Методические рекомендации по проведению деловой игры «Транспортная компания»
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по проведению деловой игры «Транспортная компания» для студентов по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный).

Деловая игра «Транспортная компания» проводится с целью:

-              систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-              углубления и расширения теоретических знаний;

-              формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу и периодическую печать;

-              развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, организованности и ответственности;

-              формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тобольский многопрофильный техникум»

Методические рекомендации

по проведению деловой игры «Транспортная компания»

для специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный)


Тобольск, 2017


Рассмотрено на заседании цикловой комиссии педагогических работников технического направления

Протокол № __ от «__» ______ 2017г.

Председатель цикловой комиссии ____________ Т.А. Паршакова

Составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный)

Автор-составитель: Капустин И.Ф., преподаватель ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум».

Рецензент: 

Методические рекомендации по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный) составлены с целью освоения обучающимися   студентами специальности среднего профессионального образования


Содержание

Деловая игра «Транспортная компания»…………………………………………......

Практические задания (исходные данные)…………………………………………...

Рекомендуемая литература…………………………………………………………….

 


Пояснительная записка

Методические рекомендации по проведению деловой игры «Транспортная компания» для студентов по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (Автомобильный).

Деловая игра «Транспортная компания» проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу и периодическую печать;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, организованности и ответственности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

В результате освоения деловой игры студент должен

иметь практический опыт:

  • ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
  • использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации; применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности;
  • самостоятельного поиска необходимой информации;
  • оформления перевозочных документов;

уметь:

  • анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности;
  • использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
  • применять компьютерные средства; обеспечить управление движением;
  • анализировать работу транспорта;
  • рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;
  • определять сроки доставки;

знать:

  • оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (автомобильном);
  • основы эксплуатации технических средств транспорта (автомобильном);
  • систему учета, отчета и анализа работы;
  • основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;
  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • основы построения транспортных логистических цепей;
  • правила перевозок грузов;
  • организацию грузовой работы на транспорте;
  • требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;
  • формы перевозочных документов;
  • организацию работы с клиентурой:
  • грузовую отчетность;
  • цели и понятия логистики;
  • особенности функционирования внутрипроизводственной логистики;
  • основные принципы транспортной логистики;

Деловая игра «Транспортная компания» способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

ПК 1.2.

Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

ПК 1.3.

Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОКР 1.

Использовать объекты информатизации с учетом требований информационной безопасности

Деловая игра «Транспортная компания» выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Перед выполнением студентами деловой игры «Транспортная компания» преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. В качестве форм и методов контроля деловой игры студентов используются устный опрос, или 100 бальная штрафная система оценивания.

Контроль результатов деловой игры студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

В качестве форм и методов контроля деловой игры обучающихся могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы и др.

Критериями оценки результатов студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Оценки за выполнение деловой        игры обучающихся выставляются в журнале по пятибалльной  системе и учитываются при выставлении обучающемуся аттестации.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

Цель проведения деловых игр заключается в том, чтобы по завершении курса студенты имели необходимые знания, с помощью которых они могли бы принимать решения, проводить необходимые расчеты и обосновывать выбор наиболее эффективных вариантов реализации инвестиционных проектов.


Деловая игра «Транспортная компания»

Цель проведения деловой игры «Транспортная компания» проработка учебного материала (по конспектам лекций) и научной литературы, работа с нормативными документами и законодательной базой, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка к участию в дискуссии.

Студенты должны выполнить следующие задачи:

1. Изучить основные документы, регламентирующие  функционирование транспортной деятельности, и оформить:

  • Проанализировать рынок услуг;
  • Составить заявку на перевозку груза, товара, пассажиров от клиентов;
  • Составить реестр контрагентов. Составить свод наличие объемы количества требуемого груза, товара, пассажиров;
  • Найти указанные пункты на схеме (карте) автомобильных дорог;
  • Найти расстояния между пунктами. Проложить маршрут движения;
  • Выбрать подвижной состав для перевозки грузов. Выбрать погрузочно-разгрузочные средства;
  • Составить график движения на автотранспортные средства;
  • Заполнить диспетчерскую и путевую документацию;
  • Заполнить документацию по выпуску транспорта на линию;
  • Составить смету расходов и доходов;

2. Задачи  капитанов команды: 

  • Контролирование транспортной деятельности своей команды;
  • Распределение членов своей команды на места;
  • Анализировать ход событий;
  • Следить за правовой деятельностью команды

 3.  Задачи   команды:

  • Сформулировать транспортную деятельность развития автотранспортного предприятия;
  • Определить стратегию набора различных транспортных услуг, предоставляемых клиентам, при осуществлении перевозок;
  • Провести оценку сильных и слабых сторон транспортных услуг предоставляемые клиентам;
  • Выявить резервы предприятия;

Практические задания (исходные данные)

1. Выполнить практическое задание №1: (Отдел менеджеров и директор (капитан команды))  

  • Придумывают названия команды;
  • Анализируют рынок услуг при помощи газеты с объявлениями;
  • Выбирают деятельность предприятия;
  • Составляют реестр контрагентов;
  • Составляют заявку на перевозку;
  • Имеют право находиться в любом отделе. Советовать предлагать контролировать.

