Урок на тему "Семья и брак"
учебно-методический материал

конспект урока "Семья и брак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_brak.docx116.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию

Тема «Семья и брак»

Дата

Учитель (Ф.И.О., должность)

Майданова О.Е.

Группа

1ПД2-Д

Учебный предмет

Обществознание

Тема урока

Семья и брак

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи

  • повторение теоретических основ темы и решение тематических заданий с целью подготовки к ЕГЭ;
  • формирование понимания нравственных основ брака и семьи;
  • воспитание правовой культуры;
  • закрепление материала по изученной теме

Этапы урока (хронологическая карта):

1. Организационные моменты;

2. Приветствие, притча;

3. Повторение прошлой темы;

4. Запись темы урока;

5. План занятия;

6. Эпиграф урока;

7. Объяснение нового материала;

8. Закрепление материала в игровой форме;

9. Просмотр социального ролика;

10. Закрепление материала в игровой форме;

11. Подведение итогов урока;

12. Информация о домашнем задании;

13. Заключение

Сценарий

1. Организационные моменты

  • проверить все ли готово к уроку: презентация, раздаточный материал, доска, сценарий урока;
  • настроить ноутбук и электронную доску (проектор);
  • после звонка поприветствовать учащихся.

2. Приветствие, притча

  • Учитель: «Добрый день, уважаемые студенты! Рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит разобрать очень важную и интересую тему, которая пригодится каждому из вас. Начнем наше занятие с притчи».
  • учитель начинает читать притчу: «Один из учеников Сократа собрался жениться, но, все, же испытав некоторые колебания по этому поводу, он обратился к учителю за советом.

Учитель уклончиво ответил: «Поступай, как знаешь, все равно будешь сожалеть!» А, подумав, добавил: «Пожалуй, все-таки женись. Попадется хорошая жена – будешь счастливым человеком, плохая – станешь философом!».

  • Учитель: «Ребята, как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего занятия? Философия? Сократ? Или, может быть, что-то другое? Дать ответ на мой вопрос вам поможет ребус. Как только вы разгадаете, вы поймёте».
  • Учитель показывает ребус:

Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство". -  обществознание, уроки

Кто-то поднимает руку и отвечает. Учитель: «верно! Тема нашего сегодняшнего занятия «Семья и брак». Мы с вами разберемся, что это такое с точки зрения как правового, так и социального аспекта. Ну, и, чтобы не было скучно, мы будем с вами работать во многом в игровой форме. Тема сегодняшнего урока очень актуальна. Во-первых, институт брака и семьи считается базовым социальным институтом, а во-вторых – каждый из нас является частью семьи».

  •  «Но, для начала, нам надо немного заняться повторением. Итак, давайте же начнём».

3. Повторение прошлой темы

  • Учитель: «Студенты, прошу вас обратить внимание на экран». В левом столбике указаны термины, а в правом их определение. Ваша задача соединить термины с определениями. Все они связаны с темой социальные отношения. А потом мы с вами проверим правильность выполнения».
  • Учитель переключает слайд и теперь виден ответ на задание.
  • «Надеюсь, что вы все справились. Если же есть ошибки, то рекомендую вам еще раз ознакомиться с главой «Социология». Теперь второе задание, тоже на повторение, небольшой кроссворд, все так же по темам блока социальные отношения».
  • Учитель переключает слайд и теперь виден ответ на задание.
  • «Я вижу, что у большинства из вас получилось! Кроссворд был не таким сложным, но, тем не менее, очень важно уметь его выполнять. Теперь перейдём к изучению новой темы».

4. Запись темы урока

  • Учитель записывает на доске тему «Семья и брак»
  • «Ребята, как вы думаете, о чем именно мы с вами будем говорить сегодня? Какие аспекты рассматривать?»
  • *ученики поднимают руки и отвечают*

5. План занятия

  • Учитель: «Хорошо, давайте теперь ознакомимся с планом нашего занятия»
  • Учитель выводит на доску план занятия
  • «Итак, для начала мы с вами поговорим о том, что такое семья с точки зрения социологии, рассмотрим виды семье, её функции, семью как малую группу. После этого мы перейдём к юридической стороне данного вопроса и поговорим про взаимную правовую и моральную ответственность в семье и заключение брака. Всё это будет обсуждаться устно, а потом будем закреплять материал заданиям формата ЕГЭ. Так же у нас будут с вами небольшие групповые игры, чтобы вы лучше запомнили материал».

