Методическое пособие «Основы вожатской деятельности»
методическая разработка

Стеблянская Юлия Николаевна

Данное методическое пособие разработано для подготовки вожатых для работы во временном детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Областной центр внешкольной воспитательной работы»

УМЦ "АВАНГАРД"

Рассмотрена на заседании

Методического совета

Протокол от «____» ____2023 №____

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБОУДО ОЦВВР

_______________/ Н.Г. Сазонова /

(Приказ от «____» ____2023 № _____)

Методическое пособие

«Основы вожатской деятельности»

Автор-составитель: педагог-психолог

Стеблянская Юлия Николаевна

Южно-Сахалинск

2023 год


Содержание

Сфера профессиональной деятельности вожатого……………… ……………………………3  

Профессиональная этика и культура вожатого………….…………………………………..…5

Методика формирования временного детского коллектива…………………………………. 8

Этапы формирования и развития временного детского коллектива………………………… 8

Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми…………………………. 9

Характеристика основных периодов смены………………………………………………….. 11

Технология        организации воспитательной работы в детском коллективе..…………………………………………………..…………………………………..14

Планирование воспитательной работы……………………………………………………….. .14

Игры в детском  коллективе……………………………………………………………………..17

Организация вечернего (отрядного) огонька…………………………………………………..18  

Алгоритмы поведения вожатых в  экстремальных ситуациях………………………………...21

Список литературы…………………………………………………………………………….…23

Сфера профессиональной деятельности вожатого

Должностные обязанности

Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе        .

Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей.

В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность

Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса.

Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, воспитателями, педагогическим коллективом и руководителем смены.

Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка  учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности

Вожатый несет ответственность:

  1. Юридическую ответственность за выполнение инструкций «Об охране жизни и здоровья детей».
  2. Персональную ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей.
  3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, совершение аморального проступка.
  4. За соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
  5. За нарушение Правил трудового распорядка, режима лагеря.
  6. Вожатому запрещается:
  • оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;
  • самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации;
  • допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации;
  • употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
  • применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);
  • пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Профессиональная этика и культура вожатого

Основы вожатской этики

Этика вожатого — это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия с учетом этических аспектов.

Каким должен быть вожатый в общении с детьми с точки зрения педагогической этики?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем отношении к себе. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны.

Дети это поймут и примут.

Справедливый. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми поможет вам определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальш. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой- то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. В случае если ваши взгляды на жизнь не соответствуют общепринятым, не озвучивайте и не пропагандируйте их.

Этика вожатого напрямую связана с едиными педагогическими требованиями.

Взаимодействие вожатого с воспитанниками, с напарником и с родителями

Чтобы достигнуть положительных результатов при организации детского отдыха, напарники для детей должны быть идеальной лаконичной парой (тройкой). Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия должны походить не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника. Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны.

  • Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!
  • Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим.
  • Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.
  • На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!
  • Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)
  • Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых. Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.

"Запрещенные" темы для разговора в присутствии детей

  • выяснение отношений между вожатыми;
  • обсуждение детей;
  • обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;
  • решение вопросов личного характера.

Как разговаривать с детьми

Руководствуясь основными правилами поведения с детьми, вожатый обязан на качественном уровне уметь общаться с ребятами, тем самым устанавливая полное взаимопонимание для улучшения воспитательного процесса и комфортной адаптации детей в лагере.

Важно:

  1. Проявлять терпение
  2. Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
  3. Вожатый должен проявлять неподдельный интерес к рассказам ребят
  4. Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.
  5. На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.
  6. Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом.
  7. Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый — это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её от него получить.

