«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
учебно-методическое пособие на тему
Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_obespechen._studentov_dlya_samost_raboty.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
профессионального образования Республики Мордовия
«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
имени А.П. Байкузова»
«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Преподаватель Разживина И.Н.
«… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно»
А. Дистервег
«Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»
Самостоятельная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании возрастает с введением ФГОС СПО нового поколения. В программах и профессиональных модулях организация самостоятельной работы студентов занимает приоритетную позицию. Идет не формальное увеличение часов на самостоятельную работу, а организации процесса обучения на деятельностной основе, обеспечивающих субъективную позицию студента, формирование у него опыта практической деятельности, а на его основе – овладения профессиональными и общими компетенциями.
Увелияние роли СРС означает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, т. к. в стандарте ФГОС СПО в пункте 7.1. указывается обеспечение образовательным учреждениям эффективной самостоятельной работы студентам в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа становится основой организации образовательного процесса, так как данная форма обучения обеспечивает реализации субъективной позиции студента, т. к. требует от него высокой самоорганизации и самостоятельности.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана ОУ деятельность обучающихся по освоению содержания ОК и ПК, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы - формирование у обучающихся ОК и ПК, обеспечивающих развитие у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Специфика самостоятельной работы обучающегося как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа обучающихся над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время (на уроке и во внеурочное время); обучающийся сам выбирает способы выполнения задания, непосредственное фактическое участие преподавателя в руководстве самостоятельной работой отсутствует, но есть опосредованное управление преподавателем самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся (на основе инструктажа, консультаций, рекомендаций); обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.
Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.
Знание видов классификации самостоятельной работы позволяют преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами.
Виды самостоятельных работ:
1. По дидактической цели:
- самостоятельная работа обучающихся по овладению новыми знаниями, овладению умением самостоятельно приобретать знания: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарем и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио - и видеозаписей,компьютерной техники, Интернета и др.;
- самостоятельная работа обучающихся по закреплению и систематизации полученных знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио - и видеозаписей и т. д.); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка сообщений, докладов, рефератов, составление библиографии, тематических кроссвордов; составление тематического портфолио; составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; анализ современного опыта в профессиональной сфере и др.);
- самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций): решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделиование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); разработка проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам; проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио-, видеотехники и др.
2. По времени и месту проведения:
- аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия (конспектирование и работу с книгой, документами и первоисточниками; доработку и оформление записей по лекционному материалу; проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации; выполнение рефератов; подготовку к семинарам, конференциям, конкурсам; участие в проведении различных исследований и обработке их данных; анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме; подготовку к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ и др.
З. По нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучающихся:
- воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются следующие виды самостоятельных работ:
- выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.
- составление, формулировка: задач, примеров; кроссеордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т. д.;
- анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;
- изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др.
5. По количеству обучающихся:
- фронтальная самостоятельная работе (Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем: выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся. При фронтальной СР главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы);
- групповая самостоятельная работа (до 5 человек);
- парная самостоятельная работа (успешно использовать для совместной проработки материала у учебника, документа, для взаимной проверки письменных упражнений и т. д.);
- индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной СР предусматривается обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся. К особенностям выполнения индивидуальных самостоятельных работ можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, возможность сотрудничества обучающегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий).
6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся:
- учебно-познавательная;
- научная (научно-исследовательская)
- социальная.
Уровни самостоятельной работы по Г. Ю. Титовой
Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень - самостоятельные работы по образцу.
Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы.
Четвертый уровень - эвристические самостоятельные работы.
Пятый уровень - творческие (исследовательские) самостоятельные работы.
Проектирование самостоятельной работы студентов
Внедрение ФГОС СПО нового поколения в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы студентов.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулях. С ориентировочным распределением по разделам и темам.
При планировании самостоятельной работы необходимо сначала определить вид работ. Более целесообразно при планировании СР указывать не виды, а примерную тематику СР и по ПМ и учебным дисциплинам. При этом тематика должна представляться в «задачной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента занятия по образцу»; «Разработка праздника»; «Моделирование конспекта урока нестандартной формы»; «Составление системы работы по нравственному (трудовому) воспитанию» и т. п.
Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании и проектировании самостоятельной работы обучающихся является конструирование (разработка) заданий.
Требования к заданиям по СР студентов.
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям формирования общих и профессиональных компетенций, отражать содержание дисциплины, ПМ (МДК), предусматривать все уровни: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, в том числе должны быть задания с применением компьютерных технологий. Для разработки заданий для самостоятельной работы различных уровней сложности необходимо иметь в виду различные подводы к ее классификации.
Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания, ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающихся. Нужно увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую вформе учебно-профессиональной деятельности (учебная и производственная практика) обучающихся.
В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы).
В соответствии с уровнями освоения учебного материала виды заданий для СР могут быть:
1) ознакомительные - конспектирование литературы;
2) репродуктивные - написание контрольной работы;
3) продуктивные - подготовка эссе.
