Методическая разработка "Сверление" (23.05.2017 г.)
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения на тему:
«Сверление металла»
Составил: мастер производственного обучения
Короткова С.А.
2017г.
Рассмотрено, обсуждено Утверждаю:
утверждено на заседании ЦК №1 Зам.директора по УПР
_________Паркина Н.В.
Председатель ЦК №1
___________В.М.Курдюкова
Содержание
1.Введение
2.Характеристика темы
3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
4.Примерные критерии и оценки
5.План – конспект урока производственного обучения
6.Заключительный инструктаж
7.Список используемой литературы
8.Рецензия
1.Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».
Производственное обучение проводится в учебных мастерских.
В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».
В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:
-журнал производственного обучения;
-технологическая карта урока производственного обучения;
-график перемещения по рабочим местам;
-протоколы по охране труда и техники безопасности.
2.Характеристика темы.
Слесарные работы – это обработка металлов, обычно дополняющая станочную механическую обработку или завершающая изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов, а также их регулированием. Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента либо на станках.
Слесарные работы применяются в различных видах производства, их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование, развертывание отверстий, нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка. В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских располагается оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.
Сверлением называется образование снятием стружки отверстий в сплошном материале с помощью режущего инструмента – сверла, совершающего вращательное и поступательное движения относительно своей оси.
Сверление применяется: для получения неответственных отверстий невысокой степени точности и значительной шероховатости, например под крепежные болты, заклепки, шпильки и т.д.; для получения отверстий под нарезание резьбы, развертывание и зенкование.
Рассверливанием называется увеличение размера отверстия в сплошном материале, полученного литьем, ковкой, штамповкой или другими способами. Сверлением и рассверливанием называется увеличение размера отверстия с большой точностью. Когда требуется более высокое качество поверхности отверстия, его (после сверления) дополнительно зенкеруют и развертывают.
3.Рекомендации по подбору учебно-
производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
4.Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
правильность приемов работы и рациональность организации труда и
рабочего места;
учебно-производственных работ;
выполнение установленных количественных показателей;
степень самостоятельности выполнения задания.
5.План – конспект урока
урока производственного обучения
Тема программы: «Слесарное дело»
Тема урока: «Сверление металла»
Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять сверление металла; развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;
воспитательная – привить обучающимся внимательность и грамотность пользования инструментом;
методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся.
2.Вводный инструктаж.
Вопрос №1. Какие бывают сверла?
Сверла бывают различных видов и изготавливают из быстрорежущих, легированных и углеродистых сталей, а также оснащаются пластинками из твердых сплавов.
Для сверления отверстий чаще применят спиральные сверла. Спиральное сверло – двузубый режущий инструмент, состоящий из двух основных частей – рабочей и хвостовика. Рабочая часть сверла состоит из цилиндрической и режущей частей. На цилиндрической части имеются две винтовые канавки, расположенные одна против другой. Их назначение – отводить стружку из просверливаемого отверстия во время работы сверла.
Существует множество сверл, каждое из которых находят свое широкое применение, это – сверла, оснащенные пластинками из твердых сплавов; с винтовыми, прямыми и косыми канавками; с отверстиями для подвода охлаждающей жидкости; монолитные; комбинированные; центровочные и перовые сверла.
Вопрос №2. Как производится заточка спиральных сверл?
При сверлении затупившееся сверло очень быстро нагревается. При небрежном обращении сверло из быстрорежущей стали Р6М5 может нагреться настолько, что произойдет отпуск стали и сверло станет негодным для работы. Чтобы повысить стойкость режущего инструмента и получить чистую поверхность отверстия, при сверлении металлов и сплавов пользуются охлаждающими жидкостями. Например, если просверливаемый материал из стали, охлаждающая жидкость состоит из мыльной эмульсии или смеси минерального и жирного масел и т.д.
Износ сверла в первой стадии может быть обнаружен по резко скрипящему звуку. Опытный рабочий безошибочно по звуку иногда устанавливает момент, когда сверло начинает затупляться.
Как правило, заточка сверл выполняется централизовано в специальных мастерских заточниками, однако и слесарь обязан хорошо знать правила заточки и при необходимости уметь заточить сверло вручную на простом заточном станке.