Как разговаривать с родителями

Общение вожатого и родителей детей — это важнейшая составляющая вожатской деятельности. Чтобы разговор получился лаконичным и продуктивным надо следовать определенным рекомендациям:

  1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте, где вам не будут мешать. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
  2. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.
  3. Выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще, чтобы собеседник чувствовал заинтересованность.
  4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные. Стоит задуматься: а будет ли польза для ребенка после вашего разговора.
  5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Свой ответ нужно построить на позитивных нотах, показав вашу заинтересованность в разговоре о ребенке. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, проблема может быть раскрыта и исчерпана.
  6. Если проблема актуальна, то попытайтесь ее решить совместными усилиями с родителями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»

«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…». Родители, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте их очень внимательно.

  1. Не беритесь за разговор с родителями, если вы не уверены, что сможете сделать это компетентно, не "завести" родителей и не сделать лагерь врагом №1 для их и ребенка!
  2. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?..» или «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И, например, заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».

Методика формирования временного детского коллектива

Этапы формирования и развития временного детского коллектива

1 этап. Организационный (3—4 дня)

Что происходит в отряде:

  1. Знакомство
  2. Обустройство
  3. Адаптация
  4. Начало установления контактов
  5. Выявление лидеров
  6. Принятие—непринятие детей друг другом
  7. «Притирка»
  8. Начало формирования актива отряда

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Предъявляет требования к поведению, режиму.
  2. Вырабатывает и устанавливает вместе с детьми нормы и правила общения, поведения в отряде.
  3. Изучает ребят, составляет социопсихологический портрет каждого члена отряда.
  4. Начинает учебу актива.
  5. Руководит разработкой плана работы отряда.

2 этап. Срабатываемость

Что происходит в отряде:

  1. Структурируются неформальные группы.
  2. Складываются диада, триады.
  3. Сохраняется неоднородность взглядов и поведения.
  4. Выявление лидеров и придание им временного функционального статуса через решение сбора отряда.
  5. Формируется актив отряда. Начало формирования актива отряда

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Установление личностного общения.
  2. Формирование коллективных творческих заданий.
  3. Выборы органов самоуправления отряда.
  4. Обучение актива.
  5. Изучение состава отряда.
  6. Проведение социометрии.
  7. Принятие мер по регулированию межличностного общения.

3 этап. Сработанность

Что происходит в отряде:

  1. Сплоченность, близость взглядов и позиций по отношению:
  1. к условиям и характеру совместной деятельности;
  2. к членам отряда; в) к вожатому.
  1. Возникновение дружеских чувств.
  2. Возможна смена лидера(ов)

Действия вожатого на данном этапе:

  1. Постановка новых, более сложных целей̆.
  2. Изучение психологического климата в отряде.
  3. Продолжение работы по обучению лидеров и актива.
  4. Меры по коррекции межличностного общения (в случае необходимости).
  5. Формирование традиций отряда.

Таким образом, чтобы сформировать сплоченный коллектив вожатому следует:

вовлечь ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, проектирование и осуществление ключевых дел);

  • использовать игры и другие формы деятельности, привлекательных для ребят;
  • создать и культивировать традиции отряда;
  • включить отряд в систему обширных социальных отношений;
  • сформировать детское самоуправление как основной механизм реализации целей деятельности отряда.

В детском коллективе вожатый может использовать следующие формы и методы формирования детского самоуправления.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта.

Диспуты — это коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. С помощью диспутов воспитанники могут отстаивать свою точку зрения, обсуждать интересующие их проблемы и в конечном итоге — приходить к коллективному поиску истины.

Тренинг — это специальный тренировочный режим, тренировка; процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на выработку и развитие требуемого навыка.

Коллективно - творческое дело (КТД) — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) коммунарской методики.

Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми

Младший школьный возраст (9-11 лет)

  • Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале;
  • Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности;
  • Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам;
  • Организация разумного руководства: разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей.

Отрочество (10-11 лет, 13-14 лет)

  • Организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек);
  • Предпочтение спортивным играм;
  • Общение на равных;
  • Дела должны быть разнообразными, эмоционально окрашенными;
  • Постоянно поддерживайте интерес детей к себе и друг к другу;
  • Использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий.