6. Эпиграф урока

  • Учитель: «В вашей жизни наступило самое прекрасное время- - время юности. Вы уже многое знаете, умеете, чувствуете себя взрослыми, и вся жизнь ещё впереди. Пройдет немного времени, и вы будете создавать свою семью. Семья как общественный институт важна для государства. Крепкая семья – крепкое государство»
  • Учитель: «Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик, который будет своего рода эпиграфом к занятию»
  • *просмотр видеоролика*
  • https://youtu.be/LE7kMPTE60I (ролик длится 3 минуты)
  • Учитель: «какие эмоции вызвал у вас ролик? Что вы можете сказать на тему того, как важна семья для личности?»
  • *ученики поднимают руки и отвечают»

7. Объяснение нового материала

  • Учитель: «Итак, пришло время перейти к разбору теоретического материала. Открываем тетради и начинаем записывать».
  • «Для начала мы с вами рассмотрим, что такое семья. Определение – очень важная часть, так как без понимания того, что мы изучаем, тяжело познавать материал. Термин «семья» можно рассмотреть с двух сторон: Семья (как малая группа) - основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью (моральной и правовой). Семья (как социальный институт) - объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
  • «Как можно сказать из определений, семья – это своего рода команда, которая обладает определенными признаками: Общий быт, Совместное проживание, Взаимная моральная и юридическая ответственность
  • «Теперь перейдём к функциям семьи, взгляните на слайд»
  • «1 . репродуктивная - биологическое воспроизводство населения на и удовлетворение потребности в детях на личностном
    2. воспитательная - первичная социализация, формирование индивида как личности, освоение всеми членами семьи новых социальных ролей
    3. хозяйственно-экономическая - обеспечение материальных условий жизни, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
    4. рекреационная (досуговая) - удовлетворение потребности каждого члена семьи в организации свободного времени, организация досуга и отдыха
    5. социально- статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи
    6. первичного социального контроля - регулирование поведения членов семьи с помощью нравственных и правовых норм, обычаев и традиций
    7. психологическая (эмоциональная) - оказание эмоционально-психологической поддержки членам семьи»
  • «Как вы думаете, какие функции являются отличительными именно для семьи?»
  • *Дети поднимают руки и отвечают*
  • «Отлично! Действительно, именно репродуктивная функция является отличительной, ведь семья – это в первую очередь продолжение рода».
  • «Взгляните на следующий слайд. Мы начинаем рассматривать типы семей»
  • «по численному составу - нуклеарная - супружеская пара o или супружеская пара и их несовершеннолетние дети; расширенная или многопоколенная - объединяет три и более поколения

по характеру распределения домашних обязанностей - патриархальная или традиционная/партнерская или демократическая

По числу детей – многодетная, малодетная, бездетная

Воспитание – авторитарное, либеральное, демократическое

Число родителей – полная, неполная»

  • «Теперь рассмотрим подробнее типы семей по характеру распределения домашних обязанностей, так как этот материал чисто спрашивают в заданиях ЕГЭ»
  • Патриархальная (традиционная) семья

1. роль лидера принадлежит мужчине
2. женщина экономически зависит от мужчины (он обеспечивает семью)
3. четкое разграничение домашних работ на мужские и женские
4. многопоколенная семья - под одной крышей проживает несколько поколений родственников

Партнерская (демократическая/эгалитарная) семья

1. все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет разделения на мужские и женские обязанности)
2. решения по семейным вопросам
принимаются совместно всеми членами семьи

  • «Как вы можете заметить, в большинстве своем в современном мире преобладают именно партнерские семьи. Вы с этим согласны? Это хорошо или плохо?»
  • *ученики отвечают и возникает небольшая дискуссия*
  • «Я рада, что вы можете так дискутировать друг с другом»
  • «Теперь мы с вами переходим изучению тенденций развития семьи. Как уже упоминалось, в современном мире преобладают демократические семьи. Но, какие еще есть тенденции? Взгляните на слайд»
  • «Тенденции развития семьи

Рост разводов

Рост демократии

Больше нуклеарных семей

Больше брошенных детей»

