Учебно-методическое пособие по подготовке и написанию курсовых работ по МДК.03.01 «Право социального обеспечения» для специальности 40.02.04 «Юриспруденция»
методическая разработка

Лягина Елена Витальевна

Учебно-методическое пособие по подготовке и написанию курсовых работ по МДК.03.01 «Право социального обеспечения» для специальности 40.02.04 «Юриспруденция». Разработано с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании», Приказ Минпросвещения России от 27.10.2023 № 798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция.  Предназначено для студентов-выпускников юридического факультета очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей, осуществляющих руководство написанием курсовых работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_dlya_kr_pso_lyagina.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

                                                                

Е.В. Лягина

Учебно-методическое пособие

по подготовке и написанию курсовых работ

по МДК.03.01 «Право социального обеспечения»

для специальности 40.02.04 «Юриспруденция»

Великие Луки

2024

Учебно-методическое пособие. По подготовке и написанию курсовых работ по МДК.03.01 «Право социального обеспечения» для специальности 40.02.04 «Юриспруденция»

Настоящее учебно-методическое пособие разработано с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании», Приказ Минпросвещения России от 27.10.2023 № 798 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция.  

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-выпускников юридического факультета очной и заочной форм обучения, а также для преподавателей, осуществляющих руководство написанием курсовых работ.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения        4

2.Примерные темы курсовых работ        4

3.Цель и задачи курсовой работы        6

4. Организация разработки тематики курсовых работ        6

5. Подготовка к написанию курсовой работы        7

6. Требования к структуре курсовой работы        8

7. Требования к оформлению        15

8. Список литературы        18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        24

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        25

1.Общие положения

Методическое пособие адресовано студентам, выполняющим в процессе обучения курсовую работу по дисциплине «Право социального обеспечения», а также руководителям данной курсовой работы.

Курсовая работа - самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, предназначенная для формирования у студентов теоретических знаний и практических навыков, умений работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Курсовая работа является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

Выполнение студентом курсовой работы или проекта осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, в ходе которого, осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

2.Примерные темы курсовых работ

  1. История возникновения и развития права социального обеспечения в России
  2. Право социального обеспечения как отрасль российского права
  3. Становление и развитие системы пенсионного обеспечения
  4. Правовое регулирование системы социального обеспечения в Российской Федерации
  5. Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска.
  6. Правовое регулирование системы обязательного пенсионного страхования в РФ.
  7. Право граждан на пенсионное обеспечение и правовые проблемы его применения.
  8. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации: порядок создания и деятельность
  9. Правовое регулирование создания и деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
  10. Понятие и юридическое значение страхового стажа в социальном обеспечении
  11. Периоды, включаемые в страховой стаж в обязательном пенсионном страховании
  12. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, и его цели
  13. Понятие страховых пенсий и условия их назначения
  14. Правовые основы пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях в современных условиях реформирования пенсионной системы
  15. Правовые основы досрочного назначения страховых пенсий по старости
  16. Инвалидность − понятие, виды, порядок установления
  17. Социальная защита инвалидов по законодательству Российской Федерации
  18. Правовые основы установления страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации
  19. Страховые пенсии по случаю потери кормильца, условия назначения
  20. Приостановление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии
  21. Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации
  22. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и их семей.
  23. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих
  24. Пенсионное обеспечение муниципальных служащих
  25. Пенсионное обеспечение судей и членов их семей
  26. Пенсионное обеспечение прокурорских работников в Российской Федерации
  27. Пенсии по государственному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и их семьям
  28. Понятие и виды социальных пенсий
  29. Пособия по временной нетрудоспособности граждан: понятие, виды, условия выплаты
  30. Возмещение ущерба в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  31. Пособия в связи с материнством, отцовством и детством
  32. Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации
  33. Условия признания граждан безработными
  34. Меры государственной поддержки и социальные выплаты безработным гражданам и иным категориям граждан
  35. Социальное обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев
  36. Социальное обеспечение ветеранов боевых действий
  37. Социальное обеспечение ветеранов труда: на примере Псковской области
  38. Социальная защита детей-инвалидов
  39. Социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной Войны и приравненных к ним лиц
  40. Социальная защита лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  41. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
  42. Виды гарантированной бесплатной медицинской помощи
  43. Льготы в обеспечении граждан лекарственной помощью и санаторно-курортным лечением
  44. Права и обязанности застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования
  45. Права и обязанности страховых медицинских организаций
  46. Система социального обслуживания в Российской Федерации на современном этапе
  47. Понятие и принципы социального обслуживания
  48. Формы социального обслуживания
  49. Понятие и виды государственной социальной помощи
  50. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг
  51. Набор социальных услуг
  52. Процедура оказания государственной социальной помощи
  53. Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
  54. Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
  55. Международно-правовое регулирование социального обеспечения
  56. Материнский (семейный) капитал
  57. Пособие по беременности и родам
  58. Реализация принципов права социального обеспечения в современных социально – экономических условиях
  59. Источники права социального обеспечения
  60. Медико-социальная экспертиза: понятие, правовое регулирование, юридическое значение
  61. Правоотношения в праве социального обеспечения
  62. Меры социальной поддержки малоимущих семей (граждан)
  63. Накопительный элемент пенсионной системы Российской Федерации
  64. Проблемы социальной защиты детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей
  65. Обучение и занятость инвалидов
  66. Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
  67. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей
  68. Обеспечение военнослужащих жильем
  69. Обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей
  70. Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  71. Социальная поддержка доноров в Российской Федерации
  72. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
  73. Медицинская помощь как институт права социального обеспечения
  74. Пенсионные системы зарубежных стран
  75. Правовые основы деятельности социального работника в системе социальной защиты граждан
  76. Стационарные и полустационарные социальные учреждения, их правовой статус и значение в организации социального обслуживания населения в РФ
  77. Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации
  78. Социальное государство и его развитие

