Методические разработки по Технической механике
учебно-методическое пособие по теме

Мальченко Людмила Эдвартовна

Методические разработки лабораторных и расчетно-графических работ по дисциплине "Техническая механика" для студентов 2 курсов технического профиля образовательных учреждений  среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
  1. к выполнению лабораторной работы

по Технической механике

Тема: «Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил»

  1. Преподаватель  Л.Э. Мальченко

г.Элиста

Настоящая методическая разработка предназначена для студентов вторых курсов специальностей 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)», 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Настоящая разработка служит для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений по теме «Плоская система сходящихся сил» дисциплины «Техническая механика».

В результате выполнения работы студент должен:

иметь представление:

- о плоской системе сходящихся сил;

- о равнодействующей силе;

- о равновесии системы сил;

знать:

- условия равновесия системы сил;

уметь:

- определять равнодействующую системы сил.

  1. Цель работы

 Сравнение результатов расчётного и экспериментального определения модуля равнодействующей системы сходящихся сил.

  1. Теоретическое обоснование

Если линии действия всех сил системы сходятся в одной точке, то это система сходящихся сил. Для любой системы сходящихся сил всегда можно найти одну силу, которая эквивалентна всей системе сил. Сила, которая эквивалентна системе сил, называется равнодействующей системы сил.

Вектор равнодействующей равен геометрической сумме векторов всех сил системы:

Многоугольник, который получается при сложении векторов сил системы называется силовым многоугольником (рис. 1). Вектор равнодействующей в силовом многоугольнике является замыкающей стороной и направлен от начала первого вектора к концу последнего вектора силы.

                        

                

                

        

        

        O        

  1. Рис. 1. Силовой многоугольник

Модуль вектора равнодействующей можно определить через его проекции на координатные оси:

;

;

,

где:  - проекции вектора равнодействующей на оси координат;

  - проекции векторов сил системы на оси координат.

Угол между линией действия вектора равнодействующей и осью

определяется по формуле:

  1. Порядок выполнения работы

  1. Студент получает от преподавателя индивидуальное задание и заносит его в таблицу 1.

Таблица 1.

, Н

, Н

, Н

,град.

,град.

,град.

Где: , ,  - модули сил системы сходящихся сил;

        , ,  - углы между линиями действия сил и осью .

  1. Составляется расчётная схема:

        

                

        

                        

                

        O

  1. Вычисляются проекции и модуль равнодействующей:

;

;

.

  1. Вычисляется угол между линией действия вектора равнодействующей и осью :

.

  1. Экспериментальное определение модуля равнодействующей и угла выполняется на опытной установке в следующей последовательности:
  1. Подвижные каретки с блоками устанавливаются и закрепляются на диске опытной установки в соответствии с углами, записанными в таблице 1.
  2. На нити, проходящие через блоки кареток, подвешиваются грузы, эквивалентные модулям сил, записанным в таблице 1.
  3. Выбирается свободная каретка, к нити которой присоединяется динамометр. Путём перемещения каретки и натяжения нити через динамометр подбирается такое положение, когда остриё подвижной стойки установится точно в центре прозрачного экрана.
  4. По показанию динамометра определяется модуль равнодействующей , а по шкале на диске опытной установки определяется угол .
  1. Оценивается сходимость результатов расчёта и эксперимента по формулам:

;

.

  1. Составляется и оформляется отчёт о лабораторной работе по форме, приведённой в Приложении.

Контрольные вопросы:

1.Какая система сил называется системой сходящихся сил?

2.Что мы называем равнодействующей силой системы сил?

3.Чему равен вектор равнодействующей силы?

4.Как строится силовой многоугольник и какое место в нём занимает вектор равнодействующей?

5.Чему равен вектор равнодействующей уравновешенной системы сходящихся сил?

6.Как выглядит геометрическое условие равновесия системы сходящихся сил?

7.Что мы называем проекцией вектора силы на координатную ось?

8.Как вычислить величину проекции вектора, зная модуль вектора и угол между ним и координатной осью?

9.Как вычисляется модуль вектора равнодействующей аналитически?

10.Как выглядит аналитическое условие равновесия системы сходящихся сил?

                Приложение 1

  1. ОТЧЁТ
  1. о выполнении лабораторной работы № 1

по «Технической механике» на тему:

«Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил»

  1. Выполнил: студент группы ________     _______________________

Ф.И.О.

Проверил: преподаватель Мальченко Л.Э.

1. Цель работы – сравнение результатов расчётного и экспериментального определения модуля и линии действия равнодействующей плоской системы сходящихся сил.

2. Задание на работу.

  1. Таблица 1

, н           

        , н

        , н

,град.

  ,град.

,град.

5

4

7,5

20

50

140

где: , ,  - модули сил системы сходящихся сил;

        , ,  - углы между линиями действия сил и осью

3. Расчёт.

3.1.Расчётная схема согласно задания (таблица 1)

        

                

        

                        

                

        О

3.1.Проекции и модуль равнодействующей:

3.2.Угол между линией действия равнодействующей и осью :

4.Результаты эксперимента:

=

=  

5.Сходимость результатов расчёта и эксперимента:



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
  1. к выполнению лабораторной работы

по Технической механике

Тема: «Испытание на растяжение образца из стали»

  1. Преподаватель  Л.Э. Мальченко

г.Элиста

  1. Цель работы

 Экспериментальное определение механических характеристик и марки стали.

