Рабочая программа по Философии СПО
рабочая программа на тему

Мухамедьярова Наталья Алексеевна

Рабочая программа Основы Философии 2 курс СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_filosofiya.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ МТК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплина:                       ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

            наименование дисциплины

специальность:          23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

                                   И РЕМОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

                                              код и наименование специальности

подготовка:                                        БАЗОВАЯ  

          базовая, углубленная

Москва

                                                  2016

Протокол №1

от 26 августа 2016 г.

Председатель цикловой комиссии                      Заместитель директора по учебной работе

________________/Игнатова Н.Б./                                ________________/Гоева И.Н./

       подпись           ФИО                                                                                 подпись                               ФИО

Авторы:                 Мухамедьярова Наталья Алексеевна

                               преподаватель истории ГБПОУ МТК, к.п.н.

                               ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

Рецензенты:                

                                ____________________________________________________________

                                ____________________________________________________________

                                ____________________________________________________________

                                                                                   ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        стр.

1.  ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ                                           4

     УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

2.   СТРУКТУРА  И    СОДЕРЖАНИЕ                                                     6

      УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.   УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ   РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ               9

      УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

4.   КОНТРОЛЬ   И  ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ        11

      УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ

1.  ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

______________________________________________________________

  1. Область  применения  программы

Рабочая   программа    учебной  дисциплины   является  частью  основной   профессиональной   образовательной  программы  в  соответствии  с   ФГОС    по специальности 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Рабочая  программа  может  быть  использована     образовательными  учреждениями  среднего профессионального  и  высшего   профессионального  образования    при  наличии     соответствующей  лицензии.    

1.2. Место  дисциплины   в  структуре   основной  профессиональной  образовательной   программы.

Учебная   дисциплина  «Основы  философии»   относится  к  общему   гуманитарному    и   социально-экономическому  циклу  ОГСЭ

1.3.  Цели и  задачи  дисциплины -  требования  к  результатам  освоения  дисциплины:

В  результате   освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

-  ориентироваться   в   наиболее   общих   философских  проблемах  бытия,  познания,  ценностей,    свободы  и  смысла  жизни как основе   формирования    культуры  гражданина  и  будущего  специалиста;

-  определить   значение  философии    как  отрасли  духовной  культуры для   формирования  личности,  гражданской  позиции  и  профессиональных  навыков;

-  определить  соотношение  для  жизни  человека   свободы  и  ответственности,    материальных  и  духовных  ценностей;

-    сформулировать  представление   об   истине   и  смысле  жизни.

В   результате  освоения  дисциплины    обучающийся  должен  знать:

-  основные  категории   и  понятия  философии;

-  роль  философии   в  жизни  человека  и  общества;

-  основы  философского учения    о  бытии;

-  сущность  процесса  познания;

-  основы  научной,  философской  и  религиозной  картины  мира;

-  об  условиях   формирования  личности,   свободе  и  ответственности  за   сохранение  жизни,   культуры,  окружающей  среды;

-  о  социальных  и  этических   проблемах,   связанных  с  развитием  и   использованием   достижений   науки,  техники  и  технологий.  

 1.4.  Рекомендуемое  количество  часов   на  освоение  программы   дисциплины:

       Максимальной   учебной  нагрузки  обучающегося   60  часов,  в  том  числе:   обязательной   аудиторной   учебной  нагрузки  обучающегося   48  часов;   самостоятельной  работы  обучающегося   12  часов.  

2.   СТРУКТУРА    И   СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ   ДИСЦИПЛИНЫ  

2.1.   Объем  учебной  дисциплины   и  виды  учебной  работы

Вид  учебной  работы

Объем  часов

Максимальная  учебная  нагрузка  (всего)

61

Обязательная  аудиторная  учебная   нагрузка  (всего)

51

в  том  числе:

       лабораторные  занятия

-

       практические  занятия

50

       контрольные  работы

1

       курсовая работа  (проект)

-

 Самостоятельная   работа   обучающегося   (всего)      

10

Итоговая    аттестация   в  форме  экзамена

 Наименование  разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы

  и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа   (проект)

Объем

часов

Уровень            освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и  ее история.

32

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философия.

Содержание учебного материала: Характерные черты философии: понятийность,  логичность,  дискурсивность. Предмет    и  определение  философии.

6

           

1.

Становление философии из мифологии.

2

1

2.

Предмет    и  определение  философии.

2

1

Самостоятельная  работа № 1.  Работа   с  текстами  – Платон «Апология  Сократа», работа  с  философским  словарем: смысл  понятий «логика», «философия»,  «дискурсивность»

2

3

Тема 1.2.

Философия  Древнего  мира  и  средневековая философия

Содержание учебного материала: Предпосылки  философии   в  Древнем  мире  (Китай  и  Индия) Становление  философии  в  Древней Греции. Философские  школы. Сократ.  Платон. Аристотель. Философия  Древнего  Рима. Средневековая   философия: патристика и  схоластика.

10

3.