3.Цель и задачи курсовой работы

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по обще профессиональным и специальным дисциплинам;

-   углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию:

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

Основными задачами при выполнении курсовой работы являются:

1.        Обоснование актуальности и значимости темы работы в теории права социального обеспечения, а также в практической деятельности в данной области.

2.        Исследование состояния и разработанности выбранной темы исследования.

3.        Рассмотрение теоретических аспектов изучаемой проблемы, раскрытие сущности основных понятий юридической терминологии, относящихся к данной проблематике.

4.        Сбор и анализ информации по проблеме данного теоретического обзора с использованием современных средств получения, хранения и переработки информации.

5.        Разработка практических рекомендаций и предложений по данной тематике курсовой работы.

6.        Формирование навыков самостоятельной работы с учетной информацией на всех этапах выполнения курсовой работы – от обоснования актуальности до формулировки выводов и рекомендаций.

Курсовая работа по дисциплине выполняется в сроки, определенные примерным учебным планом по специальности и рабочим учебным планом образовательного учреждения.

4. Организация разработки тематики курсовых работ

Тематика курсовых работ или проектов разрабатывается преподавателями, ведущими дисциплину, рассматривается и принимается соответствующими цикловыми комиссиями, утверждается зам. директора по учебной работе колледжа.

 Темы курсовых работ проектов должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике   курсовых работ в рабочих программах учебных дисциплин.

Тема курсовой работы или проекта может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

5. Подготовка к написанию курсовой работы

Утверждение темы курсовой работы и составление рабочего плана позволяет приступить к важнейшему этапу – подготовке к написанию курсовой работы. Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студента искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые литературные источники, нормативно-правовые акты, данные правоприменительной практики.

Приступая к этому этапу работы, важно установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме курсового исследования.

Прежде всего, необходимо определить основные нормативные источники, необходимые для изучения по каждой из ваших тем. В ходе исследования их список может расшириться. В правовой системе КонсультантПлюс имеются все нормативно-правовые акты с последовательной динамикой их изменения. Это значительно облегчит студенту поиск тех или иных законов и других нормативных документов, позволит сэкономить время на их анализ.

Студенту-юристу необходимо постоянно помнить, что законы нужно исследовать и изучать, прежде всего, по правовым источникам, а затем уже (или параллельно) по научной и учебной литературе. При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативные правовые акты и другие официально-документальные источники. Это могут быть законы, указы, постановления, распоряжения, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера. Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов.

Официальными изданиями являются:

Собрание законодательства Российской Федерации (до 1993 г. – Собрание актов Президента и Правительства РФ);

Ведомости Федерального Собрания РФ (до 1994 г. – Ведомости Верховного Совета РФ);

Российская газета;

Парламентская газета;

Бюллетень международных договоров РФ (издается с 1993 г.);

Сборник международных договоров СССР;

Вестник Конституционного суда РФ;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ;

Бюллетень Верховного суда РФ;

Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Для написания курсовой работы следует использовать следующие виды научной литературы:

учебную литературу;

монографии (научные книги по специальным темам);

научные статьи в сборниках научных трудов и журналах;

материалы научных конференций;

авторефераты диссертаций;

научно-практические комментарии законодательства.

В качестве эмпирического материала могут выступать: опубликованная судебная практика (решения суда), результаты социологических исследований и т.п.

Существует определенная схема последовательного изучения литературы и источников. Чтение научных работ (монографий) рекомендуется разделить на два этапа: первый – общее, первичное знакомство с книгой, которое включает внимательный просмотр титульного листа, выходных данных, изучение оглавления (содержания), предисловия (введения) и заключения. Это позволит уяснить общее содержание книги, выявить основные и вспомогательные, второстепенные главы, направление и логику данного научного исследования. Нередко это наводит на мысль о внесении корректив и в собственный план курсовой работы.