  1. Теоретическое обоснование

Механические характеристики материала можно условно разделить на три группы:

  1. Характеристики прочности:
  • предел пропорциональности  - максимальное напряжение в зоне действия закона Гука;
  • предел текучести  -  напряжение, при котором наблюдаются пластические деформации в материале;
  • предел прочности  - напряжение, при котором начинается разрушение материала.
  1. Характеристики пластичности:
  • относительное остаточное удлинение при разрыве ;
  • относительное остаточное сужение при разрыве .
  1. Характеристика вязкости:
  • удельная работа, затраченная на разрушение единицы объёма образца ,

где:  - работа, затраченная на деформацию и разрушение расчётной длины образца;

         - первоначальный объём расчётной длины образца;

           - диаметр рабочей части образца до испытаний;

           - диаметр шейки после разрыва образца;

        - первоначальная расчётная длина образца;

        - остаточная расчётная длина образца после разрыва;

          - площадь сечения рабочей части образца;

        - максимальная нагрузка в зоне действия закона Гука;

        - нагрузка, при которой появляются пластические  деформации;

         - максимальная нагрузка, выдерживаемая образцом.

        

3. Порядок выполнения работы

  1. Измерить диаметр рабочей части образца    с точностью до 0,02 мм и расчётную длину    с точностью до 0,1 мм (рис. 1а) и результаты занести в таблицу 1.

                           а)

       б)

Рис.1

  1. Закрепить образец в захватах испытательной машины и включить привод машины.
  2. Наблюдать за поведением образца в процессе нагружения и после обрыва образца выключить привод машины.
  3. Освободить части образца из захватов машины, плотно прижать обе части друг к другу, замерить расчётную длину образца после обрыва   и диаметр шейки   в месте обрыва (см. рис.1б) и результаты занести в таблицу 1.
  1. Таблица 1
  1. Размеры образца
  1. Нагрузки

до опыта

после опыта

Кн

Кн

Кн

мм

мм

мм

мм

  1. Вынуть из самопишущего прибора диаграмму растяжения (рис.2) и по ней определить нагрузки, соответствующие пределу пропорциональнос-ти -, пределу текучести  -, пределу прочности -, и результаты занести в таблицу 1.
  2. По соответствующим формулам вычислить механические характеристики материала и результаты занести в таблицу 2.
  1. Таблица 2
  1. Механические характеристики материала
  1. Характеристики

прочности

  1. Характеристики

пластичности

  1. Характеристики

вязкости

МПа        

МПа

        

  1. МПа

        

%

        

%

              

  Нсм\см3   

Рис.2

  1. Ориентируясь на полученные в таблице 2 значения предела текучести  и предела прочности , по таблицам определить предполагаемую марку стали образца.
  2. Составить и оформить отчёт о выполнении лабораторной работы по форме, приведённой в Приложении.

Контрольные вопросы:

  1. Что называется диаграммой растяжения?
  2. Как формулируется закон Гука?
  3. Какой участок диаграммы соответствует зоне действия закона Гука при растяжении?
  4. Что такое предел пропорциональности?
  5. Что такое предел текучести?
  6. Что такое предел прочности?
  7. Какие деформации называются упругими?
  8. Какие деформации называются пластическими (остаточными)?
  9. Какие участки диаграммы соответствуют упругим и какие пластическим деформациям?
  10. Какие характеристики оценивают пластичность материала?
  11. Какие характеристики оценивают вязкость материала?

1.Цель работы – экспериментальное определение механических характеристик и марки стали.

2.Практическая часть

2.1.Результаты обмера образца и обработки диаграммы растяжения

  1. Таблица 1
  1. Размеры образца
  1. Нагрузки

до опыта

после опыта

кн

кн

кн

мм

мм

мм

мм

100

10

106,6

7,8

18,0

22,5

33,0

Рис.1. Диаграмма растяжения

2.2.Вычисление механических характеристик

       

       

2.3.Результаты испытаний

  1.                                                                                                   Таблица 2
  1. Механические характеристики материала
  1. Характеристики

прочности

  1. Характеристики

пластичности

  1. Характеристики

вязкости

МПа        

МПа

        

  1. МПа

        

%

        

%

              

  Нсм\см3   

229,3

286,6

420,4

6,6

22

235,8

                                                                                           

2.4. Предполагаемая марка стали: Сталь 25 ГОСТ 1050-74, термообработка – нормализация, =280 МПа, =460 МПа.

 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
  1. к выполнению лабораторной работы

по Технической механике

Тема: «Определение прогиба  двухопорной балки при прямом изгибе»

  1. Преподаватель  Мальченко Л.Э.

  1. Цель работы

Сравнение результатов расчётного и экспериментального определе-ния прогибов балки.

  1. Теоретическое обоснование

Под действием внешней нагрузки ось балки искривляется и проис-ходит перемещение сечений балки (рис.1а).

Прогиб балки – перемещение сечения балки в вертикальном нап-равлении.

Прогиб определяется с помощью интеграла Мора:

                 

где: - функция изгибающего момента от внешней нагрузки;

          - функция изгибающего момента от единичной силы, приложенной в месте определения прогиба;

- модуль продольной упругости материала балки;

- осевой момент инерции сечения балки.

Вычисление интеграла Мора удобнее выполнять графо-аналитичес-ким способом, называемым  правилом Верещагина.                   

По правилу Верещагина функции , ,  заменяются эпюрами изгибающих моментов: от внешней нагрузки - и от единичной силы -. Операция интегрирования заменяется операцией перемножения эпюр (см. рис.1б, в, г):

где:  - площади - той части эпюры ;

        , - ординаты эпюр   под центрами тяжести площадей .

Рассмотрим двухопорную балку, нагруженную на расстоянии  от левой опоры сосредоточенной вертикальной силой  (см.рис.1). Найдём прогиб балки на расстоянии  от той же опоры. При этом будем считать, что .

Строим эпюру изгибающих моментов от нагрузки  (см.рис.1б).

Реакции опор:

Изгибающие моменты:

                     

        

        

        A                      D                C                B                                             

а)                                            

        

        

                             

                                             

б)                          Эпюра

                        

        

                                         

                

в)                Эпюра

        

                                                                                   

                

                     

                                  1                                              Эпюра

г)

                                  

                                

        

                        

        

        

                

        Рис.1.

Строим эпюру изгибающих моментов от единичной силы, приложенной в месте определения прогиба – сечении D (см.рис.1г).

