Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работы "Качество и потребительская безопасность продукции"
методическая разработка
Методические рекомендации систематизируют целевые направления самостоятельной работы студентов, содержат перечень форм и методов СРС. В пособии описаны критерии оценки самостоятельной работы, а также приведены тематика и задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД «Качество и потребительская безопасность продукции». Имеются необходимые приложения, перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Методические рекомендации призваны осуществлять помощь в подготовке и выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 808 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Бутурлиновский механико-технологический колледж»
КАЧЕСТВО И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ 4 КУРСА
Бутурлиновка 2019 г.
Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой (предметной) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
Протокол № 8 от 31.01.2019 г.
Председатель ЦК __________ Махно Ольга Александровна
Составитель: Махно О.А., преподаватель специальных дисциплин, ВKK
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса специальности: 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» | |
Методические рекомендации систематизируют целевые направления самостоятельной работы студентов, содержат перечень форм и методов СРС. В пособии описаны критерии оценки самостоятельной работы, а также приведены тематика и задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД «Качество и потребительская безопасность продукции». Имеются необходимые приложения, перечень рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Методические рекомендации призваны осуществлять помощь в подготовке и выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта III поколения учебный процесс, должен быть направлен на саморазвивающуюся личность, кроме того, необходим учет индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
- Цели, задачи, функции, элементы, формы и виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Качество и потребительская безопасность продукции»
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствования и самореализации.
Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:
- изучить рекомендуемые литературные источники;
- ответить на контрольные вопросы.
Самостоятельная работа студентами выполняется в соответствии со следующими функциями:
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
- информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
- ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);
- воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста)
Самостоятельная работа по дисциплине выполняется внеаудиторно.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе.
Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразность планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.
- Планирование самостоятельной работы
В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
По дисциплине «Качество и потребительская безопасность продукции» планируется и выполняется внеаудиторная самостоятельная работа по заданию преподавателя.
Объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Качество и потребительская безопасность продукции» указан в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню, подготовки студентов.
При планировании внеаудиторной самостоятельной работы студентов особое внимание по данной дисциплине уделялось, нормам времени, затрачиваемым на выполнение отдельных типовых заданий; соответствию планируемой трудности реальному еженедельному бюджету времени студентов; равномерности нагрузки на протяжении всего учебного года.
- Организация внеаудиторной самостоятельной работы
Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу.
Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:
- методические указания к теоретическим, практическим, лабораторным занятиями;
- списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплине.
Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а также облегают подготовку к выполнению контрольных, курсовых работ и сдаче экзаменов.
Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель производит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
- Контроль и управление самостоятельной работы студентов
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, проходит в письменной и смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности студента.
Контроль самостоятельной работы студента по дисциплине в следующих формах:
- защита своих отчетов.
В случае несоответствия работы студента указанным критериям найденные расхождения будут приняты во внимание при выставлении оценки студенту за работу.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- .Уровень освоения студентами учебного материала.
- .Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
- .Обоснованность и четкость изложения ответа.
Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:
- Консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны осмыслить полученную информацию, а преподаватель при этом определяет степень понимания темы и оказывает помощь.
- Текущий контроль осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это работы индивидуального характера: отчеты.
- Промежуточная аттестация осуществляется через систему дифференцированного зачета по дисциплине.
Пояснительная записка
Самостоятельная работа заполняет теоретический и практический материал по данной дисциплине и является частью учебной программы
Таблица 1-Планирование СРС по дисциплине «Качество и потребительская безопасность продукции»
№ урока | Количество часов на СРС | Наименование тем урока | Задание для СРС | Форма СРС | Форма контроля |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5-6 | 6 | Принципы обеспечения качества и потребительской безопасности продукции | Провести анализ качества продукции по стадиям жизненного цикла. Сделать заключение | Провести правильный анализ качества продукции по стадиям жизненного цикла | Предоставление отчета по работе |
