Статья, март 2019
статья

Безбородова Наталья Владимировна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_mart_2019.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПО

                  Безбородова Наталья Владимировна,

г. Рузаевка, ГБУ ПО РМ «РЖПТ

им. А.П. Байкузова»,

мастер производственного обучения,

e-mail: natalya.bezborodova.1978@mail.

 

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена.

Одной из самых актуальных проблем современной российской системы образования является организация профессиональной подготовки и трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

 Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Основные принципы инклюзивного образования:

- добровольность участия инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);

 - обеспечение условий обучающимся инвалидам, с ОВЗ для получения ими профессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;

- создание материально-технической базы для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, с ОВЗ к получению ими профессионального образования;

- подготовленность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Последние ФГОС СПО особое внимание уделяет вопросу инклюзивного образования.

Качество образования в первую очередь, связано с удовлетворением потребности каждого человека в эффективной социализации, т.е. в приобретении средств выстраивания личной, профессиональной и общественной деятельности в общественной жизни. Социализация осуществляется в трех основных сферах: деятельность, общение и самосознание. При инклюзивном обучении происходит полноценное и эффективное наполнение этих сфер социализации студента инвалида. Конечно, в первую очередь социализирующее и интегрирующее значение инклюзии сказывается в совместной учебной деятельности. С точки зрения приобретения социально личностных и профессиональных компетенций на первый план, как и у любого студента, у студента - инвалида выходят те качества личности, которые инвариантны специфике учебной деятельности - направленность личности, познавательные качества, трудовые профессиональные качества, коммуникативность. Причем они проявляются и развиваются посредством сравнения себя в этой деятельности с другими.

Важнейший принцип инклюзивного обучения - равные со всеми академические требования. Такой подход демонстрирует студентам-инвалидам их собственный реалистический образ, развивает самооценку и уверенность в своих силах. Погружение в учебную деятельность и ощущение успеха от ее процесса и результатов дает новые стимулы к развитию, приводит к становлению таких личностных качеств как инициатива, характер, воля, способности. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские, а в ряде случаев и лидерские качества. С профессиональной точки зрения при инклюзивном обучении инвалид получает возможность самостоятельного и сознательного выбора направления профессионального обучения. Это, в свою очередь, создает ситуацию равных социальных возможностей.

Внеучебная деятельность также представляет собой отличную базу для социализации: культурно-досуговые мероприятия, спорт, студенческое самоуправление, да и сама студенческая жизнь с ее разнообразными традициями насыщает эмоциональную сферу студента-инвалида, развивает его способности и таланты. Личность становится более разносторонней, вызывает интерес и симпатию окружающих. Снимаются переживания по поводу своих недостатков, регулируется поведение, происходит сближение с людьми. Именно в этих условиях инклюзии личность гармонизируется, сводится к минимуму статус обособленности инвалида, приобретаются общенаучные, инструментальные, социально-личностные, общекультурные и профессиональные компетенции.

Для того чтобы молодые люди с ограниченными возможностями здоровья стали специалистами, конкурирующими на рынке труда с обычными гражданами, необходимо создание определенных условий: корректировка целей и учебных планов в соответствии со способностями и потребностями инвалидов, создание адекватных условий профессионального обучения с помощью разумного приспособления, психолого-педагогическое и социально-реабилитационное сопровождение.

Инклюзивная форма обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание в коллективе учебного заведения атмосферы толерантности и пропаганду равного права на обучение всех студентов. Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья является актуальной потребностью современного общества и является одной из составляющих их успешной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья февраль 2019

КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ, КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧ...

Исследовательская работа «Шишкеево-село людей мастеровых. Возрождение угасшего ремесла» (март 2019)

Тема исследовательской работы:«Шишкеево-село людей мастеровых. Возрождение угасшего ремесла»...

Презентация на тему Рессорное подвешивание март 2019

Данная презентация предназначена для обучающихся по профессии Машинист Локомотива...

Статья май 2019

laquo;Приглашаем в гости»Тема исследовательской работы                      «Пайга...

Классный час "Женщины в медицине",5 марта 2019

Положение женщины в обществе является актуальной проблемой уже долгое время. Ее пытаются решать во всех сферах жизни - экономике, культуре, различных науках, и, конечно же, в медицине. Мы бы хотели ра...

Статья,март 2023

........................