Темы и характер многих курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед студентом стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки или «белые пятна» в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию практики применения этого законодательства.

Сбору материалов практики должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров практики по тому или иному вопросу. Следует изучить такое количество материалов, которое бы позволило выявить какие-либо закономерности и сделать определенные выводы. При этом необходимо избегать двух крайностей: обобщения практики за неопределенно длительный или, наоборот, короткий период. В первом случае часть материала может оказаться устаревшей, а во втором – его может быть недостаточно для выявления тенденций, закономерностей и достоверного вывода.

Материалы обобщения практики могут использоваться как для подтверждения и иллюстрации каких-либо теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического его применения.

Наибольшую трудность для студента представляет этап непосредственного написания курсовой работы. К нему можно приступать только после детальной проработки темы, глубокого изучения литературы и других источников, нормативного материала и практики применения законодательства. Студент должен продемонстрировать высокий научный уровень работы, свое умение аргументировать, убеждать, излагать собственные мысли, грамотно оформлять текст и научно-справочный аппарат.

Содержание курсовой работы будет тем ценнее, чем выше качество текста, чем яснее излагается материал. Творческая самостоятельность студента проявляется в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных позициях и в способности приводить весомые аргументы в подкрепление тех или иных мнений.

Курсовая работа должна быть написана грамотно, литературным языком. При затруднении в написании того или иного слова следует обращаться к словарям русского языка.

6. Требования к структуре курсовой работы

Курсовая работа включает:

титульный лист;

задание;

введение, определяющее актуальность выбора темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, содержащее краткий обзор нормативной базы и научной литературы, структуру исследования;

основную (аналитическую) часть, состоящую из глав (возможно деление их на параграфы, либо без такового);

заключение, содержащее выводы и предложения;

глоссарий - толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов;

список использованных источников;

приложение (таблицы, схемы, материалы судебной практики и др.).

Общий объем курсовой работы составляет 20-25 страниц. В общий объем работы засчитывается введение, основная часть и заключение, все остальные материалы носят вспомогательный характер и не засчитываются в общий объем курсовой работы. Титульный лист оформляется по установленной форме (см. Приложение 1).

Содержание включает наименование всех глав, параграфов, пунктов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала главы (параграфа), знак параграфа не ставится.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель и конкретные задачи, поставленные автором в своей работе, методы исследования. Здесь же раскрываются нормативная и научная основы, структура работы. Примерный объем введения – 2 –3 страницы.

Разберемся как писать ВВЕДЕНИЕ более подробно.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий. Обосновать актуальность – проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Приведем пример (так студентка обосновала актуальность темы курсовой работы «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг»):

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на жилище. Данное конституционное право предоставляет возможность быть обеспеченным жильем, то есть иметь жилье на любых предусмотренных законом основаниях (в собственности, по договору социального найма, служебное жилье и др.), пользоваться жильем в пределах, установленных законом (не допускать бесхозяйственного обращения с жильем, соблюдать права и законные интересы соседей и пр.), органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

С каждым годом в нашей стране происходит повышение социальных стандартов, что вынуждает власти искать дополнительные ресурсы для пополнения государственной казны. Один из таких способов – повышение тарифов жилищно-коммунального хозяйства для населения. При этом большинство граждан считает несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги, называют стоимость коммунальных услуг завышенной, при этом более других ощущают дороговизну жилищно-коммунальных услуг жители небольших городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (75 процентов).

Субсидии и компенсации в системе оплаты жилищных и коммунальных услуг можно отнести к самостоятельной части социального обеспечения. Их главной задачей видится социальная защита наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения. Важность субсидий и компенсаций в системе социального обеспечения обусловливает необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в этой области. Указанным определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Определить объект исследования – значит, определить тот процесс или явление, которое порождает проблему, обозначенную в актуальности темы. Объектом исследования в юриспруденции являются различные общественные отношения (например, объектом исследования указанной выше работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право).

Определить предмет исследования – значит, определить, что находится в границах объекта (это та точка зрения, тот аспект, с помощью которого познается объект исследования). В юриспруденции предметом исследования являются: нормативные правовые акты; судебная практика; научная и учебная литература; различные правовые документы.

В анализируемом нами для примера случае предметом исследования является правовое регулирование порядка предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки работы.

Сформулировать цель – это определить предполагаемый конечный результат, который должен быть достигнут. Конечным результатом исследовательской работы в области юриспруденции может быть, например, обоснование выводов. Например, формулировка предложений по совершенствованию законодательства; предложения по решению проблемы в исследуемой области.

