ПРОГРАММА «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
рабочая программа
Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для профессионального роста одарённых и способных студентов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года No273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2018 – 2021 гг.
Этапы работы:
1 этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: выявление способностей обучающихся.
Проводятся диагностика выявления способностей и мотивации к обучению студентов.
2 этап – этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Основные направления реализации программы
- выявление обучающихся с творческим потенциалом;
- разработка форм работы
- внедрение в учебный процесс современных технологий
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит демонстрировать свои достижения в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
- включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции, публикацией тезисов или докладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vyyavlenie_i_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Выявление и развитие творческих способностей
обучающихся»
для обучающихся по специальности
09.02.07 Информационные системы и программирование
г. Смоленск
2018 г.
РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК вычислительной техники Протокол № 1 от 28.08.18 Председатель ЦМК ______________/Кашталинская И. А./ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР __________ Колесник Ю. С. __________ |
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию творческих способностей, обучающихся предусматривает создание наиболее благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для профессионального роста одарённых и способных студентов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года No273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2018 – 2021 гг.
Этапы работы:
1 этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: выявление способностей обучающихся.
Проводятся диагностика выявления способностей и мотивации к обучению студентов.
2 этап – этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных студентов, обеспечение их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления одарённых обучающихся в разных областях науки и творчества;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых студентов в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Основные направления реализации программы
- выявление обучающихся с творческим потенциалом;
- разработка форм работы
- внедрение в учебный процесс современных технологий
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит демонстрировать свои достижения в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
- включение в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на муниципальные, региональные, всероссийские конференции, публикацией тезисов или докладов.
Выявляемые способности:
- склонность к какой профессии имеет обучающийся;
- к какой сфере проявляет интерес;
- является ли обучающийся творческой личностью;
- имеет ли обучающийся склонность к риску.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
- формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
- формирование высокой речевой культуры;
- утверждение здорового образа жизни студента;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых студентов.
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик.
- Создание банка тестов для диагностирования.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий
преподавателем.
- Развитие творческих и познавательных способностей:
- Активное привлечение обучающихся к проведению олимпиад, конкурсов в образовательном учреждении.
- Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение отдельных мероприятий в рамках предметных недель, конференций, дискуссионных площадок в учебном заведении;
- приобщение (в различных формах) к работе лаборанта, преподавателя;
- повышение степени сложности заданий.
III. Стимулирование дальнейшей творческой деятельности:
- публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
Ожидаемые результаты
- формирование системы работы с обучающимися;
- формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных студентов;
- выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных обучающихся.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся.
- Выявление и оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности:
учебную и внеклассную
Диагностики:
- диагностика личной креативности (Е.Е. Туник) (Приложение 1);
- дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. (Приложение 2);
Показатели результативности:
- определение особенностей творческой личности: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
- в какой профессиональной сфере имеет склонность, обучающийся и в какой сфере, проявляет интерес.
Результаты стартовой диагностики:
Учебный год | Любознательность | Воображение | Сложность | Склонность к риску |
Учебный год | Человек-техника | Человек - знаковая система |
- Формирование творческой активности студентов и развитие творческих способностей при изучении междисциплинарного курса МДК.02.01 Технология разработки программного обеспечения
Специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Формирование познавательного интереса и творческой активности студентов при изучении междисциплинарного курса «Технология разработки программного обеспечения» – процесс, состоящий из нескольких этапов, которые позволяют правильно определить и построить деятельность преподавателя и студента, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности, получить необходимые умения и навыки, которые помогут сформировать профессиональные компетенции.
1 этап
Изучение темы «Современные принципы и методы разработки программных приложений».
Обучающиеся учатся реализовывать модели, структурные схемы, отдельные простые модули программного продукта с учетом различной методологии разработки, объединять модули в единый программный продукт, согласовывать объединение одиночных модулей. Лабораторные и практические задания имеют несколько уровней (в методических указаниях это обозначено как варианты). Практические задания постепенно усложняются, в них добавляются элементы творчества (разработать самостоятельно необходимые диаграммы для моделирования программного продукта, элементы структурной схемы, модули для реализации программного продукта и т.д.). На последних практических занятиях по теме студенты выполняют творческие работы по исследованию и документированию программы.
2 этап.
Изучение тем «Описание и анализ требований к программному продукту. Диаграммы IDEF» и «Оценка качества программного продукта»
В заданиях лабораторных работ присутствуют разные уровни, учащиеся самостоятельно проектируют программное средства, подбирают набор характеристических диаграмм, самостоятельно осуществляют разработку сценария диалогового процесса, графического интерфейса пользователя, тестовых сценариев и наборов, проводят исследования программного продукта (например: исследовать спецификации программного продукта, выполнить верификацию программного обеспечения). В завершении изучения тем студенты выполняют творческие работы, где проводят анализ требований и стратегии выбора решения по разработке и реализации программного продукта.