Старший школьный возраст (14-15 лет, 16-17 лет)

  • Оказание помощи подросткам в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками;
  • Руководство поведением подростков построить себя так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых;
  • Создание необходимых условий для отдыха;
  • Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу;
  • Для мальчиков лучше организовать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т.д.

Характеристика основных периодов смены

Смена — это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. В качестве основных характеристик лагерной смены выделяют следующие ее «слагаемые»:

Слагаемое 1 — «Философия смены». Философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет смены.

Слагаемое 2 — «Образ жизни». Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены (дача, клуб и сбор).

Слагаемое 3 — «Эмоциональный ритм».

Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объединения. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

Слагаемое 4 — «Антураж». Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия.

Слагаемое 5 — «Структура смены». Традиционно в структуре смены выделяются 3 периода: организационный, основной (рабочий), итоговый (заключительный). Современные исследователи к уже обозначенным добавляют подготовительный (пропедевтический) и постлагерный (послелагерный) периоды. Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям: ожидание ребят, организация деятельности, роль и позиция педагога, нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

Специфика и этапы организации смены

Подготовительный период

Длительность периода — 10 дней до начала смены.

На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь. Последнее дело подготовительного периода одновременно является первой акцией организационного — заезд детей.

Задачи деятельности вожатого:

  • знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом,
  • заочное знакомство с отрядом;
  • подготовка педагогической, личной документации вожатого;
  • ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;
  • составление методической копилки вожатого;
  • анкетирование родителей.

Период

Задачи

Основное содержание

Позиция вожатого

Основные итоги

Организационный (1-3 дня)

  1. Познакомить ребят друг с другом и лагерем
  2. Создать доброжелательную атмосферу для создания детского коллектива
  3. Создать условия для раскрытия способностей каждого
  4. Выявить лидеров, интересы, спланировать совместную жизнедеятельность
  1. Игры на знакомство
  2. Принятие основных законов и правил жизни лагеря
  3. КТД на раскрытие творческих способностей и интересов
  4. Отрядные огоньки (свечки)
  5. Творческие представления вожатского отряда

Самоуправления пока нет, поэтому вожатый непосредственно руководит отрядом.

Ведущая позиция – позиция организатора

К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд – самый лучший, мои вожатые- самые лучшие, мне здесь будет интересно.

Период заканчивается коллективным планированием и открытием смены

Основной

  1. Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества
  2. Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый день
  3. Строить деятельность отряда на принципах самоуправления
  4. Создавать отрядные традиции
  5. Заботиться о сплочении детского коллектива
  1. Проведение работы по общелагерному и отрядному плану
  2. Игры, конкурсы, спортивные соревнования, тематические дни, КТД и др.
  3. Работа творческих мастерских (кружков)

Вожатый руководит отрядом опосредованно – через органы самоуправления.

Позиция вожатого – позиция старшего товарища.

Все дела подготавливаются и проводятся совместно.

Вожатый направляет и координирует деятельность ребят

Осуществление всех планов: закрепление общелагерных и отрядных мероприятий.

Коллектив лагеря управляем. Все ребята любят собираться вместе, петь песни, играть

(отрядные мероприятия,

«Огоньки»).

Заключительный (2-4 дня перед отъездом)

  1. Создать атмосферу дружеского прощания
  2. Отметить каждого ребенка за вклад в жизнь лагеря
  3. Подвести итоги лагерной смены
  4. Подготовить сюрпризы друг другу и лагерю
  1. Итоговые выставки, соревнования
  2. Итоговые выступления отрядов, мастерских
  3. Прощальный концерт вожатых
  4. Прощальный костер или огоньки

Вожатый – старший друг, ему можно доверить тайны, спросить совета.

Позиция вожатого – коммуникативная. Он создает теплую дружескую атмосферу с оттенком легкой грусти, связанной с расставанием.

Решены все поставленные перед началом смены задачи.

Подведены итоги всех проведенных дел.

Оценка деятельности отрядов и вожатых.