2. Выполнить практическое задание №2: (Отдел эксплуатации и директор)

  • Составляют план перевозок;
  • Прокладывают маршрут движения;
  • Имеют право помогать менеджерам при выборе деятельности предприятия;

3. Выполнить практическое задание №3: (Отдел главного инженера и директор)

  • Выбирают вид и тип подвижного состава;
  • Выбирают погрузочно-разгрузочные средства;
  • Составляют график движения на автотранспортные средства;
  • Заполняют документацию по выпуску транспорта на линию (журнал выпуска автотранспортных средств на линию);
  • Имеет право помогать отделу эксплуатации прокладывать маршруты;

4. Выполнить практическое задание № 4: (Отдел диспетчеров и директор)

  • Заполнить диспетчерскую и путевую документацию (путевой лист, журнал путевых листов, диспетчерский доклад при наличии ошибок в команде);
  • При обнаружении ошибки диспетчером или директором, в отделах своей команды уменьшает штрафной балы на 80 % от каждого найденного нарушения;

5. Выполнить практическое задание №5: (отдел финансово-хозяйственной деятельности и директор)

  • Составляет план расходов и доходов команды
  • Имеют право помощи при выборе подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств отделу главного инженера;

Рекомендуемая литература

  1. А.Э. Горев «Грузовые перевозки» учебник – М.: «Академия», 2013г.
  2. А.Э. Горев, Е.М. Олещенко «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения» учебное пособие. – М.: «Академия», 2013г.
  3. А.Э. Горев «Информационные технологии на транспорте. Электронная идентификация транспортных средств и транспортного оборудования». Учебное пособие – С.-П. 2010г.
  4. Николаев А.Б. и др. «Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте» - М.: «Академия», 2003г.
  5. Н.В. Пеньшин «Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса» учебное пособие - Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 2014г.
  6. Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф. «Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса» Учебное пособие – М.: ООО «Академический Проект»  2004 г.
  7. Кочинов Ю.А. Кочинова Т.В. «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» учебное пособие часть 1 Пермский институт (филиал) ФГБО ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет». – Пермь «ОТ и ДО» 2012 г.
  8. Кочинов Ю.А. Кочинова Т.В. «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» учебное пособие часть 2 Пермский институт (филиал) ФГБО ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет». – Пермь «ОТ и ДО» 2014 г.
  9. В.С. Кланица «Охрана труда на автомобильном транспорте учебное пособие» – М.: «Академия», 2013 г.
  10. И.В. Спирин «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» учебник – М.: «Академия», 2014г.
  11. Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков «Единая транспортная система» учебник – М.: «Академия», 2014г.
  12. В.С. Кланица «Охрана труда на автомобильном транспорте» учебное пособие. – М.: «Академия», 2013г.
  13. И.О. Рыжова, А.М. Турков Практикум по логистики – М.: «Академия» 2009г.
  14. А.Н. Белов,  А.А. Белов Делопроизводство и документооборот Учебное пособие – Москва «ЭКСМО» 2008г.
  15. М.И. Басаков, О.И. Замыцкова «Делопроизводство учебник – Ростов-на-Дону.: «Феникс» 2009г.
  16. Ю.И. Лесов И.И. Иткинд «Перевозки товаров народного потребления автомобильным транспортом» справочник - М,: «Транспорт» 1977г.
  17. Д. Бенсон, Д.Ж. Уайтхед «Транспорт и доставка грузов» перевод с англиского канд. тех. наук В.В Космин – М.: «Транспорт» 1990г.
  18. В.М. Мишурин, А.Н. Романов «Надежность водителя и безопасность движения» - М, «Транспорт» 1990г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ksoft.ru/deloproizvodstvo/deloproizvodstvo.htm - Делопроизводство, образцы договоров, документов, актов, доверенностей, журналов, приказов, заявлений, деклараций, расписок, ведомостей, положений
  2. http://bibliofond.ru/typework.aspx?id=20 – БИБЛИОФОНД.РУ Электронная библиотека студента
  3. http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1805&min=50&orderby=titleA&show=10 – Российское образование федеральный портал
  4. http://www.twirpx.com – Все для студентов
  5. http://nashol.com – Все для школьников и студентов
  6. http://mexalib.com – Скачать книги бесплатно


Схема взаимодействия в команде

        

Условные обозначения:

Движение корреспонденции

помощь отделу

Снижение штрафных балов -80 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению конкурсов профессионального мастерства среди студентов транспортного кластера

Студентам транспортного кластера могут быть предложены конкурсы профессионального мастерства с использованием информационно-коммуникационных технологий «Своя игра», «Кто хочет стать автомехаником?», «...

Методические указания к проведению деловой игры «Показатели качества на этапах жизненного цикла продукции»

Методические указания к проведению деловой игры «Показатели качества на этапах жизненного цикла продукции» Цель игры: закрепление студентами полученных теоретических знаний основных п...

Методические рекомендации к проведению урока-игры по дисциплине «Математика»

Цель данной методической разработки: изложение плановой темы «Последовательности. Предел последовательности» согласно программе в игровой форме.Цель урока:·...

Методические рекомендации по проведению деловой игры по дисциплине «ЭКОНОМИКА» 100 вопросов по экономике

Методические рекомендациипо проведению  деловой игры по дисциплине     «ЭКОНОМИКА»  100 вопросов по экономике...

Методические рекомендации по проведению урока-игры по дисциплине Материаловедение

Организация познавательной деятельности в игровой форме имеет свою самостоятельную функцию в учебном процессе, которая не может быть выполнена другими методами, как и наоборот: игра не может за­ме...

Методическая разработка для проведения деловой игры среди студентов «Жизнь на всю оставшуюся жизнь», посвященная Всемирному Дню Больного.

Данная методическая разработка предназначена для подготовки и  проведения Деловой игры посвященной  Всемирному Дню Больного среди студентов медицинского колледжа 1 - 3 курсов специальностей ...