Классный час "Женщины в медицине",5 марта 2019
классный час
Положение женщины в обществе является актуальной проблемой уже долгое время. Ее пытаются решать во всех сферах жизни - экономике, культуре, различных науках, и, конечно же, в медицине. Мы бы хотели рассмотреть данную тему в более узком направлении, а именно – какой же долгий путь прошла женщина в нелегкой профессии врача. Анализ современной ситуации невозможно начать без изучения прошлого положения женщины. Иногда сложно поверить насколько высокое положение могла занимать женщина, и вместе с тем насколько низкое в другую эпоху. Дав читателю увидеть ситуацию в целом, мы рассмотрим ее путь в медицине. Сейчас приходя в медицинские учреждения, мы встречаем огромное количество женщин врачей и даже не задумаемся, что раньше такое и представить было сложно. Сейчас же женщины выполняют сложнейшие операции, занимают высочайшие должности по всему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_v_meditsine.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)
Методическая разработка классного часа
«Женщины в медицине»
Автор: Карпова Екатерина Сергеевна
преподаватель
Москва
5 марта 2019
Женщины в медицине
Положение женщины в обществе является актуальной проблемой уже долгое время. Ее пытаются решать во всех сферах жизни - экономике, культуре, различных науках, и, конечно же, в медицине. Мы бы хотели рассмотреть данную тему в более узком направлении, а именно – какой же долгий путь прошла женщина в нелегкой профессии врача. Анализ современной ситуации невозможно начать без изучения прошлого положения женщины. Иногда сложно поверить насколько высокое положение могла занимать женщина, и вместе с тем насколько низкое в другую эпоху. Дав читателю увидеть ситуацию в целом, мы рассмотрим ее путь в медицине. Сейчас приходя в медицинские учреждения, мы встречаем огромное количество женщин врачей и даже не задумаемся, что раньше такое и представить было сложно. Сейчас же женщины выполняют сложнейшие операции, занимают высочайшие должности по всему миру.
Ключевые слова
философия, медицина, женщины, общество, врачи
Введение
«Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Абу Али Ибн Сина
История женщин в медицине отмечена проблемами и достижениями. Хотя женщины на протяжении веков работали в области медицины, на первый план всегда выходили мужчины.
Во времена Античности к обучению искусству врачевания допускались только мужчины, и профессия эта считалась исключительно мужской. Есть сведения, что в Древнем Египте женщины работали в таких областях, как акушерство и гинекология. Также существуют сообщения о женщинах, занимавшихся хирургией в древнем Вавилоне, Греции и Риме. В Средние века те, кто пытался лечить больного с помощью трав и других натуральных продуктов, считались ведьмами и часто сжигались на кострах. Единственная медицинская роль женщины, разрешенная в течение нескольких столетий – это акушерка.
В эпоху Европейского Ренессанса, некоторые женщины нарушали эти традиции, примером тому может быть д-р James Barry (1799-1865), урожденная Margaret Bulkley. Доктор Джеймс получила допуск к обучению медицинской школе, изображая из себя мужчину, и таким образом стала известным хирургом в британской армии.
Официально свои двери медицинские вузы открыли для женщин только в девятнадцатом веке. И произошло это лишь в некоторых странах. В Соединенных Штатах первая медицинская школа для женщин, Женский Медицинский колледж штата Пенсильвания, была основана в Филадельфии в 1850 году. В Бразилии, лишь совсем недавно, в 1879 году, решением Dom Pedro II женщины были допущены к медицинскому образованию. Таким образом, Элизабет Блэквелл (1821-1910) и Рита Лобато (1866-1954) стали первыми женщинами среди выпускников в области медицины в США и Бразилии, соответственно.
В последующие годы, несмотря на многочисленные препятствия, все больше и больше женщин, продолжали развиваться в медицине. Важным достижением на этом поприще стало создание медицинских обществ, специально предназначенных для практикующих в медицине женщин.
