КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ "Расчет однофазных рецептур"
методическая разработка
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ "Расчет однофазных рецептур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок. Расчет однофазных рецептур. Практическая работа. | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ
Образовательное учреждение: ГБПОУ ЧГКИПиТ
Преподаватель: Светлова Ольга Александровна
МДК 05.02. Выполнение работ по профессии «Кондитер»
Тема программы: Изготовление, творческое оформление, подготовка к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента.
Тема учебного занятия: Расчет однофазных рецептур.
Методическая цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Цели учебного занятия:
Образовательная:
- Систематизация, закрепление знаний теоретического характера.
- формирование следующих специальных умений по данному предмету (поиска информации в определенном источнике и применение данной информации в профессиональной деятельности);
Развивающая:
- Активизация мыслительной деятельности;
- Развитие умений у обучающихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.
Воспитательная:
- Коммуникабельность и активность;
- Профессиональная заинтересованность.
Материально- техническое обеспечение: Доска магнитно-меловая; дидактический раздаточный материал, сборник рецептур.
Тип урока: урок-практикум.
Планируемый результат:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 02 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 04 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 06 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК.09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
Ход учебного занятия:
Элементы внешней структуры урока | Элементы внутренней структуры урока | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Вводная часть | 1.1. Организационный момент | Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание теплой и доверительной атмосферы в группе | Приветствует обучающихся. Отмечает явку. Проверяет готовность к занятию. | Приветствуют преподавателя. Адаптируются к рабочему месту. |
1.2. Актуализация опорных знаний | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу Активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы. | Формулирует тему занятия. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: - что такое мука, свойства муки, и химический состав? | Записывают в тетради дату, тему и план занятия. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до её изучения). | |
2. Основная часть | Закрепление изученного материала | Применение новых знаний на типовом задании с помощью преподавателя | Выполнение практического задания под руководством преподавателя: - Задачи на расчет массовой доли сухих веществ - Задачи на расчет расхода сырья - Задачи на расчет потери сухих веществ. Ответы на вопросы студентов. Комментарии к сложным местам задания. | Выполняют практическое задание под руководством преподавателя. Задают вопросы. |
Применение новых знаний на типовом задании в парах | Дает указание по выполнению задания. | Объединяются в группы или индивидуально (по желанию), выполняют самостоятельную работу. | ||
3. Заключительная часть | Подведение итогов занятия | Анализ оценка успешности достижения цели и задач занятия обучающимися | Анализирует работу обучающихся, отмечая положительные и отрицательные стороны. Подводит итоги. | Помогают преподавателю подвести итоги. Проверяют правильность решения задач. |
Рефлексия | Анализ. Работа ведётся индивидуально. | Выбери верное утверждение:
| Обучающиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Выбирают верное учреждение. | |
Подведение итогов | Оценка результатов | Дает анализ и оценку успешности достижения цели. | Адекватное само оценивание. |
Ход урока.
- Вводная часть.
Тема практического занятия «Расчеты однофазных рецептур».
Нам с вами пригодятся такие понятия как влажность муки, массовая доля сухих веществ, потери сухих веществ.
Вла́жность — показатель содержания воды в продуктах;
Массовая доля сухих веществ
Потери сухих веществ
Готовая кондитерская продукция - состоит из различных кондитерских полуфабрикатов, которые реализуют предприятия общественного питания;
Сегодня разберем следующие типы задач.
- Задачи на расчет доли сухих веществ.
- Задачи на расчет расхода сырья. (кг)
- Задачи на расчет потери сухих веществ (%).
При решении задач следует пользоваться технологическими нормативами. К технологическим нормативным документам относят сборники рецептур мучных кондитерских изделий (на партах). Необходимы калькуляторы, карандаши и линейки.
- Основная часть.
Простые рецептуры — это рецептуры, которые состоят из одной фазы.
