Методические рекомендации
методическая разработка на тему
В работе даны методические рекомендции по техническому состоянию транспортных средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Методические рекомендации для преподавателей и мастеров п/о профессии «Автомеханик»
Подготовил:
мастер производственного
обучения
Котов А И
«Требования к техническому состоянию автотранспортных средств»
Арзамас 2017
Введение
Повышение надежности автомобилей в эксплуатации и снижение затрат на их содержание составляют одну из проблем народнохозяйственного значения. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью, выпускающей новые автомобили, обладающие большей эксплуатационной надежностью и технологичностью (ремонтнопригодностью), с другой — службой технической эксплуатации, совершенствующей методы поддерживания автомобилей в технически исправном состоянии. А так как эффективность мероприятий, проводимых службой технической эксплуатации, во многом определяется надежностью автомобилей, их агрегатов, механизмов и деталей, рассмотрим это свойство более подробно.
Надежность является одним из важнейших свойств автомобиля, определяющих эффективность использования автомобиля по назначению.
Надежность автомобиля — это свойство автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого отрезка времени или наработки. Наработка автомобиля обычно измеряется в километрах пробега. Следовательно, надежность — это способность автомобиля работать без поломок и преждевременного износа деталей, нарушения регулировок механизмов и систем, т. е. работать без остановок по техническим причинам в течение определенного времени (пробега).
Надежность автомобиля, его агрегатов, механизмов и систем является комплексным показателем и обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.
Безотказность автомобиля — свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для устранения отказов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность безотказной работы автомобиля в течение смены, между очередными видами технического обслуживания и т. д.
Ремонтопригодность — это свойство автомобиля (агрегата, механизма), заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей.
Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя автомобиля при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человеко-часах.
Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, а также степенью унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей.
Долговечность автомобиля — это свойство сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за снижения эффективности его использования или из-за требований безопасности движения. Показателями долговечности являются ресурс (в километрах) и срок службы (в годах).
Ресурс — это пробег автомобиля до предельного состояния, которое определяется износом базовых деталей, при котором их ремонт невозможен или нецелесообразен.
Техническое состояние автомобиля характеризуется степенью исправности его агрегатов и механизмов, определяющей пригодность к выполнению транспортной работы.
Основной, постоянно действующей причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей.
Требования к техническому состоянию ТС
Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автотранспортных средств всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям Правилам дорожного движения и другим действующим законодательным актам. В соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте предъявляются следующие основные требования:
К кабине (салону) автомобильной техники:
◾боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
◾на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
◾шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
◾отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
◾пол кабины, салона и кузова транспортного средства должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.
Органы управления автотранспортного средства должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).
Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.
Техническое состояние электрооборудования автомобильной техники должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укрепленной. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
Каждое транспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.
Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.
Автомобильная техника, работающая на уборке урожая, должна иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.
Автотранспортные средства с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.
Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.
Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам.
Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадания груза при движении транспортного средства.
Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры.
Для разовых перевозок пассажиров кузов грузового бортового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. При перевозке детей борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест.
Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован:
◾тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
◾ровным полом без сквозных отверстий и щелей;
◾звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
◾стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
◾выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.
Грузовой автомобиль и полуприцеп с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:
◾исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;
◾исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
◾исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
◾подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
◾устройство для обогрева в холодное время года;
◾второй огнетушитель, расположенный в кузове.
Прицепы, полуприцепы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливаются между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.
Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад.
Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные устройства, поддерживающие сцепную петлю дышла в положении, удобном для сцепки с тягачом и расцепки с ним.
Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства. Цепи (тросы) не должны крепиться к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.
Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны также иметь исправные опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.
Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков).
Полуприцепы должны оборудоваться:
◾исправными устройствами, служащими передними опорами, когда они отцеплены от автомобиля-тягача;
◾исправными седельными устройствами.
Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.
На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля-самосвала КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор".
Открывающийся борт автомобиля-самосвала или прицепа-самосвала должен плотно прилегать к кузову и исключать потерю груза, запрещается самопроизвольное открытие борта.
Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз.
Грузовые автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.
Емкость (тара) для перевозки опасных грузов должна иметь хорошо различимую предупредительную надпись и знаки в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.
Автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки опасных грузов, дополнительно оснащается оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормативными актами.
Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь:
◾кузов типа фургон;
◾верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонта автомобилей на линии;
◾специальные ящики с ячейками для хранения инструмента, запасных частей, приспособлений;
◾дополнительные источники освещения (прожекторы, переносные низковольтные лампы) для производства ремонта в ночное время;
◾приспособления для буксировки автомобилей на жесткой сцепке и трос, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;
◾металлические козелки и упоры под колеса;
◾дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки и т.п.);
◾бачок с питьевой водой;
◾устройства для вытаскивания и поднятия потерпевших аварию автомобилей, а также съемные защитные решетки на переднем стекле.
Дополнительные требования к автомобилям, работающим на газовом топливе.
Техническое состояние автомобилей, работающих на газовом топливе, должно соответствовать требованиям технических условий и инструкций организаций-изготовителей газобаллонных автомобилей или газобаллонной аппаратуры.
Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину, кузов, а также в атмосферу.
Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
Баллоны для КПГ должны отвечать требованиям действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.
Газовые баллоны, устанавливаемые на автомобиль, должны окрашиваться в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные в соответствии с действующими государственным стандартом и иным нормативным актом и надпись белой краской "Пропан" или "Метан".