Цель
Цель нашей статьи обратить внимание общественности на проблему гендерных различий в медицине.
Материал и методы
Для написания данной работы использовались теоретические методы исследования. Анализ библиографического материала был проведен вместе с синтезом теоретических знаний о роли женщины в сфере здравоохранения, что помогло глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Объектом исследования этой статьи стал исторический и современный этапы становления медицинского женского образования и непосредственной работы женщин в профессии врача.
Результаты
Врачевание, лечение исконно было женским занятием. С древнейших времен, пусть и на бытовом уровне, женщины оказывали лечебную помощь, накапливая и передавая следующим поколениям жизненно важные знания и навыки.
Впоследствии медицину как профессиональное занятие, взяли в свои руки мужчины, женщины же могли лишь сохранять древние традиции. Именно к ним, знахаркам и ворожеям приходили за помощью многие поколения на всех континентах мира. Однако, немало из них подверглись преследованиям, обвинениям в колдовстве. Так, при негласном одобрении роли женщины в простейшем оказании медицинской помощи, она вместе с тем, была лишена возможности легального занятия медицинoй, проходить обучение наравне с мужчинами.
В древних источниках встречаются имена отдельных женщин, которые несмотря ни на что имели успех в медицине. Так, в Римской империи Аспазия была известна как искусная акушерка, которая к тому написала труд о лечении женских болезней, беременности и уходу за новорожденными.
Были «женщины-врачи» и в знаменитoй медицинской школе в Салерно: Абелла, которая написала трактата о «O природе человеческого семени»; «благородная матрона» Трoтула - автор трудов «О женских болезнях» и «O составлении лекарств»; доктор медицины Константа Календа и другие[1].
Одной из женщин, давших толчок к изменениям в медицинском образовании, стала Агнодики, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причем оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.
Серьезные изменения стали происходить в 19 веке, когда стали появляться первые женщины-врачи. В России женщины стали «прорываться» в медицину во второй половине столетия, когда в стране стали прoисходить изменения в социальной и пoлитической жизни, в образовании.
Несмотря на запрет oбучения в российских университетах, женщины пытались обойти все ограничения. Часть из них уезжала в европейские учебные центры, в частности, в Цюрих. Первой из них была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918), которая с 1864 по 1867 год прохoдила обучение на медицинском факультете Цюрихскoго университета. После окончания курса обучения она успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства.
В России также были представительницы женского пола, активно боровшиеся за свои права: Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) закончила курсы акушерок, а потом с помощью «лазейки» в законах, приступила к пятилетнему обучению в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. Она была названа «лекарем с отличием» при окончании академии, став первoй в истории России женщиной с таким званием – стала врачoм наравне с мужчинами. В 1876 году она тaкже зaщитила на рoдине диссeртaцию на степень доктора медицины, таким образом показав нецелесообразность бытoвaвших взглядoв на женскoe oбрaзование.
В 1872 году при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, той самой, в которой прошла обучение Кашеварова-Руднева, был открыт «Oсобый женский курс для образования ученых акушерок», который в дальнейшем получил название «Высшие женские врачебные курсы». Это заведение по праву считается первым высшим женским медицинским учебным заведением не только в России, но и во всей Европе.
Многие передовые ученые-медики понимали необходимость развития женского образования в России. В числе известных отечественных ученых к ним относятся профессора В.А.Грубер, И.М.Сеченов, С.П.Боткин и многих других. Сергей Петрович Боткин принимал непосредственное участие в основании Высших женских врачебных курсов, о которых было сказано ранее.
Во время войны, конечно, все женщины не могли оставаться только в тылу, они выходили на поле боя, как действенные работницы при оказании медицинской помощи раненым и больным, а также ухаживали за пострадавшими военнослужащими. В русской армии подобные «женские движения» были связаны с именем великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны, которые вернулись к древним традициям, организовав работу сестер милосердия во время Крымской войны.