Для расчета необходимо знать
- расход сырья (кг)
- массовую долю сухих веществ сырья и готового изделия (%)
- потери сухих веществ (%)
Если известна влажность сырья W
то массовую долю сухих веществ рассчитывают по формуле
D=100−WD=100−W
Например, содержание влаги в сахарном песке 0,15 %, тогда содержание сухих веществ в нем будет рассчитано, как
Dcax=100−0.15=99.85Dcax=100−0.15=99.85
Расчет ведут путем заполнения унифицированной таблицы:
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рассмотрим расчет рецептуры на примере.
Пример расчета
Нам известна рецептура на загрузку (то есть на одну порцию или фазу):
Наименование сырья | Количество в кг |
40.0 | |
Тертое какао | 20.0 |
Масло какао | 4.0 |
Миндаль жаренный | 38.0 |
Эссенция ванильная | 0.3 |
Итого | 102.3 |
Мы знаем влажность и содержание сухих веществ каждого компонента:
Наименование сырья | Влажность, % | Массовая доля сухих веществ, % |
Сахарная пудра | 0.15 | 99.85 |
Тертое какао | 3.00 | 97.00 |
Масло какао | 0.00 | 100.00 |
Миндаль жаренный | 2.50 | 97.50 |
Эссенция ванильная | 100.00 | 0.00 |
Начинаем заполнение унифицированной таблицы.
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сахарная пудра | 99.85 | 40.00 | 39.94 |
Количество сырья в сухих веществах
SS
рассчитывается по формуле
S=N⋅D100,S=N⋅D100,
N — количества сырья в натуре (то есть в неизменном «сыром» виде) и
D — это массовая доля сухого вещества данного сырья.
Количество сухого вещества сахарной пудры, необходимой для изготовления одной порции готовой продукции, рассчитывается как
40⋅99.85100=39.9440⋅99.85100=39.94 (кг)
Аналогичным образом рассчитываем количество сухого вещества для всех компонентов рецептуры.
Результаты заносим в унифицированную таблицу.
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сахарная пудра | 99.85 | 40.00 | 39.94 | ||
Какао тертое | 97.00 | 20.00 | 19.40 | ||
Какао-масло | 100.00 | 4.00 | 4.94 | ||
Ядро миндаля жаренного | 97.50 | 38.00 | 37.05 | ||
Эссенция ванильная | 0.00 | 0.30 | - | ||
Итого | - | 102.30 | 100.39 |
Для дальнейшего расчета необходимо определить массовую долю сухих веществ в одной тонне готового изделия. Для этого производим расчет по формуле
DT=1000⋅(100−Wi)100,DT=1000⋅(100−Wi)100,
где
Wi — влажность готового изделия в процентах.
Известно, что количество влаги в готовом изделии из нашего примера — 1 %.
Определяем сухие вещества одной тонны готовой продукции по формуле
1000⋅(100−1)100=9901000⋅(100−1)100=990(кг)
Полученную цифру называют выход и заносят в 6 колонку унифицированной таблицы.
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итого | - | 102.30 | 100.39 | ||
Выход | 990.00 |
Далее необходимо определить суммарные затраты сырья, в пересчете на сухое вещество. Чтобы это сделать, находят утвержденный процент потерь для данного вида готовой продукции. Если процент потерь равен L, то суммарные затраты сырья
SC-рассчитывают по формуле
SC=DT⋅100100−LSC=DT⋅100100−L
Для нашего примера потери равны 2,6 %. Рассчитываем суммарные затраты сырья в сухих веществах на одну тонну готовой продукции
990⋅100100−2.6=1016.43990⋅100100−2.6=1016.43(кг)
Полученный результат записывают в строку Итого в колонку 6.