Вручены награды и отрядные дипломы

Постлагерный период

Длительность периода — от 3 до 10 дней после окончания смены.

Основная задача деятельности вожатого

  • участие в заключительном педагогическом совещании;
  • педагогический анализ смены, оформление отчета по итогам
  • реализации программы летнего детского отдыха;
  • оформление стенгазеты, летописи смены.

Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, и особенностями детского временного объединения — кратковременностью его существования, автономностью, насыщенностью и многообразием общения, отношения и деятельности, интенсивностью процессов развивающего общения, многообразием и вариативностью взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми, высокой эмоциональной окрашенностью жизнедеятельности.

Технология        организации воспитательной работы в детском коллективе

Планирование воспитательной работы

План воспитательной работы — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию и развитию детей в лагере.

При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых. Для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в детском лагере большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

Приступая к планированию, вожатому следует:

  • ознакомиться с программой данного лагеря;
  • определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;
  • изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;
  • использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
  • изучить возможности лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;
  • отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет; составить модель смены с учетом возможностей  лагеря; создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывать интересы детей.

В своей деятельности вожатый использует 2 вида плана: план-сетку работы отряда на смену и ежедневный план работы вожатого.

План-сетка является внутренним нормативным документом, определяющим и регулирующим жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица.

План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены. При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два основных временных периода, пригодных для организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина — с 14.00 до 16.00 (или с 19.00 до 21.00).

Исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере могут служить:

  • задачи лагерного периода;
  • модель смены;
  • календарь народных летних праздников;
  • общественно-политические праздники страны, региона, города;
  • традиции лагеря;
  • информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);
  • личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.

При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует        учитывать следующие моменты:

  • Эмоциональная и физическая загруженность детей.
  • Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий.
  • Время проведения мероприятий.
  • Резерв свободного времени ребенка.
  • Погодные условия.
  • Работа секций и кружков.

План-сетка жизнедеятельности отряда на смену разрабатывается в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому он должен быть размещен в общедоступном и видном месте как источник информации для детей — в отрядном уголке. Форма плана-сетки, используемая в лагере, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. План-сетка может быть оформлен, например, в виде дома с окнами, карты страны приключений, перекидного календаря, кубика Рубика, поезда, аппликации и т.д. Главное, он должен быть интересным, привлекательным для ребят как по виду, так и по содержанию.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) — это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый отмечает для себя основные моменты подготовки к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.

Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, дата и день недели. Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел.

Алгоритм анализа дня:

  1. Сбор информации в течение всего дня.
  2. Оценка информации:
  • воспитательная эффективность форм работы с детьми и подростками;
  • эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении КТД;
  • организация режимных моментов;
  • анализ психологического состояния детского коллектива: общественное мнение (есть ли оно); настроение детей; отношение детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям; их организованность; наблюдение за изменениями в поведении детей.
  1. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния дел с планом.
  2. Принятие решения, оценка, выводы:
  • выполнен ли план работы на день? что удалось или не удалось выполнить?
  • какое дело или событие дня было наиболее важным в воспитательном отношении: какую задачу решили, осуществляя его? как действовали при этом ребята (активно или пассивно, были заинтересованы, только наблюдали и т.д.) как проявил себя коллектив в целом и каждый в отдельности? какое чувство у детей и вожатого оно вызвало? над чем заставило задуматься?
  1. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач на следующий день.

Требования к анализу дня: непрерывность записей, глубина анализа, конструктивность, объективность.

Игры в детском коллективе

Игра соединяет в себе элементы многих, самых разнообразных видов деятельности, воспитательное воздействие ее многосторонне. Дети участвуют в игре добровольно, во время игры укрепляют свое здоровье, развиваются физически, у них улучшаются координация движений, снимается усталость. Игра способствует росту организаторских способностей, приобретению навыков жизни в коллективе, содействует психическому развитию, развивает взаимовыручку и взаимопомощь, порядочность и честность.

