статья, февраль 2019
статья

Безбородова Наталья Владимировна

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Практика  применения  

активных  и  интерактивных  форм  и  методов работы    со    студентами  

 в    деятельности  мастера производственного обучения

 (опыт работы Безбородовой Н.В.)

   Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. 

                  В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.

      Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

В настоящее время основные методические инновации связаны с применением именно интерактивных методов обучения.  

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познава-тельной деятельности студентов техникума. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

  • педагогике различают несколько моделей обучения:
  • пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
  • активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.

Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

     В производственном обучении я применяю следующие интерактивные формы , которые способствуют овладению практическими умениями и навыками с целью формирования и  развития профессиональных и общих  компетенций:

  1. Интерактивная экскурсия  ( по жд станции, включая рабочие места на постах : дежурный по сортировочной  горке, оператор при дежурном по горке, оператор станционного технологического центра, маневровый диспетчер, дежурный по станции, оператор при дежурном по станции)
  2. Использование кейс-технологий ( вопросы для отработки на постах)
  3. Круглый стол ( при проведении водного, первичного инструктажа)
  4. Деловые и ролевые игры ( применяю по теме «Работа оператора поста электрической централизации» : ДС, ДСП, ДСПГ, ДСЦ)
  5. Учебные групповые дискуссии. ( «Работа дежурного по горке»)
  6. Тренинги («Ознакомление с путевым развитием станции Рузаевка» ,

          Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого.

           Процесс обучения в СПО - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого студента. И поэтому важно, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова.  

Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в России  направляет нас на использование интерактивных методов обучения, которые  создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. В результате их использования в учебном процессе повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении; способствуют развитию творческих способностей обучающихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование мастером производственного обучения современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья февраль 2018

Пути и методы педагогического опыта и его обобщение...

статья февраль 2019

КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ, КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧ...

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps) февраль 2019

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps)...

Статья май 2019

laquo;Приглашаем в гости»Тема исследовательской работы                      «Пайга...