Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 389.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА) |
БУ «Урайский политехнический колледж»
по специальности
190631
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Урай, 2014
Одобрена:
Предметной (цикловой) комиссией «Дисциплин технического профиля»
Протокол №______от «_____»________________201_г.
Протокол №______от «_____»________________201_г.
Протокол №______от «_____»________________201_г.
Председатель ЦМК :
___________________/_______О.Г.Логинова_______/
___________________/_________Ф.И.О____________/
___________________/_________Ф.И.О____________/
Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик: БУ ПО «Урайский политехнический колледж»
Автор: С.А. Бахмат, преподаватель высшей квалификационной категории Урайского политехнического колледжа
Заместитель директора:
___________________/___________________________/
___________________/_________Ф.И.О____________/
___________________/_________Ф.И.О____________/
Рецензент: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- проводить испытания и контроль продукции;
- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
- определять износ соединений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия, термины и определения;
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
- показатели качества и методы их оценки;
- системы и схемы сертификации
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 12 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 28 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Метрология | ||||
Тема 1. Основные положе- ния в области метроло- логии. Службы надзора и контроля | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные положения, понятия, термины и определения в области метрологии. Службы надзора и контроля. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Международная система единиц. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Международные организации по метрологии. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой | 1 | |||
Тема 2. Основы теории измерений Концевые меры длины. Гладкие калибры | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основы теории измерений. Средства метрологии. Концевые меры длины. Гладкие калибры Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение. Правила составления блока мер требуемого размера. Классификация гладких калибров и их назначение. Щупы и их назначение. | 1 | ||
Практические работы | 4 | |||
2 | ПР Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины | 2 | ||
3 | ПР Проверка годности детали с помощью калибров | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. | 3 | |||
Тема 3. Штангенинструменты и микрометры | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Штангенинструменты и микрометры. Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство. Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний, правила измерений. | 1 | ||
Практические работы | 6 | |||
1 | ПР Измерение размеров деталей штангенциркулем | 2 | ||
2 | ПР Измерение размеров деталей гладким микрометром | 2 | ||
3 | ПР Измерение расстояния между осями двух отверстий | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. | 4 | |||
Тема 4. Рычажные приборы. Автоматизированные измерительные системы и комплексы | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Рычажные приборы. Автоматизированные измерительные системы и комплексы. Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры. | 1 | ||
Практические работы | 2 | |||
2 | ПР Измерение радиального биения вала, установленного в центрах, индикатором часового типа | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект) | 2 | |||
Раздел 2. Стандартизация | ||||
Тема 5. Основные понятия в области стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные понятия, термины и определения в области стандартизации. Средства стандартизации Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой. Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов. | 1 | |||
Тема 6. Профессиональные элементы международной и региональной стандартизации. Взаимозаменяемость | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Международная и региональная стандартизация. Взаимозаменяемость Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Точность в технике. Термины: точность, погрешность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой | 1 | |||
Тема 7. Основные понятия о допусках и посадках. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные понятия о допусках и посадках. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера. | |||
2 | Квалитеты. Основные отклонения. Система отверстия и вала Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Графическое изображение полей допусков. Расстановка размеров с отклонениями на чертежах. | |||
Практические работы | 2 | |||
3 | ПР Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал-втулка» | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. | 3 | |||
Тема 8. Допуски и посадки подшипников качения | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Допуски и посадки подшипников качения. Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие).. Особенности системы допусков и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для колец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. | 1 | ||
Практические работы | 2 | |||
2 | ПР Определение посадок, отклонений, предельных размеров, построение полей допусков для соединений типа «вал-подшипник» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Провести расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже | 2 | |||
Тема 9. Нормы геометрической точности. Допуски форм и расположения поверхностей | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Нормы геометрической точности. Допуски форм и расположения поверхностей. Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные детали. Влияние отклонений геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. | 1 | ||
Практические работы | 4 | |||
2 | ПР «Измерение размеров и отклонений формы поверхностей» | 2 | ||
3 | ПР Допуски формы и расположения поверхностей и обозначение их на чертежах. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. | 3 | |||
Тема 10. Шероховатость поверхностей. Размерные цепи. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Шероховатость поверхностей. Размерные цепи. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости поверхностей. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей. | 1 | ||
Практические работы | 2 | |||
