Рабочая программа по Философии СПО
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МТК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплина: ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
наименование дисциплины
специальность: 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
код и наименование специальности
подготовка: БАЗОВАЯ
базовая, углубленная
Москва
2016
Протокол №1
от 26 августа 2016 г.
Председатель цикловой комиссии Заместитель директора по учебной работе
________________/Игнатова Н.Б./ ________________/Гоева И.Н./
подпись ФИО подпись ФИО
Авторы: Мухамедьярова Наталья Алексеевна
преподаватель истории ГБПОУ МТК, к.п.н.
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензенты:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 6
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 9
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 11
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
______________________________________________________________
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Рабочая программа может быть использована образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ОГСЭ
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Предмет философии и ее история. | 32 | ||||||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философия. | Содержание учебного материала: Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. | 6
| |||||
1. | Становление философии из мифологии. | 2 | 1 | ||||
2. | Предмет и определение философии. | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа № 1. Работа с текстами – Платон «Апология Сократа», работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» | 2 | 3 | |||||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала: Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия) Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. | 10 | |||||
3. | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия) | 2 | 2 | ||||
4. | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 2 | 2 | ||||
5. | Философия Древнего Рима. | 2 | 2 | ||||
6. | Средневековая философия: патристика и схоластика. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа № 2. «Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы. «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание. | 2 | 3 | |||||
Тема 1.3. Философия возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала: Гуманизм антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 8 | |||||
7. | Гуманизм антропоцентризм эпохи Возрождения. | 2 | 2 | ||||
8. | Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 2 | 2 | ||||
9. | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа № 3. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII- XIX веков (3 - 4 - по выбору учащихся). | 2 | 3 | |||||
Тема 1.4. Современная Философия | Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. Теофилософия, ее основные направления. | 8 | |||||
10. | Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | 2 | 2 | ||||
11. | Особенности русской философии. Русская идея. | 2 | 2 | ||||
12. | Теофилософия., ее основные направления. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа № 4. Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея». «Философия экзистенциализма и психоанализма» - работа с философским словарем. | 2 | 3 | |||||
Раздел 2. Структура и основные направления философии. | 28 | ||||||
Тема 2.1 Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала: Этапы философии: средневековый, Нового времени, XX. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др. Строение философии и ее основные направления. Основные картины мира - философская (античность) религиозная (Средневековье, научная (Новое время, XX век). | 4 | |||||
13. | Этапы философии. | 2 | 2 | ||||
14. | Методы философии. | 2 | 2 | ||||
Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания | Содержание учебного материала Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | 8 | |||||
15. | Онтология - учение о бытии. | 2 | 2 | ||||
16. | Пространство, время, причинность, целесообразность. | 2 | 2 | ||||
17. | Методология научного познания. | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа № 5. Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира». | 2 | 3 | |||||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала: Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая идея. Свобода и ответственность. Насилие и активное сопротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Религиозная этика. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности. | 6 | |||||
18. | Этические проблемы. | 2 | 2 | ||||
19. | Религиозная этика | 2 | 2 | ||||
20. | Социальная философия. | 2 | 2 | ||||
Тема 2.4. Место философии В духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала: Философия как иррациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | 10 | |||||
21. | Философия как и рациональная отрасль духовной культуры. | 2 | 2 | ||||
22. | Структура философского творчества | 2 | 2 | ||||
23. | Философия и смысл жизни. | 2 | 2 | ||||
24. | Роль философии в современном мире. | 2 | 2 | ||||
25. | Будущее философии | 2 | 2 | ||||
26. Зачет. | 1 | ||||||
Всего: | 61 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в кабинете общественных дисциплин, оборудованном ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М., 2015. - 288 с (Профессиональное образование).
3. Канке В.А. Основы философии: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2015. – 286 с.
Дополнительные источники
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2012 . - 779 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. - 383 с.
6.Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 2012. - 430 с.
Интернет- ресурсы
www.alleg.ru /edu /philos.htm
ru.wikipedia/org / wiki / Философия
www.diplom-inet/ru / resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста: - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков: - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества: - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с оригинальными текстами; - подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по философии (авторский материал)
Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....
Рабочая программа по философии
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 24.02.01 Производство летательных аппаратов 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии"
Рабочая программа " Основы философии"...