7 | 6 | Функции управление качеством на предприятиях отрасли | Провести анализ функций управления качеством продукции на АО «Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение | Провести анализ функций управления качеством продукции. | Предоставление отчета по работе |
8-19 | 8 + 8 | Государственное нормирование качество и потребительской безопасности пищевых продуктов. Контроль качества и потребительской безопасности. Методы анализа качества и безопасность продукции. Конкурентоспособность продукции. Оценка конкурентоспособности продукции. Пути ее повышения | Провести анализ контроля качества и потребительской безопасности на АО «Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение (8ч) Оценить конкурентоспособность продукции предприятия АО«Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение(8ч) | Провести правильный анализ | Письменная форма предоставления отчета |
21-22 | 4 | Классификация показателей качества продукции. Содержание оценки уровня качества продукции | Составить структурную схему классификации качества продукции АО «Бутурлиновкахлеб» | Составить схему классификации качества продукции | Письменная форма предоставления отчета |
23-33 | 4 + 4 + 4 + 4 | Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции. Планирование качества продукции. Стимулирование качества продукции. Организация и виды технического контроля качества. Учет и анализ затрат на качество продукции. Статистический и входной контроль качества продукции | Изучить международные стандарты системы качества, определить особенности (4ч) Изучить особенности планирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч) Изучить особенности стимулирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч) Изучить особенности учета и анализа затрат на качество продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч) | Изучить материал по управлению качеством | Письменная форма предоставления отчета |
34-39 | 8 | Анализ результатов наблюдений за качеством продукции в процессе производства и потребления | Изучить особенности анализа результатов наблюдений за качеством продукции в процессе потребления на АО «Бутурлинокахлеб» | Изучить особенности анализа результатов наблюдений за качеством продукции | Предоставление отчета по работе |
40-43 | 4 | Идентификация пищевых продуктов: сущность, содержание, основные цели, задачи, место и роль в условиях рыночной экономики | Изучить основные методы идентификации и объектов | Составить структура схемы методов анализа качества готовых изделий | Предоставление отчета по работе |
65 | 8 | Правовое обеспечение качества и потребительской безопасности продукции. Современное Российское законодательство в области качества потребительской безопасности. Правовое регулирование качества продукции с учетом требований и интересов государства и потребителей. Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей | Изучить законы РФ в области качества и потребительской безопасности продукции | Составить конспект по законам РФ в области качества и потребительской безопасности продукции. | Предоставление отчета по работе |
Примечание:
- Данные методические рекомендации могут быть использованы студентами на уроках, внеаудиторно, подготовке к написанию рефератов, курсовых, дипломных и других творческих работ.
- Выполненная работа оценивается отдельно и учитывается как показатель текущей успеваемости студентов.
Тематика и задания внеаудиторной самостоятельной работы студентов 4 курса
по УД «Качество и потребительская безопасность»
СРС 1
Урок № 5-6
Тема: Принципы обеспечения качества и потребительской безопасности продукции
Задание для СРС:
Провести анализ качества продукции по стадиям жизненного цикла. Сделать заключение.
Рекомендуемая литература:
Цыганова Т.Б. Технология хлебопекарного производства.
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
установить причину:__________________________ указать способы устранения: ___________________ заключение __________________________________ | |
установить причину:__________________________ указать способы устранения: ___________________ заключение __________________________________ | |
установить причину:__________________________ указать способы устранения: ___________________ заключение __________________________________ |
Количество часов на СРС: 6
Форма контроля: предоставление отчета по работе
СРС 2
Урок № 7
Тема: Функции управления качеством на предприятиях отрасли
Задание для СРС:
Провести анализ функций управления качеством продукции на АО «Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
Форма – Анализ функций управления качеством продукции
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: | |
Индекс | |
Адрес | |
Тип собственности | |
Основные виды деятельности предприятия | 1. 2. 3. |
Генеральный директор | |
Ассортимент продукции | 1. 2. … |
Функции управления качеством на предприятии АО «Бутурлиновкахлеб» | 1. 2. … |
Заключение (дать общую характеристику анализа управления качества продукции): |
Количество часов на СРС: 6
Форма контроля: Предоставление отчета по работе
СРС 3
Урок 8-19
Тема: Государственное нормирование качество и потребительской безопасности пищевых продуктов. Контроль качества и потребительской безопасности. Методы анализа качества и безопасность продукции. Конкурентоспособность продукции. Оценка конкурентоспособности продукции. Пути ее повышения
Задание для СРС:
- Провести анализ контроля качества и потребительской безопасности на АО «Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение
- Оценить конкурентоспособность продукции предприятия АО«Бутурлиновкахлеб». Сделать заключение
Рекомендуемая литература:
Федеральный закон №29-ФЗ от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г.,31 марта 2006 г.)"