Задания должны быть ориентированы на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой задания не даются в готовом виде, а «открываются» студентами самостоятельно в процессе работы с учебно-профессиональными ситуациями.
Виды заданий
1. При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для самостоятельной работы (см. Таблицу).
наибольшую дидактическую ценность имеют учебно-познавательные задания:
— с недостаточным условиями, когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования, интереьюирования и т. д.;
— с избыточными условиями, в которых (как и в реальной жизни) много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию от шума (выбрать только то, что нужно для выполнения задания);
— с несколькими вариантами решения (оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному обучающимся основанию/критерию).
2. Такие общие компетенции, как осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:
— задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций М$ Роwer Роint к учебному материалу, учебных пособий по теме и т. д.);
— задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование, рейтингование);
— задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);
— задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из перво-источников или из учебных материалов;
— задания на обобщение и/или оценку (рецензирование) материалов дискуссии, обсуждения, состоявшихся на аудиторном занятии;
— задания на решение ситуационных задач и работа с учебными кейсами, в том числе и с представлением кейсов на электронных носителях (мультимедиа-презентации) или в виде web-публикации в Интернете.
3. Ведущими типами заданий являются: задачи на рефлексию профессиональной деятельности; проектно-конструкторские; коммуникативные и исследовательские задания.
Проиллюстрируем вышесказанное примерами заданий, разработанных Е. С. Тришиной, преподавателем педагогики Мариинского педагогического колледжа Кемеровской области:
— Составить компьютерную презентацию по теме «Обучение детей раннего и дошкольного возраста.
— Защита сообщения из интернет-источника по изучаемой теме (по выбору студента, с обязательным сообщением сайта) и др.
— Смоделировать конспект урока нестандартной формы.
— Смоделировать домашнее задание.
— Сделать самоанализ психолого-педагогической практики: эффективность методов, приемов и средств воспитания.
— Решить педагогическую задачу по применению методов, приемов и средств воспитания.
— Подобрать материал из периодической печати и из художественной литературы и составить задачу по теме «Закономерности и принципы воспитания.
— Составить систему работы по нравственному (трудовому, гражданскому и т. д.) воспитанию.
— Составить компьютерную презентацию для школьников на тему Необходимо регулярно готовить домашнее задание.
— Аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме.
— Составить тезаурусное поле и др.
Для формирования общих и профессиональных компетенций задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе - проектные) задания. Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо изделия или другого материального продукта.
Проектное задание - это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией). Одним из видов проектных заданий являются курсовые работы.
Методика организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
В ФГОС нового поколения на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося - 18 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, по требованиям модульно-компетентностного подхода, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
Задачи организации СР состоят в том, чтобы:
- мотивировать обучающихся к освоению учебных программ; повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
- способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- создать условия для формирования способности обучающихся к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Основным в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий для высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающихся в аудитории и вне ее входе всех видов самостоятельной учебной деятельности:
— Мотивирование студентов на выполнение самостоятельных учебных заданий.
— Четкое и полное информирование студентов о сущности предстоящей самостоятельной работы.
— формулирование цели СР (ожидаемый результат).
— формулирование условий выполнения СР.
— информирование о средствах для выполнения СР и возможности их использования, трудоемкости СР.
— информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения СР (графики).
— предъявление образцов оформления СР и ее результатов.
- предъявление критериев оценки результатов СР.
— информирование о формах контроля и самоконтроля.
— оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения СР, в том числе через взаимодействие в сети Интернет.
— дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы, ориентация на уровень подготовки обучающихся, на ранее приобретенный опыт: ориентация на особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и т. п.), ориентация на особенности характера и темперамент личности обучающегося.
— создание достаточного числа регулярно обновляемых заданий нового поколения для самостоятельной работы.
Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и освоенностей изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы обучающихся включает в себя следующие этапы:
— подготовительный (планирование самостоятельной работы, определение целей, форм, способов и принципов выполнения заданий и контроля за самостоятельной работой обучающихся, подготовка методических рекомендаций, необходимого оборудования, списка литературы, диагностика уровня подготовленности обучающихся);
— основной (организация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение использования ими приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения знаний, фиксирования результатов, само - организации процесса работы, определяются цели индивидуальной и групповой СР обучающихся; проводятся индивидуально-групповые установочные консультации: устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов, обеспечивается положительная мотивация деятельности; происходит проверка промежуточных результатов; организация самоконтроля и самокоррекции; взаимообмен и взаимопроверка в соответствии с выбранной целью);
— заключительный (контрольно-оценочный) (оценка значимости и анализ результатов самостоятельной работы, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы, выводы о направлениях ее оптимизации).
Аудиторная самостоятельная работа
Аудиторная самостоятельная работа реализуется на учебных занятиях: при проведении практических и лабораторных занятий, семинаров, на уроках, во время чтения лекций.
В начале самостоятельной работы на учебном занятии преподавателю необходимо:
- обозначить тему занятий и познакомить с инструкцией;
- провести краткую беседу, нацеливая обучающихся на связь темы самостоятельной работы с базовыми знаниями, умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения задания;
- четко контролировать ход работы и при необходимости помогать обучающимся (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий и т. п.);
- подведение итогов занятия по выполнению самостоятельной работы.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом;
- формирование общетрудобых и профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Все виды самостоятельных работ, перечисленные выше, можно отнести и к внеаудиторной самостоятельной работе.
