ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
методическая разработка
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА КАК НАУКА: ИСТОКИ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_innovatika.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГКПОУ КБГТК)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
______________Б.З. Абазов
«____» _______________2024г.
ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Нальчик, 2024г.
Программа выступления рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметной (цикловой) комиссии юридических дисциплин от «30» октября 2024 г. протокол № 2
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА КАК НАУКА: ИСТОКИ, ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
ТхагапсоеваМ.Х. преподаватель
спец. дисциплин
В докладе рассматривается сущность относительно молодой науки – педагогической инноватики. Раскрываются причины ее появления, обосновывается ее роль в решении проблем, стоящих сегодня перед системой образования.
Ключевые слова: педагогическая инноватика, инновационный процесс, инновация, новшество, кризис в образовании
Появление инноватики как науки о новшестве в сфере материального производства датируется началом XX века, тогда же появилось и ее ключевое понятие «инновационный процесс». Инновация (англ. Innovation) рассматривалась как внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процесса или продукции, как конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его рационализации и творчества. Так трактовалось понятие «инновация», когда оно из культурологии и лингвистики, использующих его более 100 лет назад при описании процессов культурной диффузии (когда феномен из одного культурного ореала проникает в другие, но уже в новом нетрадиционном проявлении), перекочевало в экономическую науку.
В исследованиях известного австрийского и американского философа-экономиста И. Шумпетера нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов.
Анализ инновационной проблематики занял значительное место в трудах зарубежных учененых (В. Браун, Э. Роджерс, У. Уолкер и др.). В 1983 году вышла монография Э. Роджерс «Диффузия инноваций», где автор выделяет пять стадий усвоения инновации: стадия осознания (получение индивидом информации о новой идее);стадия заинтересованности (желание узнать о ней больше);оценочная стадия (оценка индивидом проблематики идеи по отношению к своему настоящему опыту);испытательная стадия (индивид испытывает инновацию локально в ограниченном масштабе);стадия усвоения (принятие инновации).
Автор выделяет три основных типа инноваций:
1) новые технологии;
2) новые верования, культурные ценности и идеологии;
3) новые формы социальной структуры, и выделяет три типа принятия решений по поводу усвоения инновации.
Это факультативный (у индивида есть выбор относительно того, принимать или не принимать инновацию), коллективный (большинство членов сообщества должны убедиться в необходимости принятия инновации), авторитарный (решение о принятии инновации навязывается социальной системе «сверху»).
В педагогическую науку это понятие вошло в 50-х годах XX века на Западе, когда в Германии, США и других странах стали появляться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, стали выходить периодические издания, посвященные инновациям в области образования.
В нашей стране этот процесс начался в последнее тридцатилетие. Речь шла об избирательном внедрении и распространении передового опыта, готовности перенять его.
Как считает видный исследователь проблем педагогической инноватики С. Д.Поляков, «…педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничивалась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта. Причем в этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями и умениями (еще, может быть, предъявить к нему разумные требования), чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы».
М.В. Кларин в качестве главного недуга отечественной педагогики называет ее отрыв от мирового опыта как в научной, так и прикладной сфере, когда инновационные педагогические находки мировой педагогики остаются неизвестными или малоизвестными даже для специалистов. Еще одним недугом, по мнению М. В. Кларина, является путаница в трактовке таких основных понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как может показаться на первый взгляд.
Понятие «инновация» (лат. in – в, novus – новый) часто трактуется как нововведение. Так, И.П. Пригожин дает следующее определение нововведения, согласно которому нововведение есть целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые элементы, представляющие собой лишь новшества, т.е. предмет нововведения. Нововведение же есть процесс, то есть переход некоторой системы из одного состояния в другое. Отсюда следует, что предметом инноватики как науки является создание и распространение новшеств.
Инноватика получила становление как междисциплинарная сфера исследования. Ее истоки находятся в философии, социологии, психологии, экономике и культурологии. Этим и объясняется тот факт, что оформившаяся в самостоятельную науку педагогическая инноватика в своем понятийном аппарате использует термины, заимствованные из вышеназванных наук.
Несмотря на то, что общепринятой классификации нововведений в образовании на сегодняшний день не существует, работу Н.И. Лапиной, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, В.С. Толстого «Нововведения в организациях» можно считать важной в этом направлении. В ней представлена концепция данного явления, где подчеркивается мысль о том, что способность к нововведениям есть один из индикаторов культуры общества.
Изменения в социально-экономическом устройстве общества неизбежно ведут к смене требований к образованию, когда единственным способом выживания является внедрение изменений. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения и т.п.
Одной из главных задач определяется формирование инновационного общества, развитие системы непрерывного профессионального образования и формирование кадров для инновационной деятельности.
Традиционная образовательная система, в основе которой лежит трансляция знаний от педагога студенту и от студента педагогу, пришла в явное противоречие с теми требованиями, которые изменившийся мир предъявляет к молодому специалисту.
Нужны инновации в содержании, способах, формах и методах организации образовательного процесса.
Отличительными признаками инновационных процессов в образовании, по мнению большинства ученых, являются:
- новизна;
- непрерывность и длительность (даже, если инновация внедрена в образовательный процесс, это не означает, что она закрепилась в нем и не подлежит совершенствованию);
- системность и научность;
- нацеленность на результативность;
- нацеленность на индивидуальный и коллективный педагогический опыт;
- установка на потребителя образовательных услуг.