Наш пример:

Целью курсовой работы является рассмотрение правовой регламентации вопросов предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, выявление проблем в указанной сфере и поиск путей их разрешения.

Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели (как правило, находят свое отражение в содержании работы, названиях глав и параграфов).

Сформулировать задачу – значит обозначить те основные моменты, которые предполагается проработать для достижения поставленной цели. В области юриспруденции задачи могут быть сформулированы следующим образом (все зависит от выбранной темы и поставленной цели):

- проанализировать определенные понятия;

- дать характеристику исследуемому явлению;

- изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере исследования;

- выявить противоречия, существующие в нормативных правовых актах, точках зрения различных ученых и сложившейся практики;

- разработать предложения по устранению выявленных противоречий.

Вот так сформулированы задачи в курсовой работе, которая приводится в качестве примера:

Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

- дать анализ платы за жилое помещение и коммунальные услуги, её структуры и размера;

- исследовать понятие субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и право на её предоставление;

- изучить условия и порядок предоставления субсидии;

- проанализировать определение размера субсидии;

-сформулировать выводы, выявить проблемы в указанной сфере и предложить пути их разрешения.

Методы исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Необходимо описать методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала. При исследовании можно использовать следующие методы:

-изучение и анализ научной литературы, нормативных правовых актов;

-изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

-моделирование, сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, аналогия, интервьюирование и т.д.

Вот такие методы использовались в курсовой работе, которая приводится в качестве примера:

Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как диалектический, системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридический и другие.

Далее во введении необходимо дать общую характеристику используемых нормативных и научных источников. Эту часть введения рекомендую писать после создания основной части и списка использованных источников, так как здесь указываются основные нормативные акты, регламентирующие исследуемые правоотношения и фамилии авторов, работы которых Вы использовали и которые имеются в постраничных сносках и списке источников.

Пример:

Нормативно-правовой основой для исследования послужили Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», другие законы и подзаконные акты, в том числе регионального уровня, имеющие значение в рассматриваемой области.

Теоретическую базу исследования составили труды таких учёных как: Е.В. Басос, С.П. Гришаев, И.В. Балтутите, В.Р. Витвицкая, А.И. Гончаров, О.В. Кириченко, Е.В. Накушнова, Я.А. Ключникова, П.В. Крашенинников, О. Наумова, А.В. Стукалов, М.Ю. Тихомиров, Л.В. Тихомирова и др.

В конце введения дается характеристика структуры работы.

Например:

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, глоссария, списка сокращений, списка использованных источников и приложения.

Окончательно оформлять введение, как и заключение, рекомендуется после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, трудно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Основная часть работы представляет собой обработанный автором материал. Курсовая работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне, материал следует излагать доступно, убедительно, объективно. Выполнение курсовой работы должно носить самостоятельный характер. Недопустимо механическое переписывание текста учебников и других источников. Также недопустимо переписывание других работ без указания источников, из которых использованы цитаты и высказывания; копирование электронных версий курсовых работ (дипломных работ) из Интернета или различных баз данных. Нарушение этого требования влечет неудовлетворительную оценку и возвращение работы для переделки.

Изложение материала исследования должно быть логически последовательным и соответствовать плану. Основная часть курсового исследования должна соответствовать поставленным задачам. В зависимости от этого она делится на 2-3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Деление глав на параграфы необязательно, но возможно, если в этом есть необходимость.

Предварительная структура основной части курсовой работы (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые не только изменят и уточнят структуру, но и обогатят содержание работы и увеличат ее объем.

Содержанием основной части курсового исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желания и предпочтения автора.  Самой большой сложностью в правильном раскрытии темы курсовой работы для студентов часто является проведение теоретико-правового исследования по выбранной теме.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем – конкретный практический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию. Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.

Изложение материала в работе должно быть последовательным и логичным, литературным языком с использованием профессиональной терминологии. Главы должны быть связаны между собой. Следует обратить особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от пункта к пункту.

Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению,» и т.п. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.

Изложение материала по определенной проблеме должно быть конкретным, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы. Желательно показать место данной проблемы в юридической науке и правоприменительной практике, дать научно-практическую аргументацию нерешенности проблемы (обязательно со ссылкой на действующее законодательство, нормативные акты), привести мнения различных авторов и высказать собственное отношение к спорному вопросу, сформулировать обоснованные предложения (рекомендации) по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений, обосновать необходимость принятия (изменения, дополнения, исключения, уточнения) конкретного правового решения.

В курсовой работе студент должен показать умение применять эмпирические и теоретические методы исследования, соединять теорию и практику. Это означает, что теоретические положения и выводы должны быть дополнены подтверждающими или опровергающими их фактами. Фактический материал может быть взят из средств массовой информации, периодической печати, специальных изданий, аналитических обзоров и т.д.

