РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Техническая механика | 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
2013
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Зам. директора по УМР ____________________Вараксина М.С. | Одобрена на заседании ПЦК проф. дисциплин 190604,190631 Протокол №__ от «___»_________2014г. Председатель ПЦК ____________________Холомьенков А.М. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»
Разработчики:
Новикова О.А. преподаватель СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 21 |
| 23 |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины «Техническая механика» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Производить расчет на растяжение и сжатие, срез и смятие, кручение и изгиб
▪ Выбирать детали и узлы на основе анализа их свойств для применения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные понятия и аксиомы теоретической механики, законы перемещения тел;
- Методики выполнения основных расчетов по теоретическому сопротивлению материалов и деталям машин;
- Основы проектирования деталей машин;
- Основы конструирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 252 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов; самостоятельной работы обучающегося 82 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем примерной программы учебной дисциплины и виды учебной работы.
Виды учебной работы | Количество часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 252 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 170 | |
в том числе: | ||
лабораторные занятия | 8 | |
практические занятия | 52 | |
контрольные работы | - | |
курсовая работа (проект) | ||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 82 | |
в том числе: | ||
внеаудиторная самостоятельная работа | ||
Итоговая аттестация в 3 семестре в форме | Диф.зачет | |
Итоговая аттестация в 4 семестре в форме | Экзамен |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Теоретическая механика | |||
Тема 1.1. Введение Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала: | 4 | |
1. Роль и значение механики . Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики. | 2 | 1 | |
2. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила как вектор. Единицы силы. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей. | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала: | 14 | |
1. Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в двух шарнирно-соединенных стержнях. Проекция силы на оси координат. | 2 | 2 | |
2. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием геометрического и аналитического уравнения равновесия. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Самоанализ изученной темы. Подготовка к практической работе. | 4 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 1 «Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил аналитическим и геометрическим методом» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 2 «Условие равновесия плоской системы сходящихся сил в аналитической форме» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.3. Пара сил. Плоская система произвольно расположенных сил. | Содержание учебного материала: | 22 | |
1. Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Свойства пар. Условие равновесия пары сил. | 2 | 2 | |
2. Момент силы относительно точки; величина, знак, условие равенства нулю. Приведение силы и системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент. Частные случаи приведения плоской системы сил. Теорема Вариньона. Уравнения равновесия плоской произвольной системы сил (три вида). Классификация нагрузок – сосредоточенные силы, моменты, равномерно-распределенные нагрузки и их интенсивность. | 2 | 2 | |
3. Балки, плоские фермы, рамы. Опоры: шарнирно-подвижная, шарнирно-неподвижная, жесткое защемление (заделка) и их реакции. Аналитическое определение опорных реакций балок, рам, ферм. Определение усилий в стержнях плоских ферм. Связи с трением. Сила трения, угол и коэффициент трения. Условие самоторможения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 3 | ||
Практическое занятие Практическое занятие № 3«Определение реакций в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и пар сил» Определение опорных реакций консольных и однопролетных балок, ферм, рам, арок. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 4 «Определение величины реакции для балки с шарнирными опорами» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 5 «Определение величины реакции в опорах балочных систем под действием сосредоточенных сил и распределенных нагрузок» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 6 « Определение величины реакции в шарнирных опорах балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.4 Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур. | Содержание учебного материала | 11 | |
1. Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры (тонкой однородной платины). Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления. свойства. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
2. Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений, стандартных профилей проката. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 7 «Определение координат центра тяжести заданного сечения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 8 «Определение координат центра тяжести составного сечения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 1.5 Основные понятия кинематики | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Основные понятия кинематики: траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения точки. Ускорение при прямолинейном и криволинейном движениях. Простейшие движения твердого тела: поступательное движение, вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
Тема 1.6. Основные понятия и аксиомы динамики. Метод кинетостатики | Содержание учебного материала | 2 | |
1. Предмет динамики. Две основные задачи динамики. Масса материальной точки и единицы ее измерения. Зависимость между массой и силой тяжести. Аксиомы динамики: принцип инерции, основной закон динамики, закон независимости действия сил, закон равенства действия и противодействия. Свободная и несвободная материальные точки. Понятие о силе инерции. Принцип Даламбера. Метод кинетостатики. | 2 | 1 | |