ПР «Расчёт размерных цепей» | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. Оформление практических работ. Обозначить на поверхностях деталей шероховатость, отклонения и допуски расположения поверхностей. | 2 | |||
Тема 11. Допуски угловых размеров и резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колёса и соединения | Содержание учебного материала | |||
Допуски угловых размеров и резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колёса и соединения. Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов. Классификация резьб и их применение. Крепежые резьбы и их основные параметры. Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. | ||||
Тема 12. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений | Содержание учебного материала | 2 | ||
Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений. Применение шлицевых соединений. Понятие о центрировании. Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. | 1 | |||
Раздел 3. Качество продукции | ||||
Тема 13. Показатели качества продукции и методы их оценки | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Показатели качества продукции и методы их оценки. Система показателей качества продукции. Оценка и методы оценки качества продукции. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. | 1 | |||
Тема 14. Испытания и контроль продукции. Системы качества | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Испытания и контроль продукции. Системы качества. Контроль и методы контроля качества. Единая система государственного управления качество продукции. Основные понятия и определения в области качества продукции. Классификация и номенклатура показателей качества. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации по теме урока. | 1 | |||
Раздел 4. Сертификация | ||||
Тема 15. Основные определения. Порядок и правила сертификации. Средства и схемы сертификации | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основные понятия, термины и определения в области сертификации. Цели сертификации. Обязательная сертификация. Продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации. | 1 | ||
2 | Порядок и правила сертификации. Средства и схемы сертификации Нормативные документы по сертификации. Система сертификации. Добровольная сертификация. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой; подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине. Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО | 2 |
ИТОГО по дисциплине | 84 | |
В том числе ПР | 22 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения качества»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- измерительный инструмент;
- изношенные детали ДВС;
- учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студ. сред. проф. образования/ (И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьёв, Д.П. Кононов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ. сред. проф. образования/ (С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: учебник для студ. сред. проф. образования// (С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов). – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009.
- Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
- Основы стандартизации, метрологии и сертификации / И.М. Лифиц. – М.: «Юрайт», 2000.
- Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике: Учеб.пособие – СПб, 1997.
- Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М, 2009.
Дополнительные источники:
- Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ. высш. учеб. заведений / (Б.Я. Авдеев, В.В. Алексеев, Е.М. Антонюк и др.). ; под ред. В.В. Алексеева. – 2-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2008.
- Дудников А.А.. Основы стандартизации, допуски посадки и технические измерения. – М: ВО Агпромиздат», 2003.
- Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – М: Машиностроение, 2003.
- Козловский Н. С., Виноградов А. Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – М.: Машиностроение, 2000.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества | наблюдение и оценка выполнения практических занятий |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
основные понятия метрологии; | устный опрос, письменная проверка |
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | решение задач, устный опрос |
формы подтверждения качества; | устный опрос, письменная проверка |
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов; | устный опрос |
терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | устный опрос, письменная проверка |
Разработчики:
Урайский политехн..колледж преподаватель Бахмат С.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Техническая механика для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая механика" является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслужива...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628423-1430168069.jpg)
Рабочая программа. Математика ЕН. Специальность:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.190631
Рабочая программа для учебных заведений среднего профессионального образования. Максимальная учебная нагрузка 102 часа,обязательная учебная нагрузка 68 часов,самостоятельная нагрузка студентов 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664057-1441742130.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта," СПО, 1 курс, 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 1 курсаДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664057-1441742130.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) Для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта," СПО, 2-4 курсы, 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) для 2-4 курсовДля специальностей технического профиля среднего профессионального образованиябазовой подготовки на базе основного обще...
Рабочая программа по дисциплине "Технология" для 1 курса СПО (повышенный уровень) по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Представленная авторская рабочая программа для 1 курса по дисциплине "Технология" разработана в рамках вариативной части учебного плана по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильно...
Рабочая программа по информатике для специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Рабочая программа дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт авт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-987138-1513430270.jpg)
План проведения Конкурса Автомобильный ринг Группы АМ-12 и АМ-13 Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
План проведения Конкурса Автомобильный ринг Группы АМ-12 и АМ-13 Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Дата проведения: Тема ур...