Студент обязан делать сноски на используемые им литературные источники и нормативно-правовой материал. Дословное заимствование текста или концепций в вольном пересказе из произведений без ссылки на них (т.е. плагиат) является недопустимым. Сноски должны приводиться на тех страницах, на которых приводится заимствованный текст или начинается вольное изложение концепции с упоминанием автора концепции, и иметь сквозную нумерацию. Печатание сносок в конце работы с общей порядковой нумерацией не допускается.

Использование схем, таблиц, диаграмм, графиков обогащает работу.

Объем основной части курсовой работы 15-20 страниц.

Логическим окончанием работы является заключение. Это краткие выводы, отражающие степень и качество выполнения поставленной автором задачи. Выводы и обобщения, сделанные в заключении, синтезируют все ранее сделанные выводы и являются общими. Примерный объем заключения 2 — 3 страницы.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. Здесь важно не только подвести итог сказанному в работе, а главное — сформулировать конкретные выводы и предложения по совершенствованию как нормативно-правовой базы, так и правоприменительной практики.

В заключении автор курсовой работы подводит итог проведенному исследованию, обобщает выводы по основным проблемам, предлагает способы их решения, формулирует практические предложения по совершенствованию действующего законодательства, изменению правоприменительного механизма, внесению корректировок в отечественную правовую доктрину.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

Глоссарий - толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов. Глоссарий является необязательным компонентом курсовых работ студентов. Однако, представляется, что, используя в тексте работ термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень включенности в сферу профессии и готовность к профессиональной и научной деятельности. Формулировка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в нормативно-правовых актах, различных словарях, энциклопедиях, справочниках. Глоссарий содержит определения основных понятий и терминов, использованных в работе (ориентировочно 10 понятий). Понятия и термины необходимо указывать в алфавитном порядке. Каждый термин начинается с прописной буквы, определение - со строчной.

Пример:

ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Понятие

Определение

Иждивенец

лицо, находящееся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц

Кормилец

физическое лицо, обеспечивающее содержание других физических лиц или обязанное обеспечивать такое содержание. 

Пенсионное обеспечение

 совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Страховой стаж

это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы

Список сокращений составляется при необходимости и включает в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в тексте работы сокращенных наименований организаций, документов, понятий и т.д.

Пример:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

г. – год

гл. – глава

др. - другие

п. – пункт

РФ – Российская Федерация.

ст. – статья

т.д. - так далее

ФЗ – Федеральный Закон

ч. – часть

Обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы является список использованных источников, который приводится в конце курсовой работы (см. Приложение 2). Список должен содержать сведения обо всех источниках, использованных, цитированных или упоминаемых в работе.

Список должен включать библиографические описания законодательных и нормативных материалов, другой использованной при написании работы литературы.

Список делится на следующие части:

1.Нормативные акты (располагаются по юридической силе, нормативные акты одинаковой юридической силы располагаются в хронологическом порядке).

2. Научная литература, преимущественно изданных за последние 5 лет, (включает учебники, учебные пособия монографии, учебные и учебно-практические пособия периодическая печать), располагаются по алфавиту.

 В списке использованных источников курсовой работы следует привести не менее 10 библиографических описаний документальных и литературных источников.

При необходимости выделяется Судебная практика и Интернет-ресурсы (их использование допускается в объеме, не превышающем 20 % от общего количества источников).

Для лучшего понимания и иллюстрации основного текста курсовой работы в ее конце желательно поместить приложения в виде различного рода схем, статистических таблиц, справок по результатам обобщения практики, образцов документов (договоров, судебных решений и т.п.). Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения должны иметь содержательный, но очень краткий заголовок. Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №). Например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 1».

7. Требования к оформлению

К оформлению курсовой работы предъявляются высокие требования. Существуют общепринятые правила оформления, которые необходимо уважать и соблюдать. Это особенно важно для юристов, чья профессиональная деятельность постоянно связана с оформлением тех или иных документов. Одинаковость оформления во многом гарантирует одинаковость восприятия, чем и достигается назначение документа. Поэтому преподаватель в ходе защиты оценивает не только содержание работы и профессиональные знания будущего специалиста, но и умения, навыки и культуру оформления документов на примере курсовой работы. Правильно, аккуратно, грамотно оформленная курсовая работа — залог будущих грамотно подготовленных юридических документов. Небрежность в оформлении работы приводит в будущем к небрежности в оформлении юридических документов и как следствие — неблагоприятным правовым последствиям для отдельных лиц и организаций и неприятностям для самого юриста.

Курсовая работа исполняется в печатном виде, на одной стороне стандартных листов формата А4 (210 X 297 мм). Объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц в формате MicrosoftWord, в который засчитываются введение, основная часть и заключение. Титульный лист, содержание, глоссарий, список сокращений, список использованных источников и приложение, являются вспомогательными материалами и в объем работы не учитываются.

