План конспект уроков учебной практики по теме " Плоскостная разметка"
план-конспект занятия по теме
План конспект уроков учебной практики по теме " Плоскостная разметка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmetka_plosk.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по учебной практики
Тема программы: № 2 «Разметка плоскостная»
Цели:
Образовательная: научить обучающихся пользоваться простейшим разметочным инструментом и проводить несложную разметку. Выработать у обучающихся практические навыки по организации рабочего места при выполнении разметки.
Воспитательная: содействовать формированию самостоятельности при выполнении работ, бережного отношения к расходованию материала, оборудованию, соблюдение правил техники безопасности, прививать любовь к выбранной профессии.
Развивающая: Овладеть навыками работ по плоскостной разметке, развивать умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать ошибки, умение работать с инструкционно-технологическими картами и чертежами.
Перечень навыков подлежащих овладению:
1.Подготовка поверхности деталей к разметке;
2.Нанесение рисок: прямолинейных, параллельных, взаимно перпендикулярных, по заданным углам;
3.Разметка замкнутых контуров: квадратов, прямоугольников, треугольников, многоугольников;
4.Разметка окружностей и радиусных кривых;
5.Накернивание разметочных линий;
Материальное оснащение темы: Подготовить: чертилки, разметочные кернеры, линейки миллиметровые, разметочные циркули, угольники. Плиты; Флаконы с медным купоросом; Стальные пластины различных размеров.
I. Вводный инструктаж – 40 минут.
1.Организационный момент - проверка наличия обучающихся -проверка наличия спецодежды
2.Сообщаю обучающимся тему урока
3.Проверка теоретических знаний обучающихся.
- Что такое разметка?
-Какие виды разметки вы знаете?
-Перечислите инструменты применяемые при разметке.
-Для чего при выполнении разметки применяют кернер?
-Назовите средства для окрашивания заготовок?
-Назовите последовательность нанесения разметочных линий.
4.Личный показ приемов разметки.
Перед показом приемов разметки я объясняю обучающимся значимость разметки. Объясняю, что разметкой переносят размеры с чертежа на заготовку детали или изделия для определения очертания по наружному и внутреннему контуру. Разметка показывает границы обработки и припуск, который удаляют той или иной слесарной операцией- рубкой, резанием, опиливанием. Знакомлю обучающихся с разметочными инструментами и их применением.
При проведении вводного инструктажа обучающиеся находятся на своих учебных местах. Объяснения приемов разметки обязательно сопровождаю показом этих приемов с рабочего места мастера. По ходу объяснений обучающиеся знакомятся с разметочными инструментами, которые находятся на их верстаках и воспроизводят показанные приемы выполнения упражнений.
II. Текущий инструктаж – 4 часа 35 минут
Текущий инструктаж необходимо вести по ходу выполнения упражнений.
Упражнение № 1. Подготовка деталей к разметке.
При выполнении данного упражнения объясняю обучающимся что для лучшей видимости разметочных линий в процессе разметки заготовку необходимо окрашивать. Для окрашивания заготовок можно применять следующие средства для окрашивания- медный купорос, мел, клей. На начальной стадии обучения для окрашивания заготовок применяем медный купорос. Медный купорос разводим в воде и храним в небольших стеклянных бутылочках. Для нанесения медного купороса на заготовку необходимо приготовить небольшие мягкие кисточки.
При выполнении данного упражнения объясняю ребятам, чтобы поверхность детали покрылась равномерным слоем медного купороса, она должна быть чисто опилена и не захватана руками. Сказанное подтверждаю простым опытом. Одного из обучающихся прошу провести по части поверхности заготовки рукой, а затем окрасить эту заготовку. Учащиеся наглядно видят, как хорошо окрашивается незахватанная поверхность и как плохо принимает окраску та часть поверхности, которую потерли рукой. Так же обучающимся необходимо показать, как зачищать заготовку при помощи напильника или наждачной бумаги.
В результате окраски на детали появляется тонкий слой меди, на фоне этого слоя прочерченная риска хорошо видна. Я наглядно это показываю учащимся нанося на окрашенную медным купоросом поверхность ряд произвольных рисок. После объяснения обучающиеся самостоятельно окрашивают выданные им заготовки.