Игры должны отвечать ряду требований:

  • Правила должны быть просты.
  • Игра должна охватывать всех.
  • Игра должна быть интересна для всех.
  • Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников.
  • Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех.

Игры на знакомство. Цель — знакомство детей друг с другом, настрой на общение. Особенность организации: лучше проводить вожатому с конкретным отрядом. В содержании игр должны использоваться имена.

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\знакомство.jpeg

Игры на командообразование и сплочение.  Цель - создание прочного и дружного коллектива. Особенность: сплочение детей из группы в единую команду – многоэтапный процесс. Для этого проводится много различных тренингов, тимбилдингов, игр, упражнений, конкурсов. Они все формируются в рамках командообразующего мероприятия, направленного на повышение совместного взаимодействия и уровня доверия друг к другу. 

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\сплочение.jpeg

Игры в автобусе. Цель — организация воспитательного пространства данного временного периода интересным и полезным делом. Особенность: игры не должны побуждать участников к двигательной деятельности, а максимально использовать заданные условия.

Игры-кричалки. Цель — эмоциональная и психическая разрядка и зарядка, повышение настроения. Особенность: данные игры побуждают участников к повышению тона речи в синтезе с юмористичным содержанием текста, используется оборот повторения.

Игры на внимание и координацию. Цель — развитие активного и волевого внимания, координации, осуществление контроля самоконтроля. Особенность: в содержании данных игр участники должны изобразить движения, заданные ведущим, в определенном порядке, темпе, скорости.

Спортивные игры. Цель — привитие олимпийской культуры, повышение интереса к видам спорта. Особенность: игры подразумевают четкую систему правил, судейства в зависимости от вида спорта.

Интеллектуальные игры. Цель — активизировать познавательную деятельность, развить эрудицию, логику, быстроту реакции, умение мыслить нестандартно при решении задач логического характера. Особенность: игры строятся по принципу викторин, блиц-опросов и содержат вопросы как на заданную тему, так разностороннего характера. Творческие игры. Цель — активизировать познавательные и творческие способности ребенка. Особенность: данные игры строятся по принципу конкурсов актерских талантов, «рекордов» ребенка, в которых дети демонстрируют свои способности.

Игры на местности. Цель — развитие навыков ориентирования, максимальное использование заданных условий. Особенность: данные игры в своем содержании используют особенности местности и находящиеся на ней объекты.

Имитационные игры. Цель — развитие памяти, творчества, выдумки детей, способности выделять существенные признаки кого-либо. Особенностью таких игр является имитация движений, речи, характера заданного объекта (чаще человека, животного).

Сюжетно-ролевые игры. Цель — развитие памяти, воображения, актерских данных, воспроизведение и наиболее точная передача специфики роли. Особенность игр: сюжет и роли должны быть знакомы и узнаваемы.

Подвижные игры. Цель — активизировать двигательную активность детей, развивать физические навыки. Данный вид игры способствует укреплению мышечной системы детей, созданию комфортной атмосферы в группе, дает возможность каждому ребенку принять участие в той или иной игре, в зависимости от состояния здоровья. Особенность: относятся к типу командных игр, проводятся как на свежем воздухе, так и в просторном помещении; наличие инвентаря (мяч, скакалка и др.) необязательно.

Музыкальные игры. Цель — развивать музыкальные навыки ребенка, прививать эстетический вкус, разнообразить досуг. Особенность: данные игры предполагают знание текстов песен (детских, из мультфильмов, современных и др.), могут проводиться в микрогруппах (по 5—7 человек).

Организация вечернего (отрядного) огонька

Задачи огонька — прививать воспитанникам навыки коллективного анализа, развивать умения вступать в партнерские отношение, воспитывать у детей и подростков потребности в общении.

Содержание вечернего огонька. Вечерний огонек — это отрядное, почти семейное, домашнее дело, на огоньке должно быть тепло, уютно и душевно. Огонек проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах.