При написании должны быть соблюдены поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Рекомендуемый шрифт – TimesnewRoman; размер шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал 1,5. Выравнивание текста – по ширине страницы, абзац-1,25, без отступов между абзацами. Цвет шрифта основного текста курсовой работы – черный. Ориентация книжная. Для рисунков и таблиц возможна альбомная ориентация.

Титульный лист содержит информацию об учебном заведении, указывается вид и тема работы, данные о студенте (специальность, группа, фамилия и инициалы), данные о руководителе, внизу титульного листа указываются город и год написания работы.

На следующем листе дается содержание (не оглавление) курсовой работы, которое включает в себя: введение; название всех содержащихся в работе разделов (глав, параграфов и т.д.); заключение, глоссарий, список сокращений, список использованных источников, приложение. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

Страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию. Номер страницы ставится внизу посередине. Номер страницы на титульном листе не ставится, хотя учитывается. На остальных листах работы ставятся внизу посредине.

Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы начинаются с нового листа. Названия глав печатаются симметрично тексту (с равным отступлением от краев текста) прописными буквами, жирным шрифтом. Нумеруются арабскими цифрами. Переносы слов в заголовке не делаются, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не следует. Каждую главу необходимо начинать с нового листа (страницы).

Новые параграфы в пределах одной главы продолжают текст предыдущего. Заголовки параграфов печатаются с абзаца строчными буквами, жирным шрифтом. Первая – прописная. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Между заголовками и текстами – пропуск по одной пустой строке.

Пример:

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

1.1 Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца

Ответственным моментом в написании курсовой работы является обращение к источникам и их использование в своем труде. Естественно, что студент свою работу строит на обобщении и анализе юридических фактов (исторических и ныне действующих), документов, материалов. По ссылкам можно судить об отношении студента к исследуемой проблеме, о характере и новизне используемого материала. Именно это и относится к научно-справочному аппарату.

Типичная ошибка многих студентов — написание курсовой работы и представление ее первого варианта преподавателю в виде сплошного авторского текста, без обращения (или редкого обращения) к правовым и литературным источникам, к мнениям и предложениям ученых и практиков, материалам практики, без цитирования, без ссылок и сносок на используемый научный и правовой материал.

Все или большинство источников должны найти отражение в ссылках на них в тексте работы, в подстрочных сносках, в итоговом Списке.

Самые распространенные, типичные ошибки студентов состоят в следующем:

названия книг указываются без авторов;

автором книги указывают одного из соавторов, фамилия которого стоит первой на титульном листе;

автором указывают ответственного редактора книги.

В двух последних случаях студент-юрист приписывает авторство одному человеку, тем самым грубо нарушая авторские права остальных соавторов книги.

Поэтому при ссылках на книги нужно руководствоваться следующим:

Если книга написана одним автором и его фамилия указана на титульном листе перед названием книги, то в такой последовательности нужно и описывать ссылку на книгу:

Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика. М., Инфра-М, 2016. С. 274.

Если книга написана двумя-четырьмя авторами и их фамилии указаны на титульном листе перед названием книги, то в такой же последовательности (как и в первом примере) описывается и ссылка на книгу:

Мачульская Е.Е. Горбачева Ж.А. Понятие и виды пособия по временной нетрудоспособности / Право социального обеспечения. Москва: Книжный мир, 2017. С. 243.

Если книга написана большим количеством авторов, то ее описание в ссылке составляется по названию книги на титульном листе.

В ссылках на электронные ресурсы, как правило, указывают общее обозначение материала словами «Электронный ресурс», заключенного в квадратные скобки. После основных сведений об электронном ресурсе (автор, заглавие, место и год издания и т.п.) в примечании в следующей последовательности могут быть указаны:

- дата обновления документа или дату пересмотра электронного ресурса, если она указана;

- примечание о режиме доступа, допускается замена аббревиатурой «URL» (UniformResourceLocator – унифицированный указатель ресурса);

- электронный адрес в формате унифицированного указателя ресурса;

- «дата обращения» указывается в круглых скобках после знака двоеточие и включает в себя число, месяц и год.

Пример:

Беглик А.Г. Обзор основных проектов зарубежных справочных служб: [Электронный ресурс] URL: http://vvs.nlr.ru/about/semi№ar.php (дата обращения: 13.03.2017).

Ссылки на нормативный материал следует делать только на официальные издания нормативных актов. Для связи подстрочной ссылки с текстом служит знак ссылки. Знаки ссылки в тексте работы обозначаются порядковыми номерами (1, 2, 3...).

Список использованных источников составляется с учетом определенных требований, по разделам строго с учетом юридической силы документов или в алфавитном, хронологическом порядке (см. Приложение 1). Список должен содержать не менее 25 наименований.

