научгая статья
статья

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о влиянии мотивации на познавательную и учебную деятельность студентов как важная составляющая в развитии современных специалистов. В стремительно меняющемся мире возросшая конкуренция на рынке труда диктует все более высокие требования к профессионалам, в том числе и к будущим специалистам. В связи с этим особое значение приобретает проблема мотивации познавательной и учебной деятельности студентов, поскольку она напрямую влияет на скорость и качество освоения профессии, а в конечном итоге — на успех в профессиональной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_-_2113kaluginatezisy.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Калугина Ксения Викторовна,

преподаватель иностранных языков, педагог-психолог

Оренбургский государственный колледж

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о влиянии мотивации на познавательную и учебную деятельность студентов как важная составляющая в развитии современных специалистов. В стремительно меняющемся мире возросшая конкуренция на рынке труда диктует все более высокие требования к профессионалам, в том числе и к будущим специалистам. В связи с этим особое значение приобретает проблема мотивации познавательной и учебной деятельности студентов, поскольку она напрямую влияет на скорость и качество освоения профессии, а в конечном итоге — на успех в профессиональной сфере. Актуальность проблемы учебно-профессиональной мотивации студентов обусловлена следующими факторами:

1. В профессиональные образовательные учреждения приходят «вчерашние» школьники, которые не полностью определились с выбором будущей профессии, испытывают трудности и слабо воспринимают профессиональную деятельность;

2. Становление обучающихся как субъектов учебной деятельности невозможно без развития у них соответствующей мотивации;

3. Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся в условиях современного среднего образовательного учреждения требует развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся;

4. Проблема развития мотивации учебно-профессиональной деятельности не нова, но она вновь приобретает актуальность при внедрении новых стандартов обучения, основанных на системно-деятельностном, компетентностном и личностно-ориентированном подходах.

Ключевые слова: мотив, психологическое сопровождение, обучение, подход, метод, учебно-профессиональной мотивация, студенческий возраст.

FEATURES OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS

Kalugina Kseniya Viktorovna

Abstract: The article discusses the influence of motivation on the cognitive and educational activities of students as an important component in the development of modern specialists. In a rapidly changing world, increased competition in the labor market dictates increasingly high demands on professionals, including future specialists. In this regard, the problem of motivating students' cognitive and educational activities is of particular importance, since it directly affects the speed and quality of mastering a profession, and ultimately success in the professional field. The relevance of the problem of educational and professional motivation of students is due to the following factors:

1. "yesterday's" schoolchildren come to professional educational institutions who have not fully decided on their future profession, experience difficulties and poorly perceive professional activity;

2. The formation of students as subjects of educational activity is impossible without their development;

3. Improving the professional training of students in the conditions of a modern secondary educational institution requires the development of educational and professional motivation of students;

4. The problem of developing motivation for educational and professional activities is not new, but it is becoming relevant again with the introduction of new learning standards based on system-activity, competence-based and personality-oriented approaches.

Keywords: motive, psychological support, training, approach, method, educational and professional motivation, student age.

Говоря о мотивации, необходимо разграничить понятия мотив и мотивация, а также рассмотреть виды мотивации. Равно как «мотивация», так и «мотив» могут выступать тождественными понятиями. Изучив научную литературу, было выявлено, что Р. С. Немов даёт определение мотивации как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [1].

Под мотивацией понимают совокупность мотивирующих факторов, определяющих деятельность человека. К ним относятся мотивы, потребности и стимулы, определяющие деятельность человека. [2].

X. Хекхаузен изучал психологические механизмы мотивации человека. По его мнению, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. [3]

В психологии мотивация понимается как социально-психологическое образование, раскрывающее социальную направленность и мировоззренческие убеждения человека, влияющее на его стремления, цели и перспективы. [4]. Таким образом, мотивация и мотивы, как её конкретные физические проявления, являются одним из важных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения деятельности человека, его личностных и профессиональных устремлений, возможностей, достижений.

Мотивация влияет на все сферы нашей жизни, включая обучение, самооценку, производительность и внутреннее благополучие. Страх начинать что-то, и низкая мотивация могут повлиять не только на способность вносить изменения, но и на выживание и удовлетворенность жизнью. [5]

Учебная мотивация может определяться конкретными требованиями, такими как:

– процесс непосредственной организации учебного деятельности;

 – наличие определенных субъективных характеристик личности (пол, возраст, уровень интеллектуального развития, самооценка, социальный статус и т.п.).

– наличие определенных субъективных характеристик преподавателей (уровень квалификации, удовлетворенность профессиональной деятельностью, взаимодействием со студентами и т. п.);

– специфика дисциплины. [6].

На этапе профессиональной подготовки мотивы, связанные с интересом к выбранной профессии, служат ресурсами и предпосылками развития профессионализма. При этом эти мотивы должны быть достаточно устойчивыми и связаны с достаточным знанием выбранной области.

