Методическая разработка классного часа «Юноши России присягают…»
классный час на тему

Хлебников Владимир Фёдорович

Введение

Классный час, посвященный землякам, воевавшим в «горячих точках»,играет  важную роль  в плане формирования у обучающихся патриотизма и чувства гордости за страну, пропаганды воинской службы . Освещается история праздника, подвиги российских воинов в период боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Дагестане, Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Сирии . В методической разработке представлены материалы по подготовке и проведению классного часа.

Одним из важнейших аспектов воспитательной работы в условиях среднего профессионального образования является формирование нравственных устоев молодых людей. Нравственное воспитание и формирование нравственной культуры – это непрерывный процесс превращения существующих моральных знаний во внутренний мир человека. Мероприятие, посвященное таким вопросам, позволяет обратить внимание молодых людей на важность нравственных устоев личности. Поэтому задача педагогов –  пробуждать у молодежи интерес к саморазвитию, совершенствованию культуры общения, самореализации. В этом деле очень важен опыт предшествующих поколений, который демонстрирует нам великое множество примеров самоотверженной любви, преданности своим близким и своей Родине. Такие примеры необходимо доносить до сознания молодежи в форме, которая не вызовет у них недоверия и не будет воспринята как назидание. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребята сами будут участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, посвященных вечным ценностям, на которых стоит мир – любви, верности, самопожертвованию

Именно в юности окончательно формируется система ценностей молодого человека, которая в дальнейшем определяет весь его жизненный путь. Очень важно для гармоничного развития личности, чтобы молодые люди воспринимали ценности предыдущих поколений, но еще важнее, чтобы они могли делать выбор между ценностями истинными и мнимыми. Критерии отбора таких ценностей каждое поколение корректирует самостоятельно, но есть вечные ценности, на которых всегда держалось человечество. Это  – любовь  и преданность Родине. Эти вещи неразрывно связаны между собой, что многократно подтверждено историей. Поэтому тема классного часа,  возникнув впервые как рассказ об участии членов семей обучающихся в «горячих точках», была сформулирована впоследствии как «Юноши России присягают…». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunoshi_rossii.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Марксовский политехнический колледж»

Методическая  разработка

классного часа

«Юноши России присягают…»

                                        Разработал преподаватель Хлебников В.Ф.

                                                                     Маркс

                                                                    2017

Содержание

Введение

3

Цели и задачи мероприятия

5

Ход мероприятия

7

I. Организационный момент

7

II. Мотивация деятельности обучающихся  

Сообщение темы и цели классного часа

7

III. Беседа с элементами выразительного чтения

стихотворений, выступлений обучающихся

8

IV. Рефлексия. Итоги урока

15

Литература.

17


Введение

Классный час, посвященный землякам, воевавшим в «горячих точках»,играет  важную роль  в плане формирования у обучающихся патриотизма и чувства гордости за страну, пропаганды воинской службы . Освещается история праздника, подвиги российских воинов в период боевых действий в Афганистане, Таджикистане, Дагестане, Чечне, Южной Осетии, Абхазии, Сирии . В методической разработке представлены материалы по подготовке и проведению классного часа.

Одним из важнейших аспектов воспитательной работы в условиях среднего профессионального образования является формирование нравственных устоев молодых людей. Нравственное воспитание и формирование нравственной культуры – это непрерывный процесс превращения существующих моральных знаний во внутренний мир человека. Мероприятие, посвященное таким вопросам, позволяет обратить внимание молодых людей на важность нравственных устоев личности. Поэтому задача педагогов –  пробуждать у молодежи интерес к саморазвитию, совершенствованию культуры общения, самореализации. В этом деле очень важен опыт предшествующих поколений, который демонстрирует нам великое множество примеров самоотверженной любви, преданности своим близким и своей Родине. Такие примеры необходимо доносить до сознания молодежи в форме, которая не вызовет у них недоверия и не будет воспринята как назидание. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребята сами будут участвовать в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, посвященных вечным ценностям, на которых стоит мир – любви, верности, самопожертвованию