Время для обсуждения — от 5 до 30 минут.

Правила поведения на огоньке:

  • На огоньке говорят откровенно.
  • Если хочешь что-то сказать — не выкрикивай, а подними руку или дождись своей очереди.
  • Учись внимательно слушать, не перебивай.
  • Правило свободного микрофона — никого нельзя заставить говорить и никому нельзя запретить говорить.
  • Критика должна быть конструктивной: критикуешь — предлагай.
  • Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
  • Береги время, дай высказаться другому.
  • Все сказанное на огоньке конфиденциально и не «выносится» за круг.
  • Огонек — не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
  • Через центр круга переходить нельзя.

Виды вечернего огонька:

  • Огонек знакомств - знакомство детей с вожатыми и детьми, установление в отряде теплой дружественной атмосферы, формирование у воспитанников представлений об укладе жизни лагеря и его традициях
  • Огонек «Свечка» — анализ дела (дня, смены) - каждый ребенок при анализе дня высказывает свое мнение, отвечая на следующие вопросы: как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело. Что сегодня в нашем отряде было хорошо? Что было не очень хорошо и даже плохо? Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
  • Гость на огоньке - гостем на огоньке может стать: представитель администрации лагеря, который компетентно ответит на волнующие вопросы детей, поздравит с победой, каким-либо достижением; приглашенный актер, художник, поэт, который поделится впечатлениями, расскажет историю из своей биографии, вспомнит яркие события из жизни; вожатый другого отряда, об интересной жизни которого ребята не узнали бы, не будь такого огонька.
  • Проблемный огонек — это серьезный откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы и нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение к той или иной проблеме.
  • Прощальный огонек - на последнем огоньке рекомендуется вспомнить с ребятами все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом — это и лучшие номера, и самые любимые песни, и веселые истории.
  • Тематический огонек - проведение данного вида огонька необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом, когда возникают темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких огоньках можно затрагивать такие серьезные темы, как дружба, любовь, верность, честь.

Важно!

  • Первый и заключительный огонек всегда ведет вожатый. Ежедневный вечерний огонек могут вести капитан, его помощники, члены актива, ответственные дежурные.
  • Для огонька лучше всего следует выбрать отрядное или просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
  • Каждый огонек требует подготовки. Он должен стать незабываемым и единственным в своем роде.
  • Хорошо, когда у отряда появляется своя тайна, традиция, которая возникнет на одном из огоньков. Можно загадывать желания, оформить пожелание самому себе на конец смены и т.п. Это сплотит детей и придаст огонькам особую эмоциональную атмосферу.
  • Вечерний огонек — это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение огонька в развлекательном ключе.
  • Огонек — это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи.

C:\Users\User\Desktop\мп\игры\огоньки.jpeg

Алгоритмы поведения вожатых в экстремальных ситуациях

Суицидальное поведение. 

Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью и вместе с тем осторожно, и не только вожатым, но и психологом, врачом, административным персоналом.

Оскорбление и нанесение телесных повреждений. 

В лагере часто у детей проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения может заметить вожатый, например, необычные синяки или шрамы и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или администрацией.

Побег. 

Как правило, побег совершают дети, склонные к подобным действиям и зачастую уже имеющие такой опыт. В начале смены вожатый собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним. Следует стремиться заинтересовать детей лагерной жизнью, не претендовать на их свободу. Если попытка побега произошла в первый раз, необходимо предупредить детей о последствиях побега и сообщить о случившемся администрации.

Лунатизм. 

Действия педагога могут быть следующими: не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний; уменьшить освещенность детской кровати ночью, поместив подальше от окна; подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.

Воровство. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет и извиниться. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним, при этом роль вожатого - молчаливое физическое присутствие. Необходимо напомнить детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги сдавать в сейф.

Плачущие дети. 