Тема 1.7. Работа и мощность. Общие теоремы динамики | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Работа постоянной силы при прямолинейном движении. Работа равнодействующей. Работа силы тяжести. Мощность. КПД, работа и мощность при вращательном движении. Работа сил на наклонной плоскости. Теорема об изменении количества движения. Теорема об изменении кинетической энергии. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 1.8 Устойчивость равновесия | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Самоанализ изученной темы | 1 | ||
Раздел 2. Сопротивление материалов | 129 | ||
Тема 2.1. Основные положения. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Краткие сведения об истории развития «Сопротивление материалов». Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений. Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 2.2 Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 24 | |
1. Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня. Гипотеза плоских сечений. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стержня. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
2. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики. Понятие о предельном напряжении. Коэффициент запаса прочности пластичных и хрупких материалов. Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям и предельным состояниям. Коэффициенты надежности по нагрузке, по материалу, по назначению и условиям работы. Нормальные и расчетные нагрузки и сопротивления. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
3. Условия прочности по предельному состоянию и допускаемым напряжениям. Три типа задач при расчете из условия прочности по предельному состоянию. Расчеты на прочность. Влияние силы тяжести стержня на напряжения и деформации. Понятие о статически неопределимых системах при растяжении (сжатии). | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 9. Построение эпюр продольных сил, и нормальных напряжений. Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений для ступенчатого бруса, защемленного одним концом, при осевом растяжении (сжатии). |
2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 10. Расчет на прочность и жесткость при растяжении и сжатии. Расчет на прочность и жесткость. Проектировочные и проверочные расчеты на прочность и жесткость при растяжении и сжатии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Лабораторная работа №1 Испытание материалов на растяжение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Лабораторная работа №2 Определение критической силы сжатого стержня | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Лабораторная работа №3 Испытание материалов на сжатие | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Тема 2.3. Практические расчеты на сдвиг и смятие | Содержание учебного материала | 5 | |
1. Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Зависимость между тремя упругими постоянными (без вывода). | 2 | 1 | |
2. Смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на сдвиг и смятие. Примеры расчета заклепочных, болтовых, сварных соединений и сопряжений на деревянных врубках по предельному состоянию. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме. | 1 | ||
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала: | 18 | |
Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Статический момент площади плоской фигуры. Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Моменты сопротивления: осевой, полярный. Радиус инерции. Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Моменты инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого. Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся при: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 11. «Вычисление главных центральных моментов инерции сечений. Вычисление моментов инерции простейших сечений» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие Практическое занятие № 12. Определение момента инерции составного сечения. Вычисление главных центральных моментов инерции составного сечения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 13. «Определение главного центрального момента инерции сечения относительно главной центральной оси» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 14. «Вычисление главных центральных моментов инерции составных сечений. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 15 «Подбор сечений стержней из расчета на прочность. Подбор сечения стержня –подвески» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса | Содержание учебного материала: | 37 | |
1. Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
2. Дифференцированные зависимости между интенсивностью распределенной нагрузки, поперечной силой и изгибающим моментом | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
3. Свойства контуров эпюр. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся и для различных видов напряжений статически определимых балок. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
4. Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки. | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
5. Эпюра нормальных напряжений в поперечном сечении. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
6. Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
7. Эпюры касательных напряжений для балок прямоугольного и двутаврового поперечных сечений по высоте сечения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
8. Моменты сопротивления для простых сечений. Расчеты балок на прочность: по нормальным, касательным, эквивалентным напряжениям. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 16. «Построение эпюр Qx и Mx для одноопорной балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 17. «Построение эпюр Qx и Mx для двухопорной балки» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 18. «Построение эпюр Qx и Mx для балки с сечением –сдвоеный двутавр»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 19. «Расчет бруса круглого попересного сечения при сочетании основных деформаций» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.6. Расчет балок на жесткость. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Расчет балок на жесткость. Понятие о линейных и угловых перемещениях при прямом изгибе. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 2.7. Кручение Сложное сопротивление. | Содержание учебного материала | 18 | |
1. Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий момент. Эпюра крутящих моментов. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
2.Основные гипотезы. Напряжения в поперечном сечении бруса при кручении. Эпюра касательных напряжений по высоте сечения бруса. Угол закручивания. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
3. Условия прочности и жесткости при кручении. Три типа задач при расчете на прочность и жесткость при кручении. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
4. Косой изгиб, основные понятия и определения. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии; свойства нулевой линии. Построение эпюр нормальных напряжений. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
5. Расчет на прочность при косом изгибе по предельному состоянию. Внецентренное сжатие бруса большой жесткости. Нормальные напряжения в поперечном сечении бруса. Уравнение нулевой линии: свойства нулевой линии. Ядро сечения и его свойства. Расчет на прочность по предельному состоянию. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Лабораторная работа №4 Испытание образцов из различных материалов на кручение | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней. | Содержание учебного материала | 20 | |
1. Устойчивые и неустойчивые формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
2. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
3. Пределы применимости формулы Эйлера. Предельная гибкость. Эмпирическая формула Ясинского - Тетмайера. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
4. Расчет центрально- сжатых стержней на устойчивость по предельному состоянию с использованием коэффициента продольного изгиба. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка конспекта, подбор дополнительной литературы | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 20. «Определение допускаемого значения критической силы для стержней большой гибкости»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Практическое занятие: Практическое занятие № 21. «Определение величины допускаемого значения центрально-сжимающей силы»
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к практической работе | 1 | ||
Лабораторная работа №5 Исследование устойчивости стержня, прикрепленного к вертикальному вращающемуся валу | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 1 | ||
Раздел 3. Детали машин | 44 | ||
Тема 3.1. Основные положения. Общие сведения о передачах | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Цель и задачи раздела «детали машин». Механизм и машина. Классификация машин. Детали и узлы, их классификация. Надежность машин. Требования, предъявляемые к машинам и деталям. Критерии работоспособности деталей машин. Назначение передач. Классификация передач по принципу действия и принципу передачи движения от ведущего звена к ведомому. Основные кинематические и силовые соотношения в передачах. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.2. Фрикционные передачи. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Фрикционные передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки фрикционных передач, область их применения. Материалы катков. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков. Цилиндрическая фрикционная передача. Понятие о вариаторах.. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.3. Зубчатые передачи | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Зубчатые передачи, их назначение и классификация. Достоинства и недостатки зубчатых передач, область их применения. Основы теории зубчатого зацепления, краткие сведения. Эвольвента и ее свойства. Материалы зубчатых колес. Виды разрушения зубьев.. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Цилиндрическая прямозубая передача. Определение основных геометрических параметров | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.4. Передача «винт – гайка» | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Винтовая передача: достоинства и недостатки, область применения. Разновидности винтов передачи. Материалы винта и гайки. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Определение износостойкости, прочности и устойчивости винта. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.5. Червячные передачи | Содержание учебного материала | 6 | |
1. Общие сведения о червячных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в червячной передаче. Силы в зацеплении. Материалы червячной пары. Виды разрушения зубьев червячных колес. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
2. Определение основных геометрических параметров червячной передачи. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.6 Редукторы. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Общие сведения о редукторах. Классификация. Модернизированные редукторы. Мотор – редукторы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.7 Ременные и цепные передачи | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Общие сведения о ременных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в ременной передаче. Силы и напряжения ременных передач. Силы и напряжения в ветвях ремня. Детали ременных передач: типы ремней, шкивы, натяжные устройства. Общие сведения о зубчато – ременных передачах. Общие сведения о цепных передачах: достоинства и недостатки, область применения, классификация. Основные геометрические соотношения в цепной передаче. Силы и напряжения в ветвях цепи. Детали цепных передач: приводные цепи, звездочки, натяжные устройства, смазка цепи. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.8 Валы и оси. Общие сведения. | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Понятие о валах и осях. Классификация. Конструктивные элементы валов и осей. Материалы.. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов).. | 1 | ||
Тема 3.9 Подшипники | Содержание учебного материала | 6 | |