  • «Как вы заметили, тенденции есть как положительные, так и отрицательные».
  • «И теперь мы с вами переходим к завершающему этапу изучения данной темы – брак»
  • «Брак – юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. Брак может быть: фактический, церковный, гражданский (юридический)».
  • «Очень многие ошибочно думают, что гражданский брак – это сожительство. Это ложь. Гражданский брак – это официально зарегистрированный брак, который заключается в органах ЗАГС. А сожительство – это фактический брак»

8. Закрепление материала в игровой форме

  • Учитель: «Ребята, я очень рада, что тему вы изучали активно. Я надеюсь, что это не пройдёт просто так и вы сможете в будущем применить полученные сегодня знания. А теперь мы перейдём к небольшим играм, чтобы закрепить материал».
  • Игра 1: класс делится на две команды. Одна команда поддерживает идею патриархальных семей, а другая – партнерской. В течение 5 минут команды готовят аргументы в защиту своего типа семьи, а потом вступают в дебаты.
  • Команды будут оцениваться баллами от 1 до 3 по следующим критериям:

Умение конструктивно вести диалог:

Качество приводимых аргументов:

Слаженность в коллективе, командная работа

«3» - отлично;

«2» - хорошо;

«1» - удовлетворительно.

«3» - отлично;

«2» - хорошо;

«1» - удовлетворительно.

«3» - отлично;

«2» - хорошо;

«1» - удовлетворительно.

  • «Ведутся дебаты»
  • «Подводятся итоги»

9. Просмотр социального ролика

  • Учитель: «ребята, я очень довольна вашими дебатами! Вы большие молодцы, мне понравились ваши рассуждения. Теперь мы сделаем небольшую паузу на просмотр социального ролика про семью».
  • https://youtu.be/ToY1EIzVWto

10. Закрепление материала в игровой форме

  • Игра 2: ребята делятся на команды. Их задача изобразить несколько типов семьи: нуклеарная, расширенная, традиционная и демократическая. Выдаются ученикам рандомно карточки с определенными признаками выпавшей семьи.1 задание: угадать, какой тебе выпал тип семьи; 2 задание: найти своих партнеров по команде; 3 задание: сделать сценку
  • *идет игра*
  • Учитель: «ребята, а теперь мы с вами проведем викторину!»
  • Ход игры:

В игре участвуют две команды. Каждая выбирает своего капитана, название.

1 конкурс

«Разминка»

Командам даются карточки с правовыми терминами. Без подготовки дать их определения своими словами.

(1- ая команда:

попечительство – устанавливается в том случае, если ребёнок остался без родителей и его никто не усыновил;

опека- одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми не достигших 14 лет и над лицами признанными судом недееспособными;

алименты- правоотношение по поводу содержания одними членами семьи других, которые возникает на основе определенных юридических фактов, таких как решение суда, соглашение сторон или судебный приказ;

2- ая команда:

брак- добровольный союз мужчины и женщины зарегистрированный в органах ЗАГС целью, которого является создание семьи;

семья- круг лиц, связанных личными имущественными и неимущественными отношениями правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы воспитания;

семейные право -важнейшая отрасль российского права, совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения между родственниками).

2 конкурс

«Блиц опрос»

Вопросы для первой команды:

1.Брачный возраст, установленный семейным кодексом РФ? (18 лет)

2.Имеет ли право врач, вступающим в брак о наличии ВИЧ инфекции у будущего мужа без его согласия? (нет)

3. Вправе ли суд отложить разбирательство дело о расторжении брака, назначить срок два месяца? (да)

4. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через два года после заключения брака? (да)

5. Возможно, ли заключить брачный договор в отношении будущего имущества супругов? (да)

6. могут ли отца ребёнка лишить родительских прав случае нанесении им тяжких телесных повреждений? (да)

7. Какую часть от доходов родителя должен включить в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей? (1\3)

8. Имеют ли право несовершеннолетние братья и сёстры на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестёр? (да)

9. Имеют ли право нетрудоспособные дедушка и бабушка на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков? (да)

Вопросы для второй команды:

1. По истечении, какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение браков? (месяц)

2. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли этот брак признать недействительным? (да)

3. Имеет ли право муж без согласия жены возбудить дело о расторжении брака, если их ребёнку 1 год и 2 месяца? (да)

4. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой? (да)

5. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации брака? (да)

6. Могут ли родителей ребёнка лишить родительских прав, если они нигде не работают? (нет)

7. Вправе ли суд отобрать ребёнка у родителей без лишения их родительских прав? (да)

8. Какую часть от доходов родителя должен выплачивать в качестве алиментов на одного несовершеннолетнего ребёнка? (1\4)

9. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушек и бабушек? (да)

3 конкурс

«Заморочки из бочки».

