Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по теме
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности:
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.73 КБ |
![]() | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № _____
к ППКРС
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.02 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
на базе основного общего образования
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе _______________ /Султанова М.К./ «_______»_____________2018 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2019 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2020 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________2021 г. | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями стандарта Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее CПО) для специальностей: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259). |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол №__, дата «___»________2018 г. Председатель комиссии _____/Кремнева Л.Н./ Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2020 г. Председатель комиссии ________/________/ Протокол №__, дата «___»________2021 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом колледжа Протокол №___ от «_____» __________2018 г. Председатель _____________/Михайлова И.Е./ Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2020 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2021 г. Председатель _____________/______________/ |
Составитель: Чаркова Ирина Викторовна | |
Рецензенты: Внутренний Внешний |
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 13 |
| 15 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1.Область применения программы.
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности:
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности студентов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство студентов с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основы финансовой грамотности направлены
на достижение следующих целей:
- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления;
- способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
- уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения;
- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на достижение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив;
- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
- приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;
- владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
- умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 39 часов,
в том числе:
обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 39 часов;
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 | |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. | ||||
Раздел 1. Семейная экономика. | 12 | |||
Тема 1.1. Личное финансовое планирование. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. | |||
2 | Практическое занятие №1. Тест «Источники денежных средств семьи». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме. | ||||
Тема 1.2. Контроль семейных расходов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. | |||
2 | Практическое занятие №2. Тест «Контроль семейных расходов». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения Саратовской области». | ||||
Тема 1.3. Семейный бюджет. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. | |||
2 | Практическое занятие №3. Тест «Построение семейного бюджета». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи». | ||||
Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. | |||
2 | Практическое занятие №4 Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи» | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи». | ||||
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. | 23 | |||
Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни. | |||
2 | Практическое занятие №5. Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций». Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». | ||||
Тема 2.2. Валюта в современном мире. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. | |||
2 | Практическое занятие №6. Тест «Валюта в современном мире». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ». | ||||
Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
1 | Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. | |||
2 | Практическое занятие №7. Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости». Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению). | ||||
Тема 2.4. Банковская система РФ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека. | |||
2 | Практическое занятие №8. Тест «Банки и их роль в жизни семьи». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Задача «Расчет компенсации по кредиту». | ||||
Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков. | |||
2 | Практическое занятие №9. Тест «Риски в мире денег». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество», | ||||
Тема 2.6. Бизнес, тенденции его развития и риски. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль,организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании. | |||
2 | Практическое занятие №10. Тест «Собственный бизнес». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес». | ||||
Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |
1 | Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. | |||
2 | Практическое занятие №11. Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь». | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг». | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего аудиторных занятий: | 60 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения
Интернет-ресурсы -
- catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
Основные источники:
- Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительные источники:
- Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебноепособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
- Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
- Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
- Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
- Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
| Оперативный контроль в форме:
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Личностные результаты | ||
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов; - формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; - воспитание мотивации к труду; - стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования; - воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. |
- демонстрация интереса к будущей профессии; - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
метапредметные: | ||
- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив; - овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ; - овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем; - формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации. |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский политехнический колледж»
Одобрено цикловой методической комиссией
Протокол № ____ от ______________ 20______г. Протокол № ____ от ______________ 20______г. Протокол № ____ от ______________ 20______г. Протокол № ____ от ______________ 20______г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР «_____» ________________ 20_____ _______________ М.К. Султанова |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дисциплина: УД.02 Основы финансовой грамотности
Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов»
Составлено в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2018 году
Преподаватель: Чаркова Ирина Викторовна
Распределение часов по дисциплине
Курс | Максим. нагрузка | Дневное обучение | ||||
Всего часов | Теоретические | Практические | Лабораторные | Контрольные | ||
1 | 39 | 39 | 27 | 12 | 2 |
№ занятия | Наименование разделов, тем, краткое содержание уроков | Общее количество часов | Тип урока | Наглядные пособия | ПК; ОК | Задания для студентов | Примечание |
1-2 | Введение. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессии СПО. | 2 | Вводная беседа | ||||
Раздел 1. Семейная экономика. | 12 | ||||||
Тема 1.1. Личное финансовое планирование. | 3 | ||||||
3-4 | Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||||
Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы. | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||||
5 ПЗ №1 | Тест «Источники денежных средств семьи». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 1.2. Контроль семейных расходов. | 3 | ||||||
6-7 | Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
8 ПЗ №2 | Тест «Контроль семейных расходов». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 1.3. Семейный бюджет. | 3 | ||||||
9-10 | Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
11 ПЗ №3 | Тест «Построение семейного бюджета». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения как благосостояния семьи. | 3 | ||||||
12-13 | Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
14 ПЗ №4 | Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи». | 1 | Практическая работа | ||||
Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции. | 23 | ||||||
Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | 3 | ||||||
15-16 | Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни. | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||||
17 ПЗ №5 | Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций». Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 2.2. Валюта в современном мире. | 3 | ||||||
18-19 | Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
20 ПЗ №6 | Тест «Валюта в современном мире». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости. | 6 | ||||||
21-22 | Пенсионная система РФ. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
23-24 | Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
25-26 ПЗ №7 | Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости». Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения». | 2 | Практическая работа | ||||
Тема 2.4. Банковская система РФ. | 3 | ||||||
27-28 | Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека. | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||||
29 ПЗ №8 | Тест «Банки и их роль в жизни семьи». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них. | 3 | ||||||
30-31 | Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
32 ПЗ №9 | Тест «Риски в мире денег». | 1 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
Тема 2.6. Бизнес, тенденции его развития и риски. | 3 | ||||||
33-34 | Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
Налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||||
35 ПЗ №10 | Тест «Собственный бизнес». | 1 | Практическая работа | ||||
Тема 2.7.Страхование как способ сокращения финансовых потерь. | 3 | ||||||
36 | Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика. | 2 | Изучение нового материала | Конспекты, интернет ресурс | |||
37 ПЗ №11 | Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь». | 1 | Практическая работа | ||||
38-39 | Дифференцированный зачет | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-111584-1461338675.png)
Рабочая программа по предмету "Основы эконометрики и прогнозирования".
Основной задачей курсапо предмету "Основы эконометрики и прогнозирования" в средних учебных заведениях на базе девятилетней школы является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. воору...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-965305-1509210821.jpg)
Лекции по предмету "Основы финансовой грамотности"
Лекции для студентов средне-специальных учебных заведений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-510813-1415632717.jpg)
Контрольно-измерительные материалы по предмету "Основы финансовой грамотности"
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначен для контроля знаний, обучающихся по специальностям среднего профессионального образова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-510813-1415632717.jpg)
Экзаменационный материал по предмету "Основы финансовой грамотности"
Данный экзаменационный материал составлен в формате КИМ по основам финансовой грамотности на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) обр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-510813-1415632717.jpg)
Рабочая программа УД.03 "Основы финансовой грамотности"
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/13/picture-815349-1473769200.jpg)
Рабочая программа по дисциплине Основы финансовой грамотности
Рабочая программа предназначена для преподавателей СПО, ведущих дисциплину как общепрофессионального характера, так и в качестве дисциплины по выбору. В программе рассматриваются основные вопросы форм...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.34 «...