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итого | - | 102.30 | 100.39 | - | 1016.43 |
Потери сухого вещества, кг | 26.43 | ||||
Выход | 990.00 |
Потери сухих веществ в кг рассчитываются по формуле
LC=SC−DTLC=SC−DT
В нашем примере это
1016.43−990=26.431016.43−990=26.43
Теперь нам нужно определить коэффициент
K-Этот коэффициент определяется по формуле
K=S1SCK=S1SC
Где,
S1 — это сумма сухих веществ сырья, необходимого на загрузку, а
SC — это сумма сухих веществ сырья, необходимого для производства одной тонны готовой продукции.
Итак, в данном примере коэффициент будет равен
1016.43100.39=10.124811016.43100.39=10.12481
Коэффициент
K- показывает во сколько раз нужно увеличить расход сырья в сухих веществах на загрузку, чтобы получить одну тонну готовой продукции.
Продолжаем заполнение унифицированной таблицы. Рассчитываем столбец 6 по формуле
C6=C4⋅KC6=C4⋅K,где
C6— это столбец 6, а C4— столбец 4. Например, для сахарной пудры
39.94⋅10.12481=404.3839.94⋅10.12481=404.38
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сахарная пудра | 99.85 | 40.00 | 39.94 | 404.38 | |
Какао тертое | 97.00 | 20.00 | 19.40 | 196.42 | |
Какао-масло | 100.00 | 4.00 | 4.94 | 40.50 | |
Ядро миндаля жаренного | 97.50 | 38.00 | 37.05 | 375.13 | |
Эссенция ванильная | 0.00 | 0.30 | - | - | |
Итого | - | 102.30 | 100.39 | - | 1016.43 |
Потери сухого вещества, кг | 26.43 | ||||
Выход | 990.00 |
Теперь находим количества сырья в натуре на тонну готовой продукции.
N=S⋅100D,N=S⋅100D,
Где,
S— расход сырья в сухих веществах,
D— массовая доля сухих веществ.
404.38⋅10099.85=404.99404.38⋅10099.85=404.99
Итоговый результат будет выглядеть следующим образом:
Наименование сырья | Массовая доля сухих веществ, % | Расход сырья в кг | |||
На загрузку | На тонну готовой продукции | ||||
в натуре | в сухих веществах | в натуре | в сухих веществах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сахарная пудра | 99.85 | 40.00 | 39.94 | 404.99 | 404.38 |
Какао тертое | 97.00 | 20.00 | 19.40 | 202.49 | 196.42 |
Какао-масло | 100.00 | 4.00 | 4.94 | 40.50 | 40.50 |
Ядро миндаля жаренного | 97.50 | 38.00 | 37.05 | 384.75 | 375.13 |
Эссенция ванильная | 0.00 | 0.30 | - | 3.04 | - |
Итого | - | 102.30 | 100.39 | 1035.77 | 1016.43 |
Потери сухого вещества, кг | 26.43 | ||||
Выход | 990.00 |
Так как эссенцию нельзя рассчитать по колонке 6, ее рассчитывают по следующей формуле
C5=C3⋅KC5=C3⋅K
Самостоятельная работа.
- Рассчитать массовую долю сухих веществ муки с влажностью 14,5%; 13,5%;15,5 %;
- Рассчитать однофазную рецептуру на 1 тонну продукции «на бисквит основной с подогревом» №1 сборника рецептур мучных кондитерских изделий.
- Заключительная часть.
Для того, чтобы сразу проверить правильность решения задач мы поменяемся тетрадями с соседом по парте. Карандашом ставим при верном ответе «+», при не верном «-».
- Анализирует работу обучающихся, отмечая положительные и отрицательные стороны. Подводит итоги.
Рефлексия:
Выбери верное утверждение:
- На уроке было комфортно и всё понятно;
- На уроке немного затруднялся, не всё понятно;
- На уроке было ничего не понятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"
План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. , МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУД 01,02 Русский язык и литература Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" Цель занятия: -ознакомление обучающихся с одним из лучших произведений о Великой Отечест- венной войны, написанных в первые после...
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."
План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»
План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...