Реакции опор:  

Изгибающие моменты:

Видоизменим (расслоим) эпюру  с целью совмещения границ участков эпюр  и  (см.рис.1в).

Определим площади участков на эпюре

Определим ординаты на эпюре  под центрами тяжести площадей на эпюре

Перемножая эпюры по правилу Верещагина, получим формулу для вычисления прогиба при :

    (1)  

Выполнив аналогичные преобразования при   получим следующую формулу:

                                               (2)

  1. Порядок выполнения работы
  1. Студент получает от преподавателя индивидуальное задание,

обмеряет модель балки и данные заносит в таблицу 1.  

        Таблица 1

Номер модели балки

Матери-ал балки

Длина пролёта балки        

, мм

Размеры сечения балки

, мм

Внеш-

няя

нагру-

зка

, н

Координа-  та сечения,  где замеря-  ется прогиб  ,   мм  

Координа-та сечения, где приложена нагрузка

, мм

3.2. Исходя из соотношения величин  и , студент выбирает нужную ему формулу и по ней вычисляет расчётный прогиб .

  1. Модель балки устанавливается на стенд, нагружается по заданной схеме и замеряется экспериментальный прогиб .
  1. Оценивается сходимость результатов расчёта и эксперимента по формуле:

3.5.Составляется и оформляется отчёт по лабораторной работе по форме, приведённой в Приложении.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что мы называем прогибом балки?
  2. Что такое – интеграл Мора?
  3. Сформулируйте правило Верещагина.
  4. Что это такое - единичная сила и где она прикладывается?
  5. Что мы называем эпюрой изгибающих моментов?
  6. Как найти произведение двух эпюр?
  7. Каким прибором замеряется прогиб балки?

Приложение

  1. ОТЧЁТ
  1. о выполнении лабораторной работы

по Технической механике на тему:

«Определение прогиба двухопорной балки при прямом изгибе»

  1. Выполнил: студент группы ________     ______________________
  1.                                                             ФИ

Проверил: Мальченко Л.Э.

1.Цель работы – сравнение результатов расчётного и эксперимен-тального определения прогиба двухопорной балки.

2.Задание на работу

  1.                                                                          Таблица 1

Номер модели балки

Матери-ал балки

Длина пролёта балки        

, мм

Размеры сечения балки

, мм

Внеш-

няя

нагру-

зка

, н

Координа-  та сечения,  где замеря-  ется прогиб  ,   мм  

Координа-та сечения, где приложена нагрузка

, мм

1

Ст 08

1000

8×40

20

400

600

3.Расчёт

  1. Осевой момент инерции сечения балки

Модуль продольной упругости для Ст 08

Так как , то используем формулу (1)

                       4.  Эксперимент

        

5.Сходимость результатов расчёта и эксперимента

 

 

        

        

        

                                            

                                               

        

                                        



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
  1. к выполнению лабораторной работы

по Технической механике

Тема: «Определение прогиба  консольной балки при прямом изгибе»

  1. Преподаватель  Мальченко Л.Э.

  1. Цель работы

Сравнение результатов расчётного и экспериментального определения прогибов балки.

  1. Теоретическое обоснование

Под действием внешней нагрузки ось балки искривляется и проис-ходит перемещение сечений балки (рис.1а).

Прогиб балки – перемещение сечения балки в вертикальном нап-равлении.

Прогиб определяется с помощью интеграла Мора:

                 

где: - функция изгибающего момента от внешней нагрузки;

          - функция изгибающего момента от единичной силы, приложенной в месте определения прогиба;

- модуль продольной упругости материала балки;

- осевой момент инерции сечения балки.

Вычисление интеграла Мора удобнее выполнять графо-аналитическим способом, называемым  правилом Верещагина.                   

По правилу Верещагина функции , ,  заменяются эпюрами изгибающих моментов: от внешней нагрузки - и от единичной силы -. Операция интегрирования заменяется операцией перемножения эпюр (см. рис.1б, в, г):

где:  - площади - той части эпюры ;

        , - ординаты эпюр   под центрами тяжести площадей .

Рассмотрим консольную балку, нагруженную на расстоянии  от  опоры сосредоточенной вертикальной силой  (см.рис.1). Найдём прогиб балки на расстоянии  от той же опоры. При этом будем считать, что .

Строим эпюру изгибающих моментов от нагрузки  (см.рис.1б).

Изгибающие моменты:

Прикладываем к балке в сечении D единичную силу и строим эпюру   (см.рис.1в).

Изгибающие моменты:

Разбиваем эпюру  на простейшие фигуры по границам участков (см.рис.1б) и определяем площади этих фигур:

                     

        

        

         A                     D                C                B                                             

           

а)                                            

        

        

                             

                                             

б)                                                                                                    Эпюра

                        

        

                                         

                

                

в)        

                                                                                       Эпюра

                                

                     

                                                                                       

                

        Рис.1.

Определим ординаты на эпюре  под центрами тяжести площадей на эпюре

Перемножая эпюры по правилу Верещагина, получим формулу для вычисления прогиба при :

                                       (1)  

Выполнив аналогичные преобразования при   получим следующую формулу:

                                                                              (2)

  1. Порядок выполнения работы
  1. Студент получает от преподавателя индивидуальное задание,

обмеряет модель балки и данные заносит в таблицу 1.  

        Таблица 1

Номер модели балки

Матери-ал балки

Длина пролёта балки        

, мм

Размеры сечения балки

, мм

Внеш-

няя

нагру-

зка

, н

Координа-  та сечения,  где замеря-  ется прогиб  ,   мм  

Координа-та сечения, где приложена нагрузка

, мм

3.2. Исходя из соотношения величин  и , студент выбирает нужную ему формулу и по ней вычисляет расчётный прогиб .