Команды по очереди вынимают из бочки и объявляют ситуации.

Ситуация 1

Олег, до вступления в брак купил дом в деревне. После вступления в брак он построил рядом сарай. Что является личным имуществом Олега, а что совместным имуществом супругов?

(дом личное имущество, сарай совместное.)

Ситуация 2

Гражданин Батов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в нём, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семёновой, которая живёт в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.

(работники ЗАГСа правы т. к. заявление подают лично)

Ситуация 3

«Вдруг я заболею, - сказала жена своему мужу, тогда мне потребуется от тебя материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твоё обязательство в случае моей болезни оказывать мне регулярно финансовую помощь». На это муж возразил «Э-э-э… поезд уже ушёл. Надо было заключать договор до брака, а теперь поздно».

(муж не прав, договор можно заключать и в браке).

Ситуация 4

Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Москву. Как бы ты к этому отнеслась, всё равно тебе придется ехать со мной, потому что жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».

(муж не прав супруги самостоятельно могут выбирать место жительство)

Ситуация 5

В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему 30- летию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке, принадлежит им в равных долях. Прав ли Воронов?

(Он не прав т. к. сервиз личное имущество его жены.)

Ситуация 6.

В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга поставила вопрос о разделе имущества, в том числе фирмы, принадлежащей Сергею. Сергей возразил, ссылаясь, на то, что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ольги?

(Да всё совместно нажитое имущество делится пополам).

Ситуация 7.

В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими супругами Ириной и Андреем, Ирина просила суд о выделении большей доли имущества, чем Андрею. Она мотивировала свою просьбу тем, что Андрей постоянно играет в карты, злоупотребляет спиртными напитками, т. е. тратит все деньги, которые зарабатывает, только на свои нужды. Семья всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги было приобретено имущество, которое теперь должен разделить суд.

(суд делит совместно нажитое имущество в законном режиме имущества.)

Ситуация 8.

Артёму после смерти дедушки по наследству принадлежит однокомнатная квартира. Артёму 16 лет. Он решил продать квартиру, потому что она ему не нужна. У него есть комната в квартире родителей, а вот денег на мотоцикл и поездку к морю у Артёма нет. Продав квартиру, он сможет осуществить свою мечту. Может ли Артём самостоятельно продать квартиру?

(Нет т. к. не является полностью дееспособным).

Подведение итогов игры.

11. Поведение итогов урока

  • Учитель: «Ребята, наше занятие подходит к концу. Я хочу провести небольшую рефлексию и узнать у вас, что вам сегодня понравилось, а что нет, давайте немного поговорим».
  • *ученики отвечают и ведется диалог»

12. Информация о домашнем задании

  • «Дома вам необходимо прорешать типовые задания формата ЕГЭ по изученной сегодня теме, на следующем занятии мы обязательно все ещё раз повторим».

13. Заключение

  • «Ребята, спасибо вам большое за урок! С вами было очень приятно работать. Хорошего дня, до свидания!».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи" разработан с применением модульной технологии обучения. Может быть проведен как при преподавании  предмета "Основы права", так и в курсе преподавания ...

Презентация к уроку "Правовые основы брака и семьи"

Презентация к  уроку "Правовые основы брака и семьи"...

Разработка урока по праву на тему "Заключение и расторжение брака"

Здесь размещена разработка урока по праву на тему "Заключение и расторжение брака". В методической разработке содержится мультимедийная презентация к уроку с гиперссылками, ланки групповой работы по т...

конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»

конспект урока на тему: «Брак. Права и обязанности супругов»...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока: «Правовые основы семьи и брака».

Супружество, рождение детей их воспитание, усыновление детей и попечительство - это отношения, которые возникают в семье  на протяжении многих столетий. В современном обществе остро стоит проблем...

конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Осно...