Заточку выполняют в защитных очках вручную следующим образом. Левой рукой удерживают сверло за рабочую часть как можно ближе к режущей части, а правой охватывают хвостовик, слегка прижимая режущую кромку сверла к боковой поверхности шлифовального круга. Затем плавным движением правой руки, не отнимая сверло от круга, поворачивают его вокруг своей оси и, выдерживая правильный наклон и слегка нажимая на сверло, затачивают заднюю поверхность. Заточку ведут с охлаждением, периодически погружая конец инструмента в водно - содовый раствор. При этом следят за тем, чтобы режущие кромки были прямолинейными, имели одинаковую длину и были заточены под одинаковыми углами.
Вопрос №3. С помощью каких ручных инструментов производится сверление?
Сверление осуществляется в основном на сверлильных станках. В тех случаях, когда деталь невозможно установить на станок или когда отверстия расположены в труднодоступных местах, сверление ведут с помощью коловорота, трещоток, дрелей, ручных электрических и пневматических сверлильных станках.
Трещотка применяется для ручного сверления отверстий больших диаметров (до 30 мм), а также для сверления отверстий в неудобных местах, когда нельзя применять сверлильный станок. Ручная дрель применяется для сверления отверстий диаметром до 10 мм. Сверление ручной дрелью выполняют на низких и высоких подставках, а также с зажимом деталей в тисках. Ручные сверлильные электрические машины применяют при монтажных, сборочных и ремонтных работах для сверления и развертывания отверстий. Они бывают трех типов: машины легкого, среднего и тяжелого типов. Ручные сверлильные пневматические машины по сравнению с электрическими имеют небольшие размеры и массу. Привод этой машины допускает плавное регулирование частоты вращения при нажиме на пусковой курок. При перегрузке машина автоматически останавливается, чем предотвращается поломка сверла, в то время как перегрузка сверлильной электрической машины приводит к перегоранию ее обмотки, т.е. к выходу машины из строя.
Вопрос №4. На какие группы делятся сверлильные станки?
Сверлильные станки делятся на три группы – универсальные (общего назначения), специализированные и специальные.
К универсальным сверлильным станкам относятся вертикально - и радикально - сверлильные станки. У вертикально – сверлильных станков шпиндель расположен вертикально. Одной из разновидностей вертикально - сверлильных станков являются настольные вертикально – сверлильные станки 2М112, которые предназначены для сверления отверстий диаметром не более 12 мм. в небольших деталях. Универсальный вертикально – сверлильный станок 2н125л рассчитан для работы во вспомогательных и основных цехах машиностроительных заводов и предназначен для сверления, рассверливания, а также для нарезания резьб ( с ручным управлением реверсирования шпинделя).
Вопрос №5. Каким образом производится сверление отверстий?
При сверлении различают сквозные, глухие и неполные отверстия. Сверление глухих отверстий на заданную глубину осуществляют по втулочному упору на сверле или измерительной линейке, закрепленной на станке. Сверление неполных отверстий. В тех случаях, когда отверстие расположено у края, к обрабатываемой детали приставляют пластину из того же материала, зажимают в тисках и сверлят полное отверстие, затем пластину убирают. Сверление сквозного отверстия производят после закрепления в тисках на деревянной подкладке. Вначале выполняют полное рассверливание и проверяют отверстие по контрольным окружностям. Обнаружив увод сверла, устраняют его, а затем окончательно просверливают отверстие. Существуют различные виды сверлений: отверстий в плоскостях, расположенных под углом друг другу; отверстий на цилиндрической поверхности; точных отверстий; отверстий небольших диаметров; кольцевое сверление; отверстий в листовом металле; глубоких отверстий и т.д.
Вопросы от обучающихся и ответы на них
Распределение обучающихся по рабочим местам.
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:
1.Правильности организации рабочего места
2. Правильности приемов самоконтроля.
3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
4.Проверка загрузки обучающихся.
6.Заключительный инструктаж
1.Подведение итогов урока.
2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
3.Объявление оценок обучающимся.
4.Замечания по работе.
5.Выдача домашнего задания.
7. Список используемой литературы
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало Бубнов»2010г
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
- Н.И.Макиенко «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.
8.Рецензия
на методическую разработку урока производственного обучения в группе по специальности «Машинист локомотива» на тему: «Сверление металла»
Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.
Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.
Председатель ЦК №1 В.М.Курдюкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Данные методические рекомендации помогут преподавателям педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и к...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...