  1. Модель балки устанавливается на стенд, нагружается по заданной схеме и замеряется экспериментальный прогиб .
  1. Оценивается сходимость результатов расчёта и эксперимента по формуле:

3.5.Составляется и оформляется отчёт по лабораторной работе по форме, приведённой в Приложении.

  1. Контрольные вопросы
  1. Что мы называем прогибом балки?
  2. Что такое – интеграл Мора?
  3. Сформулируйте правило Верещагина.
  4. Что это такое - единичная сила и где она прикладывается?
  5. Что мы называем эпюрой изгибающих моментов?
  6. Как найти произведение двух эпюр?
  7. Каким прибором замеряется прогиб балки?

Приложение

  1. ОТЧЁТ
  1. о выполнении лабораторной работы

по Технической механике на тему:

«Определение прогиба консольной балки при прямом изгибе»

  1. Выполнил: студент группы ________     ______________________
  1.                                                             ФИ

Проверил: Мальченко Л.Э.

1.Цель работы – сравнение результатов расчётного и эксперимен-тального определения прогиба консольной балки.

2.Задание на работу

  1.                                                                          Таблица 1

Номер модели балки

Матери-ал балки

Длина пролёта балки        

, мм

Размеры сечения балки

, мм

Внеш-

няя

нагру-

зка

, н

Координа-  та сечения,  где замеря-  ется прогиб  ,   мм  

Координа-та сечения, где приложена нагрузка

, мм

1

Ст 08

700

8×25

20

300

500

3.Расчёт

  1. Осевой момент инерции сечения балки

Модуль продольной упругости для Ст 08

Так как , то используем формулу (1)

                                   4.  Эксперимент

        

5.Сходимость результатов расчёта и эксперимента

 

 

        

        

        

                                            

                                               

        

                                        



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к выполнению расчётно-графической работы

по Технической механике

Тема: «Расчёт передачи винт-гайка»

  1. Преподаватель  Л.Э. Мальченко

  1. Цель работы

Определить основные параметры передачи винт-гайка на примере винтового домкрата, если заданы:

- грузоподъёмность F;

- тип резьбы;

- высота подъёма ℓ.

  1. Теоретическое обоснование

Передача винт-гайка (винтовой механизм) предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное. При этом как винт, так и гайка могут иметь либо одно из вышеназванных движений, либо оба движения одновременно. Например, в винтовом домкрате, изображенном на рис.1, винт совершает оба движения одновременно. Так, при вращении вертикального винта за рукоятку в неподвижной гайке винт получает поступательное перемещение и поднимает груз, опирающийся на чашку домкрата.                                                                                                     F

Достоинства передачи винт-гайка:

- большой выигрыш в силе;

- возможность получения медленного движения

с высокой точностью перемещения;

- компактность при высокой нагрузочной способности;

- простота конструкции и изготовления.

К недостаткам рассматриваемой передачи можно отнести

большое трение в резьбе, вызывающее её повышенный износ,

низкий К.П.Д.                                                                                                           Рис.1

Винтовые механизмы применяют для поднятия грузов (домкраты), создания больших усилий (прессы, нажимные устройства и т.п.) и получения точных перемещений (измерительные приборы, регулировочные устройства, ходовые винты станков).

Существует два типа передач винт-гайка:

  1. Передачи с трением скольжения – имеют наибольшее распространение ввиду простоты устройства. Винты передач делятся на грузовые и ходовые. Грузовые винты предназначены для создания больших усилий (домкраты, прессы и т.п.). При реверсивном движении под нагрузкой в них применяют трапецеидальную резьбу, а при больших односторонних нагрузках – упорную. В домкратах применяют в основном однозаходные резьбы для получения самотормозящей винтовой пары. Ходовые винты предназначены для получения точных перемещений. Для уменьшения трения они, как правило, имеют трапецеидальную многозаходную резьбу. Гайки грузовых винтов изготовляют цельными, а ходовых винтов – составными, чтобы устранять зазоры, образовавшиеся при сборке или в результате износа резьбы. Составная гайка имеет подвижную и неподвижную части: первая может смещаться в осевом направлении относительно второй, что и обеспечивает устранение зазора.
  2. Передачи с трением качения или шариковые винтовые передачи применяют для получения перемещений высокой точности, где важно малое трение и полное отсутствие зазора в резьбе (например, приводы подач станков с программным управлением и др.).

Для уменьшения потерь на трение и износа резьбы, винты передач с трением скольжения делают стальными, а гайки – из бронзы, чугуна или латуни.

Таблица 1

Материал

Винты без термообработки

Сталь марок Ст5, Ст45, Ст50

Винты с закалкой

Сталь марок Ст 40Х, Ст 40ХГ, Ст 65Г

Гайки

Бронза марок БрОФ6,5-0,15, БРОЦС6-6-3, БрАЖ9-4

Гайки при работе с большими перерывами и при малых нагрузках

Антифрикционный чугун марок АЧВ-2, АЧК-2

и серый чугун марок СЧ18, СЧ20

Наиболее частая причина выхода из строя винтов и гаек – это износ их резьбы. Поэтому основным критерием работоспособности и расчёта передачи является износостойкость (проектировочный  расчёт). Также передачу винт-гайка рассчитывают на прочность и устойчивость винта (проверочные расчёты).

Последовательность расчёта винтового домкрата:

  1. В зависимости от условий работы и значения нагрузки F выбирают материал винта и гайки и принимают допускаемое напряжение [σ] для материала винта и допускаемое давление в резьбе [р].
  2. Задаются конструкцией гайки (цельная или разъёмная) и принимают коэффициент высоты гайки Ψн. Затем определяют средний диаметр резьбы d2 и по ГОСТ 9484-73 принимают размеры резьбы: d, d1, d2 и р. При выборе шага р надо ориентироваться на средние его значения. Крупный шаг рекомендуется только для высоконагруженных передач, а мелкий – при необходимости перемещений повышенной точности.
  3. Определяют длину винта.
  4. Проверяют условие самоторможения винта.
  5. Определяют размеры гайки. Если по расчёту число витков в гайке z получилось больше 10, то необходимо изменить размеры резьбы или выбрать другие материалы.
  6. Выполняют проектировочный расчёт на износостойкость.
  7. Проверяют винт на прочность.
  8. Проверяют винт на устойчивость.
  9. Определяют общий К.П.Д. винтового домкрата.