Именно в юности окончательно формируется система ценностей молодого человека, которая в дальнейшем определяет весь его жизненный путь. Очень важно для гармоничного развития личности, чтобы молодые люди воспринимали ценности предыдущих поколений, но еще важнее, чтобы они могли делать выбор между ценностями истинными и мнимыми. Критерии отбора таких ценностей каждое поколение корректирует самостоятельно, но есть вечные ценности, на которых всегда держалось человечество. Это  – любовь  и преданность Родине. Эти вещи неразрывно связаны между собой, что многократно подтверждено историей. Поэтому тема классного часа,  возникнув впервые как рассказ об участии членов семей обучающихся в «горячих точках», была сформулирована впоследствии как «Юноши России присягают…».

Цели и задачи мероприятия.

Задачи   мероприятия:

*Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к  жертвенным поступкам во имя величия и процветания России в настоящее время.

*Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, войны, преступления против человеческой жизни.

*Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время войн и военных конфликтов, о мужестве и отваге российских солдат.

Цели мероприятия: 

Образовательные:  

Познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг. и других «горячих точек» планеты. Просвещение обучающихся с целью выработки нравственных взглядов, суждений, оценок.

Воспитательные:

Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну. Воспитание уважения к подвигам героев - интернационалистов и чувства гордости за них.

Воспитание уважения и благодарности к ветеранам локальных войн.

Воспитание честности, благородства, сострадания.

Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма у обучающихся.

Содействовать изучению, осмыслению и воспитанию уважения к нравственному опыту предшествующих поколений.

Развивающие:

Развивать представление у обучающихся о роли ограниченного контингента советских войск в Афганистане и в других «горячих точках».

Развивать интерес к изучению исторического прошлого и настоящего нашей Родины. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся. Содействовать развитию  у обучающихся критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков.

Методическая цель: показать на материале внеклассного мероприятия решение задач нравственного воспитания обучающихся.

 Форма проведения: откровенный разговор (с элементами выразительного чтения)

Методы: рассказ, беседа, чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен.

Оформление и оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, подборка газет «Воложка», фотографии воинов – интернационалистов колледжа и участников локальных войн

Ход мероприятия.

Эпиграфы:

За  ошибки  политических  деятелей  расплачивается  нация. 
Н. Бердяев

Состраданья  не  ждем  от правителей,  партий  и  судей,
Но  хотелось бы  знать,  кто,  куда  и  зачем  нас  пошлет?
Не  пристало  нам быть  на  ролях  бессловесных  орудий,
Выполняя  приказы,  которых  не  отдал  народ.

А.  Ковалев

I. Организационный момент.

На доске написаны эпиграфы  к уроку

II. Мотивация деятельности обучающихся.  Сообщение темы и цели классного часа. 

*Прочитайте эпиграфы, которые вы видите на доске (высказывания Н.Бердяева и А.Ковалёва)

*Исходя из прочитанных эпиграфов, попробуйте сформировать задачи урока.

*Итак, тема классного часа - «Юноши России присягают…».

*А какие цели  стоят перед нами, исходя из темы урока?

III. Беседа с элементами выразительного чтения стихотворений, выступлений обучающихся.

*Для чего в каждой стране есть армия?

*В календаре есть дата- 9 мая. О чём она вам говорит?

Преподаватель. Если мы посмотрим на географическую или политическую карту мира и попытаемся отметить на ней красными точками территории, на которых были и есть войны и военные конфликты, то таких « горячих точек» будет очень  много (показывает на карте, а обучающийся на доске отмечает красной точкой страну, где проходили боевые сражения): Афганистан, Босния,  Косово, Таджикистан, Дагестан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия, а сейчас – Сирия.

 У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными  раньше. Они хотят быть нужными правде и памяти.

Это еще  и живая память. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.

