статья, февраль 2019
статья
Предварительный просмотр:
Практика применения
активных и интерактивных форм и методов работы со студентами
в деятельности мастера производственного обучения
(опыт работы Безбородовой Н.В.)
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения.
В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
В настоящее время основные методические инновации связаны с применением именно интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познава-тельной деятельности студентов техникума. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.
- педагогике различают несколько моделей обучения:
- пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
- активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
- интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
В производственном обучении я применяю следующие интерактивные формы , которые способствуют овладению практическими умениями и навыками с целью формирования и развития профессиональных и общих компетенций:
- Интерактивная экскурсия ( по жд станции, включая рабочие места на постах : дежурный по сортировочной горке, оператор при дежурном по горке, оператор станционного технологического центра, маневровый диспетчер, дежурный по станции, оператор при дежурном по станции)
- Использование кейс-технологий ( вопросы для отработки на постах)
- Круглый стол ( при проведении водного, первичного инструктажа)
- Деловые и ролевые игры ( применяю по теме «Работа оператора поста электрической централизации» : ДС, ДСП, ДСПГ, ДСЦ)
- Учебные групповые дискуссии. ( «Работа дежурного по горке»)
- Тренинги («Ознакомление с путевым развитием станции Рузаевка» ,
Современная система профессионального образования в условиях рыночных отношений одним из приоритетов для успешного решения задач подготовки квалифицированных кадров выделяет принцип учета интересов обучаемого.
Процесс обучения в СПО - основная составляющая образовательного процесса в жизни каждого студента. И поэтому важно, насколько каждый индивид - студент, будет вовлечен в процесс обучения, в конечном итоге будет зависеть уровень его образованности и интеллигентности во всех смыслах этого слова.
Таким образом, реорганизация системы профессионального образования в России направляет нас на использование интерактивных методов обучения, которые создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. В результате их использования в учебном процессе повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении; способствуют развитию творческих способностей обучающихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Использование мастером производственного обучения современных методов обучения в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к практическим ситуациям, развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья февраль 2018
Пути и методы педагогического опыта и его обобщение...
статья февраль 2019
КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ РАБОЧИХ, КАК МЕХАНИЗМ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОГРАММ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧ...
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps) февраль 2019
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps)...
Статья, март 2019
........
Статья май 2019
laquo;Приглашаем в гости»Тема исследовательской работы «Пайга...
Статья, февраль 2020
.............
Статья, февраль 2024
..................