3 этап
Курсовое проектирование
При выполнении заданий студенты используют навыки, полученные при изучении предыдущих тем, применяют навыки, приобретенные во время выполнения лабораторных и практических работ. Практические задания являются творческими. В процессе курсового проектирования у обучающихся существенно развиваются навыки самостоятельной работы, что позволяет сократить в начальный период их производственной деятельности время адаптации к новым условиям работы.
На таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Также есть возможность представления проектов учащихся для участия в конкурсах профессионального мастерства, выявления степени подготовленности обучающихся к требованиям работодателей в современных рыночных условиях
Список используемой литературы
- Захарова, О. Г. Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14221/ (дата обращения: 26.03.2021).
- Савенков А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2010.- 440 с.
- Тихомирова Т. Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т. Н. Тихомирова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 230 с.
- Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 2011. − № 6. − С.103.
- Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика, 2011. − № 11. − С. 3−20.
- https://nsportal.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой лич-
ности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к
риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего
спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических
вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать
новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги,
игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о
местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать
проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; лю-
бит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено
на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает
удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений,
проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой
трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет
настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пу-
ти решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные
задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать
свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой вы-сокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возмож-
ность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддает-
ся чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или
родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть,
чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы се-
бя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, ко-
торые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить
знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подхо-
дят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти
верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить
знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не
можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу
решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу.
Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что
придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во вре-
мени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждо-
му предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете.
Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каж-
дый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнару-
жить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиг-
рать.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сде-
лать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не
сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану извест-
ным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на
свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции,
чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случив-
шихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое,
что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильно-
го ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэксперименти-
ровать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не
искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из ге-
роев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмот-
реть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как
обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчи-
тывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и
как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить
на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в
будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не
ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не
приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне,
мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть,
что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так
и дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррели-
рующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любозна-тельность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р).
Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также об-
щий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно наклады-
вать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с клю-
чом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1
балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю»
– в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не
знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности
личности осуществляется на основе положительных и отрицательных отве-
тов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в
-1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно
творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способ-
ными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и
предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунк-тов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13
– к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может
быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая»
оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяет-
ся путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов
«может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов
«не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по
отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с во-
ображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах,
он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с твор-
ческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а
также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше
демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая»
оценка) стороны студента. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой»
балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены
на индивидуальном профиле обучающегося.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности)
человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно
короткий опросник, состоящий из 20 альтернативных суждений. По резуль-
татам, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов
профессий, по классификации Е.А.Климова:
- человек - природа;
- человек - техника;
- человек - человек;
- человек - знаковая техника, знаковый образ;
- человек - художественный образ.
Инструкция:
«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать
только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Внимательно прочитайте следующие вопросы и выберите соответствующий ответ. Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Время обследования не ограничивается. Хотя, следует предупредить о том,
что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение
задания требуется 20–30 мин.
ТЕСТ
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) сред- ством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, конце ртов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (м ашины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приво- дить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Типы профессий | Номера вопросов |
Человек -природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковая система | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
Интерпретация результатов теста
рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное
количество знаков баллов. Название типов профессий:
• «человек–природа» –все профессии, связанные с растениеводством, жи-
вотноводством и лесным хозяйством;
• «человек–техника» –все технические профессии;
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с
общением;
• «человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и бук-
венными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
• «человек–художественный образ» –все творческие специальности.
Краткое описание типов профессий
- «Человек-природа».
Если вы любите работать в саду, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-
тельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений
или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цвето-
вод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар,
врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная
память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые
природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно
длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчиво-
стью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных по-
годных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника».
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-
тельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектиру-
ют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках,
управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неис-
правности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регу-
лируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система».
Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, маши-
нистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бух-
галтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копи-
ровальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знако-
вом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек
знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-
тельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, ху-
дожник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хорео-
граф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, ре-
ставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (ма-
стер поросписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печат-
ник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; твор-
ческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек-человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды дея-
тельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
•информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военно-
служащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми
людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во
взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, орга-
низовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.
Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском классе предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...
Антипенков А.В. Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Программа по выявлению и развитию творческих способностей на профессиональные предпочтения студентов предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, ...
Программа (исследование) по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики
Цель программы: изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения дисциплины «Информатика».Задачи:1. Определить социально-...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно орг...
Методическое пособие: Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»
Методическое пособие «Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся» направлена на создание условий для выявления, поддержки и развития одаренн...