Разграничивая понятия «инновация» и «новшество» как оформленный результат фундаментальных исследований или экспериментальных разработок в какой-либо сфере деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности, Н.А. Пашкус предлагает следующую систему индикаторов оценки инноваций в системе образования:
- потенциальные возможности инновационной программы в отношении повышения эффективности образовательного процесса и уровня итоговых знаний выпускников;
- комплексность инновационной политики, так как локальный характер инновационной программы не приведет к качественным изменениям в системе образования в целом;
- уровень мотивированности и возможности для повышения квалификации персонала учебного заведения в рамках конкретной инновационной программы;
- уровень конфликтности и противоречивости инновационной программы, то есть наличие внутренних погрешностей;
- экономическая рентабельность внедрения инновационной программы, учитывающая уровень финансовых затрат государства и уровень востребованности выпускников;
- внутренний уровень контроля и наличие системы индикаторов эффективности реализации инновационной программы, то есть присутствие методики контроля и коррекции инновационного процесса;
- системный эффект реализации инновационной программы с точки зрения ее воздействия на систему образования в целом;
- уровень устойчивости инновационной программы как способности противостоять воздействию различных помех;
- социальная направленность инновационной политики системы образования, определяющая уровень его доступности.
Изменения в образовании есть процесс, а не событие. Исследовать их можно, опираясь на идею «фазовой» природы процесса изменений (М. Майлз, М. Фуллан, М. Хуберман, П. Берман).
Первая фаза (инициация) – здесь происходит осознание потребности в изменениях, что вызывает различные формы активности каких-либо социальных групп или общества в целом в сторону изменений.
Во второй фазе (реализация) предпринимается попытка ответить на вопрос, что необходимо изменить, чтобы достичь желаемого результата, разрабатываются планы, программы, концепции, стратегии изменений, проводятся мероприятия по практической реализации идеи изменений.
Третья фаза (институализация) – здесь происходит понимание того, приводят ли изменения к желаемому результату или они малоэффективны. Эта фаза определяет потенциал и направление дальнейших изменений.
По мнению М. В. Кларина, следует рассматривать два основных типа педагогических инноваций:
1)инновации – модернизации, видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение гарантированного результата в рамках традиционной репродуктивной ориентации;
2)инновации – трансформации, преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение исследовательского, творческого характера организация поисковой учебно познавательной деятельности.
Теоретические основы внедрения инноваций в образовательный процесс исследуются многими учеными, особо подчеркивающими положение о том, что новшества прежде всего 33 касаются организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.
Появление новшеств в педагогическом пространстве – это не дань моде, это закономерный процесс его совершенствования, представляющий собой обновление и модернизацию образовательного процесса, образовательных услуг, образовательных продуктов на основе достижений науки и технологий. Из чего следует, что новшества в образовании связаны с инновационными педагогическими технологиями, отвечающими требованиям сегодняшнего дня.
Имея разное мнение относительно приоритетности той или иной характеристики инновации в образовательном процессе (содержательность, управляемость, экономичность, корректируемость, воспроизводимость), ученые едины в определении инновационного процесса.
Это системный научно-организованный процесс совместной педагогической и учебной деятельности, направленный на оптимальный результат, и разрабатываемый под конкретный педагогический замысел и выстраиваемый в строгом соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного результата, измеряемого конкретными показателями.
В заключение подчеркнем следующее. Исследование инновационных процессов в образовании на сегодняшний день является достаточно обсуждаемой темой в научных статьях, на научно-практических конференциях. Тем не менее, вопрос о том, что такое «педагогическая инноватика», какова ее роль и особенности применения, ее нужность и эффективность, остается актуальным.
Этот вопрос не является чисто теоретическим, потому что сегодня наряду со сторонниками внедрения инноваций в образование, существуют и противники не только данного термина, но и самого процесса. Поэтому и встает вопрос, что же такое «педагогическая инноватика», в чем сущность данного термина, какие изменения привносит инноватика в образовательный процесс и почему возникла необходимость в ней.
Первая и основная причина появления понятия «инновационный процесс» – кризис образования, который признается во всем мире. В разных странах он проявляется по разному, но можно говорить о некоторых общих особенностях: противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом и производством к качеству подготовки специалистов и реальным уровнем их подготовки; противоречие между изменившимися целями, стоящими перед учебными заведениями, которые диктуются изменившимися условиями глобализирующегося мира и сложившимися в них структурами и формами проявления; противоречие между личными интересами и возможностями субъектов образовательного процесса и существующей системой обучения.
Сегодня вопрос не должен ставиться, нужны или не нужны инновации в образовании. Ответ дан временем, в котором мы живем. А вот вопрос, как запустить инновационный процесс в образовании, какие инновации нужны образованию требует ответа. Хочется надеяться, что сделать это сможет наука «педагогическая инноватика».
Список литературы:
1. Пашкус Н.А. Инновации в системе образования: понятие, особенности, подходы к сравнению [Электронный economy.ru/issue.php?num=22#44 ресурс]. – Режим доступа:http://www.m (дата обращения 20.10.2024).
2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. – М.: 2010. – 271с.
3. Образование 2022: Актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2022. – 102 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ Уфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техники на 2013-2014 учебный год Наименование предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин и ЗИО Ф.И.О. председателя цикловой комиссии Киселёва
ПЛАН РАБОТЫ ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИУфимского колледжа статистики, информатики и вычислительной техникина 2013-2014 учебный год Наименование предметно-цикловой комиссии экономических дис...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Проведение педагогических конкурсов в системе СПО для повышения эффективности образовательной деятельности
Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обуче...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом
Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Внедрение технологий системно-деятельностного обучения, как основа реализации ГОС СПО
Образование сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравст...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»
Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...