Список делится на следующие части:

1.Нормативные акты, которые располагаются по их юридической силе, а одноименные акты – в хронологической последовательности.

Нормативные акты располагаются в следующем порядке:

1        Конституция РФ;

2       международные акты, ратифицированные Российской Федерацией (далее РФ), причем сначала идут документы ООН;

3        Федеральные конституционные законы;

4        кодексы;

5        федеральные законы;

6        указы Президента РФ;

7        постановления Правительства РФ;

8        распоряжения Правительства РФ;

9        приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;

10        законы субъектов РФ;

11        распоряжения губернаторов;

12        распоряжения областных (республиканских) правительств;

13        законодательные акты, утратившие силу.

Федеральные законы следует записывать в формате: Федеральный закон от [дата] № [номер] «[название]» // [официальный источник публикации, год, номер, статья]

Законы располагаются не по алфавиту, а по дате принятия – впереди более старые.

Если при написании работы использовался законодательный сборник или издание отдельного закона, в список литературы все равно следует записать закон (приказ и т.п.) с указанием официального источника публикации. Для федеральных актов такими источниками являются: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» и др.

2. Научная литература (включает учебники, учебные пособия, монографии, учебные и учебно-практические пособия, периодическую печать), данная литература располагается строго по алфавиту (по фамилии авторов или названиям книг, статей и т.п.). Библиографическое описание книги, статьи и т.п. начинают с фамилии, а затем инициалов автора или заглавия книг, или статей (если автор не указан).

Книги необходимо описывать в соответствии с их титульным листом. Авторы-однофамильцы разных книг указываются в алфавитном порядке их инициалов.

Источники и литература на иностранном языке приводятся, соответственно, в конце каждого раздела на языке оригинала по алфавиту.

В случае необходимости выделяются судебная практика и Интернет-ресурсы.

Интернет-ресурсы достаточно описать, например, так:

Арестова, О. Н. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.relarn.ru:8082/conf/co№f97/10.html. - (дата обращения: 11.03.2018).

После списка использованных источников в курсовой работе следует Приложение, если таковое имеются. К нему относятся сводная таблица, схема, диаграммы и другие. Если этот материал был ранее где-либо опубликован, ссылка на источник обязательна (см. Приложения 2, 3, 4).

Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (кроме титульного листа). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета, хотя номер страницы на титульном листе не проставляют. Приложения, таблицы и схемы включаются в общую нумерацию страниц.

Курсовая работа должна быть пронумерована и сшита по левому краю в папочке-скоросшивателе. Не следует применять причудливое начертание букв, раскрашивать титульный лист в разные цвета, использовать наклейки и т. д.

8. Список литературы

основная литература:

  1. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 449 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-17088-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Не ограничено 30 — URL: https://urait.ru/bcode/537118 (дата обращения: 08.02.2024).
  2. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 432 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-16995- 9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536804 (дата обращения: 08.02.2024).
  3. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 474 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-18163-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534449 (дата обращения: 08.02.2024).

 дополнительная литература:

  1. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров ; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 332 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-18534-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535292 (дата обращения: 08.02.2024).
  2. Анбрехт, Т. А. Социальная защита отдельных категорий Не ограничено Не ограничено Не ограничено граждан : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 202 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-17454- 0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533142 (дата обращения: 08.02.2024
  3. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5- 534-13518-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543399 (дата обращения: 08.02.2024).

Справочно-информационные ресурсы:

  1. Сайт СПС Консультант-Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru
  3. http://e.la№book.com - ЭБС издательства «Лань»
  4. http://www.iprbooks.ru- ЭБС IPRbooks
  5. www.library.ru/ - Научная электронная библиотека
  6. http://polpred.com/ - Портал  Обзор СМИ
  7. Bookboo№.comпредоставляет свободный доступ (без регистрации) к полнотекстовым электронным изданиям по различным дисциплинам для студентов вузов.
  8. http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический портал
  9. www.megabook.ru - Интернет-версии универсальной и множества отраслевых энциклопедий

        

