Межличностная коммуникация
методическая разработка
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине ОП « Психология» специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnaya_kommunikatsiya.docx | 58.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области «Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»
Методическая разработка лекционного занятия
по учебной дисциплине ОП « Психология» специальности
«Сестринское дело»
Межличностная коммуникация
Автор: преподаватель психологии Митрюшова О.В.
г. Вольск
2023г.
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин протокол №__от___2023 г.
Автор: преподаватель дисциплины «Психология», высшей квалификационной категории Митрюшова О.В.
Рецензент: методист, преподаватель гуманитарных дисциплин Вольского медицинского колледжа, высшей квалификационной категории Цуканова В.А.
Методическая разработка подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС, программой курса по дисциплине ОП «Психология» (раздел «Психология общения»), и может быть использована для проведения лекционного занятия Межличностная коммуникация по учебной дисциплине ОП«Психология»специальности «Сестринское дело»
Содержание методической разработки:
#1055;ояснительная записка
#1058;ехнологическая и хронологическая карты лекционного занятия
3. Лекционный материал
#1055;риложение:
-кроссворд
-эталон ответа на кроссворд с критериями оценки
-презентация лекции
-презентация «Оценка усвоения материала»
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия Межличностная коммуникация по учебной дисциплине ОП«Психология»специальности «Сестринское дело»подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС, программой курса по дисциплине ОП «Психология» (раздел «Психология общения»).
«Общение-процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия».
Поэтому цель данного лекционного занятия - приобретение теоретических знаний о межличностной коммуникации, особенностях общения как обмена информацией, о вербальных и невербальных средствах общения, о каналах невербальной коммуникации в эффективном общении с последующим изучением на практических занятиях и применением в профессиональной деятельности, в жизни.
Методическая разработка включает в себя:
#1058;ехнологическую карту лекционного занятия
#1061;ронологическую карту лекционного занятия
#1044;идактичский материал
#1055;резентацию лекционного материала
#1055;резентацию «Оценка усвоения нового материала»
Использованы методы:
-словесный (лекция, решение тестов)
-объяснительно-иллюстрированный (презентации)
-письменный (решение кроссворда)
-рефлексия (усвоение нового материала)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»
Технологическая карта лекционного занятия
Название | ОП 02 Психология | |||||
Специальность | Сестринское дело | |||||
Тип занятия | Лекция | |||||
Тема лекции | Межличностная коммуникация | |||||
Цели лекции | Образовательная | Изучение понятия межличностная коммуникация; особенностей общения как обмена информацией; вербальные и невербальные средства общения; каналы невербальной коммуникации в эффективном общении . | ||||
Воспитательная | Развивать у обучающихся интерес к собственному самосовершенствованию в области профессионального общения | |||||
Развивающая | Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом. Формирование активной жизненной позиции через межличностное общение | |||||
Межпредметные связи | основы философии, история, этапы жизнедеятельности человека, общая психология | |||||
Студент должен знать | - цели, функции, виды общения; - средства общения; - психологические основы межличностного понимания | |||||
Студент должен уметь | - использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности и личной жизни; - использовать вербальные и невербальные средства общения в профессиональной деятельности и личной жизни; | |||||
Формируемые общие и профессиональные компетенции | ||||||
Умения | Знания | |||||
ПК ПК ПК ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 06. | -понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их эффективность и качество. - использовать полученные знания в процессе осуществления своей профессиональной деятельности; - использовать вербальные и невербальные средства общения в деятельности; - общаться с коллегами и пациентами в профессиональной деятельности; - психологически грамотно строить свое общение; - управлять эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия; - найти адекватные способы поведения в ситуации конфликта; - эффективно пользоваться рекомендациями и правилами эффективного общения | - цели, функции, виды общения; - средства общения; - психологические основы межличностного понимания; - особенности, этические нормы и принципы делового общения; - техники, приемы, правила общения и механизмы межличностного взаимодействия; - техники слушания, ведения беседы и убеждения; - правила использования вопросов и ответов в деловой коммуникации; - особенности ролевого взаимодействия; - пути формирования эмпатии в общении; - особенности межличностной аттракции; - способы управления эмоциями и чувствами; - психологические основы формирования первого впечатления | ||||
