МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА
статья
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К.Лысенко» осуществляет в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА
Попова Ю.А., Герасименко Е.Н., Ширшова Е.В., Буйволова Е.И.
ГБПОУ ВО «Лискинский
промышленно-транспортный
техникум имени А.К.Лысенко»,
г. Лиски, Воронежской обл.
Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров. ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К.Лысенко» осуществляет в этом направлении разностороннюю и плодотворную работу. В современных условиях назрела острая необходимость в объединении усилий образовательных учреждений: школ и техникумов, а также производственных структур в организации процесса профессионального образования, формировании личностных ценностей учащихся, студентов и их профессиональных интересов в выборе профессиональной карьеры. Актуальность интеграции школы, учреждений среднего профессионального образования и промышленного сектора вызвана тем обстоятельством, что в жизни общества произошли радикальные перемены, оказавшие большое влияние на формирование интересов молодежи, которые фактически нарушают привычную последовательность событий.
Важнейшим способом консолидации усилий образовательных учреждений и производственных структур является наставничество.
Наставничество – одна из форм инвестиций в развитие образовательной организации в виде непрерывного процесса передачи знаний, умений и навыков наиболее успевающих студентов потенциальному абитуриенту в период профессионального самоопределения, а также от квалифицированных специалистов предприятия студентам в период реализации практики с целью обучения рациональным приёмам и методам работы для достижения обучающимися высокого уровня профессиональной подготовки.
Наставник осуществляет:
• помощь в профессиональном самоопределении;
• передачу личного профессионального опыта;
• формирование общих и профессиональных компетенций, обучение наиболее рациональным приемам и методам работы;
• повышение мотивации студентов и школьников к установлению длительных трудовых отношений с предприятием;
• приобщение студентов к корпоративной культуре предприятия.
Результатом консолидации усилий образовательных учреждений и производственных структур станет создание практической модели школы наставничества «Транспортная гвардия» по сопровождению профессионального самоопределения школьников и студентов техникума в соответствии с принципами партнерства с учетом производственного потенциала и запросов предприятий железнодорожного транспорта.
Основными социальными партнерами техникума долгое время являются предприятия железнодорожного транспорта, а с недавнего времени и Детская железная дорога, и поэтому школа наставничества получила название «Транспортная гвардия».
На сегодняшний момент разработана нормативная база по вопросам организации наставничества, применения различных форм и методов в работе наставника по формированию профессиональных компетенций: приказ «О создании школы наставничества «Транспортная гвардия»», положение о работе Школы наставничества, план работы Школы.
Во-первых, Школа наставничества «Транспортная гвардия» будет представлять собой набор учебно-познавательных, развлекательных и проектных модулей, нацеленных на знакомство с разнообразными направлениями функционирования железнодорожного транспортного комплекса, погружение в мир железнодорожных профессий, а также профилактику детского травматизма в зоне движения поездов. Обучение будет осуществляться совместно с Детской железной дорогой «Задоринка», где наставниками будут являться наиболее успевающие студенты техникума.
Во-вторых, работа Школы «Транспортная гвардия» будет направлена на повышение качества профессиональных и общих компетенций студентов в ходе прохождении практики и совместных мероприятий на основе использования принципов наставничества, а также с использованием инновационных технологий, где наставниками являются передовые специалисты предприятий железнодорожного транспорта.
Также результатом реализации будет создание эффективной системы профориентационной деятельности, непрерывности образования, практикоориентированного обучения, максимально приближенного к технологическим запросам производства в форме:
- консультационных занятий по передаче первичных профессиональных навыков потенциальным абитуриентам;
- месячников профориентационной работы, посвященных профессиям железнодорожного транспорта;
- конкурсов профессионального мастерства;
- олимпиад;
- выставочных проектов;
- встреч с представителями работодателей;
- круглых столов;
- фестивалей;
- конференций
- экскурсии и др.
Конечным итогом работы школы станет адаптация школьников и студентов к учебно-профессиональной среде.
Участниками модели наставничества являются:
1 УЧАСТНИК: ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» – во главе с директором Бровченко Нелли Анатольевной и следующих работников: заместители директора, заведующие отделениями, методисты, социальный педагог, руководитель физической культуры, преподаватели техникума, мастера производственного обучения техникума и студентов групп по профессиям и специальностям железнодорожного транспорта (Машинист локомотива, Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ), Проводник на железнодорожном транспорте, Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог).
2 УЧАСТНИК МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА: Лискинская Юго-Восточная детская железная дорога под руководством Зотова Юрия Анатольевича, а также инструкторы, мастера производственного обучения, машинисты тепловоза, учащиеся 9-х – 11-х классов городских и районных школ, члены кружков железнодорожного моделирования, истории Юго-Восточной железной дороги и творческой студии ЮВДЖД.
Следующими участниками являются наши социальные партнеры, такие как:
- Лискинская дистанция СЦБ - начальник ШЧ – Балакшин Николай Николаевич, а также заместитель начальника, главный инженер, старшие электромеханики, электромонтеры.
4. Эксплуатационное локомотивное депо Лиски-Узловая Юго-Восточной дирекции тяги – Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД» (ТЧЭ-4) - начальник депо Урывский Игорь Александрович, заместители начальника, главный инженер, машинисты-инструкторы.
5. Сервисное локомотивное депо Лиски филиал «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» (ТЧЭ-20) - Начальник депо Горбачев Сергей Владимирович, старшие мастера, мастера цехов.
6. Юго-Восточного филиала – пассажирского вагонного депо Воронеж АО «ФПК» - в лице начальника Сбродова Олега Валентиновича и его заместителя.
Попытки внедрения элементов системы наставничества предпринимались на протяжении длительного времени, это проявлялось в эпизодических мероприятиях, организованных совместно со школами и предприятиями.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что идея создания школы наставничества по подготовке кадров для железнодорожного транспорта с использованием инновационного механизма социального партнерства является актуальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Презентация к докладу на педсовет "Практико-ориентированное обучение как главное условие подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» ( WorldSkills Russia)
Действующие ФГОС СПО нацеливают образовательные организации на практико-ориентированную подготовку выпускников – показатель практико-ориентированности должен составлять 50-60% для ОУ базовой под...
Статья: Модели специалиста в соответствии с современными требованиями рынка труда
В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах многих ученых. Основным понятием метода является модель, что означает образ, мера, с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
Статья: Адаптация к потребностям рынка труда.
Актуальность специальности Ветеринария в современном мире....