Дополнительно можно отнести следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т. п.:
- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.:
- участие в научной и научно-методической работе ОУ.
- творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования.
Самостоятельная работа в интернете с использованием средств ИКТ
Формы организации СР с использованием средств ИКТ:
1. Поиск и обработке информации:
- написание реферата-обзора;
- рецензия на сайт по теме;
- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;
- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента;
- составление библиографического списка;
- подготовка фрагмента практического занятия;
- подготовка доклада по теме;
- подготовка дискуссии по теме;
- работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным е сети.
2. диалог в сети:
- обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общение в синхроннной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или ОУ НПО, СПО, изучающими данную тему;
- обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;
- консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию.
3. Создание web - страниц и web - квестов:
- размещение выполненных рефератов и рецензий на сейте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме;
- публикация библиографий по теме;
- создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах;
- создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сейте курса.
Web-Quest – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета (образовательный проект, основанный на поиске информации).
Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.
Впервые концепция образовательного Web-Quest была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем иТомом Марчем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. Дизайн (структура) веб-квеста предполагает рациональное планированное времени учащихся сфокусированного не на поиске информации, а на её использовании.
Web-Quest - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую нужно решить.
2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой учащихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Web-Quest способствует:
Поиску Интернет информации, которую поручает учащимся учитель. Развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации. Развитию компьютерных навыков учащихся. Повышению их словарного запаса. Поощрению учеников учиться независимо от учителя.
Типы Web-Questоv:
· для кратковременной работы с целью углубления знаний и их интеграции, рассчитаны на одно-три занятия (результат – дискуссия, круглый стол, небольшая презентация);
· для длительной работы с целью углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год (результат – мультимедийные веб-квесты, содержащие тексты, фото, графики, видеоклипы, мультимедийные презентации).
Виды заданий для Web-Questоv по Б. Доджу:
- пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из различных источников в новом формате: создание презентации, рассказа, плаката;
- анализ – поиск и систематизация информации;
- компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
- оценка – обоснование определённой точки зрения по проблеме;
- детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основании противоречивых фактов;
- убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- самопознание – любые аспекты исследования личности;
- журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- творческое задание – создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, написание истории;
- научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов, на основе уникальных онлайн-источников.
- создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением автора.
Структура Web-Questa:
1. Введение – формулировка проблемы, описание темы и цели веб-квест – проекта, обоснование его ценности.
2. Задание - распределение ролей, обязанностей участников проекта, определение формы представления конечного результата, условий его оптимального достижения.
3. Выполнение – описание процедуры (этапов) работы, ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации, а также вспомогательные материалы, которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом).
4. Оценивание – представление критериев и параметров оценки работы над веб-квестом.
Критерии оценки Web-Questa:
- оригинальность;
- качество аргументации;
- проявление навыков работы в микрогруппе;
- качество письменного текста;
- качество устного выступления.
Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся
Организация системы контроля самостоятельной работы студентов является важным условием эффективности самостоятельной работы.
Формы контроля:
-текущий контроль
- решение ситуативных задач по профессии
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно
- представленный текст контрольной работы
- отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур и т. п.;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме
- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса;
- отчёт о учебно-исследовательской работе (о этапе, части работы и т. п.);
- статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т. п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения;
- представление изделия или продукта творческой деятельности.
- интернет конференции
- обмен информационными файлами
- электронные презентации
- защита творческих работ и т. п.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Одним из условий эффективной СР студентов является разработка методического обеспечения включающая в себя:
- Составление графиков самостоятельной работы, содержащих перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней.
- Разработку учебно-методического комплекта для обеспечения самостоятельной работы: теоретический материал, тексты заданий, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий; рабочие тетради, инструкционно-технологические карты по выполнению практических занятий; электронные материалы; методические пособия, указания, рекомендации по выполнению заданий, практических, контрольных работ, курсовых проектов (работ); а также указать требования к контролю и оценки уровня сформированности компетенций обучающихся в области самообразования и выстраивания индивидуальных траекторий обучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.).
- Разработку средств диагностики эффективности и учета СР и др. (для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы такой комплект может быть различным).
Важную роль при организации самостоятельной работы имеют четко и грамотно составленные методические указания обучающимся.
- Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые обучающийся может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), алгоритмы деятельности обучающихся при выполнении полученных заданий на практических занятиях; требования к результатам выполнения заданий и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".
В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»
Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: "Дыхательная система человека"
Учебно-методическое пособие для самостоятеьной работы по теме "Дыхательная система" особенно поможет студентам, пропустившим занятия. Также пособием могут воспользоваться и студенты для сист...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Менеджмент"
Учебно - методическое пособие разработано для изучения учебного курса дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям СПО...
АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
АннотацияУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физ...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...