обучающий семинар на тему "Урок как основная форма организации учебного процесса".
презентация к уроку на тему
Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность педагога: - значение того, какие факторы определяют смысл и сущность урока; - умение планировать, проводить и анализировать урок.
Урок – это живая клетка учебно – воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для обучающих происходит на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 397.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара: Привести в систему знания по теории урока (структуре, целеполаганию )
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса. Урок — это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Только на уроке можно увидеть: -каковы отношения преподавателя и обучающегося; -глубоко или поверхностно он знает свой предмет; -кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей; -обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки ;
Общие требования к уроку: ДИДАКТИЧЕСКИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ.
Компоненты урока: Организационный – организация обучающихся в течение всего урока, готовность обучающегося к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
Компоненты урока: Коммуникативный – уровень общения преподавателя с коллективом обучающихся. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного коллектива и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Организация урока возможна только при соблюдении определенных правил: Первое - определение целей и задач урока; Второе - уточнение типа урока; Третье - уточнение вида урока; Четвертое - выбор методов и приемов обучения; Пятое - определение структуры урока.
Цели и задачи урока В целях и задачах необходимо проектировать деятельность педагога и обучающихся. Цель - это запрограммированный результат , который должен быть получен в конце урока (модель желаемого будущего) Лишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной . Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными обучающимися , перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Цели урока должны быть максимально конкретными , чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Цели и задачи урока Задачи - это шаги по достижению поставленной цели. К задачам урока относятся: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Задачи ставятся ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на понятном им языке (что должны сделать учащиеся на уроке)
Учебная задача - цель, которую перед собой ставит обучающийся Чему? Зачем?
Обучающие цели Ставятся исходя из ТЕМЫ и типа урока (изучить тему, повторить, обобщить….), включают в себя овладение обучающимися системой знаний, практическими умениями и навыками для постановки обучающих целей и задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...
Обучающие цели пример : урок истории по теме «Реформы Петра I ». Педагог поставил цели: 1.Разъяснить обучающимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти. 2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. Эти цели педагог поставил для себя, а не для обучающихся . Для обучающихся ставятся ЗАДАЧИ, исходя из целей: 1. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 2. Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им. 3. Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I .
Воспитывающие цели На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель. УРОК ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ. В.цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;
Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Требовательности к себе Гордости Добросовестности Ответственности Чувства собственного достоинства Честности Скромности Самоуважения Настойчивости Аккуратности Чувства долга Ответственности Трудолюбия Сопереживания Чувства гордости за достигнутое Патриотические чувства
Воспитательные цели Формирование нравственных качеств: Формирование гуманных отношений к «другим людям»: Товарищества Доброты Деликатности Вежливости Скромности Дисциплинированности Ответственности Честности
Развивающие цели На уроке должна быть поставлена и развивающая цель. Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи обучающихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать аналитические умения развивать умение ориентироваться на местности .
Развивающие цели Развитие мышления: Учить анализировать Учить выделять главное Учить сравнивать Учить строить аналогии Учить обобщать и систематизировать Учить доказывать и опровергать Учить определять и объяснять понятия Учить ставить и разрешать проблемы
Все уроки можно разделить группы: - Урок ознакомление обучающихся с новым материалом; -Урок закрепление знаний; -Обобщающие уроки -Урок проверки знаний, умений, навыков.
Урок ознакомления Это урок, содержание которого является новой, неизвестный обучающимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. Структура урока ознакомления: Повторение предыдущего материала; Объяснение учителем нового материала; Проверка понимания и первичное закрепление знаний; Задание на дом. Формы урока ознакомления: Лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок
Урок закрепления Основным содержанием работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Структура урока закрепления: Проверка домашнего задания; Выполнение устных упражнений; Выполнение письменных упражнений; Проверка выполнения заданий; Задание на дом. Формы урока закрепления: Семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешанного типа
Урок обобщения: Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях обучающихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводят в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение педагога. Формы уроков обобщения: Рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника или беседы педагога с обучающимися.
Урок проверки знаний, умений и навыков: Позволяет педагогу выявить уровень обученности обучающихся в определенной области, установить недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от обучающегося применения всех его знаний, умений, навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Формы уроков проверки ЗУН: Самостоятельная работа, урок-зачёт, контрольная работа, собеседование, викторины, игры и т.д.
Формы организации учебного процесса: Лекция - самый трудный вид урока даже для опытного педагога. Лекционная форма обучения даёт положительный эффект в тех случаях когда: Объем теоретического материала велик, а задач к нему недостаточно; Большая часть материала носит вспомогательный характер и необязательна для усвоения всеми обучающимися; Раннее изученного не достаточно для организации обучения в активном режиме, т.е. тема для обучающихся является почти новой; Необходим вводный или обзорный рассказ педагога по крупной теме курса.
Семинар Чаще всего используется для рассмотрения дополнительного материала, воспроизведение которого каждым обучающихся не требуется, но отдельные выводы и факты весьма полезны и даже необходимы. В ходе подготовки к семинару обучающиеся приобретают навыки проведения научного исследования и его оформления, учатся защищать свои убеждения, рецензировать выступления товарищей. На семинаре сочетается форма беседы и дискуссии обучающихся с целью углубления и совершенствования знаний
Консультация Цель ее проведения – научить обучающегося задумываться над проблемой, уяснять какие возникают затруднения при знакомстве с определенной темой; а для разрешения этих затруднений – сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В самом начале проведения консультаций можно помогать обучающимся формулировать вопросы. К каждой консультации можно предложить обучающимся готовить карточки с вопросами и задачами .
Урок - зачёт Зачёт - это специальный этап в контроле, цель которого – проверить, достигнут ли обучающимися уровень обязательной подготовки. Зачёты подразделяются на текущие и тематические. Текущие проводятся систематически в ходе изучения темы и охватывают небольшие смысловые порции. Тематические устраиваются в конце изучения темы. Зачёты бывают: Открытыми - это когда обучающиеся предоставляют списки обязательных вопросов Закрытыми - зачёты без предоставления списков обязательных вопросов. Систематический контроль знаний обучающихся – одно из основных условий повышения качества обучения.
Спасибо за внимание подготовила Шулятьева П.Н. 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-149179-1355064678.jpg)
Формы организации учебного процесса
Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-640511-1609519765.jpg)
Экскурсия как форма организации учебного процесса
Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества &ldquo...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825626-1475650075.jpg)
Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса
"Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса"По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ...
Требования к уроку, как основной форме организации учебного процесса
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока....
Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».
Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-858550-1484068321.jpg)
Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"
В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-374410-1388799971.jpg)
Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...