3. Порядок выполнения работы

Расчётная схема домкрата:    

                                         Рис.2

3.1. Допускаемое напряжение на растяжение болта равно:

[σ]=,

где: σТ – предел текучести, зависит от материала и определяется по приложению 2;

[s] – допускаемый коэффициент запаса прочности, для стальных винтов [s]=3.

Допускаемое давление в резьбе для следующих пар материалов равно:

  • закалённая сталь – бронза [р]=11…13 МПа,
  • незакалённая сталь – чугун [р]=4…6 МПа,
  • при редкой работе (например, домкраты) давление [р] повышают на 20%.

3.2. Средний диаметр резьбы определяется по формуле:

d2,

где: F – осевая сила;

Ψн – коэффициент высоты для цельных гаек Ψн=1,2…2,5,  а для разъёмных гаек Ψн=2,5…3,5.

Ψh – коэффициент высоты резьбы, для трапецеидальной резьбы Ψh=0,5, для упорной резьбы Ψh=0,75.

3.3. Для домкратов длина винта определяется по формуле: ℓ=(8…10)d.

3.4. Условие самоторможения винта: γ<φ,

где: γ=arctg – угол подъёма резьбы;

рz – ход резьбы, в однозаходной резьбе рz=р, в двухзаходной рz=2р и т.д.;

φ=arctg – приведённый угол трения;

f – коэффициент трения стали по бронзе равен 0,1, а стали по чугуну 0,15…0,18;

α – угол трения, для трапецеидальной резьбы α=300.

3.5. Размеры гайки определяются по формулам:

высота Н=Ψн∙d2.

число витков z=Н/р.

3.6. Условие износостойкости:    ,

где: – среднее давление между витками резьбы винта и гайки;

h – рабочая высота профиля резьбы, для трапецеидальной резьбы h=0,5р.

3.7. Условие прочности по гипотезе энергии формоизменения:

,

где: σэ – эквивалентное напряжение для опасной точки винта;

N – нормальная сила;

Мк – крутящий момент в опасном сечении винта.

3.8. Устойчивость домкрата определяется, исходя из условного представления винта как стойки с нижним защемлённым и верхним свободным концами.

Условие устойчивости сжатого стержня:

sy=,

где: sy – коэффициент запаса устойчивости;

[sy] – допускаемый коэффициент запаса устойчивости, для стальных

деталей [sy]=1,5…2,1 и для чугуна [sy]=2,0…2,4;

Fкр – критическая сила, которая определяется по формуле Эйлера:

Fкр=,

где: Е – модуль упругости, который зависит от материала детали и определяется по таблице 2;

μ – коэффициент приведения длины, для защемления со свободным концом μ=2;

Jmin– минимальный осевой момент инерции стержня, для квадратного сечения Jmin=b4/12, для круглого сечения Jmin=πd4/64, для кольца Jmin= πd4(1-с4)/64, где с=dвнут/dнаруж..

Таблица 2

Материал

Е, Н/мм2

Сталь

2·105

Каучук

8·105

Бронза

1·105

3.9. Общий К.П.Д. винтового механизма:

ηв.м.=,

где: F – осевая сила, действующая на винт;

рz – ход резьбы;

М1 – момент трения в резьбе;

М2 – момент торцового трения.

Контрольные вопросы по теме:

  1. Назначение передачи винт-гайка?
  2. Достоинства и недостатки передачи винт-гайка?
  3. Область применения винтовых механизмов?
  4. Назовите типы передач винт-гайка?
  5. Передачи с трением скольжения: виды, отличия?
  6. Какой расчёт передачи винт-гайка является основным и почему?
  7. Принцип работы и основные составляющие винтового домкрата?
  8. Формула Эйлера?
  9. Начертите расчётную схему винта для расчёта его на устойчивость.

Приложение 1.

  1. ОТЧЁТ
  1. о выполнении расчётно-графической работы

по технической механике на тему:

«Расчёт передачи винт-гайка»

  1. Выполнил: студент группы ________     _______________________

Ф.И.О.

Проверил: Мальченко Л.Э.

Задание 

Определить основные параметры винтового домкрата, если заданы:

- грузоподъёмность F=10 кН;

- резьба трапецеидальная, однозаходная;

- высота подъёма ℓ=0,5 м.

Решение:

Расчёт будем производить для высоконагруженных винтов по опасному сечению винта, для установления которого построим эпюры продольных сил и изгибающих моментов.

От чашки домкрата до гайки нормальная сила равна осевой силе (или грузоподъёмности домкрата) N=F=10 кН. В пределах высоты гайки сила F умень-шается до 0, а крутящий момент Мк изменяется от 0 до М1=F∙ℓ=10∙0,5=5 кН∙м.   От верхней грани гайки до рукоятки Мк1, выше рукоятки Мк2=5 кН∙м.

Расчётная схема домкрата и эпюры:

Рис.3

Из эпюр видно, что опасное сечение домкрата находится выше гайки.

1. Принимаем винт класса прочности 6.8, материал винта – сталь углеродистая марки Ст 45, материал гайки – антифрикционный чугун марки АЧВ-2. Для класса прочности 6.8 σт=480 МПа.

Определим допускаемое напряжение на растяжение болта:

[σ]=

Принимаем допускаемое давление в резьбе равным 6 МПа и увеличим его на 20%: [р]=6∙1,2=7,2 МПа. (см. п. 3.1)

2. Принимаем конструкцию гайки – цельная – и определяем её параметры:

d2,

где: коэффициенты Ψн=1,5 и Ψh=0,5 (см. п.3.2).