В кoнце 19 века был открыт Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, а к началу следующего столетия женщины были официально допущены к экзаменам на звание доктора медицины, что, безусловно, послужило большим достижением в развитии образования в целом.
После государственного переворота в 1917 году изменилась и система обучения медицинских кадров в нашей стране. Появление женщины в стенах высших медицинских учебных учреждениях уже никого не удивляло, росло количество учебных заведений, в которых готовили средних медицинских работников.
Следующим важным периодом изучения данного вопроса является Великая Отечественная война, когда впервые настолько широко стали привлекать женщин для оказания медицинской помощи военнослужащим. В связи с тем, что большинство мужчин сражались на фронте, на женщин легла тяжелейшая задача помощи раненым: они выносили их на своих плечах с поля боя, доставляли к врачам, ухаживали. Наравне с мужчинами, они выполнили колоссальный объем работы, вернув в строй миллионы военнослужащих. [2]
Хотелось бы рассказать об удивительной женщине - Левченко Ирине Николаевне, которая участвовала в боях на Смоленщине, и от ее рук получили медицинскую помощь 168 раненых, еще больше с ее помощью были эвакуированы из окружения. В одном из боев Ирина была тяжело ранена и не смогла продолжать военную службу. Но Ирина оказалась выше физических недугов! Она частично восстановила функцию парализованной руки и добилась направления в танковое училище. После окончания которого Левченко снова отправилась на фронт, однако уже не как медицинская сестра, а находясь в составе танковой бригады.[3]
Обсуждение
Место женщины в современной медицине.
На сегодняшний день в России, по разным источникам, более 80% работающих врачей – женщины. С течением времени происходит большое количество изменений в нашей повседневной жизни. Вместе с этим меняются и его признаки, приметы. Попросив прохожего назвать так называемые «женские» профессии много лет назад, то в ответ мы бы получили: учитель, продавец, кассир, библиотекарь и др. Наша общественно-политическая формация сменила имидж. На смену тихой размеренности пришла жесткая конкуренция, которая требует активности и воли, женщины борятся за свои права, получают профессии, которые 10 лет назад считались исключительно «мужскими». Медицинская сфера не является исключением. [4]
Зайдя в городскую больницу очень редко встретишь мужчину-косметолога, например, ведь эта сфера в медицине считается чисто «женской»: очень уж это тонкое и деликатное дело. В то же время сложно представить женщину травматологом, который правит кости, и на это есть свои основания – не будем спорить, мужская физическая сила явно превосходит женскую. Чертой «женкой» работы считается эмоциональность - чтобы внедрить какие-то новые методики, они тратят много сил и нервов, что однако приносит свои положительные результаты. [5] Например, в ожоговом центре, где работают женщины – врачи, показатели летальности значительно ниже, чем там, где руководят мужчины. Возможно, свою роль играет именно факт большей эмоциональной привязанности к больным. Считается, что хирургия - это чисто мужская специальность, и попавшие сюда женщины теряют свойственные своему полу качества. Но среди хирургов встречаются удивительные, решительные женщины, их организаторские способности более выражены, они такие же сильные и волевые люди, как и мужчины. Зачастую именно они делают самые ответственные операции. [6]
Сегодня, в XXI веке, в России медицина имеет в основном женское лицо. По официальным данным, в современной России из 608,5 тыс. врачей 69,5% составляют женщины и только 29,5% - врачи-мужчины.
Как мы уже подчеркнули выше, женский пол устойчиво занимает большую часть медицинских работников. На Западе усилия женщин-врачей, их число и организованность послужили одной из причин изменения направленности системы здравоохранения на более внимательный к проблемам женского здоровья курс. Женщины в нашей стране также должны использовать свои знания и уважение в обществе, чтобы повлиять на гендерную ориентированность системы здравоохранения в России.