Учебно-методическое оснащение | РП по психологии, технологическая и хронологическая карты, лекционный материал, презентации, дидактический материал | |||||
Список использованной литературы в подготовке к занятию | #1054;стровская И.В. Психология общения: Учебник /И.В.Островская –Москва: ГЭОТАР–МЕДИА, 2019. – 192с. #1057;толяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 317с. #1055;олянцева О.И. Психология для медицинских колледжей. Ростов н/Д.: Феникс, 2020г.- 431 с. #1055;етрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. Москва, Издательский дом«Академия», 320с. #1056;уденко А.М. ,Самыгин П.С. Психология для средних медицинских колледжей Ростов н/Д.: Феникс, #1089;. 6. Козлова Т.В.Психология. Тестовые задания для студентов медицинских колледжей: учебное пособие для СПО. Санкт-Петербург: Лань.#1089;. #1069;БС Лань #1048;нтернет-ресурсы | |||||
Хронологическая карта | ||||||
Этапы занятия | Время (мин) | Содержание занятия | ||||
#1054;рганизационный момент | 2 | Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида обучающихся, проверка готовности обучающихся к лекции, заполнение журнала. | ||||
#1060;ормулировка темы, ее мотивация | 3 | Тема: Межличностная коммуникация Мотивация: активизировать познавательную деятельность обучающихся, показать значимость темы для будущей профессии медицинской сестры | ||||
#1050;онтроль исходного уровня знаний | 18 | Решение обучающимися кроссворда | ||||
4. Работа над изучаемым материалом темы (лекция с демонстрацией презентации) | 30 | Изучение нового материала. План изучения темы: #1048;зучение понятия межличностная коммуникация; #1086;собенностиобщения как обмена информацией; 3. вербальные и невербальные средства общения; 4. каналы невербальной коммуникации в эффективном общении. | ||||
#1047;акрепление изучаемого материала (презентация «Оценка усвоения нового материала») | 20 | Осмысление и систематизация полученных знаний Проводится устный опрос по вопросам, указанным в презентации | ||||
#1055;одведение итогов занятия Комментарий оценок | 12 | Вывод о достижении целей занятия, об усвоении обучающимися основных понятий темы: межличностная коммуникация, вербальные и невербальные средства общения, каналы невербальной коммуникации в эффективном общении Аргументация оценок. | ||||
5. Информация о домашнем задании. | 5 | Конспект лекции | ||||
ФИО и подпись преподавателя | Митрюшова О.В. |
Лекционный материал
«Межличностная коммуникация»
Коммуникация (от лат. communico — делаю общим) определяется как обмен информацией между индивидами.
Передача информации осуществляется с помощью вербальных (словесных) и невербальныхсредств.
Вербальная коммуникация –это:
#1086;бмен информацией в виде текста, которая позволяет информировать собеседника об отсутствующих в данный момент предметах или явлениях;
#1089;оставные части вербальной информации (буквы, слова, предложения, фразы).
3. Вербальные сообщения всегда осознанны и легче подвергаются анализу и пониманию
#1056;ечь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника, и избегать «барьеров общения».
Невербальная коммуникация – это своеобразный язык чувств, язык тела, так же как и вербальная, является продуктом общественного развития. Неречевые средства общения образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.
Невербальная коммуникация – это:
1. Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.
2. Составляющие невербальных сообщений — различные движения тела и жесты, тембр и интонация голоса, положение тела в пространстве.
3. Невербальное поведение ситуативно, а непроизвольные движения преобладают над произвольными.
4. Невербальный язык люди заимствуют путем наблюдения и подражания
Человек в процессе коммуникации получает информацию о личности коммуникатора.
Она включает в себя следующие сведения:
1) темперамент человека;
2) эмоциональное состояние человека в конкретной ситуации
3) образ и самооценка;
4) личностные характеристики;
5) коммуникативная способность (то, как он инициирует взаимоотношения, поддерживает их и выходит из коммуникации);
6) социальный статус человека;
7) принадлежность к определенной группе.
В последующем человек в процессе общения получает информацию об отношении участников диалога друг к другу.
Она включает в себя сведения о:
1) уровне общения (необходимой социальной и эмоциональной близости или, напротив, отдаленности);
2) характере взаимоотношений (доминирование — подчинение, симпатия неприязнь);
3) динамике отношений (желание поддерживать общение или прекратить его).
Коммуникация характеризуется комфортностью и спокойствием в общении или, напротив, стремлением выйти из диалога. Сопутствуя друг другу, невербальная и вербальная коммуникации находятся в сложном взаимодействии.
При взаимодействии с вербальными средствами общения невербальные сообщения выполняют следующие функции:
*усиление вербальных сообщений;
*опровержение вербальных сообщений;
*замещение вербальных сообщений;
*контроль за разговором.
А.Mehrabian считает, что только 7% информации передается с помощью слова, все остальное - с помощью невербального языка.
Невербальные сообщения — важная составляющая межличностной коммуникации, регулирующая ход всего общения с человеком. Невербальные знаки являются индикаторами эмоционального состояния человека и показателями его отношения к окружающей действительности.
Человек передает невербальную информацию с помощью визуального контакта, жестов, мимики, позы, походки, расстояния, взаимного положения, времени и места общения, физических контактов, паралингвистических компонентов речи, запахов, вкусовых ощущений и воспринимает ее через визуальный, аудиальный, тактильный, ольфакторный (лат. olfactus — обоняние) и вкусовой каналы
Разделы невербального общения: паралингвистика, такесика, кинесика, проксемика.
1. Паралингвистика изучает паралингвистическиекомпоненты речи: тональность, тембр голоса, громкость и быстроту речи, паузы, покашливания, смех и т.д.
2.Кинесика изучает жесты, мимику, окулесику (направление взгляда), а также позы и походку. В процессе коммуникации кинесические средства могут выполнять разные функции, среди которых выделяются;
1) регулирование процесса коммуникации;
2) передача информации;
3) выражение эмоций;
4) отражение когнитивной активности (отражение мыслительного процесса);
5) выражение характера межличностных отношений;
6) отражение социально-культурных особенностей коммуниканта.
Жесты. Под жестами понимают коммуникативно значимые движения тела, а именно; мануальные жесты (жесты рук и кистей рук), а также движения плеч, шеи, головы и ног.
Жест представляет собой как заметное движение с разной амплитудой исполнения, так и микрожест, длящийся от 1/15 до 1/25 секунды. В процессе общения жест не только сопровождает речь, но и свидетельствует об эмоциональном состоянии коммуниканта, об интенсивности его переживания, а также об отношении человека к какому-либо событию, лицу или предмету.
Классификация жестов:
* подчеркивающие — такие жесты сопровождают речь и теряют смысл вне речевого контекста;
*конвенциональные — это жесты приветствия, привлекающие к себе внимание, порой оскорбительные и дразнящие. Данные жесты заменяют в речи элементы языка и понятны без включения речи;
*модальные жесты, выражающие отношение к конкретным предметам и людям, сигнализируя об изменении активности человека в процессе общения; данные жесты могут проявляться как жесты одобрения или недоверия, порой неуверенности, незнания, растерянности и смятения, подавленности, удивления;
* жесты, которые используются в разнообразных ритуалах.
В кинесическую структуру невербального общения входит манера одеваться и причесываться.
Мимика есть совокупность конфигураций лицевых мышц (движения бровей, лба, губ и т. д.). Известно, что характер мимической активности может свидетельствовать об эмоциональном состоянии человека. Так, подвижная мимика сигнализирует о легкой возбудимости человека, в то время как малоподвижная мимика указывает на устойчивое настроение и уравновешенность говорящего.
Окулесика представляет собой систему визуального общения: направление взгляда и выражение глаз, установление и длительность контакта с партнером по диалогу, статика и динамика взгляда, обмен взглядами. Лучше всего воспринимается доброжелательный, внимательный, но не слишком настойчивый взгляд.
Поза и походка. Поза — статичное положение человеческого тела в пространстве (например, поза «стоять руки в боки», поза «сидеть, вытянув ноги» и т. д.). Стоит отметить, что поза часто воспринимается вместе с другими кинесическими средствами, например с мимикой, с жестами рук, ног и туловища. Походка представляет собой характерную для индивида манеру ходить. Походка способна передавать различные эмоции. Среди элементов походки выделяют скорость, ритм, длину шага, давление на поверхность, а также постановку носков.
3. Такесика- изучает передачу информации с помощью физических контактов. Выделяют следующие виды прикосновений:
1) профессиональные, носящие обезличенный характер;
2) ритуальные (рукопожатия, дипломатические поцелуи);
3) товарищеские, приятельские;
4) романтичные.
4. Проксемика - изучает передачу информации с помощью расстояния между коммуникантами, взаимного положения, времени и места общения.
Расстояния между коммуникантами несет информацию о характере общения между ними, об их эмоциональном состоянии, о социально-культурных особенностях коммуникации и т. д.
Выбор той или иной дистанции зависит от ряда факторов: гендерные различия, возраст, культурные и этнические особенности говорящих, их физические, индивидуально-личностные характеристики и эмоциональное состояние, а также характер общения и сама обстановка, в которой происходит коммуникация.
Выделяют следующие виды расстояний.
* Интимное расстояние, состоящее из двух фаз – «близкой» и «далекой». Близкая фаза-непосредственный телесный контакт; далекая – расстояние от 15 до 45 см. Данная дистанция между людьми используется при общении достаточно близких людей.
* Персональное расстояние – используется при повседневном общении со знакомыми людьми. Соответственно, тоже имеет близкую (45-75см) и далекую фазы (75-120 см).
* Социальное расстояние приемлемо в ситуации официального диалога, причем близкая фаза (120-210 см) используется людьми, работающими вместе, далекая фаза (210-360 см) более удобна для формального общения.
* Публичное расстояние. Используется для выступления перед значительной аудиторией на расстоянии от 3,5-7,5 м. до 7,5 м и более. В данном случае наиболее оптимальная дистанция общения регулируется с учетом типа взаимоотношений с аудиторией, социальной значимостью лектора, содержанием его речи, размером аудитории.
Пространственное расположение коммуникантов. Люди, находящиеся друг напротив друга, легче переходят в разговоре к конфликту и борьбе, чем при других способах расположения. Наиболее приемлемым является взаимное расположение партнеров под углом, для лучшей регуляции степени обращенности друг к другу.
территория общения. Типы территорий классифицируются по размеру, собственности и типу взаимодействий (функций). По признаку размерности территория может быть крошечной или довольно большой, чтобы можно было взаимодействовать нескольким людям. По признаку собственности территория поделена на первичную (конкретного человека) и вторичную (совместно с другим человеком), а также на публичную, временную (рабочее место на предприятии) и домашнюю.
По функциональному признаку можно выделять территории официальные, деловые и личные. Значимый аспект территориальности – изучение реакции человека на нарушение границ пространства, принадлежащему ему, другими людьми.
При общении собеседники воспринимают не только вербальную информацию, но устанавливают зрительный контакт, воспринимают тембр и интонацию голоса, мимику и жесты. Непосредственно слова передают информацию во время беседы, а жесты, мимика и голос дополняют данную информацию. Невербальное общение нередко возникает бессознательно и может либо дополнять словесный контакт, либо противоречить ему.
Приложение 1
Задание для контроля оценки исходного уровня знаний
« Понятие об общении»
Решить кроссворд:
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали | По вертикали |
#1085;абор информации, идей, взглядов, мыслей, которые отправитель передает получателю #1089;овокупность конкретных коммуникативных умений говорить и слушать #1095;еловек,адресующий информацию другому человеку #1087;роцесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия #1089;клонность общаться | #1089;пособность общаться #1087;роцесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию #1095;еловек, который принимает информацию от другого человека #1088;еализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения #1087;сихологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению |
Эталон ответа:
1 К | |||||||||||||||||||||||||
2С | О | О | Б | Щ | Е | Н | И | Е | |||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||||||||||
У | |||||||||||||||||||||||||
Н | |||||||||||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||||||||||
К | 7Р | 9О | 10Б | Щ | И | Т | Е | Л | Ь | Н | О | С | Т | Ь | |||||||||||
А | Е | А | |||||||||||||||||||||||
Б | Ц | Р | |||||||||||||||||||||||
3Т | Е | Х | Н | И | 4К | А | Е | Ь | |||||||||||||||||
Л | О | П | Е | ||||||||||||||||||||||