В соответствии с приложением 2 принимаем средний диаметр d2=8 мм. Тогда d=10 мм, d1=7 мм, р=2 мм.

3. Принимаем длину винта ℓ=8d=8∙10=80 мм.        

4. Проверим условие самоторможения винта: γ<φ,

где: γ=arctg =arctg=arctg0,08=80

φ=arctg=arctg=arctg0,18=100

γ=80<φ=100.

5. Определяем размеры гайки:

высота гайки Н=Ψн∙d2=1,5∙8=12 мм.

число витков z=Н/р=12/2=6<10, следовательно размеры резьбы подобраны правильно. (см. стр.3 п.5)

6. Проверяем условие износостойкости домкрата:

,

где h=0,5р=0,5∙2=1 мм.

Вывод: износостойкость домкрата обеспечена.

7. Условие прочности по гипотезе энергии формоизменения:

Вывод: прочность домкрата обеспечена.

8. Условие устойчивости сжатого стержня:

sy=

где: Fкр=,

Jmin=πd4/64=3,14∙104/64=490,6 мм4

Вывод: устойчивость домкрата обеспечена.

9. Определим общий К.П.Д. винтового механизма:

ηв.м.=.

Приложение 2.

Стандартный ряд диаметров:

7; 7,5; 8; 9; 10; 10,5; 11; 11,5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 33; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 120; 125; 130, далее через 10 мм.

Приложение 3.

Тангенсы

00

0-0,0175

460

1,0355-1,0724

10

0,0175-0,0349

470

1,0724-1,1106

20

0,0349-0,0524

480

1,1106-1,1504

30

0,0524-0,0699

490

1,1504-1,1918

40

0,0699-0,0875

500

1,1918-1,2349

50

0,0875-0,1051

510

1,2349-1,2799

60

0,1051-0,1228

520

1,2799-1,327

70

0,1228-0,1405

530

1,327-1,3764

80

0,1405-0,1584

540

1,3764-1,4281

90

0,1584-0,1763

550

1,4281-1,4826

100

0,1763-0,1944

560

1,4826-1,5399

110

0,1944-0,2126

570

1,5399-1,6003

120

0,2126-0,2309

580

1,6003-1,6643

130

0,2309-0,2493

590

1,6643-1,7321

140

0,2493-0,2679

600

1,732-1,804

150

0,2679-0,2867

610

1,804-1,881

160

0,2867-0,3057

620

1,881-1,963

170

0,3057-0,3249

630

1,963-2,05

180

0,3249-0,3443

640

2,05-2,145

190

0,3443-0,364

650

2,145-2,246

200

0,364-0,3839

660

2,246-2,356

210

0,3839-0,404

670

2,356-2,475

220

0,404-0,4245

680

2,475-2,605

230

0,4245-0,4452

690

2,605-2,747

240

0,4452-0,4663

700

2,747-2,904

250

0,4663-0,4877

710

2,904-3,078

260

0,4877-0,5095

720

3,078-3,271

270

0,5095-0,5317

730

3,271-3,487

280

0,5317-0,5543

740

3,487-3,732

290

0,5543-0,5774

750

3,732-4,011

300

0,5774-0,6009

760

4,011-4,331

310

0,6009-0,6249

770

4,331-4,705

320

0,6249-0,6494

780

4,705-5,145

330

0,6494-0,6745

790

5,145-5,671

340

0,6745-0,7002

800

5,671-6,314

350

0,7002-0,7265

810

6,314-7,115

360

0,7265-0,7536

820

7,115-8,144

370

0,7536-0,7813

830

8,144-9,514

380

0,7813-0,8098

840

9,514-11,43

390

0,8098-0,8391

850

11,43-14,3

400

0,8391-0,8693

860

14,3-19,08

410

0,8693-0,9004

870

19,08-28,64

420

0,9004-0,9325

880

28,64-57,29

430

0,9325-0,9657

890

57,29-343,8

440

0,9657-1

89050′

343,8-3438

450

1-1,355

900



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  1. по дисциплине: «Техническая механика»

для специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов

Стр.

1

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

6

2

Структура и содержание учебной дисциплины

8

3

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

14

4

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена и соответствует ФГОС СПО для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы.

Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб;

- выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения;

знать:

- основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел;

- методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин;

- основы проектирования деталей и сборочных единиц;

- основы конструирования.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2

Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

ПК 1.3

Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.3

Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 247 часов, в том числе аудиторной нагрузки 165 часов, на лабораторно-практическую нагрузку 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

247

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

165

в том числе:

лабораторно-практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося

82

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

82


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание технической механики, ее роль и значение в технике.

2

1

Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики.

Материальная точка. Сила. Система сил. Равнодействующая сила. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Связи и их реакции.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.1.

1

3

Тема 1.2. Плоская система сил.

Сходящаяся система сил. Геометрическое и аналитическое определение равнодействующей силы. Условие и уравнение равновесия.

2

1

Пара сил. Момент силы относительно точки. Приведение силы к точке. Приведение плоской системы сил к центру. Условие равновесия. Виды уравнений равновесия плоской произвольной системы сил.

2

1

Балочные системы. Классификация нагрузок и опор. Трение.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.2.

8

3

Тема 1.2. Плоская система сил.

Лабораторная работа №1 «Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил».

2

2

Практическое занятие. Определение реакций балок.

2

2

Тема 1.3. Пространст-венная система сил.

Пространственная система сходящихся сил. Уравнения равновесия.

2

1

Пространственная система произвольно расположенных сил.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.3.

2

3

Тема 1.4. Центр тяжести.

Центр тяжести простых геометрических фигур. Центр тяжести стандартных прокатных профилей.

2

1

Лабораторная работа №2 «Определение центра тяжести плоской фигуры практическим и аналитическим способами».

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.4.

3

3

Тема 1.5. Основные понятия кинематики.