К сожалению, гендерная стратификация общества не обошла стороной и сферу медицины. Как и практически везде, В системе здравоохранения мужчины занимают руководящие посты, а женщины работают непосредственно с больными. На такое разделение, конечно же, есть свои причины. Так, различия в стилях общения с пациентами между женщинами и мужчинами врачами позволяют сделать вывод, что женщины обладают более высокой адаптивностью, и поэтому их работа в качестве экстренных медработников, выполняющих первую помощь больным, более предпочтительна.
По результатам комплексного социологического исследования, проведенного Ковалевой М.Д. при написании диссертации на тему: «Гендерный статус женщины в современной медицине», выяснено, что:
а) женщины-врачи считают, что испытывают большие, по сравнению с мужчинами, трудности в овладении врачебной профессией;
б) причины этого они видят как в полифункциональности своей социальной роли, так и в существующих в обществе предрассудках;
в) у женщин-врачей нет тендерных предпочтений в отношении к пациентам, но они считают, что чаще имеют дело с пациентами-женщинами, чем с мужчинами;
г) женщины-врачи убеждены, что пациенты обоих полов больше доверяют врачу-женщине, чем врачу-мужчине.
Результаты исследований показали, что:
а) женщины-врачи считают, что они лучше понимают пациентов и способны сопереживать им в большей степени, чем мужчины;
б) женщины-врачи считают, что в медицине есть сугубо «женские» и сугубо «мужские» специальности, причём, «женских» называют большее количество, чем «мужских»;
в) женщины признают ведущую роль мужчин в медицине, но не считают такое положение дел правильным;
г) каждая женщина-врач считает свою специальность «женской»[4].
Преoбладaние жeнщин в структурe oкaзания первoй мeдицинскoй пoмoщи являeтся гeндeрнo обoсновaнным. Формирoвание медицинской элиты пo андрoгеннoму принципу малoэффективнo и не сooтветствуeт тeнденциям рaзвития гeндeрной мeдицины.
Заключение
Женщины стали превалировать в общей численности медицинского состава в нашей стране. Эта тенденция сохраняется и сегодня, несмотря на то, что мужчины продолжают сохранять ключевые позиции в области медицины, женщины занимают руководящие посты, о чем свидетельствует в частности, работа с 2012 года Вероники Игоревны Скворцовой в должности министра здравоохранения Российской Федерации.
Литература
1.Журавлев Д. Женщины медики в истории. Первые женщины врачи // URL:http://hroniki.org/articles/zhenschiny-mediki-v-istorii-pervye-zhenschiny-vrachi (дата обращения 15.12.16)
2. Днепров Э.Д. Женское образование в России: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 285 с.
3. Сатрапинский Ф.В. Военные медики - Герои Советского Союза. – СПб: Издание военно-медицинского музея МО СССР, 1975 – c.21-22.
4. Ковалева М.Д. Гендерный статус женщины в современной медицине : Дис. д-ра социол. наук: 14.00.52 Волгоград, 2005 282 с. РГБ ОД, 71:05-22/65
5.Иванова М.С. Женщины в медицине и дерматологии: история и достижения Франка K, Лидон Дж, Саваш Дж, Нури K //URL: http://www.dermatology.ru/translation/zhenshchiny-v-meditsine-i-dermatologii-istoriya-i-dostizheniya (дата обращения: 15.12.16)
6. Глебушкина Э.В. Женщина – хирург в современной России. СПб.: «Питер», 2004.С.91
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья, март 2019
........
Исследовательская работа «Шишкеево-село людей мастеровых. Возрождение угасшего ремесла» (март 2019)
Тема исследовательской работы:«Шишкеево-село людей мастеровых. Возрождение угасшего ремесла»...
Презентация на тему Рессорное подвешивание март 2019
Данная презентация предназначена для обучающихся по профессии Машинист Локомотива...
Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"
Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....
Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»
Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...
Классный час "Медицина в жизни М.В.Ломоносова"
Сценарий классного часа Медицина в жизни М.В.Ломоносова«Память о великих людях, имеет для нас не меньшее значение,чем их живое присутствие» Сенека...