Предпосылки  философии   в  Древнем  мире  (Китай  и  Индия)

2

2

4.

Становление  философии  в  Древней Греции. Философские  школы. Сократ.  Платон. Аристотель.

2

2

5.

Философия  Древнего  Рима.

2

2

6.

Средневековая   философия: патристика и  схоластика.

2

2

Самостоятельная  работа № 2. «Философия  Древнего  Китая  и  Древней  Индии: сравнительный аспект» -  ответы  на   вопросы.

«Философские  школы Древней  Греции» - тестовое  задание

«Основные  отличия   философии Древнего  Рима от  средневековой  

европейской  философии» -  устное  задание.

2

3

Тема 1.3.

Философия  возрождения  и  Нового   времени

Содержание учебного материала: Гуманизм антропоцентризм эпохи  Возрождения. Особенности философии Нового времени:  рационализм и эмпиризм  в  теории  познания. Немецкая классическая философия. Философия  позитивизма  и   эволюционизма.    

8

7.

Гуманизм  антропоцентризм  эпохи  Возрождения.  

2

2

8.

Особенности   философии  Нового   времени:  рационализм и  эмпиризм  в  теории  познания.    

2

2

9.

Немецкая   классическая   философия.  Философия  позитивизма  и   эволюционизма.    

2

2

Самостоятельная  работа № 3. Составить  сравнительную таблицу основных философских  систем   XVIII- XIX   веков (3  - 4  - по  выбору  учащихся).

2

3

Тема 1.4.

Современная  

 Философия

Содержание учебного материала: Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и  экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. Теофилософия, ее основные направления.

8

10.

Основные  направления  философии  XX века: неопозитивизм, прагматизм и  экзистенциализм.  Философия   бессознательного.

2

2

11.

Особенности  русской   философии.  Русская   идея.

2

2

12.

Теофилософия., ее основные направления.

2

2

Самостоятельная  работа № 4. Работа с текстами Э. Фромм «Душа  человека»;  

В.С. Соловьев «Русская  идея». «Философия экзистенциализма   и  психоанализма» -  работа  с   философским  словарем.                                                    

2

3

              Раздел 2. Структура и основные направления философии.

28

Тема 2.1

Методы  философии  

и  ее  внутреннее  строение

Содержание учебного материала: Этапы  философии:  средневековый, Нового   времени, XX. Методы  философии:  формально-логический, диалектический, прагматический,  системный  и др. Строение философии и ее основные   направления. Основные картины  мира -  философская (античность)  религиозная  (Средневековье,  научная (Новое  время, XX  век).

4

13.

Этапы  философии.

2

2

14.

Методы  философии.

2

2

Тема 2.2.

Учение  о  бытии

и  теории  познания

Содержание учебного материала Онтология -  учение  о  бытии.  Происхождение  и   устройство мира.  Современные  онтологические   представления.   Пространство,  время,  причинность,  целесообразность. Гносеология – учение  о  познании.  Соотношение  абсолютной  и  относительной истины. Соотношение философской, религиозной  и  научной  истин. Методология научного  познания.

8

15.

Онтология -  учение  о  бытии.  

2

2

16.

Пространство,  время,  причинность,  целесообразность.

2

2

17.

 Методология научного  познания.

2

2

Самостоятельная  работа № 5. Выполнение   индивидуального   творческого  задания  «Современная  философская   картина  мира».

2

3

Тема 2.3.

Этика   и  социальная

философия

Содержание учебного материала: Общезначимость  этики. Добродетель, удовольствие или  преодоление страданий  как  высшая    идея. Свобода  и  ответственность. Насилие   и  активное  сопротивление  злу. Этические  проблемы,  связанные с развитием  и использованием  достижений  науки,  техники  и технологий. Влияние  природы  на  общество.   Религиозная  этика. Социальная   структура  общества.  Типы  общества. Формы   развитие  общества: ненаправленная динамика,  цикличное  развитие,  эволюционное  развитие.   Философия  и  глобальные  проблемы современности.

6

18.

Этические проблемы.

2

2

19.

Религиозная этика

2

2

20.

Социальная философия.

2

2

Тема 2.4.

Место  философии

В  духовной  культуре  

и  ее   значение

Содержание учебного материала: Философия  как иррациональная отрасль   духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки  и  идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования.     Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия  как  учение   о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.    

10

21.

Философия  как  и рациональная   отрасль   духовной  культуры.  

2

2

22.

Структура   философского   творчества

2

2

23.

Философия   и смысл  жизни.  

2

2

24.

Роль  философии  в  современном  мире.  

2

2

25.

Будущее философии

2

2

                                                      26. Зачет.                                                                                                                                                                          

1

                                                                                                                                                                                         Всего:

61

               

3.  УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ  

«Основы   философии»

3.1.  Требования  к  минимальному   материально-техническому   обеспечению

        Реализация   программы   осуществляется  в кабинете   общественных  дисциплин,  оборудованном  ТСО.  