Виды движения. Скорость, ускорение, траектория, путь.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.5.

2

3

Тема 1.6. Кинематика точки.

Способы задания точки. Ускорение полное, нормальное, касательное.

2

1

Сложное движение точки.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.6.

2

3

1

2

3

4

Тема 1.7. Сложное движение твердого тела.

Плоскопараллельное движение. Мгновенный центр скоростей.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.7.

2

3

Тема 1.8. Основные понятия динамики.

Сила инерции. Аксиомы динамики. Основной закон динамики.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.8.

2

3

Тема 1.9. Динамика материальной точки.

Принцип Даламбера. Метод кинетостатики.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.9.

2

3

Тема 1.10. Работа и мощность.

Работа постоянной силы при прямолинейном перемещении.

Работа равнодействующей силы. Работа и мощность при вращательном движении.

Коэффициент полезного действия.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.10.

2

3

Тема 1.11. Общие теоремы динамики.

Теоремы динамики для материальной точки.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 1.11.

2

3

Тема 2.1. Сопротивление материалов. Основные положения.

Основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние.

2

1

Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.1.

3

3

Тема 2.2. Растяжение и сжатие.

Характеристика  деформации. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука.

4

1

Испытания материалов на растяжение и сжатие при статическом нагружении. Напряжения предельные, допускаемые и расчетные.

2

1

Расчеты на прочность.

2

1

Практическое занятие «Расчеты на прочность».

4

2

Лабораторная работа №3 «Испытание на растяжение образца из  низкоуглеродистой стали»

2

3

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.2.

5

3

Тема 2.3.Срез и смятие.

Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, Допускаемые напряжения. Условие прочности.

2

1

Тема 2.3.Срез и смятие.

Лабораторная работа №4 «Испытание образца на срез»

2

2

1

2

3

4

Тема 2.4. Геометри-ческие характеристики плоских сечений.

Статические моменты плоских сечений. Главные оси и главные моменты инерции. Осевые и полярные моменты инерции.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспекта, выполнение домашнего задания по теме 2.4.

5

3

Тема 2.5. Кручение.

Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении.

4

1

Эпюры крутящих моментов. Кручение бруса круглого перечного сечения. Основные гипотезы.

4

1

Напряжения в поперечном сечении. Угол закручивания. Условие прочности.

2

1

Расчет на прочность и жесткость при кручении.

2

2

Контрольная работа «Расчет на прочность и жесткость круглого вала».

2

3

Лабораторная работа №5 «Опытная проверка закона Гука при кручении».

2

3

Лабораторная работа №6 «Определение модуля сдвига при испытании на кручение».

2

3

Лабораторная работа №7 «Экспериментальная проверка  формул для определения цилиндрических винтовых пружин».

2

3

Самостоятельная работа

Проработка конспектов, выполнение домашнего задания по теме 2.5.

7

3

Тема 2.6. Изг

Основные понятия и определения. Классификация видов изгиба.

2

1

Внутренние силовые факторы, правила построения эпюр.

4

1

Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе.

4

1

Условие прочности. Рациональная форма поперечных сечений балок.

4

1

Лабораторная работа №8 «Расчет на прочность при изгибе».

2

2

Практическое занятие. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.

2/4

2

Контрольная работа «Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов».

2

3

Расчет на прочность при изгибе

2

1

Контрольная работа «Расчет на прочность при изгибе».

4

3

Самостоятельная работа

Подготовка к практическим занятиям, контрольной работе и проработка конспектов

7

1

Тема 2.7. Сопротивле-ние усталости. Прочность при дина-мических нагрузках.

Усталостное разрушение. Циклы напряжений. Кривая усталости. Предел выносливости.

2

1

Коэффициент запаса выносливости. Понятие о динамических нагрузках. Силы инерции при расчете на прочность. Динамическое напряжение, динамический коэффициент.

4

1

Лабораторная работа №9 «Изучение явления «Наклеп».

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания по теме 2.7.

3

3

1

2

3

4

 Тема 2.8. Устойчивость сжатых стержней.

Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. Формула Ясинского. Категории стержней в зависимости от гибкости.

2

1

Контрольная работа «Расчет устойчивости сжатых стержней».

2

3

Лабораторная работа №10 «Изучение продольного изгиба».

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания по теме 2.8.

4

3

Тема 3.1. Детали машин. Основные понятия и определения.

Цель и задачи курса «Детали машин». Машины и механизмы. Современные направления в развитии машиностроения. Основные задачи научно-технического прогресса в машиностроении. Требования, предъявляемые к машинам и их деталям.

2

1

Тема 3.2. Соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения.

Общие сведения о соединениях, достоинства, недостатки, область применения. Неразъемные и разъемные соединения, их достоинства и недостатки.

2

1

Сварные соединения. Заклепочные соединения. Клеевые соединения. Соединения с натягом.

2

1

Резьбовые соединения. Классификация резьб, основные геометрические параметры резьбы. Основные типы резьб, их сравнительная характеристика и область применения.

2

1

Шпоночные и шлицевые соединения. Назначение, достоинства и недостатки, область применения.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания по теме 3.2.

7

3

Тема 3.3. Передачи вращательного движения.

Классификация передач. Фрикционные передачи.

2

1

Зубчатые передачи.

8

1

Методика расчета и выбора параметров цилиндрической прямозубой передачи.

2

2

Расчетно-графическая работа «Расчет  и выбор параметров прямозубой цилиндрической передачи».

2

2

Ременная и цепная передача.

4

1

Расчет и выбор параметров клиноременных передач.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания по теме 3.3.

8

3

Тема 3.4. Валы и оси, опоры.

Валы и оси, их виды, назначение, конструкция, материал.

2

1

Опоры, классификация, конструкции.

2

1

Область применения, условные обозначения, достоинства и недостатки.