Сообщение  обучающегося.  Десять лет продолжалась война в Афганистане: с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года. Раньше об этих страшных событиях говорили шепотом, но потом появилось много статей , книг об Афгане, в которых раскрывалась страшная правда о войне. Это повесть С.Алексиевич «Цинковые мальчики», очерки А.Олейника «Памятник в Кабуле», книга Д.Ольшанского «Афганский синдром», статьи А.Проханова «Афганцы после Афганистана», книга Б. Громова «Ограниченный контингент»; большое количество афганских песен , вышел в прокат фильм Ф.Бондарчука  «9 рота».

В ту пору мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово «дух» может означать не только что-то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с «Калашниковым» наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зеленка», «вертушка», «груз 300», «груз 200»... А «чёрный тюльпан»- это не только цветок, это воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов – интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шёпотом, всё чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдалённых сёлах нашей страны.

Убито и ранено..Калеки, психические больные..Дети-сироты…Седые матери… Могилы, могилы… Страшная цена мира.

Выразительное чтение стихотворения  воина-афганца С. Боева  «Приказ».

У Бога, видно, выходной,

И дьявол судьбами играет.

В эфире слабый позывной,

Десанта рота погибает.

Молчат сурово небеса,

Надежды нет, подмоги- тоже,

Лишь смерти шелестит коса,

И ротный стонет: «Боже, Боже!»

А враг сжимает круг огня,

Младые души отнимает,

Молитва Богу – вся броня,

И ротный с каждым умирает.

Всё тише шепчет: «Боже мой!

Приказ, приказ! Страна за нами!»

И смотрит в небо над собою  

Навек застывшими  глазами .            

Звучит песня «Черный Тюльпан» А. Розенбаума   

Преподаватель. 15 февраля 1989 года последние  войска покинули территорию Афганистана. Операцией руководил командующий ОКСВ генерал – лейтенант  Борис Громов

Ну, вот и кончилась война, которая была не наша. Но Афганистан не должен  уходить из памяти. Через горнило Афганской войны  прошло  620.000 солдат и офицеров, 53.753 – ранено, пленных и пропавших  без вести-333, 14 453  - погибло. Афганистан – это боль и скорбь, память; это война, в которой наши ребята были просто солдатами.

Чтение  стихотворения марксовского  поэта  Николая Болдырева

«Не зажить душевным ранам».

Город встретил  ветерана – загорел он, повзрослел.

Он вернулся из Афгана  невредим, как будто цел.

Руки, ноги – все на месте, только с проседью пробор.

Он живым пришёл к невесте с тех высот, с афганских гор,

Где стреляли моджахеды, где смешались кровь с песком,

Рвались мины и ракеты, пыль и дым стоял столбом.

Отгремели залпы, взрывы вот уж восемнадцать лет…

Очень жаль, что не все живы возвратились…многих нет.

Не вернуть друзей погибших, что остались в тех горах,

Не забыть  домой  прибывших  в оцинкованных  гробах!

В снах кошмарных ветеранам они снятся до сих пор.

Не зажить душевным ранам, не забыть афганских гор!

Просто солдатами на этой не нашей войне были и выпускники нашего учебного заведения. Это  Антипин Николай, Дружков Александр,  Крупин Сергей, Клец Сергей, Мокеев Игорь, Цулин Сергей, Пашков Александр, Советов Сергей,  Смолов Николай, Сарксян Андраник, Прохоров Виктор, Нигматулин Александр, Марфиенко Сергей , Жандаров Рушан, Сорокин Дмитрий, Жемков Дмитрий, Шиндров Пётр. Эти ребята были награждены  медалями «70 лет ВС СССР» ,нагрудными знаками  «Воину - интернационалисту». Юрий Груздев  за  спасение своего командира был награждён Орденом Красной Звезды, а Николай Антипин  - медалью «За отвагу».    

 Звучит  песня  «Афганский вальс».

Выступление  обучающегося.  Того, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде... Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем-то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не ее продолжительностью, а тем, что ее наполняет.

Служил стране, как сердцу было велено.

Профессия - Отчизну защищать!

Заслуги? - Верность Родине, России...

Выступление участника боёв в Афганистане преподавателя Хлебникова В.Ф.

Выступление обучающегося.   

Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте...