1.Подшипники скольжения: конструкция, достоинства и недостатки, область применения. Классификация. Материалы и смазка подшипников скольжения. Элементарные сведения о работе подшипников в условиях жидкостной смазки. Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
1.Подшипники качения: устройство, достоинства и недостатки. Классификация подшипников качения по ГОСТу, основные типы, условные обозначения. Подбор подшипников качения. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.10 Муфты | Содержание учебного материала | 3 | |
1.Муфты, их назначение и краткая классификация. Основные типы глухих, жестких, упругих, сцепных, самоуправляемых муфт. Краткие сведения о выборе и расчете муфт | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Написание рефератов (темы по выбору студентов). | 1 | ||
Тема 3.11. Соединения деталей машин | Содержание учебного материала | 2 | |
1.Общие сведения о разъемных и неразъемных соединениях. Конструктивные формы резьбовых соединений: болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует; болтовое соединение нагружено поперечной силой; болт затянут, внешняя нагрузка раскрывает стук детали. Заклепочные соединения: классификация, типы заклепок. Шпоночные соединения: достоинства и недостатки, разновидность шпоночных соединений. Шлицевые соединения: достоинства и недостатки, разновидность шлицевых соединений. | 2 | 1 | |
Раздел 4. Основы конструирования | 17 | ||
Тема 4.1. Основы конструирования зубчатых и червячных колес, валов | Содержание учебного материала | 3 | |
1. Конструкции цилиндрических колес, конических колес, червячных колес. Конструкции валов. Основы компоновки ведущего и ведомого вала зубчатых и червячных передач. | 2 | 1 | |
Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Тема 4.2. Основы конструирования подшипниковых узлов | Содержание учебного материала | 14 | |
1.Особенности конструирования длинных и коротких валов. Понятие о фиксирующей и плавающей опоре. Установка подшипников враспор и врастяжку. Краткие сведения о конструировании подшипниковых узлов. | 2 | 2 | |
Составление терминологического словаря по теме | 1 | ||
Лабораторная работа №6 Выполнение эскизов зубчатых и червячных колес, валов в САПР КОМПАС | 4 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 2 | ||
Лабораторная работа №7 Выполнение эскизов подшипниковых узлов в САПР КОМПАС. Зачетное занятие | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Доработка отчета к лабораторной работе | 2 | ||
Всего: | 252 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»;
- макеты механических передач;
- макеты деталей машин.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Л.И. Вереина. Техническая механика. Учебник для СПО. М.: «Академия», 2009
Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2007.
В.П. Олофинская. Техническая механика (курс лекций). – М.: Форум: Инфра - М, 2009.
В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – М.: Форум: Инфра – М, 2008
В.И. Сетков. Сборник задач по технической механике. Учебное пособие для СПО. М.: «Академия», 2006
И.И. Мархель. Детали машин. – М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2010. (профессиональное образование)
Дополнительные источники:
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2010.
А.И. Аркуша. Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2007.
А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. Детали машин. – М.: Академия, 2008.
Журнал «Популярная механика», 2010 – 2011.
Интернет-ресурсы :
www. MYsopromat.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1. | 2. |
Умения | |
-определять равнодействующую аналитическим и графическим методом; -определять реакции опор балок с проверкойправильности решения; -находить координаты центра тяжести плоских фигур и фигур, составленных из стандартных прокатных профилей; -строить эпюры продольных сил и нормальных напряжений; -строить эпюры крутящих моментов; -строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов; -производить расчеты на прочность при растяжении и сжатии, срезе и смятии, кручении и изгибе; -выбирать рациональные формы поперечных сечений; -производить расчеты зубчатых и червячных передач, передачи «винт – гайка», шпоночных соединений на контактную прочность; -расчет привода конвейера; -выполнять эскизы зубчатых и червячных колес, валов; -выполнять эскизы подшипниковых узлов. | Текущий контроль: -практические занятия; -лабораторные работы; тестирование; -внеаудиторная самостоятельная работа Промежуточный контроль: -практические занятия; -контрольные работы. Итоговый контроль: -дифиринцированный зачет . |
Знания: | |
-основные понятия и аксиомы теоретической механики; -условия равновесия системы сходящихся сил и системы произвольно расположенных сил; -методики решения задач по теоретической механике, сопротивлению материалов, деталям машин; -основы конструирования деталей и сборочных единиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "В гостях у механики"
Материал предназначен для студентов, изучающих дисциплину "Техническая механика"...
Презентация по техничекой механике
Презентация по техничекой механике в помощь преподавателю при подготовке к проведению лекций....
Курс лекций по дисциплине "Техническая механика"
Курс лекций по дисциплине "Техническая механика"...
Тесты по технической механике
Тесты по технической механике...
Подготовка открытого урока "Великий механик Леонардо да Винчи"
Презентация "Подготовка, проведение и анализ открытого урока" включает следующие аспекты: основные требования к открытому уроку; постановка целей и задач открытого урока; п...
мультимедийная презентация к уроку технической механики. тема:Силовые факторы механики.
Презентация 1 выполнена для демонстрации на первом уроке технической механики. На слайдах в конспективной форме приводятся определения силы, момента силы относительно точки, пары сил. Средс...
СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА "ЗНАТОКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА"
Сценарий конкурса «Знатоки технической механики» по дисциплине «Техническая механика» отражают полный комплекс материала по подготовке и проведению данной интеллектуальной игры во внеурочное время.Дан...