Учебно-профессиональные мотивы носят многофункциональный характер, они не только облегчают, направляют и регулируют процесс, с помощью которого обучающиеся справляются с профессиональной деятельностью, определяя их связь с будущей деятельностью, но и с другими профессиональными качествами, направляя внимание на организацию условий, материализующих использование ресурсов личности и образовательной среды. Тем самым обеспечивают интериоризацию признанных образовательной средой мотивов во внутриличностной структуре. [7]

Почему можно говорить об психических особенностях развития личности в подростковом возрасте. Первоначально эта возрастная категория характеризовалась интенсивным интеллектуальным развитием, формированием учебной и профессиональной деятельности, освоением роли ученика и считается временем вхождения в новую «взрослую жизнь». 

Студенческий период отличается достижением значительных результатов и проявляется на всех уровнях — психологическом, биологическом и социальном развития. В это время человек принимает важные решения, определяя направления своего профессионального роста. Важно отметить, что студенческий возраст обладает специфическими чертами, которые обусловлены как молодостью, так и социальным окружением, в котором находится студент.

В заключение отметим, что одной из основных целей образовательных учреждений является повышение образовательной и профессиональной мотивации обучающихся.

Вопрос мотивации студентов к обучению пока недостаточно изучен и требует более глубокого понимания его основ. Структура учебно-профессиональной мотивации студентов рассматривается как различные категории мотивации, связанные с процессом подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях. В качестве мотивации обучения часто учитывают изучение содержания учебных материалов, личностные особенности обучающихся, влияние преподавателей на обучающихся и другие психолого-педагогические факторы.

На основе анализа научной литературы учитываются учебные мотивы, в том числе мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и ее реализацией, а также мотивы, связанные с различным отношением студентов к ситуациям успеха и неудачи.

В рамках нашего исследования мы предположили, что различия в содержании учебно-профессиональной деятельности студентов будут определять специфику показателей мотивации их структуру. Для доказательства этой гипотезы нами была разработана программа эмпирического исследования и подобраны необходимые методические средства.

Участниками исследования стали студенты третьего курса отделения Сестринское дело специальности 34.02.01 Оренбургского медицинского колледжа – структурное подразделение Оренбургского института путей сообщения – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения», количество выборки – двадцать человек, средний возраст респондентов составил восемнадцать лет.

Согласно исследованиям, наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и производительности является распространение внутренних мотивов [8]. К таким мотивам относятся интерес к содержанию профессии, желание узнать профессиональные обязанности по выбранной профессии, стремление к самосовершенствованию, развитие навыков и компетенций в выбранной сфере трудовой деятельности, мечта заниматься любимым делом, уверенность в том, что выбранная профессия соответствует способностям, возможность проявить самостоятельность в работе, желание приносить пользу людям.

Также важны следующие стремления: желание попробовать разные способы решения профессиональных задач, желание узнавать новое о давно известных вещах, возможность учиться сложным вещам, стремление выполнять интересную работу, даже если успех не гарантирован, возможность самовыражения и проявления своих способностей и потенциала.

Подводя итог, можно утверждать, что такая специфика в большей степени продиктована особенностями возраста, то есть дальнейшее психическое развитие личности способствует успешному решению поставленных жизненных целей, осознанных и сформулированных молодыми людьми. Возрастные характеристики, социальное положение, уровень саморефлексии и внешние обстоятельства, такие как социально-экономические условия, образование и психологическая обстановка в обществе, оказывают влияние на индивидуальное отношение.

Исследование, проведённое в рамках данной темы, позволило нам выявить и объяснить особенности учебной мотивации в научной литературе. Как видно из теоретической части исследования, учебно-профессиональная деятельность студентов полимотивирована и связана со сложными мотивационными факторами.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности предполагает баланс между целями, стоящими перед будущим специалистом, внутренней активностью личности. В процессе освоения будущей профессиональной деятельности мотивация выражается в принятии личностью целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. В тоже время мотивация — это прежде всего система, характеризующаяся направленностью, устойчивостью и динамикой.

Список источников

1. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.

2. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.

3.Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.

4. Жуковская. Характеристика мотивов выбора профессии учащимися 9-10 классов// Психология. Вып.1. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. Ред. Ф.И, Иващенко. – Минск, 1980.

5. Суровицкая, Ю.Ю. Понятие о мотивации в психологии / Ю.Ю. Суровицкая, М.Н. Мaдимухaмeтoв // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 36–40.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с. ISBN 5-89357-153-3

7. Рокицкая Ю.А., Семенова Е.С. Психологическая безопасность и учебно- профессиональная мотивация студентов вуза [Текст]: монография / Ю.А. Рокицкая. – ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018 – 184 с.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....

Сборник статей YI международной научно-практической конференции "Наука, образование, инновации:актуальные вопросы и современные аспекты" 2021г. г.Пенза статья "Солнечная" хромосома"

В сборнике научных трудов рассматриваются современные проблемы науки и практики применения резултатов научных исследований....