (продуктивное мышление)
в) гибкость мышления
г) склонность к задачам дивергентного типа
27.   "Способность     к      оценке      обеспечивает      возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях." Кому принадлежат эти слова?
а)  А.М.Матюшкин
б) З.И.Калмыкова
в) А.М.Матюшкин
г) К.Дункер
28.   Кто внес значительный вклад в разработку проблем самоактуализации?
а)  А.Маслоу
б) Бине
в) Р.Кеттелл
г) Дж.Равен
29.   Назовите фамилию ученого, который писал: “Школа мало использует их возможности, почти не проявляет заботы об их дальнейшем росте?
а)  Н.С.Лейтес
б) А.М.Матюшкин
б) З.И.Калмыкова
в) А.М.Матюшкин
30. "Одаренные дети, так же как и их "нормальные" сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках". Кому принадлежат данные мысли?
а)   Ж.Пиаже
б) Бине
в)  Р.Кеттелл
г)  Дж.Равен
31.   Кто является автором “концепции эгоцентризма”?
а)  Ж.Пиаже
б) Д.Сиск
в) Бине
г) К.Тэкэкс
32. До скольки лет, по мнению Т.Ханта, разработка теста для "выявления способности иметь дело с людьми" развивает социальный интеллект?
а)  17-18
б) 15-16
в) 16-17
г) 18-19
33. Кому принадлужит следующее высказывание: "... следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных особенностей дарования?"
а)  К.Тейлор
б) Б.М.Теплов
в) Т.Хант
г) Бине
34. Кто из ученых на основании исследований сделал вывод о том, что половину всех одаренных детей,выявленных в начальной школе, составляют девочки?
а)  Б.Кларк
б) Л.Холлингуорт
в) Л.Термен
г) Р.Стернберг
35. В каком году Дж.Мейкер (США) было проведено исследование, в результате которого было обнаружено, что дети с разными видами зифических недостатков, имеют выраженные особенности в когнитивном развитии?
а)  1971
б) 1970
в) 1991
г) 1990
36.     Кем были в школе А.Энштейн, Х.К.Андерсен, Вудро Вильсон?
а)   дислексики
б) "белые вороны"
в) "сами себе на уме"
г) "гадкие утята"
37.   Кто считал, что признаки интеллекта всегда имеют более обобщенный, комплексный характер?
а)  Ф.Гальтон
б) А.Бине
в) У.Синклер
г) Д.Армхейм
38.   Какой ученый внес существенный вклад в обоснование и разработку наблюдения как психологического метода?
а)  М.Я.Басов
б) В.С.Юркевич
в) А.Ф.Лазурский
г) Д.Магидссон
39.   Продолжите высказывание американского автора: “лучший прогноз будущего поведения человека - это ______  ?
а)  прошлое
б) настоящее
в) профессия
г) здоровье
40.   Какой ученый характеризует  менторство как наиболее перспективную форму обучения детей с выдающимися способностями?
а)  П.Торренс
б) Э.Крепелин
в) У.Синклер
г) Д.Армхейм
41.   Кому принадлежат слова: “Все специальные способности человека – это в конце концов различные проявления, стороны общей его ... способности к обучению и труду?
а)  З.И.Калмыкова
б) М.Я.Басов
в) С.Л.Рубинштейн
г) В.С.Юркевич
42.   Кто из ученых занимался всесторонним изучением одаренных детей и выявил структуру математических способностей ?
а)  В.А.Крутецкий
б) А.М.Матюшкин
б) З.И.Калмыкова
в) А.М.Матюшкин
43.     Что не включает в себя “трехкольцевая модель Дж.Рензули?
а)  интеллект выше среднего
б) гениальность
в) усиленная
мотивация
г)
творческие способности
44.   Кто в начале XX века предположил, что в основе одаренности лежит особая «умственная энергия», которая, будучи постоянной для отдельного индивида, значительно отличает людей друг от друга?
а) Э.Крепелин
б) П.Торренс
в) А.Бине
г) Ч.Спирмен
45.     Кто выступал против “узкого интеллектуализма”?
а)  А.Ф.Лазурский
б) Б.М.Теплов
в) М.Я.Басов
г) Д.Магидссон

Ключи к тесту

10а

19б

28а

37б

116

20в

29а

38а

За

12а

21а

30а

39а

13г

22а

31а

40а

14а

23а

32а

41в

15в

24а

336

42а

16а

25а

34а

436

17а

26а

35а

44г

18а

27а

36 а,б

45б

Источник: Автор-составитель: преподаватель кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М.Машерова» Е.В.Шкетик

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
  2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
  3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
  4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
  5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
  8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
  9. Я иногда поступаю по-детски.
  10. Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
  13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
  15. Я часто скучаю.
  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
  18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ


Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
6 — недовольство собой
7 — полный любопытства
8 — не популярен
9 — регресс на детство
10 — отбрасывание давления
12 — самодостаточность
16 — чувство предназначенности
17 — чувство красоты
19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка
3 — рискованность
5 — альтруизм
11 — любовь к одиночной работе
13 — независимость
14 — деловые ошибки
15 — никогда не скучает
18 — активность
20 — стремление к риску
21 — потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»

Программа  «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...

Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...

ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способност...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей студентов»

Программа по выявлению и творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творчески...

Методическое пособие: Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Методическое пособие «Программа «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся» направлена на создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренн...