Межличностная коммуникация
методическая разработка

Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине ОП « Психология» специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnaya_kommunikatsiya.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Методическая разработка лекционного занятия

по учебной дисциплине ОП « Психология» специальности

«Сестринское дело»

Межличностная коммуникация

Автор: преподаватель психологии Митрюшова О.В.

г. Вольск

2023г.

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин протокол №__от___2023 г.

Автор: преподаватель дисциплины «Психология», высшей квалификационной категории Митрюшова О.В.

Рецензент: методист, преподаватель гуманитарных дисциплин Вольского медицинского колледжа, высшей квалификационной категории Цуканова В.А.

Методическая разработка подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС, программой курса по дисциплине ОП «Психология» (раздел «Психология общения»), и может быть использована для проведения лекционного занятия Межличностная коммуникация по учебной дисциплине ОП«Психология»специальности «Сестринское дело»

Содержание методической разработки:

#1055;ояснительная записка

#1058;ехнологическая и хронологическая карты лекционного занятия

3. Лекционный материал

#1055;риложение:

-кроссворд

-эталон ответа на кроссворд с критериями оценки

-презентация лекции

-презентация «Оценка усвоения материала»

Пояснительная записка

Методическая разработка лекционного занятия Межличностная коммуникация по учебной дисциплине ОП«Психология»специальности «Сестринское дело»подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС, программой курса по дисциплине ОП «Психология» (раздел «Психология общения»).

«Общение-процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия».

Поэтому цель данного лекционного занятия - приобретение теоретических знаний о межличностной коммуникации, особенностях общения как обмена информацией, о вербальных и невербальных средствах общения, о каналах невербальной коммуникации в эффективном общении с последующим изучением на практических занятиях и применением в профессиональной деятельности, в жизни.

Методическая разработка включает в себя:

#1058;ехнологическую карту лекционного занятия

#1061;ронологическую карту лекционного занятия

#1044;идактичский материал

#1055;резентацию лекционного материала

#1055;резентацию «Оценка усвоения нового материала»

Использованы методы:

-словесный (лекция, решение тестов)

-объяснительно-иллюстрированный (презентации)

-письменный (решение кроссворда)

-рефлексия (усвоение нового материала)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

Технологическая карта лекционного занятия

Название

ОП 02 Психология

Специальность

Сестринское дело

Тип занятия

Лекция

Тема лекции

Межличностная коммуникация

Цели лекции

Образовательная

Изучение понятия межличностная коммуникация; особенностей общения как обмена информацией; вербальные и невербальные средства общения; каналы невербальной коммуникации в эффективном общении .

Воспитательная

Развивать у обучающихся интерес к собственному самосовершенствованию в области профессионального общения

Развивающая

Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным

учебным материалом. Формирование активной жизненной позиции через межличностное общение

Межпредметные связи

основы философии, история, этапы жизнедеятельности человека, общая психология

Студент должен знать

- цели, функции, виды общения;

- средства общения;

- психологические основы межличностного понимания

Студент должен уметь

- использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности и личной жизни;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в профессиональной деятельности и личной жизни;

Формируемые общие и профессиональные компетенции

Умения

Знания

ПК

ПК

ПК

ОК 01.

ОК 02.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

-понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес.

-организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество.

- использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности;

- использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности;

- общаться с коллегами и пациентами в профессиональной деятельности;

- психологически грамотно строить свое общение;

- управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия;

- найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта;

- эффективно пользоваться рекомендациями и правилами эффективного общения

- цели, функции, виды общения;

- средства общения;

- психологические основы межличностного понимания;

- особенности, этические нормы и принципы делового общения;

- техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия;

- техники слушания, ведения беседы и убеждения;

- правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации;

- особенности ролевого взаимодействия;

- пути формирования эмпатии в общении;

- особенности межличностной аттракции;

- способы управления эмоциями и чувствами;

- психологические основы формирования первого впечатления

Учебно-методическое оснащение

РП по психологии, технологическая и хронологическая карты, лекционный материал, презентации, дидактический материал

Список использованной литературы в подготовке к занятию

#1054;стровская И.В. Психология общения: Учебник /И.В.Островская –Москва: ГЭОТАР–МЕДИА, 2019. – 192с.

#1057;толяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 317с.

#1055;олянцева О.И. Психология для медицинских колледжей. Ростов н/Д.: Феникс, 2020г.- 431 с.

#1055;етрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей.

Москва, Издательский дом«Академия», 320с.

#1056;уденко А.М. ,Самыгин П.С. Психология для средних медицинских колледжей Ростов н/Д.: Феникс, #1089;.

6. Козлова Т.В.Психология. Тестовые задания для студентов медицинских колледжей: учебное пособие для СПО. Санкт-Петербург: Лань.#1089;.

#1069;БС Лань

#1048;нтернет-ресурсы

Хронологическая карта

Этапы занятия

Время

(мин)

Содержание занятия

#1054;рганизационный момент

2

Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида обучающихся, проверка готовности обучающихся к лекции, заполнение журнала.

#1060;ормулировка темы, ее мотивация

3

Тема: Межличностная коммуникация

Мотивация: активизировать познавательную деятельность обучающихся, показать значимость темы для будущей профессии медицинской сестры

#1050;онтроль исходного уровня знаний

18

Решение обучающимися кроссворда

4. Работа над изучаемым материалом темы (лекция с демонстрацией презентации)

30

Изучение нового материала.

План изучения темы:

#1048;зучение понятия межличностная коммуникация;

#1086;собенностиобщения как обмена информацией;

3. вербальные и невербальные средства общения;

4. каналы невербальной коммуникации в эффективном общении.

#1047;акрепление изучаемого материала (презентация «Оценка усвоения нового материала»)

20

Осмысление и систематизация полученных знаний

Проводится устный опрос по вопросам, указанным в презентации

#1055;одведение итогов занятия

Комментарий оценок

12

Вывод о достижении целей занятия, об усвоении обучающимися основных понятий темы:

межличностная коммуникация, вербальные и невербальные средства общения, каналы невербальной коммуникации в эффективном общении

Аргументация оценок.

5. Информация о домашнем задании.

5

Конспект лекции

ФИО и подпись преподавателя

Митрюшова О.В.

Лекционный материал

«Межличностная коммуникация»

Коммуникация (от лат. communico — делаю общим) определяется как обмен информацией между индивидами.

Передача информации осуществляется с помощью вербальных (словесных) и невербальныхсредств.

Вербальная коммуникация –это:

#1086;бмен информацией в виде текста, которая позволяет информировать собеседника об отсутствующих в данный момент предметах или явлениях;

#1089;оставные части вербальной информации (буквы, слова, предложения, фразы).

3. Вербальные сообщения всегда осознанны и легче подвергаются анализу и пониманию

#1056;ечь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника, и избегать «барьеров общения».

Невербальная коммуникация – это своеобразный язык чувств, язык тела, так же как и вербальная, является продуктом общественного развития. Неречевые средства общения образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.

Невербальная коммуникация – это:

1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

2. Составляющие невербальных сообщений — различные движения тела и жесты, тембр и интонация голоса, положение тела в пространстве.

3. Невербальное поведение ситуативно, а непроизвольные движения преобладают над произвольными.

4. Невербальный язык люди заимствуют путем наблюдения и подражания

Человек в процессе коммуникации получает информацию о личности коммуникатора.

Она включает в себя следующие сведения:

1) темперамент человека;

2) эмоциональное состояние человека в конкретной ситуации

3) образ и самооценка;

4) личностные характеристики;

5) коммуникативная способность (то, как он инициирует взаимоотношения, поддерживает их и выходит из коммуникации);

6) социальный статус человека;

7) принадлежность к определенной группе.

В последующем человек в процессе общения получает информацию об отношении участников диалога друг к другу.

Она включает в себя сведения о:

1) уровне общения (необходимой социальной и эмоциональной близости или, напротив, отдаленности);

2) характере взаимоотношений (доминирование — подчинение, симпатия неприязнь);

3) динамике отношений (желание поддерживать общение или прекратить его).

Коммуникация характеризуется комфортностью и спокойствием в общении или, напротив, стремлением выйти из диалога. Сопутствуя друг другу, невербальная и вербальная коммуникации находятся в сложном взаимодействии.

При взаимодействии с вербальными средствами общения невербальные сообщения выполняют следующие функции:

*усиление вербальных сообщений;

*опровержение вербальных сообщений;

*замещение вербальных сообщений;

*контроль за разговором.

А.Mehrabian считает, что только 7% информации передается с помощью слова, все остальное - с помощью невербального языка.

Невербальные сообщения — важная составляющая межличностной коммуникации, регулирующая ход всего общения с человеком. Невербальные знаки являются индикаторами эмоционального состояния человека и показателями его отношения к окружающей действительности.

Человек передает невербальную информацию с помощью визуального контакта, жестов, мимики, позы, походки, расстояния, взаимного положения, времени и места общения, физических контактов, паралингвистических компонентов речи, запахов, вкусовых ощущений и воспринимает ее через визуальный, аудиальный, тактильный, ольфакторный (лат. olfactus — обоняние) и вкусовой каналы

Разделы невербального общения: паралингвистика, такесика, кинесика, проксемика.

1. Паралингвистика изучает паралингвистическиекомпоненты речи: тональность, тембр голоса, громкость и быстроту речи, паузы, покашливания, смех и т.д.

2.Кинесика изучает жесты, мимику, окулесику (направление взгляда), а также позы и походку. В процессе коммуникации кинесические средства могут выполнять разные функции, среди которых выделяются;

1) регулирование процесса коммуникации;

2) передача информации;

3) выражение эмоций;

4) отражение когнитивной активности (отражение мыслительного процесса);

5) выражение характера межличностных отношений;

6) отражение социально-культурных особенностей коммуниканта.

Жесты. Под жестами понимают коммуникативно значимые движения тела, а именно; мануальные жесты (жесты рук и кистей рук), а также движения плеч, шеи, головы и ног.

Жест представляет собой как заметное движение с разной амплитудой исполнения, так и микрожест, длящийся от 1/15 до 1/25 секунды. В процессе общения жест не только сопровождает речь, но и свидетельствует об эмоциональном состоянии коммуниканта, об интенсивности его переживания, а также об отношении человека к какому-либо событию, лицу или предмету.

Классификация жестов:

* подчеркивающие — такие жесты сопровождают речь и теряют смысл вне речевого контекста;

*конвенциональные — это жесты приветствия, привлекающие к себе внимание, порой оскорбительные и дразнящие. Данные жесты заменяют в речи элементы языка и понятны без включения речи;

*модальные жесты, выражающие отношение к конкретным предметам и людям, сигнализируя об изменении активности человека в процессе общения; данные жесты могут проявляться как жесты одобрения или недоверия, порой неуверенности, незнания, растерянности и смятения, подавленности, удивления;

* жесты, которые используются в разнообразных ритуалах.

В кинесическую структуру невербального общения входит манера одеваться и причесываться.

Мимика есть совокупность конфигураций лицевых мышц (движения бровей, лба, губ и т. д.). Известно, что характер мимической активности может свидетельствовать об эмоциональном состоянии человека. Так, подвижная мимика сигнализирует о легкой возбудимости человека, в то время как малоподвижная мимика указывает на устойчивое настроение и уравновешенность говорящего.

Окулесика представляет собой систему визуального общения: направление взгляда и выражение глаз, установление и длительность контакта с партнером по диалогу, статика и динамика взгляда, обмен взглядами. Лучше всего воспринимается доброжелательный, внимательный, но не слишком настойчивый взгляд.

Поза и походка. Поза — статичное положение человеческого тела в пространстве (например, поза «стоять руки в боки», поза «сидеть, вытянув ноги» и т. д.). Стоит отметить, что поза часто воспринимается вместе с другими кинесическими средствами, например с мимикой, с жестами рук, ног и туловища. Походка представляет собой характерную для индивида манеру ходить. Походка способна передавать различные эмоции. Среди элементов походки выделяют скорость, ритм, длину шага, давление на поверхность, а также постановку носков.

3. Такесика- изучает передачу информации с помощью физических контактов. Выделяют следующие виды прикосновений:

1) профессиональные, носящие обезличенный характер;

2) ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи);

3) товарищеские, приятельские;

4) романтичные.

4. Проксемика - изучает передачу информации с помощью расстояния между коммуникантами, взаимного положения, времени и места общения.

Расстояния между коммуникантами несет информацию о характере общения между ними, об их эмоциональном состоянии, о социально-культурных особенностях коммуникации и т. д.

Выбор той или иной дистанции зависит от ряда факторов: гендерные различия, возраст, культурные и этнические особенности говорящих, их физические, индивидуально-личностные характеристики и эмоциональное состояние, а также характер общения и сама обстановка, в которой происходит коммуникация.

Выделяют следующие виды расстояний.

* Интимное расстояние, состоящее из двух фаз – «близкой» и «далекой». Близкая фаза-непосредственный телесный контакт; далекая – расстояние от 15 до 45 см. Данная дистанция между людьми используется при общении достаточно близких людей.

* Персональное расстояние – используется при повседневном общении со знакомыми людьми. Соответственно, тоже имеет близкую (45-75см) и далекую фазы (75-120 см).

* Социальное расстояние приемлемо в ситуации официального диалога, причем близкая фаза (120-210 см) используется людьми, работающими вместе, далекая фаза (210-360 см) более удобна для формального общения.

* Публичное расстояние. Используется для выступления перед значительной аудиторией на расстоянии от 3,5-7,5 м. до 7,5 м и более. В данном случае наиболее оптимальная дистанция общения регулируется с учетом типа взаимоотношений с аудиторией, социальной значимостью лектора, содержанием его речи, размером аудитории.

Пространственное расположение коммуникантов. Люди, находящиеся друг напротив друга, легче переходят в разговоре к конфликту и борьбе, чем при других способах расположения. Наиболее приемлемым является взаимное расположение партнеров под углом, для лучшей регуляции степени обращенности друг к другу.

территория общения. Типы территорий классифицируются по размеру, собственности и типу взаимодействий (функций). По признаку размерности территория может быть крошечной или довольно большой, чтобы можно было взаимодействовать нескольким людям. По признаку собственности территория поделена на первичную (конкретного человека) и вторичную (совместно с другим человеком), а также на публичную, временную (рабочее место на предприятии) и домашнюю.

По функциональному признаку можно выделять территории официальные, деловые и личные. Значимый аспект территориальности – изучение реакции человека на нарушение границ пространства, принадлежащему ему, другими людьми.

При общении собеседники воспринимают не только вербальную информацию, но устанавливают зрительный контакт, воспринимают тембр и интонацию голоса, мимику и жесты. Непосредственно слова передают информацию во время беседы, а жесты, мимика и голос дополняют данную информацию. Невербальное общение нередко возникает бессознательно и может либо дополнять словесный контакт, либо противоречить ему.

Приложение 1

Задание для контроля оценки исходного уровня знаний

« Понятие об общении»

Решить кроссворд:

1

2

7

9

10

3

4

5

8

6

По горизонтали

По вертикали

#1085;абор информации, идей, взглядов, мыслей, которые

отправитель передает получателю

#1089;овокупность конкретных коммуникативных умений

говорить и слушать

#1095;еловек,адресующий информацию другому человеку

#1087;роцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия

#1089;клонность общаться

#1089;пособность общаться

#1087;роцесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию

#1095;еловек, который принимает информацию от другого человека

#1088;еализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения

#1087;сихологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению

Эталон ответа:

1 К

2С

О

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

М

М

У

Н

И

К

7Р

9О

10Б

Щ

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

А

Е

А

Б

Ц

Р

3Т

Е

Х

Н

И

4К

А

Е

Ь

Л

О

П

Е

Ь

5К

О

М

М

У

Н

И

К

А

8Т

О

Р

Н

М

Е

А

О

У

Н

А

С

Н

Т

К

Т

И

Т

Ь

К

И

А

К

Ц

А

6О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

Я

Критерии оценки:

9-10 правильных ответов – отлично

7-8 правильных ответов – хорошо

6-5 правильных ответов – удовлетворительно

Меньше 5 правильных ответов – неудовлетворительно

Приложение 2

Закрепление изучаемого материала

(презентация «Оценка усвоения нового материала»)

Верно или неверно

#1050; невербальным средствам информации можно отнести слова и паузы между ними. Ответ: неверно

#1058;акесика изучает передачу информации с помощью физических контактов. Ответ: верно

Найти соответствие

Разделы невербального общения:

#1050;инесика.-это(г)

#1055;роксемика.-это (а)

#1058;акесика.-это (б)

#1055;аралингвистика.это (в)

Определение:

а)раздел невербального общения, изучающий закономерности организации места и времени общения;

б)раздел невербального общения, изучающий влияние прикосновений в процессе общения;

в)раздел невербального общения, изучающий влияние тональности, тембра голоса, громкости речи при общении;

г)раздел невербального общения, изучающий закономерности мимики, пантомимики, жестикуляции.

Один-лишний

1 кинесика — пантомимика — проксемика — такесика;

2 жесты — мимика — пауза — походка — поза;

Выбрать правильныйответ

#1055;ередача информации может осуществляться с помощью:

а)запаха;

б)паузы;

в)позы;

г)прикосновения;

д)все ответы верны.

2. В какой из следующих ситуаций общение происходит в интимной зоне:

а) вы присутствуете на клинической конференции;

b) вы беседуете с родственниками пациента о лечебно-охранительном режиме в отделении;

с) вы докладываете о завершившейся рабочей смене на пятиминутке у заведующего;

d) вы измеряете артериальное давление пациентке.

3. В какой из следующих ситуаций общение происходит в личной зоне:

а) вы присутствуете на профсоюзном собрании коллектива;

b) вы беседуете с пациентом, даете ему рекомендации по диете;

с) вы пришли утром на смену, идете по коридору, приветствуя коллег;

d) вы делаете перевязку пациенту;

4. Невербальное общение - это:

а) язык телодвижений (мимика, пантомимика);

b) неформальное, дружеское общение;

с) общение по иерархической вертикали;

d) все ответы верны.

5. Паралингвистика – это наука, изучающая:

а) громкость и интонацию голоса;

b) темп, тембр и высоту голоса;

c) тональность, вокализацию;

d) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

6. «Личная» зона, общение в которой не вызывает дискомфорта составляет:

а) от 45 до 120 см;

b) от 120 до 400 см;

с) от 400 до 500 см;

d) от 500 до 750 см.

7. В чем заключается психологическое обоснование того, что во время приема врач и пациент располагаются с двух сторон от угла стола, на расстоянии не более 100-120 см друг от друга? При такой позиции:

а) повышается авторитет врача, он выглядит более профессиональным специалистом в глазах пациента;

b) создается атмосфера открытости в общении , что облегчает коммуникацию;

с) создается атмосфера особо глубокого доверия.

8. Размещение партнеров на расстоянии от 120 до 400 см называют:

а) интимным;

b) социальным;

с) публичным;

d) все ответы верны;

е) все ответы неверны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

Конспект родительского собрания на тему "Межличностные конфликты"

В конспекте родительского собрания на тему "Межличностные конфликты" дано понятие межличностным конфликтам, приведены причинные факторы межличностного конфликта  (по В.Линкольну), представлена кл...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Методическая разработка "Межличностные отношения"

"Межличностные отношения в группе"-Методическая разработка...

Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).

В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы....

Методическая разработка "Межличностные конфликты и пути их разрешения"

Методическая разработка практического занятия "Межличностныен конфликты и пути их разрешения" своими целями ставит закрепление теоретического материала о конфликтах, формирует умение анализировать кон...