Не допускается эксплуатировать автомобили, на газовых баллонах которых:
◾отсутствуют паспортные данные;
◾истек срок освидетельствования;
◾имеются наружные повреждения (коррозия, трещины, выбоины, раковины и т.п.);
◾неисправны переходники и вентили;
◾окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям.
Баллоны с газом должны быть надежно закреплены на автомобиле.
Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены в красный цвет.
Не допускается эксплуатация автомобилей, работающих на газовом топливе, с неисправной газовой аппаратурой. После устранения неисправностей элементов газовой системы питания или замены газовых баллонов должна быть проверена герметичность газовой системы питания.
Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе
В условиях эксплуатации транспортных средств установка на них газобаллонного оборудования для работы на КПГ или ГСН проводится в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.
При подготовке автомобильного транспорта к установке газобаллонного оборудования необходимо:
◾вымыть транспортное средство (моторный отсек, кабину, раму и т.д.);
◾слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания, если по технологии установки газобаллонного оборудования требуется снятие топливного бака с автомобиля.
При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования:
◾закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов;
◾провода, идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа, электромагнитному бензиновому клапану, электромагнитному газовому клапану, электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры, не должны касаться нагревающихся деталей транспортного средства;
◾запрещается касание металлических деталей транспортного средства с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов;
◾провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей транспортного средства;
◾изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов;
◾не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.
Установку баллонов на автомобильный транспорт необходимо производить с помощью грузоподъемных устройств, предварительно убедившись в отсутствии газа в баллонах.
Устанавливаемые на автомобили и спецтехнику баллоны для КПГ должны быть из одной марки стали и иметь одинаковые сроки освидетельствования.
При установке таких баллонов на транспортные средства необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловины до элементов конструкции. В местах крепления баллонов должны быть проложены резиновые прокладки.
Баллоны должны крепиться так, чтобы исключалась возможность их проворачивания и перемещения.
Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть (запрещается наличие трещин и повреждений).
Выключатель "массы" должен быть установлен в кабине транспортного средства в удобном и доступном для водителя месте.
При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования:
◾баллоны должны отвечать требованиям Госгортехнадзора России, утвержденными в установленном порядке;
◾для обеспечения герметичности конические резьбы должны быть смазаны (свинцовым глетом, жидким стеклом или свинцовым суриком);
◾усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно соответствовать 450-500 Н (45-50 кгс), для чего используются динамометрические ключи;
◾при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство, препятствующее его проворачиванию;
◾вновь ввернутые в баллон переходники и вентили должны иметь не более 2-3 витков резьбы, не вошедших в резьбовые гнезда горловины баллона.
После установки газобаллонного оборудования на автомобиль газовая система питания должна быть проверена на герметичность и опрессована согласно требованиям действующих нормативных актов.
В дальнейшем транспортное средство должно эксплуатироваться согласно требованиям инструкции по эксплуатации газобаллонного транспортного средства, прилагаемой к комплекту газобаллонного оборудования.
Дополнительные требования к специализированным автотранспортным средствам.
Специализированный автомобильный транспорт (автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки различных грузов) должен отвечать соответствующим техническим условиям.
Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на транспортном средстве должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.
Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 1,3 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами).
Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками для подставки под раму полуприцепа при погрузочно-разгрузочных работах.
Для укрепления грузов на панелевозах должны быть предусмотрены лебедки, страховочные цепи с крюками, а также тросы с угольниками.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь надпись "Огнеопасно", не менее двух огнетушителей, лопату и заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны).
Автоцистерны для перевозки горючих и опасных жидкостей, а также битума должны иметь исправные "дыхательные" клапаны, обеспечивающие герметичность цистерн в заданных пределах.
Сливная арматура автоцистерн должна исключать возможность подтекания.
При перевозке жидкостей автоцистерны должны иметь исправные устройства для контроля ее уровня.
Автоцистерны для перевозки жидких и сыпучих грузов должны иметь устройства для заземления.
Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов с пневматической разгрузкой должны быть оборудованы исправными манометрами, хорошо видимыми с пульта управления. Пульты управления должны иметь освещение.
Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные быстродействующие запоры, обеспечивающие герметичность цистерн.
Автоцистерны, находящиеся под давлением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к сосудам, работающим под давлением.
Внутренние стенки кузовов автомобилей или полуприцепов-рефрижераторов не должны иметь задиров и острых кромок.
Автомобили и полуприцепы с кузовом типа "фургон" должны иметь исправное освещение внутри кузова, обеспечивающее освещенность не менее 5 лк.
Подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов и т.п. на специализированных транспортных средствах должны быть исправными.
Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т.п.) должны иметь исправное ограждение.
Библиография
1. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Утверждена Минтрансом Российской Федерации и Федеральной автомобильно-дорожной службой Российской Федерации 27.05.96. Зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 08.08.96
2. Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации 05.05.97. Введены в действие с 01.07.97
3. Правила по перевозке опасных грузов. Утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28
4. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ Р О-200-01-95. Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 13.12.95, приказ № 106
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов
Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ КПТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА “ПОДТЯГИВАНИЕ В ВИСЕ НА ВЫСОКОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ” Методические рекомендации для студентов
програм мы по увеличению кол-ва раз подтягиваний у юношей...
Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности Лабораторная диагностика....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....