В младших отрядах особенно в начале смены некоторые дети плачут. Основное объяснение их плача: «Хочу домой, к маме». Плачущему ребенку необходимо уделить внимание, спокойно его послушать, не отговаривать, соглашаться с ним по принципу: «Да, я тоже хочу домой, к маме». Если вожатый не может выяснить причину слез, то стоит на некоторое время оставить ребенка одного, не приставать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Ребенок сам расскажет о причинах слез, если сочтет нужным.

Сексуальное поведение. 

Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для проявления сексуального поведения, потому что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Вожатый не должен провоцировать детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и тактично, деликатно.

Влюбленность в вожатого. 

Если ребенок значительно младше по возрасту, вожатому необходимо особенно бережно отнестись к его чувствам, чтобы не нанести непоправимую травму, т.к. неосторожное оскорбление чувств (насмешка, явное пренебрежение) может привести к серьезным негативным последствиям, даже к суициду.

Химические отравления. 

На территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Если дети замечены в состоянии химического отравления, необходимо, в зависимости от его состояния, обратиться к врачу или оказать ему помощь. Нельзя оставляйте детей одних в таком состоянии. Обо всех случаях употребления должны немедленно узнать администрация и медицинские работники.

Вандализм. 

Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это, с тем чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также привлечь их к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности.

Поражение отряда. 

Случается, что отряд проигрывает в общелагерном мероприятии. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Вожатому следует помочь детям достойно принять поражение. Сначала нужно дать возможность детям выплеснуть свои эмоции. Затем объяснить, что проигрыш — это всего лишь одна из ступенек к победе, и надо концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть.

Гиперактивность. 

Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, много бегает, двигается, редко занимается одним делом. Роль воспитателя (вожатого) состоит в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий. Нужно постараться привлечь ребенка к участию в обычной деятельности  лагеря.


Список литературы

  1. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Тураев Р.Р. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе [Электронный ресурс]: учебное пособие. – СПб: Наукоемкие технологии, 2018. – 175 с.
  2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. М., 1998.
  3. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 236 с.
  4. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. М., 2007.
  5. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности: Методические рекомендации /Сост.: Н. Ю. Лесконог, Е. Н. Матюхина, А. А. Сажина, С.З. Могилевская, С.Ю. Смирнова; Под ред.
  6. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2008 — 352с.
  7. Сайгушев Н.Я., Сычкова Н.В. Непрерывное воспитание. - Магнитогорск, 1997
  8. Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М., 2001.
  9. Соколов Р.В. В поисках настоящей социальной педагогики //На путях к новой школе. 2004. №3
  10. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М., 1999.- С. 13—14.
  11. Танченко Т. С. Воспитание духовно-нравственных ценностей у подростка в условиях внешкольной деятельности (из опыта работы организации скаутов г. Ивантеевка, Московской области) // Наука и современность. 2011. № 8-1. С. 340-341.
  12. Таран Ю.Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. - Н. Новгород, 2006. С. 23.
  13. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию. КИПАРИС: учебное пособие по организации досуга детей. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Основы полупроводниковых приборов"

Классификация и условные обозначения полупроводниковых диодов;Конструкция полупроводниковых диодов;Вольтамперная характеристика и основные параметры полупроводниковых диодов....

Методическое пособие по антикоррупционной деятельности

Данное учебно-методическое пособие позволит расширить знания о таком явлении, как коррупция и послужит дополнительным материалом для преподавания гуманитарных предметов. ...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

Учебно-методическое пособие "Основы проектирования баз данных!

Для закрепления теоретических знаний, навыков и умений предусматривается проведение практических занятий.Данное пособиеуказания содержат 16 практических занятий. Каждое практическое занятие состоит из...

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

Методическое пособие "Основы языка гипертекстовой разметки. Web - сайты и Web – страницы"

Данное пособие разработанно для изучения языка  гипертекстовой разметки...

Учебное пособие Основы предпринимательской деятельности (отрывок)

Отрывок учебного пособия Основы предпринимательской деятельности для конспектирования основных понятий по теме Налогообложение....