Ь | 5К | О | М | М | У | Н | И | К | А | 8Т | О | Р | |||||||||||||
Н | М | Е | А | ||||||||||||||||||||||
О | У | Н | А | ||||||||||||||||||||||
С | Н | Т | К | ||||||||||||||||||||||
Т | И | Т | |||||||||||||||||||||||
Ь | К | И | |||||||||||||||||||||||
А | К | ||||||||||||||||||||||||
Ц | А | ||||||||||||||||||||||||
6О | Б | Щ | Е | Н | И | Е | |||||||||||||||||||
Я | |||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки:
9-10 правильных ответов – отлично
7-8 правильных ответов – хорошо
6-5 правильных ответов – удовлетворительно
Меньше 5 правильных ответов – неудовлетворительно
Приложение 2
Закрепление изучаемого материала
(презентация «Оценка усвоения нового материала»)
Верно или неверно
#1050; невербальным средствам информации можно отнести слова и паузы между ними. Ответ: неверно
#1058;акесика изучает передачу информации с помощью физических контактов. Ответ: верно
Найти соответствие
Разделы невербального общения:
#1050;инесика.-это(г)
#1055;роксемика.-это (а)
#1058;акесика.-это (б)
#1055;аралингвистика.это (в)
Определение:
а)раздел невербального общения, изучающий закономерности организации места и времени общения;
б)раздел невербального общения, изучающий влияние прикосновений в процессе общения;
в)раздел невербального общения, изучающий влияние тональности, тембра голоса, громкости речи при общении;
г)раздел невербального общения, изучающий закономерности мимики, пантомимики, жестикуляции.
Один-лишний
1 кинесика — пантомимика — проксемика — такесика;
2 жесты — мимика — пауза — походка — поза;
Выбрать правильныйответ
#1055;ередача информации может осуществляться с помощью:
а)запаха;
б)паузы;
в)позы;
г)прикосновения;
д)все ответы верны.
2. В какой из следующих ситуаций общение происходит в интимной зоне:
а) вы присутствуете на клинической конференции;
b) вы беседуете с родственниками пациента о лечебно-охранительном режиме в отделении;
с) вы докладываете о завершившейся рабочей смене на пятиминутке у заведующего;
d) вы измеряете артериальное давление пациентке.
3. В какой из следующих ситуаций общение происходит в личной зоне:
а) вы присутствуете на профсоюзном собрании коллектива;
b) вы беседуете с пациентом, даете ему рекомендации по диете;
с) вы пришли утром на смену, идете по коридору, приветствуя коллег;
d) вы делаете перевязку пациенту;
4. Невербальное общение - это:
а) язык телодвижений (мимика, пантомимика);
b) неформальное, дружеское общение;
с) общение по иерархической вертикали;
d) все ответы верны.
5. Паралингвистика – это наука, изучающая:
а) громкость и интонацию голоса;
b) темп, тембр и высоту голоса;
c) тональность, вокализацию;
d) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
6. «Личная» зона, общение в которой не вызывает дискомфорта составляет:
а) от 45 до 120 см;
b) от 120 до 400 см;
с) от 400 до 500 см;
d) от 500 до 750 см.
7. В чем заключается психологическое обоснование того, что во время приема врач и пациент располагаются с двух сторон от угла стола, на расстоянии не более 100-120 см друг от друга? При такой позиции:
а) повышается авторитет врача, он выглядит более профессиональным специалистом в глазах пациента;
b) создается атмосфера открытости в общении , что облегчает коммуникацию;
с) создается атмосфера особо глубокого доверия.
8. Размещение партнеров на расстоянии от 120 до 400 см называют:
а) интимным;
b) социальным;
с) публичным;
d) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности
Современная образовательная ситуация предъявляет новые требования к личностным и социальным установкам, мировоззрению личности, социальной направленности, профессионально...
Конспект родительского собрания на тему "Межличностные конфликты"
В конспекте родительского собрания на тему "Межличностные конфликты" дано понятие межличностным конфликтам, приведены причинные факторы межличностного конфликта (по В.Линкольну), представлена кл...
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...
Роль межличностных отношений в образовательном процессе
Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....
Методическая разработка "Межличностные отношения"
"Межличностные отношения в группе"-Методическая разработка...
Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).
В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы....
Методическая разработка "Межличностные конфликты и пути их разрешения"
Методическая разработка практического занятия "Межличностныен конфликты и пути их разрешения" своими целями ставит закрепление теоретического материала о конфликтах, формирует умение анализировать кон...