Оборудование  учебного  кабинета:  

Технические  средства  обучения:   проектор,  экран,   компьютер  с  лицензионным   программным  обеспечением.  

3.2.   Информационное   обеспечение  обучения

Перечень   рекомендуемых  учебных   изданий.  Интернет-ресурсов,  дополнительной  литературы

Основные  источники:

Учебные  пособия:

1.    Горелов   А.А.  Основы  философии:  учебное  пособие   для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.: Издательский  центр  «Академия», 2016. -  256 с  (с  хрестоматией).

2.  Губин  В.Д.  Основы  философии:  учебное  пособие. -  М.:  ФОРУМ:  ИНФРА  -  М.,  2015. -  288 с  (Профессиональное  образование).

3.  Канке В.А.  Основы  философии:  Учебное  пособие    для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.:  Университетская  книга;  Логос. 2015. – 286 с.

Дополнительные  источники

Дополнительная  учебная  литература

1.  Анишкин  В.Г.,  Шманева  Л.В.  Великие  мыслители;  история  и  основные  направления  философии  в  кратком  изложении. -  Ростов н/Д:  Феникс,  2007. -  337 с.

2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия. -  М.:  Издательско-торговая   корпорация  «Дашков  и  Ко».  2008. – 172 с.

3.  Кохановский  В.П.  ,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П. ,  Жаров  Л.В.  Основы  философии: учебное  пособие  для    сред.  спец.  учеб.  заведений. –  Ростов  н/Д.:  Феникс.  2010. -  315  с.

4.  Краткий  философский  словарь  / Под  ред. А.П.  Алексеева.  -  М.:  РГ- Пресс.  2010.  – 496 с.

5. Скирбекк Г.  История  философии:  Учебное  пособие / Пер. с англ. В.И.  Кузнецова. -  М.:  Гуманитарно-издательский  центр  Владос. 2012 . -   779 с.

Дополнительные  оригинальные  тексты

1. Диоген  Лаэртский.  О  жизни,  учениях  и  изречениях  знаменитых  философов. -  М.:  Мысль.  1986. – 574 с.

2.  Древнеиндийская   философия  / Сост. В.В.  Бродов. -  М.:  Мысль.  1972. -  343 с.

3. Древнекитайская  философия:  В  2-х  т. – М.: Мысль.  1972.

4.  Лосский  Н.О. История  русской  философии. -  М.: Советский  писатель.  1991. -  480  с.

5.  Сенека  Л.А.  Нравственные  письма  к   Луцилию. – М.: Наука.  1977. -  383 с.

6.Фромм  Э.  Душа  человека. -  М.:  Республика.  2012. -  430  с.

   

Интернет- ресурсы

         www.alleg.ru /edu /philos.htm

         ru.wikipedia/org / wiki / Философия

         www.diplom-inet/ru / resursfilos  

4.  КОНТРОЛЬ   И  ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ   «Основы  философии»

Контроль  и  оценка   результатов    освоения  дисциплины  осуществляется преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий,  тестирования,   а  также  выполнение  обучающимися    индивидуальных  заданий,  проектов,   исследований.

     

Результаты  обучения

(освоенные  умения, усвоенные  знания)

Формы  и  методы  контроля  и оценки результатов  обучения

В  результате  освоения  дисциплины  обучающийся  должен  уметь:

-  ориентироваться  в  наиболее  общих  философских  проблемах  бытия,   познания,  ценностей,  свободы  и  смысла  жизни  как  основе  формирования    культуры  гражданина  и  будущего  специалиста:

-  определить  значение  философии  как отрасли духовной  культуры  для  формирования  личности,   гражданской   позиции и  профессиональных  навыков:

-  определить  соотношение  для  жизни  человека   свободы  и  ответственности,   материальных  и  духовных  ценностей;

-  сформулировать  представление  об   истине  и  смысле  жизни.  

В  результате   освоения  дисциплины   обучающийся  должен  знать:

- основные  категории  и понятия  философии;

-  роль  философии  в  жизни  человека  и общества:

-  основы  философского  учения  о  бытии;

- сущность   процесса  познания;

- основы  научной,  философской   и  религиозной  картин  мира;

-  об  условиях  формирования  личности,  свободе  и   ответственности  за сохранение жизни,   культуры,  окружающей  среды;

-  о  социальных  и  этических   проблемах,   связанных  с   развитием и  использованием  достижений  науки,  техники  и   технологий.  

Формы  контроля  обучения:

-  домашние  задания  проблемного  характера;

-  практические  задания  по  работе   с   оригинальными  текстами;

-  подготовка  и  защита   групповых  заданий  проектного  характера;

- тестовые    задания по  соответствующим  темам.

Методы оценки результатов обучения:

-  мониторинг  роста  творческой  самостоятельности  и  навыков  получения   нового  знания   каждым  обучающимся;  

-  накопительная  оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)

Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа по философии

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...

Рабочая программа "Основы философии"

Рабочая программа " Основы философии"...