Упражнение № 2.Разметка прямых произвольных рисок
В процессе данного упражнения я знакомлю обучающихся с разметочными инструментами: чертилкой, миллиметровой линейкой. Показываю, как необходимо пользоваться чертилкой и линейкой при проведении прямых рисок. Объясняю, что разметочные риски проводят стальными чертилками хорошо закаленными и остро заточенными.На рисунке 1, а показан наиболее распространенный тип чертилки из стальной проволоки толщиной 3-4 мм. Но проволочные чертилки недолговечны. Из-за частых переточек длина их быстро уменьшается и они становятся неудобными для работы. Более удобными считаются чертилки со вставной иглой Как только в процессе разметки игла срабатывается ее заменяют на новую. Риски проводят при помощи миллиметровых линеек. При разметке лучше пользоваться широкими линейками, т.к удобнее прижимать к детали. При выполнении данного упражнения обучающиеся должны соблюдать организацию рабочего места, им необходимо объяснить как правильно располагать инструмент во время работы. Молоток кладут с правой стороны размечаемой детали, чертилка, кернер, линейка, разметочный циркуль должны быть на планшете Упражнение № 2 заключается в том, что обучающиеся на заготовке из листовой стали размером 100 х150 мм. проводят несколько поперечных рисок.
Цели упражнения:
1.Научить удерживать неподвижно миллиметровую линейку при проведении рисок.
2.Научить проводить риску за один проход чертилки. Миллиметровую линейку удерживают на детали широко расставленными пальцами левой руки. Чертилку держат правой рукой, так как показано на рисунке, двигая ее вдоль кромки линейки с достаточно сильным нажимом, риску прочерчивают одним проходом чертилки. При большем числе проходов риска раздвоится, это приведет к браку при выполнении работы. Во время проведения учащимися данного упражнения я обхожу их рабочие места. Контролирую процесс разметки, слежу за тем, чтобы при проведении рисок обучающиеся не наклоняли чертилку слишком сильно, т.к. риски получаться не глубокие и быстро сотрутся. При вертикальном положении чертилки она будет реагировать на все неровности металла, в результате риска не получиться прямолинейной. Наклон чертилки по отношении к заготовке должен быть в пределах 35◦. Когда обучающиеся научаться проводить прямые линии за один проход чертилки, цель упражнения окажется достигнутой, переходим к следующему упражнению.
Упражнение № 3.Разметка параллельных рисок.
В состав разметочных инструментов входят разметочные циркули. Чаще всего применяют разметочные циркули с дугой. На той же самой заготовки обучающиеся проводят на расстоянии 20 мм. от края риску 1 .Разметочным циркулем, разведенным на произвольный размер, размечают две дуги а, поставив одну ножку циркуля на риску 1. Затем проводят риску 2, касательную к дугам а. Риска 2 будет параллельна риске 1. Далее обучающиеся с помощью циркуля и чертилки проводят еще две риски 3 и 4 по заданным размерам. Расстояние между рисками 3 и 2 может быть 20 мм., а между рисками 3 и 4 10 мм. Заданные размеры отмеряют по миллиметровой линейке. Острие циркуля ставят на 10-е деление линейки, второе острие на деление соответствующее заданному размеру плюс 10 мм. Не рекомендуется ставить острие циркуля на нулевое деление линейки, острие будет соскальзывать с линейки в результате размеры получаться с погрешностью. На обратной стороне заготовки размечают параллельные риски сначала на расстоянии 30 мм. от края, а затем с промежутками 20 и 10 мм. засечки делают чертилкой. При помощи миллиметровой линейки соединяют между собой рисками. На этой же стороне обучающиеся учатся проводить риски при помощи слесарного угольника. Расстояние между рисками может быть произвольным или указывается мастером. После освоения обучающимися данного упражнения переходят к следующему упражнению.
Упражнение № 4.Разметка взаимно перпендикулярных рисок.
Для проведения данного упражнения берут стальную полосу размером 100 х 150 мм. Вдоль полосы проводят риску А. Посередине полосы делают чертилкой отметку 1. В отметку 1 ставят острие циркуля и откладывают на риске А одним и тем же разводом циркуля отметки 2 и 3. Затем устанавливают циркуль на размер чуть больше чем расстояние между рисками 1 и 2 или 1 и 3. Этим размером циркуля вычерчивают из точек пересечения риски А с отметками 2 и 3 дуги 4 и 5 4/и 5/ . Полученные при этом построении точки а и а/ соединяют между собой риской В. Риски А и В будут перпендикулярны друг к другу. На оборотной стороне заготовки обучающиеся размечают прямоугольники размером 50 х 100 мм. Чтобы получить прямоугольник наносят риску вдоль полосы и к ней проводят перпендикуляр. После этого прочерчивают линию параллельно первой риске на расстоянии 50 мм. от нее и затем линию параллельную перпендикуляру на расстоянии 100 мм. от него. Параллельные риски проводят любым ранее изученным способом. После приобретения навыков по проведению перпендикулярных рисок переходим к следующему упражнению.
Упражнение № 5.Накернивание разметочных рисок.