2

1

Практическое занятие «Расчет и выбор размеров ведущего вала цилиндрической прямозубой передачи»

2

2

Практическое занятие «Расчет и выбор размеров ведомого вала цилиндрической прямозубой передачи»

2

2

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания по теме 3.4.

3

3

1

2

3

4

Тема 3.5. Муфты.

Муфты, их назначение и классификация. Устройство и принцип действия основных типов муфт.

2

1

Методика подбора муфт и их расчет.

2

1

Самостоятельная работа

Проработка конспектов занятий  

2

3

Итого:

максимальная нагрузка

аудиторных часов

247

165

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Технической механики».

Оборудования учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно-наглядных пособий «Техническая механика»;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, экран.

Оборудование лаборатории:

по количеству обучающихся:

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

- макеты и натуральные детали:

- шпоночного соединения;

- шлицевого соединения;

- резьбового соединения;

- соединительных муфт;

- зубчатых передач;

- цепных передач;

- ременных передач;

- подшипников.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Аркуша А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов. М: Либроком, 2015 г., 354 с. - Серия: среднее профессиональное образование.

2. Опарин И.С. Основы технической механики. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: Издательский центр "Академия", 2014 г., 144 с.- Серия: среднее профессиональное образование.

3. Краснов М.М., Вереина Л.И. Техническая механика. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М: Академия (Academia), 2014 г., 352с.- Серия: среднее профессиональное образование.

4. Буланов Э.А. Решение задач по сопротивлению материалов, 4-e изд. М: БИНОМ. ЛЗ, 2012 г., 179 с.- Серия: среднее профессиональное образование.

Дополнительные источники:

1. Опарин И.С. Основы технической механики: Рабочая тетрадь (2-е изд., стер.), учебное пособие, М: издательский центр Академия, 2013 г., 152 с. - Серия: среднее профессиональное образование.

2. Сетков В.И. Сборник задач по Технической механике для СПО, М: издательский центр Академия, 2013 г., 224 с. - Серия: среднее профессиональное образование.

3. Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения: Контрольные материалы (2-е изд., стер.) учебное пособие. М: издательский центр Академия, 2013 г., 125с., - Серия: начальное профессиональное образование.

 Интернет-ресурсы:

1) http://teormex.net/knigi.html (электронные версии учебников):

   1. Диевский В.А., Малышева И.А. Теоретическая механика. Сборник заданий, 2009 г. (25Мб);

   2. Олофинская В.П. Техническая механика, 2007 г. (10Мб);

 3. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов, 2007 г. (3,2Мб).

2) http://www.win-ni.narod.ru/sopromat/sopr.htm программы по расчёту:

1. Программа "Геометрические характеристики плоских сечений" (250 кб);

2. Программа "Построение эпюр нормальных, касательных и главных напряжений в поперечном (двутавровом) сечении" (31кб);

3. "Вычисление напряжений в опасных точках при внецентренном сжатии"(38кб)

3) Примеры решения задач по Технической механике можно изучить на сайтах: http://k-a-t.ru/tex_mex/1-vvedenie/index.shtml,  http://mechanichelp.ru/texmex.html (с пошаговой инструкцией и просмотром слайдов).

4) http://helpkontrolnaya.narod.ru/tehnicheskaya_mehanika_kontrolnye_zadaniya.html  Н.К. Задояный «Техническая механика. Контрольные задания (с программой и методическими указаниями) для учашихся-заочников средних специальных учебных заведений специальностей, связанных с эксплуатацией механического, отдельного энергетического и электротехнического оборудования» с примерами решения.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При реализации программы учебной дисциплины преподаватель обеспечивает организацию и проведение текущего итогового контроля индивидуальных образовательных достижений обучающихся — демонстрируемых обучающимися знаний, умений.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения теоретических занятий — устный опрос, практические и  лабораторные работы, тестирование, контрольные работы.

Обучение по учебной дисциплине завершается итоговым контролем в форме экзамена.

Формы и методы текущего и итогового контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основного профессиональной образовательной программе.

Для текущего и итогового контроля преподавателем созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты, вопросы контрольных работ, перечень тем мультимедийных презентаций и критерии их оценки: вопросы для проведения зачета по дисциплине.

Результаты обучения

(освоение умений, освоение знаний)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Производить расчет на растяжение и сжатие на срез, смятие, кручение и изгиб

Экспертная оценка решения задач по расчету прочности

Выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для конкретного применения

Экспертная оценка выполнения лабораторной работы

Знания:

Основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы равновесия и перемещения тел

Тестирование

Методики выполнения основных расчетов по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин

Контрольная работа

Основы проектирования деталей и сборочных единиц

Контрольная работа

Основы конструирования

Контрольная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный анализ

90÷100

5

отлично

80÷89

4

хорошо

70÷79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технической механике "Определение центра тяжести плоской фигуры"

Данная методическая разработка содержит методические указания по проведению лабораторной работы "Определение центра тяжести плоской фигуры"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА"

Методическая разработка по проведению олимпиады по дисциплине «Техническая механика» отражают полный комплекс материала по теоретической и практической подготовки студентов во время их самостоятельной...

Методическая разработка "Кружок технического творчества "Железный дровосек"

Большую роль в формировании личности подростков, адаптации их в современных социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Все блага цивилизации – это результат технического тво...

Методическое пособие по технической механике

Методическое пособие  к решению задач по учебной дисциплине «Техническая механика», «Механика» составлены в соответствии с программой для специальности 27.02.02 &laq...

Методическая разработка урока «Фрикционные передачи» по учебной дисциплине «Техническая механика»

Методическая разработка урока  « Фрикционные передачи» по учебной дисциплине «Техническая механика»...

Методическая разработка урока "Техническое обслуживание светильников с люминесцентными лампами"

Тема программы: МДК 03.01 Организация технического обслуживания электроустановок.Тема урока: Техническое обслуживание светильников с люминесцентными лампами.Тип урока: комбинированныйФорма проведения ...