Нормативно-правовые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2000.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 16.12.1966г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2000.
  3. Декларация «О правах инвалидов» 09.12. 1975г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА – ИНФА, – М.: 2000.
  4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1999г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, ст.1865.
  5. Соглашение стран СНГ от 13.03. 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»// Бюллетень Международных договоров, 1993, № 4.
  6. Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме 12.12.1993г.// Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст.445.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51- ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, ст.410.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 2001, № 49, ст. 4552.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 2006, № 52 (1 часть), ст.5496.
  11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46, ст. 4532.
  12. Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995г. № 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 1996, №1, ст. 16.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 2002, № 1(1 часть), ст.3.
  14. Федеральный закон от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 17, 1915.
  15. Закон Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов/ и Верховного Совета РФ, 1991, № 21, ст.699
  16. Закон Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 30 ст. 1792.
  17. Закон Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, № 9, ст.328.
  18. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 3, ст. 168.
  19. Федеральный закон от 19.05. 1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст.1929.
  20. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 48, ст.4563.
  21. Федеральный закон от 24.06.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст.3802.
  22. Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст.3803.
  23. Федеральный закон от 26.11.1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 48, ст. 5850.
  24. Федеральный закон от 24.06.1999г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание     законодательства РФ, 1999, № 26, ст.3177.
  25. Федеральный закон от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 29, ст.3686.
  26. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 1999, № 29, ст.3699.
  27. Федеральный закон от 16.04. 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 2001, №17, ст. 1643.
  28. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 51, ст.4831.
  29. Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2001, № 51, ст.4832.
  30. Федеральный закон от 04.03.2002г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении в Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 10, ст.964.
  31. Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 19, ст.2060.
  32. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» //Собрание законодательства РФ, 2007, № 1 (1 часть), ст.18.
  33. Федеральный закон от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, 2007, № 1 (1. часть), ст.19.
  34. Федеральный закон от 30.04.2008г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ, 2008, № 18, ст.1943.
  35. Федеральный закон от 30.11.2011г № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ, 2011, № 49 (часть 1), ст.7038.
  36. Федеральный закон от 28.12.2013г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, .2013, № 52 (часть I), ст. 6965,
  37. Федеральный закон от 28.12.2013г № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6989
  38. Федеральный закон от 28.12.2013г № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000г. № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». // Собрание законодательства РФ, 2000, № 49, ст.4822.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 28, ст. 2872.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам лётного состава гражданской авиации в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 29, ст.2975.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 44, ст.4393.
  43. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014г № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» //Собрание законодательства РФ, 2014, № 30 (часть II), ст. 4306.
  44. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ, 2022, № 15, ст. 2506

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Псковский государственный университет»

в г. Великие Луки Псковской области

цикловая комиссия гуманитарных, правовых и экономических дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине (междисциплинарному курсу): Право социального обеспечения

Тема: ___________________________________________________

Выполнил(а):

Студент(ка)   2   курса

Группы   1332-02

Программа подготовки специалистов среднего звена 40.02.04 Юриспруденция (на базе среднего (основного) общего образования)

№ зачетной книжки ___________________________________________________

ФИО студента(ки) ___________________________________________________

К защите допущен(а): ____________________ /___Лягина Е.В.______________________/                                             подпись преподавателя                            /расшифровка подписи/

Оценка: _______________________ _/       __Лягина Е.В.______________________/                         подпись преподавателя                                             /расшифровка подписи/

г. Великие Луки

2024 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (примерный для образца, редакции нормативных актов должны быть актуальными)

Нормативные акты

  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  3. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) Россия ратифицировала данный документ // Авторское право. Международная Организация Труда.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от _______) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
  5.   Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от _____) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.
  6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от _____) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от _____) «О страховых пенсиях» // Российская газета, № 296, 31.12.2013.

Научная литература

  1. Аверина К.Н., Ситкова О.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС КонсультантПлюс.2019.
  2. Азарова Е.Г. Право граждан на справедливое социальное обеспечение // Журнал российского права. 2022. № 8. С. 77 - 93.
  3. Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12.
  4. Гусева Т.С. Локальное регулирование отношений по социальному обеспечению: формирование доктринальных подходов // Социальное и пенсионное право. 2022. № 2. С. 23 - 29.

Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта «а» части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации «Об образовании» и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы» // Российская газета, № 241, 16.12.2009.
  2. Определение Конституционного суда от 02.04.2019 г. № 854-О По запросу группы депутатов Государственной думы о проверке конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // СПС КонсультантПлюс.

Интернет ресурсы

  1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Электронный ресурс // Режим доступа: URL:  http: // www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения: 05.03.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические рекомендации разработаны для оказания помощи студентам, обучающимся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения при написании курсовой работы по МДК 01.01 Право ...

Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы_МДК 01.01 "Организация и технологии парикмахерских услуг"_Для студентов СПО/базовый уровень по специальности 43.02.02. «Парикмахерское искусство"

Методическое пособие рекомендуется для организации выполнения студентами курсовых работ, обучающимся по специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство». Содержит рекомендации по написани...

Методические указания для выполнения курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения

Методические указания для выполнения курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Учебно-методическое пособие по подготовке и написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Учебно-методическое пособие. По подготовке и написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Пред...

Учебно-методическое пособие по подготовке и написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов специальности 40.02.04 «Юриспруденция»

Учебно-методическое пособие по подготовке и написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов специальности 40.02.04 Юриспруденция...