Для закрепления разметочных рисок, для лучшей видимости в процессе работы проводят накернивание разметочных рисок. Для накернивания разметочных рисок применяют разметочные кернеры. Лучше всего применять кернеры с тонкой рабочей частью и заточенные под углом 40-45◦. Центры отверстий размечают центровыми кернерами, они имеют утолщенную рабочую часть и затачиваются под углом 60◦. Удары пор кернеру наносят разметочным молотком массой не более 100-150 гр. При выполнении данного упражнения обучающиеся допускают ошибки: -работают кернером, заточенным под углом 60◦, в результате углубления получаются широкими. -выполняют керновые углубления не точно по риске -наносят керновые углубления слишком близко друг к другу -забывают наносить углубления в местах пересечения рисок и по углам разметочных контуров -производят керном углубления разной глубины. При выполнении данного упражнения обучающимся необходимо прививать умение ставить керновые углубления точно на риску. С этой целью я учу их такому приему: кернер с наклоном ставят возле риски, в этом положении его ведут по металлу к риске, пока кернер острием не попадет на риску, когда кернер попадает на риску, ему придают вертикальное положение и молотком наносят по нему удар. После усвоения приема накернивания учащимся выдается задание накернить обычными приемами 2-3 риски, размеченные в предыдущих упражнениях. После того как обучающиеся проведут накернивание рисок, я предлагаю накернить еще 2-3 риски, подчеркивая при этом что углубления они должны наносить на расстоянии примерно 15 мм друг от друга и при этом удары наносить одной и той же силы. Далее обучающиеся тренируются накернивать взаимно перпендикулярные риски обязательно нанося углубления в местах их пересечений. После приобретения навыков по накерниванию рисок переходим к разметке окружностей.
Упражнение № 6.Разметка окружностей.
Перед тем как приступит к разметке обучающиеся окрашивают заготовку медным купоросом. На поверхности заготовки проводят три пары центровых взаимно перпендикулярных рисок. В местах пересечения рисок образуют керновые центровые углубления. Из полученных углублений размечают три окружности: одну произвольного размера, вторую радиусом 30 мм. и третью радиусом -15 мм. Каждую разметочную окружность накернивают, делая по 2-3 углубления на каждой четверти. Кроме того, углубления обязательно образуют в местах пересечения центровых линий с окружностью.
Обходы рабочих мест. Во время выполнения упражнений обучающимися я прохожу рабочие места. Во время обходов проверяю: - правильность подготовки заготовке к разметке (чистоту заготовки, окраску медным купоросом) - правильность положения чертилки при нанесении рисок -правильность положения кернера при нанесении ударов молотком - организацию рабочего места - соблюдение правил техники безопасности
Во время обхода рабочих мест, по необходимости провожу индивидуальный инструктаж по выполнению работы
III. Заключительный инструктаж – 15 минут.
При проведении заключительного инструктажа провожу разбор типичных недочетов в работе обучающихся. Подвожу итоги за день. Даю оценку качеству выполненных работ. Отмечаю обучающихся показавших лучшие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока учебной практики по профессии "Сварщик"
План-конспект урока учебной практики по профессии "Сварщик" Цель урока:обучающая: закрепить знания по междисциплинарному курсу, сформировать профессиональные компетенции при рабо...
План-конспект урока учебной практики на тему: "Филигрань"
План-конспект урока учебной практики на тему "Филигрань"...
План- конспект урока учебной практики ПМ.03
Урок производственного обучения по теме "Приготовление щей" состоит из трех частей: вводного инструктажа, выполнения практического задания и заключительного инструктажа. Вводный инструктаж прово...
План-конспект урока учебной практики ПМ.05
Урок учебной практики по теме " Приготовление блюд из жареного мяса" состоит из 3-х частей: вводного инструктажа, выполнения практического задания и заключительного инструктажа. Вводный инструктаж про...
План конспект урока учебной практики на тему "Продажа ювелирных изделий"
Цель урока: - формирование умений по продаже ювелирных товаров; Задачи урока: Научить проверять качество, комплектность, количественные характеристики ювелирных товаро...
План - конспект урока учебной практики по производственному модулю "Пошив изделий по индивидуальным заказам" на тему "Обработка вытачек".
Материал содержит подробный план урока с кратким содержанием теоритического материала, заданиями для проверки качества усвоения знаний с эталонами ответов и критериями оценки, критерии оценки вы...
План-конспект урока учебной практики по профессиональному модулю "Изготовление лекал" на тему "Расчет и построение чертежа основы юбки на индивидуальную фигуру"
Материал содержит краткий теоретический материал, подробный план урока, инструкционную карту и чертеж, задания для проверки качества знаний, методические рекомендации для выполнения домашнего задания....