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и  кровью, омут,

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое названье  - Бамут.

Закрою атлас, снова открываю…

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она - та точка роковая.

Кто знал ее вчера? Она Чечня.

На фоне бледно – розового  цвета.

В истории свои загадки,

С плеча судить мы не вольны:

Кто виноват в кровавой схватке

Людей вчера одной страны.

Пройдя по жизненным излукам,

История, как ОТК,

Клеймо поставит  по заслугам,

И не на час, а на века.

И за чеченскую афёру

Она – уму и совести укор.

Кто знал вчера названье это,

Что за чертою дальних гор?

Боль России - Чечня.  Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

35 выпускников ПУ№ 46 ( «МПК») были участниками боевых действий в Чечне... Четверо из них получили нагрудный знак «За отличие в службе». Трое наших земляков  погибли на этой войне. Это майор милиции  Коротков Ю.А. и  выпускники Марксовского сельскохозяйственного техникума Алексей Приходько и Сергей Ефремов.

Сообщение обучающегося «Защитники Родины – наши земляки». / По материалам газеты «Воложка»/

Преподаватель.  Российский офицер! Это гордое звание, героическая профессия. Профессия - Родину защищать. Словно эстафета передается из поколения в поколение героическая слава наших дедов и отцов, офицеров Вооруженных сил, отстоявших с оружием в руках независимость Родины. Нынешнее поколение российских офицеров продолжает эту эстафету самоотверженного служения Родине.

Звучит песня О. Газманова «Господа офицеры».

Преподаватель. «Горячие точки»  России.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации военные действия не ведутся, и горячих точек нет. Однако с момента распада Советского Союза на территории нашей страны не раз вспыхивали конфликты. Так, самые горячие точки России этого десятилетия – это, несомненно, Чечня, Северный Кавказ и Южная Осетия.

В августе 2008 года произошел грузино-осетинский конфликт, в котором также принимали участие российские войска. Боевые действия начались 8 августа, и спустя пять дней закончились подписанием мирного договора.

В грузино-осетинском  конфликте принимали участие 36 выпускников нашего колледжа.   В  дагестанских событиях -8 выпускников.  Зибров Николай  награждён  орденом «Мужества». Гадельбаев Вадим был награждён «Медалью Жукова», Кучба Валентин – медалью «За отвагу», Макаров Дмитрий и Масличенко  Алексей «Медалью Суворова».

«Горячие точки» планеты – это словно старые раны, которые все никак не могут зажить. На какое-то время конфликты угасают, но потом снова и снова вспыхивают, принося боль и страдания человечеству. Международная кризисная группа назвала регионы «горячих точек» на нашей планете, которые прямо сейчас угрожают миру.

О гуманизме наших солдат, об их мужестве и самопожертвовании можно говорить бесконечно. Наши солдаты заслуживают самого высокого уважения, потому что каждый из них выполнял свой патриотический долг перед Родиной. Так давайте поклонимся низко, до самой земли, героям, нашим современникам – воинам  локальных войн.

Преподаватель.  Память о  всех погибших в «горячих точках» живет в наших сердцах.  Минутой молчания почтим всех воинов, которые не вернулись домой  с войны.

Минута молчания.

  Поклянемся друзья,  не забудем парней,

  Тех, кто жизни отдал  на далёкой земле.

  Память в сердце о них  сохраним навсегда.

Преподаватель. Сегодня у российского солдата есть два пути попасть в «горячие точки»: армия и служба по контракту. Согласно изменениям, внесенным в Положение, регулирующее порядок прохождения военной службы, срочники могут быть командированы в «горячие точки» после четырех месяцев подготовки (ранее этот срок составлял полгода). По контракту в горячую точку можно попасть, заключив соответствующий договор со страной. Этот договор составляется только в добровольном порядке и на конкретный срок, который гражданин обязан отслужить. Прежде чем подписать контракт, добровольцы должны пройти жесткий отбор: начиная с компьютерного тестирования на сайте Министерства обороны и заканчивая полным обследованием состояния здоровья, психики, проверкой личных данных, законопослушности и лояльности.