Форма – Контроль за качеством и безопасностью их в соответствии с программой контроля, разрабатываемой в соответствии с ГОСТом и техническими документами на продукцию
Статья 17.Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении | 1. 2. … |
Статья 18.Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке | 1. 2. … |
Статья 19.Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках | 1. 2. … |
Статья 20.Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации | 1. 2. … |
Статья 22.Требования к организации и проведению производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий | 1. 2. … |
Форма - Оценка конкурентоспособности продукции предприятия АО«Бутурлиновкахлеб»
(ассортимент выбирать который выпускается всеми предприятиями, например – батон нарезной)
Ассортимент | АО «Бутурлиновкахлеб» | Хлебозавод № 2 | Хлебозавод № 7 | «Тобус» | …….. | …. | …….. |
Цена | |||||||
Батон нарезной | |||||||
Хлеб дарницкий | |||||||
…… | |||||||
…… | |||||||
…… | |||||||
…… | |||||||
Количество часов на СРС: 16
Форма контроля: письменная форма представления отчета
СРС 4
Урок 21-22
Тема: Классификация показателей качества продукции. Содержание оценки уровня качества продукции
Задание для СРС:
Составить структурную схему классификации качества продукции АО «Бутурлиновкахлеб»
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
Форма заполнения таблицы:
Перечень стандартов и НД | Методы контроля | Измерительные приборы | |
Контроль качества готовых изделий | |||
Количество часов на СРС: 4
Форма контроля: письменная форма оформления отчета
СРС 5
Урок 23-33
Тема: Международные стандарты ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции. Планирование качества продукции. Стимулирование качества продукции. Организация и виды технического контроля качества. Учет и анализ затрат на качество продукции. Статистический и входной контроль качества продукции
Задание для СРС:
- Изучить международные стандарты системы качества, определить особенности (4ч)
- Изучить особенности планирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч)
- Изучить особенности стимулирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч)
- Изучить особенности учета и анализа затрат на качество продукции на АО «Бутурлиновкахлеб» (4ч)
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
Форма заполнения таблицы
Международные стандарты iso 9000 | Роль стандартов в управлении качеством продукции |
Стандарт….. | |
Стандарт….. | |
Стандарт….. | |
Стандарт….. |
Особенности планирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб»:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности стимулирования качества продукции на АО «Бутурлиновкахлеб»:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности учета и анализа затрат на качество продукции на АО «Бутурлиновкалеб»:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество часов на СРС: 16
Форма контроля: Письменная форма предоставления отчета
СРС 6
Урок 34-39
Тема: Анализ результатов наблюдений за качеством продукции в процессе производства и потребления
Задание для СРС:
Изучить особенности анализа результатов наблюдений за качеством продукции в процессе потребления на АО «Бутурлинокахлеб». На реализацию поступила бракованная продукция, выявить по какой причине образовался брак.
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.
Брак - это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.
При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).
Форма заполнения таблицы
фото | В зависимости от характера дефекта различают | По месту обнаружения различают | Различают брак по виновникам | основные причины брака(кто виновник) | |||
исправимый (частичный) брак | неисправимый (окончательный) брак | внутренний (обнаруживается на самом предприятии) | внешний (выявляется заказчиком) | брак по вине работников предприятия | и брак по вине поставщиков | ||
Количество часов на СРС: 8
Форма контроля: Письменная форма предоставления отчета
СРС 7
Урок 40-43
Тема: Идентификация пищевых продуктов: сущность, содержание, основные цели, задачи, место и роль в условиях рыночной экономики
Задание для СРС:
Изучить основные методы идентификации и объектов. Заполнить таблицу по методикам идентификации.
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
Форма заполнения таблицы
Пищевой продукт | Структурно-логическая схема определения | Оборудование для определения показателей качества, его характеристика | ||||
влажности | кислотности | Количества и качества клейковины | влажности | кислотности | Количества и качества клейковины | |
Мука пшеничная хлебопекарная в/с |
Ответьте на вопросы:
Что понимают под идентификацией продукции?
Кто и в каких случаях проводит идентификацию?
Количество часов на СРС: 4
Форма контроля: Предоставление отчета по работе
СРС 8
Урок 65
Тема: Правовое обеспечение качества и потребительской безопасности продукции. Современное Российское законодательство в области качества потребительской безопасности. Правовое регулирование качества продукции с учетом требований и интересов государства и потребителей. Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей
Задание для СРС:
Изучить законы РФ в области качества и потребительской безопасности продукции
Рекомендуемая литература:
Интернет ресурсы (выбираются студентом самостоятельно).
Форма заполнения таблицы
Законы РФ в области качества и потребительской безопасности продукции | ||||||
Название закона | ||||||
Закон 1 | Закон 2 | Закон 3 | Закон 4 | Закон 5 | Закон 6 | |
Его сущность |
Количество часов на СРС: 8
Форма контроля: Предоставление отчета по работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по иностранному языку
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы по дисциплине "Иностранный язык" для студентов первого курса СПО. Методические рекоммендации составлены по теме: "Описание лю...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.01 Русский язык для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на внеаудиторную самостоятель...
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе ОДБ.02 Литература для обучающихся профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Согласно структуре Федерального государственного образовательного стандарта самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом на внеаудиторную самостоятель...
методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"
методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общ...
Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Материаловедение"
Данные методические указания помогают лучше подготовиться к предстоящим занятиям, закрепить полученные знания и умения.В состав методических указаний входят разделы: цель самостоятельной работы, план...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов по дисциплине, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля....
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую д...