Сегодня может показаться, что все страшные войны остались в далеком прошлом. Но это вовсе не так. Несмотря на то что, согласно исследованиям, в XXI веке в результате военных действий гибнет гораздо меньше людей, чем в прошлые столетия, в разных регионах нашей планеты вспыхивают «горячие точки». Вооруженные конфликты, военные кризисы – наверное, человечество никогда не сложит оружие. Вот и сейчас в Сирии идёт настоящая война. Там гибнут не только сирийцы, но и российские солдаты и офицеры.

 IV. Рефлексия. Итоги урока.

Преподаватель. Святая обязанность наших земляков - вечно хранить память о погибших в Афганистане, Чечне и в других локальных войнах как о верных сыновьях, выполнивших ценой собственной жизни долг защитника Родины.

Выразительное чтение стихотворения . /Читает обучающийся/

Мы счет ведем победным датам,

И в сердце гордость за страну.

Но как забыть, что вновь солдаты

Сейчас уходят на войну.

Мы воздаем честь ветеранам-

Вполне заслуженную честь,

Но каждый день на них с экрана

Глядит не радостная весть.

Их внуки, верны Отчизне,

С врагом, пришедшим не из вне,

В сражениях теряют жизни

В своей же собственной стране.

Мы чтим боев минувших подвиг,

Победы славный юбилей.

Но долг наш - и сегодня помнить,

О всех погибших на земле,

Преподаватель: Наше мероприятие подошло к концу,  хочу пожелать всем присутствующим, самое главное, здоровья, уважения и почитания близких, мирного неба и тишины.

От прошлого не отрекаются любя.

И забывать об этом мы не в праве.

 Пусть не коснется  боль войны тебя.

Пусть будет в мире мир и мир в державе.

Литература.

  1. Бухараев Р. Репортер в "горячей точке" : сколько стоит жизнь журналиста на Западе, когда его командируют для выполнения опасного задания? / Р. Бухараев, И. Макридова // Журналист. – 2008. - № 11. - С. 44-45.
  2. Журналистика и война : освещение российскими СМИ военных действий в Чечне / ред. А.Г. Рихтер. - М., 1995.
  3. Журналисты в «горячих точках»: технология профессионального поведения / сост. О.В. Панфилов. - М. : Рос. гуманитар. ин-т, 2000. - 132 с.
  4. Князев А. Журналистика конфликта : пособие / А. Князев. – Бишкек, 2001.
  5. Современная журналистика : дискурс профессиональной культуры : тематический сб. ст. и материалов / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького ; под ред. В. Ф. Олешко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та : Филантроп, 2005. - 319 с.
  6. Худолеев В. Особенности экстремальной журналистики // Krasnaia zvezda. – 2006. – № 100. – C. 3-3.
  7. Шимолин В. Фотожурналистика «горячих точек» : документальность отражения и свобода интерпретации // Международная журналистика-2012: современное состояние и направления развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2012 г., Минск / под общ. ред. Т.Н. Дасаевой ; сост. Б.Л. Залесский. – Минск : Изд. центр БГУ, 2012. – С. 171–175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Памятные даты России и Москвы». Сценарий проведения тематического классного часа «День народного единства»

День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящён он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительст...

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....

методическая разработка классного часа "Автомобилисты России"

методическая разработка классного часа "Автомобилисты России"...

Символы России Методическая разработка классного часа для преподавателей

АннотацияРабота предназначена для преподавателей, работающих с подростками 12-16 лет. Направлена на формирование гражданской позиции, патриотизма, коммуникативных компетенций....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа «Донорство в России»

Сегодня мы  ближе познакомимся  с историей донорства в России, важности и необходимости донорства, о Национальном дне донора, кто может стать донором, что значит  Почетный донор России ...

Методическая разработка классного часа "Крым - Россия навсегда!

Методическая разработка классного часа для обучающихся среднего профессионального образования "Крым - Россия навсегда!...

Конспект классного часа «Символы России»

Конспект классного часа «Символы России»...